Повышение уровня реального содержания заработной платы. Трудовой кодекс российской федерации с комментариями

АНАТОЛИЙ ЖУКОВ
доктор экономических наук, профессор Академии труда и социальных отношений
(Россия)

Сложившийся в стране нищенский уровень реальной заработной платы и критически высокая ее дифференциация породили
многочисленные проблемы
Необходимо кардинально увеличить зарплату низкооплачиваемым категориям работников, важным шагом на этом пути должно стать поднятие МРОТ до ПМ ТЧ

Рыночные преобразования в России обернулись катастрофическим снижением покупательной способности заработной платы, необоснованными перекосами на всех уровнях социально-трудовых отношений. Ситуация с покупательной способностью минимальной заработной платы и оплаты труда работников бюджетной сферы оказалась практически замороженной на недопустимо низком уровне.

Сегодня для многих уже ясно, что попытки реализовать либеральные идеи в чистом виде в начале XXI в. не дают положительного результата. Без проведения действенной государственной социально-экономической политики невозможно в полной мере использовать преимущества России в сырьевых ресурсах и квалифицированной рабочей силе и обеспечить динамичное развитие страны как основы кардинального повышения уровня жизни населения. Для решения этой задачи необходимо активное включение государства в создание конкурентной среды и формирование механизма эффективного и социально справедливого распределения вновь созданной стоимости по факторам производства. Олигархические группы, монополистические объединения, коррумпированные чиновники и преступные группировки не просто «убивают» конкуренцию, они, лоббируя принятие выгодных для себя законов, разоряют государство, перераспределяют вновь созданную стоимость в личных интересах и тем самым искусственно сдерживают рост реальной заработной платы большей части наемных работников.

В настоящее время основной фактор производства, которым является наемный труд, оценивается в стране по необоснованно низкой ставке. Причем средняя заработная плата (март 2003 г. – 4 986 руб.) не превышает даже минимального потребительского бюджета (5 124 руб.). По данным Госкомстата, доля оплаты труда в ВВП с учетом скрытой заработной платы и отчислений в социальные фонды в 2002 г. составила 46,4%, в то время как в развитых государствах она равняется в среднем 55%, а в США – около 60%.

Здесь следует учитывать, что Госкомстат включает в скрытую заработную плату и доходы от собственности и предпринимательской деятельности, тем самым искусственно завышая долю оплаты труда в ВВП. При этом указанные доходы направляются, как правило, не на развитие производства, а на строительство (или покупку) загородных домов, открытие счетов в зарубежных банках и т.п.

Из-за отсутствия эффективной социальной политики в стране резко возросла дифференциация доходов и заработной платы по различным группам населения. По данным Госкомстата, в 2001-2002 гг. соотношение доходов 10% богатых и 10% бедных составило 14 против 13,7 в 2000 г. В первом квартале 2003 г. разрыв увеличился до 14,5 (в 1997 г. этот показатель в Японии равнялся 7,1; Германии – 6,1; Австрии – 4,4; а в среднем по всем развитым государствам – 10). Еще более высоким является соотношение средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников: в октябре 1997 г. оно превысило 25, а в апреле 2002 г. – 30,5.

Кроме того, очень высок межрегиональный разрыв по уровню средней заработной платы. Так, в декабре 2002 г. в Ивановской области и Республике Дагестан средняя заработная плата составила соответственно 3 156 и 2 611 руб., а в Чукотском автономном округе – 22 813 руб. (или в 7,2 и 8,7 раза больше).

Еще более значительны в этом плане различия по отраслям. В феврале 2003 г. средняя заработная плата в газовой отрасли промышленности равнялась 37 879 руб. и превысила аналогичный показатель в образовании в 12,8, в легкой промышленности – в 15,5 и сельском хозяйстве – в 23,5 раза. Причем из года в год эти диспропорции нарастают. Естественно, проблема не в снижении оплаты труда газовиков или нефтяников, а в кардинальном увеличении зарплаты низкооплачиваемым категориям работников и прежде всего в сельском хозяйстве, легкой промышленности, отраслях бюджетной сферы. Кстати, в последних оклады в первой половине 2003 г. по всем 18 разрядам (вплоть до руководителей организаций) были ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), как и прежде, выполняет, по сути, роль технического норматива, составив по отношению к прожиточному минимуму трудоспособного человека (ПМ ТЧ) в первом квартале 2003 г. всего 20,2%[(450: 2228) 100]. Это меньше, чем установлено государственным бюджетом на 2003 г., а в нем данная пропорция запланирована на более низком уровне по сравнению с 2002 г., что лишний раз подтверждает отсутствие вразумительной государственной политики в сфере доходов и оплаты труда.

Продолжает оставаться высокой задолженность по заработной плате. Если на начало 2002 г. она составляла 29,9 млрд руб., то к январю 2003 г. возросла до 30,6 млрд, а в апреле 2003 г. превысила 34 млрд руб.

Сложившийся в стране нищенский уровень реальной заработной платы и критически высокая ее дифференциация породили многочисленные проблемы. Растет социальная напряженность в обществе, доля населения, имеющего доход меньше прожиточного минимума, составляет 25%. При низкой цене труда подрывается заинтересованность собственников и работодателей к внедрению новой техники и технологий. В свою очередь у наемных работников снижаются мотивы к высокопроизводительному труду. Квалифицированные кадры уходят из образования, науки и здравоохранения, тем самым резко ограничивая развитие человеческого капитала и переход к экономике знаний. Кроме того, низкая заработная плата сдерживает формирование рынка жилья. Ее следствием является также слабый платежеспособный спрос, тормозящий развитие экономики. К проблемам, порождаемым этим фактором, можно добавить и коррупцию, и контрабанду дешевых товаров и т.п.

Чтобы переломить ситуацию и использовать богатейшие природные и человеческие ресурсы страны в интересах всего общества, органы государственной власти должны принять экстраординарные меры и внести кардинальные изменения в социально-экономическую политику, в частности – в политику доходов и заработной платы.

Первоочередные меры по реформированию заработной платы

Решение поставленной в Президентском послании задачи удвоить ВВП до 2010 г. и преодолеть бедность требует активизации работы по повышению эффективности использования ресурсов страны, внедрению новых технологий на основе передовых научных достижений и развития человеческого капитала. Отмечу, что за счет новых знаний в развитых государствах получают 70-85% прироста ВВП.

Умножение знаний и развитие человеческого капитала обеспечивают прежде всего работники образования, науки, культуры и здравоохранения. И неслучайно на Западе учителя, врачи и ученые являются не менее конкурентоспособными, чем работники топливно-энергетического комплекса, финансовой сферы, государственной службы и тем более промышленности. Исключительное значение образования, науки и здравоохранения в формировании человеческого капитала, являющегося важнейшим фактором ускорения социально-экономического развития в постиндустриальную эпоху, выдвигает на первый план задачу кардинального повышения заработной платы в бюджетной сфере.

Для того чтобы обеспечить развитие человеческого капитала и на этой основе ускорить темпы экономического роста, провести структурные реформы (пенсионную, жилищно-коммунальную и др.), заработную плату по стране в целом в кратчайшее время необходимо увеличить не менее чем в 2 раза. При этом минимальная заработная плата должна быть увеличена до прожиточного минимума трудоспособного человека (ПМ ТЧ), т.е. почти в 5 раз. Только тогда доля затрат домохозяйств на питание и товары первой необходимости в среднем будет составлять примерно 30%, а не 60-70% как в настоящее время. Только тогда в семьях появятся денежные ресурсы для оплаты жилищно-коммунальных и других услуг (в том числе в образовании и здравоохранении) по ценам, приближенным к рыночным, и, следовательно, будут созданы условия для глубоких структурных преобразований.

Решение проблемы о кардинальном повышении заработной платы неразрывно связано с обоснованием ее соотношения с темпами роста производительности труда. Вывод о том, что при опережающих темпах роста заработной платы затраты на рабочую силу, приходящиеся на единицу товара, увеличиваются, а конкурентоспособность экономики снижается, является верным только при неизменном соотношении доходов по факторам производства.

Итак, сегодня в России доля оплаты труда в ВВП ниже, чем в развитых странах. При этом остро стоит вопрос о сохранении и развитии кадрового потенциала в образовании, здравоохранении и науке как основе ускорения темпов роста экономики. В данных условиях можно считать экономически обоснованной такую политику, которая направлена на обеспечение опережающих темпов роста заработной платы над производительностью труда. Причем, во-первых, рост заработной платы в отраслях бюджетной сферы должен происходить за счет ограничения необоснованно высоких доходов от собственности и предпринимательской деятельности монополистов и тех компаний, которые присваивают природную ренту, получая на этом сверхприбыли. И, во-вторых, указанное опережение должно носить кратковременный характер до выхода на оптимальное соотношение оплаты труда и ВВП.

Эта задача при проявлении политической воли органов власти может и должна быть выполнена в кратчайшие сроки. В результате страна получит мощный стимул развития экономики знаний, обеспечивающий динамичный рост ВВП, и на его основе – уровня жизни населения.

В решении проблемы кардинального повышения заработной платы значительное место занимает политика правительства по регулированию цен и тарифов на услуги монополистов. Сегодня в структуре цены высокий удельный вес занимает стоимость сырья, топлива, электроэнергии, материалов и т.д. В последнее время на них устанавливались опережающие темпы роста цен по сравнению с заработной платой и конечной продукцией. Так, согласно предложениям Минэкономразвития в проекте бюджета на 2004 г. предусмотрена инфляция 10%, а предельное повышение тарифов: на газ – 20%, электроэнергию – 16 и железнодорожные перевозки грузов – 12%. И если цены на эти виды ресурсов активно приближаются к мировым, то заработная плата остается на необоснованно низком уровне. Думается, что государственная политика формирования тарифов на услуги монополистов должна быть более эффективной как с точки зрения ее влияния на изменение уровня жизни россиян, так и создания условий для динамичного развития экономики в целом, без чего невозможно кардинальное повышение реальной заработной платы. По крайней мере, тарифы и услуги фирм-монополистов не должны расти быстрее последней.

Нельзя не учитывать того факта, что в России затраты топлива и электроэнергии на одного жителя или единицу производимой продукции в силу природно-климатических условий выше по сравнению с европейскими и другими развитыми странами. Поэтому призывы западных государств к России установить на внутреннем рынке мировые цены на топливо и электроэнергию должны оцениваться с позиций национальных интересов.

Еще раз подчеркну, что главный фактор в ускорении темпов роста ВВП – развитие человеческого капитала. Только это обеспечит формирование новых знаний, являющихся основой создания современных технологий, использование которых и даст скачок производительности труда. Решение данной сложнейшей задачи требует, чтобы заработная плата, прежде всего работников образования, здравоохранения, науки и культуры, была встроена в механизм экономического роста.

Важным шагом в реформировании заработной платы должно стать поднятие МРОТ до ПМ ТЧ. Чтобы это сделать, необходимо выработать принципиально новые подходы в реализации политики доходов и оплаты труда. Во-первых, органам государственной власти следует отказаться от остаточного принципа выделения финансовых ресурсов на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. И, во-вторых, важно нацелить деятельность руководителей организаций на рост производительности труда.

В этом плане, на мой взгляд, следует использовать зарубежный опыт. Сегодня многие страны устанавливают часовой, а некоторые в дополнение и месячный минимум оплаты труда. Например, в США, Канаде и Франции законодательно определена минимальная часовая оплата труда, а в Чехии, Венгрии, Нидерландах и Японии – оба названных показателя. Думается, что и России нужно федеральным законом задавать не только месячный, но и часовой МРОТ. При этом целесообразно, чтобы месячный МРОТ составлял вначале не менее 50% ПМ ТЧ, а далее необходимо обеспечить динамичное повышение первого до уровня второго. Сохранение месячного гарантированного МРОТ, не менее чем в 2-3 раза увеличенного уже в 2004 г., нужно для того, чтобы работодатели не использовали теневые схемы выплаты заработной платы.

Важно также принять закон об индексации часового МРОТ, предусмотрев в нем не только периодичность повышения заработной платы, но и корректировку в зависимости от динамики средней заработной платы (СЗП). Если СЗП растет быстрее, чем потребительские цены, то следует проводить доиндексацию, например, на 60% размера превышения. Так, цены за квартал или полугодие (в зависимости от периодичности индексации или ее порога) выросли на 2, а СЗП – на 7%. Тогда в соответствии с воздействием первого фактора индексируем часовой МРОТ на 2%, а под влиянием второго еще на 3% [(7 – 2) 0,6]. Аналогичный механизм должен применяться и к корректировке месячного МРОТ. Конкретный процент доиндексации мог бы определяться при утверждении Государственной думой государственного бюджета.

Таким образом, будет поддерживаться соотношение МРОТ и СЗП с учетом требований МОТ и Европейской социальной хартии, которую подписала Россия. Как известно, в развитых странах это соотношение не опускается ниже 40-50%. Комитет по социальным правам Совета Европы, комментируя ст. 4 Европейской социальной хартии, подчеркивает, что соотношение минимальной и средней заработной платы за вычетом налогов не должно быть ниже 60%. Следовательно, нам, чтобы выйти на аналогичный уровень (скажем, в 50%, что примерно соответствует сегодняшнему размеру ПМ ТЧ), необходимо увеличить МРОТ с нынешних 9,% [(450: 4 986) 100] более чем в 5 раз.

Аргументами в пользу часового МРОТ, при котором каждый час работы будет оплачиваться не ниже ПМ ТЧ, являются не только повышение его покупательной способности, но и активизация деятельности руководителей предприятий на повышение производительности труда, укрепление трудовой дисциплины, улучшение использования рабочего времени. Все это в совокупности будет содействовать развитию человеческого капитала, формированию умножающегося знания и внедрению на этой основе новых технологий и позволит обеспечить рост ВВП 8-10% в год.

Учитывая имеющиеся резервы кардинального повышения заработной платы, прежде всего МРОТ, решение данной проблемы целиком зависит от воли органов власти проводить не однобокую, а сбалансированную социально-экономическую политику, в которой меры по регулированию заработной платы были бы встроены в механизм экономического роста. В этих целях необходимо активизировать работу по доработке и принятию Концепции реформирования заработной платы и закона «О государственном регулировании заработной платы», а также внести изменения в закон «Об акционерных обществах». Но в первую очередь следует принять закон о часовом МРОТ, соответствующем ПМ ТЧ, и его индексации.

Резервы повышения заработной платы

По моим расчетам, при установлении МРОТ на уровне ПМ ТЧ и пропорциональном увеличении окладов работников отраслей бюджетной сферы не только потребуются существенные финансовые ресурсы, но и вырастут поступления в бюджет. Это произойдет благодаря дополнительным сборам подоходного налога, единого социального налога, НДС, а также выведению из тени части заработной платы, возрастанию товарооборота, экономии на дотациях ЖКХ, сокращению пособий и т.д. При условии сохранения налога с продаж такие поступления составят от 800 млрд до 1 трлн руб.

Использование природной ренты в интересах всего общества, а не ограниченного круга лиц, также является серьезным источником кардинального повышения заработной платы в бюджетной сфере. По оценкам аудиторов Счетной палаты, рентные платежи дадут прибавку в бюджет до 7-8 млрд долл. (по мнению других экономистов, бюджет в 2002 г. мог бы дополнительно получить за счет этого фактора до 20 млрд). Такое перераспределение позволит оптимизировать долю оплаты труда в ВВП и более справедливо делить вновь созданную стоимость между трудом и капиталом.

Чтобы увеличить поступления в бюджет необходимо устранить огромные потери, которые он несет из-за просчетов или корыстных интересов тех, кто управляет государственной собственностью. Недавняя сделка по продаже 75% акций госкомпании «Славнефть» (напомню, тогда не были допущены к торгам пять участников и тем самым не обеспечены конкурентные условия их проведения) привела к тому, что вместо возможных 5 млрд долл. казна получила меньше 1,5 млрд. Российский бюджет потерял несколько сотен миллионов долларов и при продаже государственного пакета акций компании «ЛУКОЙЛ».

К сожалению, подобных примеров довольно много. Поэтому нужно срочно внести соответствующие изменения в законодательство. Они, прежде всего, должны быть направлены на пресечение действий руководителей некоторых акционерных обществ, создающих подконтрольные посреднические фирмы, в которых оседает прибыль. Используя подобные схемы, недобросовестные предприниматели недоплачивают в казну огромные суммы. Так, компания «Роснефть» за последние два года недодала в бюджет около 1 млрд руб.

Один из резервов повышения заработной платы низкооплачиваемым категориям работников – ограничение неоправданно высоких доходов топ-менеджеров акционерных обществ, в которых государство владеет контрольным пакетом акций. Притчей во языцех стали «запредельные» заработки руководителей РАО ЕС и других акционерных обществ, занимающих монопольное положение. Органы государственной власти должны усилить контроль за деятельностью подобных структур. Правительству не следует уклоняться от представления в Государственную думу проекта закона «Об упорядочении регулирования заработной платы и доходов руководителей государственных (унитарных) предприятий и акционерных обществ с государственным участием». Необходимо внести изменения и в федеральный закон «Об акционерных обществах», в которых предусмотреть доступность для всех без исключения акционеров сведений о структуре и размерах доходов первых руководителей.

Сегодня правительство озабочено одним, как снизить налоги на бизнес, и, следовательно, сократить государственные расходы. Однако замечу, что доля последних в ВВП во многих странах Европы выше, чем у нас: в России она составляет около 1/3, а в Германии – 43,3%, Франции – 48,7, Италии – 44,8, Швеции – 52,6 %.

Очевидно, ключевую роль в корректировке модели экономического развития России должно играть не снижение доли государственных расходов в ВВП, а пересмотр их структуры и эффективности. А это зависит от качества управления социально-экономической сферой страны. Если правительственные структуры не могут полноценно распоряжаться оставшейся в их распоряжении собственностью, то нужно идти не по пути сокращения государственных расходов (которые по сравнению с западными странами находятся на более низком уровне), а повышать качество управления.

Думается, что в условиях, когда работники отраслей бюджетной сферы, от которых зависит формирование новых знаний и развитие человеческого капитала, получают нищенскую заработную плату, когда беспрецедентны разрывы по доходам различных социальных групп, необходимо вернуться к прогрессивной шкале подоходного налога. Почему в Германии предельная ставка налога на индивидуальные доходы составляет 53%, в США – 39,6, Швеции – более 50%? А в этих странах дифференциация доходов в 3-4 раза меньше, чем в России. Другое дело, что данная шкала должна быть построена таким образом, чтобы умеренный налог 13% платили домохозяйства с душевым доходом до 4-6 прожиточных минимумов включительно.

Введение прогрессивной шкалы будет способствовать снижению дифференциации доходов и заработной платы, а следовательно, повышению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы. При соответствующих коррективах в системе налогообложения, предусматривающих льготы на ту часть прибыли, которая направляется на развитие производства, ее введение будет также способствовать увеличению инвестиций.

В статье рассмотрены лишь некоторые, лежащие на поверхности резервы роста заработной платы низкооплачиваемых категорий, от которых зависит формирование экономики знаний. В частности, не затронуты такие проблемы, как борьба с коррупцией, разделение власти и бизнеса, создание конкурентной среды и более благоприятных условий для инвестиций, изменение бюджетной политики, снижение дифференциации доходов и т.д. Чтобы оценить реальные возможности кардинального увеличения МРОТ и заработной платы работников отраслей бюджетной сферы, необходимо сравнить показанные резервы с потребностями в дополнительных финансовых ресурсах. Установление тарифной ставки 1 разряда на уровне ПМ ТЧ и пропорциональный рост окладов работников бюджетной сферы по всем разрядам Единой тарифной сетки, по моим расчетам, потребует в 2004 г. (при условии, что доплаты и надбавки пойдут с понижающим коэффициентом 0,25) около 1,1 трлн рублей. Перечисленные же резервы намного превышают данную сумму.

Таким образом, в России имеется достаточно финансовых ресурсов для кардинального повышения заработной платы, и прежде всего МРОТ, а также окладов работников отраслей бюджетной сферы. Нужна лишь политическая воля представителей верховной власти в решении этого исключительно важного для россиян вопроса.

Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Комментарий к статье 134

1. Реальное содержание заработной платы представляет собой совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда.
В силу происходящих в рыночной экономике инфляционных процессов реальное содержание заработной платы имеет тенденцию к уменьшению. Для того чтобы предотвратить снижение покупательной способности зарплаты, вводят механизмы индексации.
Индексация направлена на корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Повышения уровня реального содержания заработной платы индексация не обеспечивает, поэтому в статье специально указано, что индексация лишь включается в механизм повышения реального содержания заработной платы, отнюдь не являясь единственным способом его обеспечения.
2. Индексации подлежит не только начисляемая заработная плата, но и другие выплаты, причитающиеся работнику. Так, он имеет право на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов (ч. 3 п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).
3. Трудовое законодательство с 1 января 2005 г. не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы.
Не существует и единого комплекса гарантий проведения индексации, таких как установленный законодательством порог индексации, ее периодичность, минимальная величина и т.п. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. Ее правила определяются в зависимости от вида работодателя либо законами и подзаконными нормативными актами (для бюджетных организаций), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом.
4. В зависимости от источника финансирования индексация заработной платы осуществляется различными по своей юридической силе нормативными правовыми актами. Так, порядок проведения индексации в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Индексация заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, а в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — актами органов местного самоуправления.
5. В организациях так называемого «реального сектора экономики», не получающих бюджетного финансирования, а также для работников работодателей — физических лиц порядок индексации может быть установлен отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором или локальным нормативным актом. Не исключена и возможность установления порядка индексации в трудовом договоре, хотя комментируемая статья этого не предусматривает. Индексация заработной платы является одним из условий оплаты труда, которые должны отражаться в трудовом договоре (см. коммент. к ст. 57). В том случае, когда коллективный договор не заключен, а локальный нормативный акт не принят (например, при возникновении трудового отношения между двумя физическими лицами), правила индексации могут быть установлены в трудовом договоре.
6. Трудовой кодекс не устанавливает никаких требований к механизму индексации, поэтому законодатель (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, работодатель) вправе избрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления. Обычно индексация производится путем повышения тарифных ставок (должностных окладов).
Размер повышения, его периодичность, минимальные и максимальные размеры устанавливаются соответствующим органом государственной власти, местного самоуправления или работодателем. Так, отраслевое тарифное соглашение между ЦК профсоюза машиностроителей Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на 2009 — 2011 годы (п. 4.5) рекомендует по окончании каждого квартала производить индексацию заработной платы работников исходя из уровня прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ, на территории которого находится организация (СПС КонсультантПлюс). Иной подход избран в Отраслевом соглашении по транспортному строительству на 2007 — 2009 годы (п. 2.4): оно предписывает работодателям отрасли ежеквартально осуществлять индексацию тарифных ставок (окладов) не менее чем на величину роста потребительских цен на товары и услуги за прошедший период на основании данных Федеральной службы государственной статистики (СПС КонсультантПлюс). В коллективном договоре Открытого акционерного общества «Балтийский завод» на 2007 — 2009 годы работодатель принял на себя обязательство 2 раза в год (в январе и июле) индексировать заработную плату на 3,0% работникам, у которых она при полностью отработанном месячном фонде составляет менее двукратного размера прожиточного минимума по Санкт-Петербургу (п. 6.1).

СТ 134 ТК РФ .

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает
индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные
учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового
права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями,
локальными нормативными актами.

Комментарий к Ст. 134 Трудового кодекса РФ

1. Реальная заработная плата - это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и, как результат, к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится прежде всего индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР". Механизм, предусмотренный в данном Законе, к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия названного Закона и до настоящего времени увеличился почти в 3000 раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ или органов местного самоуправления. Порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК РФ не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума).

6. Поскольку индексация заработной платы является не повышением ее размера, установленного трудовым договором, а предусмотренным законом способом повышения ее реального содержания, согласия работника на проведение индексации не требуется.

Споры об индексации - а точнее, обязаны ли ее проводить именно коммерческие компании, ведутся уже давно. Одни считают, что индексация - это право работодателя, другие уверены, что любой работодатель должен индексировать заработную плату работнику. Разобраться в трудностях юридического толкования поможет эксперт по трудовому праву Татьяна Ширнина.

Для того, чтобы наверняка понять, какая позиция правильная, а главное - как реализуется норма на деле, и какой подход в данном вопросе выработала судебная практика, необходимо подробно проанализировать статью 134 Трудового кодекса РФ.

«Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы».

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами ».

Если обратиться к буквальному толкованию, мы видим, что вторая часть статьи (второе предложение) построена в форме императива. То есть, вариативность действий работодателя отсутствует, и норма четко указывает «производят », а не «могут производить». В чем же тогда разница?

1) Госорганы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

2) Другие работодатели (т.е. речь идет о частном секторе) производят индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

При дословном прочтении статьи можно сразу понять: различие состоит исключительно в порядке индексации.

Позиция регулятора

Высший судебный орган нашей страны уже не раз высказывал свою позицию: индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам , работающим по трудовому договору. По закону частные компании имеют право самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы (в том числе с учётом мнения представителей рабочих коллективов). Это позволяет - в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов - учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя (Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 913-О-О).

То есть, регулятор принимает во внимание особенности правового положения работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, однако НЕ позволяет лишать работников предусмотренной законом гарантии. Размеры компенсации, порядок и условия выплат следует прописывать в коллективном договоре, трудовом договоре либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 N 1707-О).

В Постановлении от 9 февраля 2012 года N 2-П Конституционный суд разъяснил, каким образом применяются нормы статьи 134 Трудового кодекса РФ.

Федеральный законодатель предусмотрел различный порядок обеспечения указанной в ней государственной гарантии для работников госорганов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и работников частных предприятий, для того, чтобы защитить работодателей, которые на свой риск осуществляют предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения. Одновременно достигается другая цель: через институт социального партнерства гарантировать участие работников и их представителей в принятии соответствующего согласованного решения в одной из указанных в оспариваемой норме правовых форм. Тем самым на основе принципов трудового законодательства, при сочетании государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, устанавливается баланс интересов работников и работодателей.

Что же такое порядок индексации?

Из положений, приведенных выше, можно сделать вывод, что порядок подразумевает условия проведения и размер индексации, способ ее начисления, периодичность и сроки. Однако важно понимать: право работодателей, не финансируемых из федерального бюджета, самостоятельно определять сроки и порядок выплат, не означает, что механизм индексации тоже разрешено менять по собственному усмотрению. Принятый порядок не может умалять права работников коммерческой компании относительно прав работников предприятий, учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 12.03.2015 по делу N 33-7487).

Если говорить о способах индексации, то работодатели – коммерческие организации чаще всего используют формулу увеличения окладов (часовых тарифных ставок) на определенный коэффициент. Этот коэффициент может соответствовать, например, индексу потребительских цен, который публикуется Росстатом, либо росту прожиточного минимума трудоспособного населения, либо уровню инфляции (к слову, в 2016 году равен 6,4). Какой порядок выбрать - решать только работодателю. Периодичность также определяется работодателем: ежемесячная, ежегодная, ежеквартальная.

Заметьте - в статье нет ни слова о том, что упомянутого коллективного договора, соглашения или локального нормативного акта может не быть. Поэтому на частый вопрос: «А что делать, если у нас нет ни локального акта, ни коллективного договора, ни соглашения?» можно дать лишь один ответ: «Разработать этот самый документ, в котором будет прописан механизм индексации именно для вашей компании, и чем быстрее, тем лучше».

По сути, тот же ответ дали представители Роструда в своем письме от 19.04.2010 N 1073-6-1:

«…В том случае, если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагаем, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты ».

Это же подтверждает и судебная практика. Так, Апелляционным определением Мурманского областного суда от 10.09.2014 N 33-2623-2014 установлено, что коллективным договором и локальными нормативными актами не регламентирован порядок индексации заработной платы. В связи с этим суд возложил на работодателя обязанность установить такой порядок. Аналогичные выводы содержатся и в Определении Ленинградского областного суда от 15.05.2013 N 33-1971/2013.

Как видим, позиция судов и органов исполнительной власти, которые ведут непосредственный контроль и надзор за исполнением норм трудового законодательства едина.

В каком внутреннем документе прописать порядок индексации - остается на усмотрение работодателя. Можно предусмотреть особый раздел в Положении об оплате труда или ином локальном акте, устанавливающем систему оплаты труда, либо оформить отдельным локальным актом. Тут все зависит от кадровой политики, принятой в вашей компании, и от целесообразности издания самостоятельного локального акта по вопросу индексации.

Парадоксы судебной практики

Хотелось бы обратить особое внимание на один парадокс. Суды единогласны в вопросе обязательности наличия локального акта, устанавливающего порядок индексации. Однако когда работники обращаются с иском о взыскании с работодателя задолженности по индексации, выводы противоречат логике. Если локальные нормативные акты, предусматривающие индексацию заработной платы работников, отсутствуют, а способ и периодичность индексации не установлены трудовым договором, суды отказывают в удовлетворении требований обязать работодателя проиндексировать заработную плату работника. (См. например, Апелляционное определение Московского городского суда от 08.08.2014 по делу N 33-31611/2014 ).

То есть, фактически истец ничего не сможет получить. Потому что от штрафа, наложенного на организацию и должностных лиц по ч.1 т. 5.27 КоАП РФ, работник не выигрывает ничего. Самое большее, чего он добьется (если останется работать в той же организации) - это надежда, что работодатель после предписания исполнит обязанность по разработке порядка индексации и реального ее проведения. К сожалению, здесь налицо ситуация, когда защита трудовых прав в руках государственной инспекции труда, а не суда.

Более того, даже если положения об индексации прописаны в коллективном договоре (или локальном акте), но обусловлены экономическими показателями компании, в некоторых случаях, суды учитывают данный фактор. При доказанности тяжелого финансового положения предприятия, снижении объемов производства, низкой эффективности труда и падении экономических показателей, суд может сделать вывод об отсутствии условий для повышения заработной платы работникам (см.: Апелляционное определение Московского городского суда от 10.09.2014 по делу N 33-31889/2014 ).

Три ключевых вывода

  1. Индексацию обязаны проводить все работодатели независимо от формы собственности организации;
  2. Механизм индексации коммерческими компаниями устанавливается самостоятельно;
  3. Порядок проведения индексации должен быть закреплен в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте. Если же порядок проведения не установлен значит компания несет очень высокий риск привлечения к административной ответственности по ч.1 т. 5.27 КоАП РФ.

Разумеется, принимая решение, работодатель принимает на себя все риски. Но прежде чем закрыть этот вопрос, непременно взвесьте все «за» и «против». Требование закона исполнить не так уж сложно, а вот неисполнение статьи 134 Трудового кодекса РФ не только прибавит «головной боли», но и скорей всего обернется финансовыми затратами - причем в гораздо больших размерах, чем на индексацию.

Татьяна Ширнина, ведущий юрист Департамента трудового права Института профессионального кадровика

Изучая образец заполнения типового трудового договора, кадровый работник натолкнулся на условие об индексации зарплаты. Но как заполнить этот раздел, если ежегодная индексация на предприятии не производится? И ведь так повсеместно. В лучшем случае, рост заработка сотрудников происходит путем увеличения окладов, которое имеет место время от времени. Давайте разбираться в этой проблеме.

Индексация заработной платы в 2018 году

Сразу скажем, что по закону зарплату работников из-за роста потребительских цен на товары и услуги индексировать нужно (ст. 134 ТК РФ). Такая гарантия им установлена для повышения уровня реального содержания зарплаты. Ведь не секрет, что год от года трудовые доходы обесцениваются из-за инфляции.

Причем индексация зарплаты – это не право организации, а ее обязанность, установленная законодательством (ст. 130, 134 ТК РФ).

Руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности, если он игнорирует требования трудового законодательства в части индексации заработков сотрудников.

Однако на практике единый порядок проведения индексации з/п для коммерческих организаций не разработан. То есть порядок увеличения доходов работников должны устанавливать сами организации, учитывая специфику своей деятельности (определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 № 2618-О).

А по мнению чиновников Роструда, вследствие того, что индексация зарплаты – обязанность работодателя (организации или индивидуального предпринимателя), то ему следует внести соответствующие изменения в свои внутренние нормативные акты. Например, в коллективный договор или положение об оплате труда, действующие в организации (письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1).

К сведению

Законодатели не оставляют попыток разработать единый порядок индексации зарплат в коммерческих организациях. Так, в середине 2016 года в Госдуму был внесён законопроект № 1119655-6. Он предусматривал обязательную ежегодную индексацию зарплаты с учетом социально-экономических условий, величины прожиточного минимума, а также роста потребительских цен на товары и услуги в соответствующем регионе. Однако в конце сентября 2017 года он был отклонён и в итоге не рассмотрен.

Типовой трудовой договор: условие об индексации

Напомним, что с 2017 года действует типовой трудовой договор, разработанный специально для микропредприятий. Использование этого формуляра позволяет малым фирмам (ООО, предпринимателю) отказаться от использования локальных трудовых актов. Ведь типовая форма предусматривает основной набор условий и гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.

Помимо прочего, в этом типовом трудовом договоре есть условие об индексации заработной платы работника. Это пункт 15 «Порядок повышения уровня реального содержания заработной платы устанавливается…».

Если уровень реального содержания зарплаты повышается путем её увеличения, то запись в данном пункте типового договора будет выглядеть так:


В подпункте “к” пункта 13 раздела III типового трудового соглашения для малого бизнеса прописано, что наниматель обязан “обеспечивать повышение уровня реального содержания заработной платы”. Но опять же: конкретный механизм не приведён.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Похожие публикации