В каком случае заключается контракт. Что такое муниципальный контракт

Сегодня в обществе зачастую ведутся разговоры о государственном контракте, однако муниципальный контракт упоминается гораздо реже. Но ведь последних существенно больше в действительности. Большинство людей предполагает, что различия между этими контрактами сходятся лишь к заказчику. Возможно, вы тоже полагаете, что заказчиком в соответствии с государственным контрактом является государственное учреждение, а в соответствии с муниципальным - муниципальное. Тем не менее отличительные черты не ограничиваются столь банальным образом. Именно поэтому в данной статье рассматриваются государственные и муниципальные контракты, закупки, им соответствующие, а также многие другие вопросы, которым целесообразно уделить внимание.

Муниципальные и государственные контракты

Федеральный закон РФ под номером 94 обеспечивает регулирование отношений по поводу размещения заказов, связанных с поставкой товарной продукции, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Помимо этого, закон регулирует исполнение государственного, муниципального контракта; единый порядок в отношении размещения заказов; организацию прозрачности и гласности при этом. Предотвращение коррупции и злоупотреблений в области размещения заказов также предусматривается представленным законодательным актом.

Важно отметить, что потребности, свойственные муниципальным образованиям, муниципальным заказчикам в услугах, товарной продукции и работах, которые необходимы для решения вопросов местного значения так или иначе обеспечиваются за счет денежных средств из источников финансирования внебюджетного уровня, а также местных бюджетов. Как выяснилось, контракт для государственных и муниципальных нужд - это не одно и то же. Так, соответствующие нужды наделены следующими отличиями:

  • Нужды государства обеспечиваются по расходным обязательствам России и расходным обязательствам субъектов страны за счет денежных средств бюджетов последних, а также федерального бюджета. Обеспечение же потребностей в товарной продукции, работах и услугах производится из источников финансирования внебюджетной природы.
  • Исполнение муниципального контракта связано с нуждами, обеспечиваемыми за счет денежных средств бюджетов местного уровня непосредственно по расходным потребностям муниципальных формирований в товарной продукции, работах и услугах, в которых есть необходимость для устранения проблем местного значения и реализации отдельных полномочий государства, которые передаются органам местного самоуправления посредством всех федеральных законодательных актов и, помимо этого, законов субъектов РФ.

Как выяснилось, различия между государственными и муниципальными органами - налицо.

Муниципальные заказчики

Заключение муниципального контракта осуществляется лишь после соответствующего уведомления от заказчика. Муниципальные заказчики - органы государственной власти субъектов РФ и государственные местные органы, а также уполномоченные приведенными структурами на размещение заказов. Как правило, уполномоченные органы, в число которых входят федеральные исполнительные органы, исполнительные органы субъектов РФ и местные органы власти, реализуют собственные функции, связанные с размещением заказов для муниципальных заказчиков.

Исключение в данном случае составляет заключение муниципального контракта на поставку товарной продукции, выполнение работ, а также оказание услуг для муниципальных нужд. При этом контракт, так или иначе, утверждается посредством подписи муниципального заказчика. Важно отметить, что порядок взаимодействия государственного уполномоченного органа и муниципальных заказчиков организуется в процессе принятия решения по поводу формирования данного уполномоченного органа.

Необходимо обратить внимание на то, что особенности, свойственные размещению заказов на поставку ценностей материальной природы в резерв государства или государственного заказа оборонного характера, могут быть установлены посредством иных федеральных законов.

Законодательная основа

Посредством пункта второго статьи 72 российского Бюджетного кодекса муниципальным образованиям предписывается заполнять образец муниципального контракта строго в рамках ограничений бюджетных обязательств. Так, приведенная норма гарантирует наличие в местном (муниципальном) бюджете средств, которые необходимы для оплаты товарной продукции, работ или услуг в соответствии с муниципальным контрактом.

На базе данного норматива в случае заключения муниципального контракта можно хранить абсолютную уверенность в том, что государственные власти местного назначения не преминут обязательно оплатить собственный заказ. Однако подобный расклад уместен лишь в теории. На практике сроки муниципального контракта могут несколько сдвигаться. Так, зачастую случаются «опоздания» в плане оплаты муниципального заказа по причине несвоевременности в пополнении государственного местного бюджета.

Именно поэтому, прежде чем обратиться к тому или иному заказчику, необходимо изучить муниципальный законодательный акт, который предусматривает порядок реализации муниципального заказа. Важно отметить, что этот правовой акт должен быть утвержден в совершенно любом муниципальном формировании. Помимо того, он обязателен к публикации для всеобщего обозрения.

Размещение заказов

Характеризующее муниципальный контракт выполнение заказа, как правило, предусматривает существенные объемы реализации работ, поставок товарной продукции, а также оказания услуг. Данные условия, так или иначе, предполагают серьезный доход исполнителю муниципального контракта.

Как правило, трудовые правоотношения оформляются в виде трудового договора, но в некоторых организациях заключают контракты.

С законодательной точки зрения эти два понятия идентичны, однако на практике возникают разногласия по этому поводу.

Термин «трудовой контракт» пришел из-за рубежа.

В Штатах это основной документ при трудоустройстве.

Контракт является разновидность трудового договора с определенным сроком действия.

В российском трудовом законодательстве нет определения «трудовой контракт с работником», есть только «договор». Эти два понятия считаются тождественными.

Контракт так же, как и договор, содержит определенные условия: наименование работодателя, условия труда, должность и т. д.
Контракт прекращается по истечению срока, при нарушении правил охраны труда ( или гибель сотрудника), невыполнении условий одной из сторон, нарушении рабочей дисциплины или неисполнении работником трудовых обязанностей.

В случае с контрактом все несколько иначе. Наниматель заинтересован в работнике, следовательно, контракт является гарантией того, что сотрудник отработает весь положенный срок.

В случае с контрактом трудовые обязанности более четко определены и работодатель не может заставить выполнять функции неоговоренные в документе. Таким образом, контракт более надежен по сравнению с трудовым договором .

Частые вопросы по трудовому контракту

Как расторгнуть контракт?

Есть множество причин, по которым можно или необходимо расторгнуть контракт. Контракт может быть расторгнут при изменении определенных условий с момента его подписания. Некоторые контракты могут быть аннулированы, если они не были заключены в соответствии с законом. Если вы решили расторгнуть контракт, то убедитесь, что этот шаг не приведет к негативным последствиям для вас .

Трудовой контракт с легкостью может быть расторгнут если:

  • сам документ содержит пункт о порядке расторжения;
  • невыполнимость обязательств;
  • недостижимость цели контракта;
  • отказ от выполнения обязательств (к примеру, одна сторона отказывается выполнять договоренности);
  • нарушение условий контракта.

Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 525 ГК РФ).

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ).

К отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются положения о договоре поставки (ст. 506-523 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами § 4 главы 30 ГК РФ; в части, не урегулированной указанными правилами, применяются иные законы (п. 2 ст. 525).

Помимо ГК РФ, отношения по поставке для государственных и муниципальных нужд регулируются Бюджетным кодексом РФ, Законом РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и рядом других нормативных актов. Кроме того, сохраняют силу отдельные положения Федерального закона от 13 марта 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

В соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) непосредственно государственному или муниципальному заказчику (далее — заказчику) либо указанным им получателям без заключения каких-либо договоров на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.

Однако соответствующим контрактом может предусматриваться прикрепление заказчиком поставщика-исполнителя к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Сторонами государственного или муниципального контракта на или муниципальных нужд являются заказчик и поставщик (исполнитель).

Согласно ст. 4 Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в качестве заказчиков могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее — уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При этом государственные или муниципальные контракты подписываются заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

В соответствии со ст. 6 указанного Закона заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе договора юридическое лицо (далее — специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее — конкурс) или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее — аукцион) — разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий государственного или муниципального контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание государственного или муниципального контракта — заказчиком.

Поставщиками (исполнителями) являются организации, признанные победителями торгов, проводившихся в целях размещения государственных или муниципальных заказов, либо принявшие доведенный до них государственный или муниципальный заказ к исполнению.

Особенностью предмета данной разновидности купли-продажи является цель приобретения товаров — удовлетворение государственных и муниципальных нужд.

Заключение государственного (муниципального) контракта и договора поставки для государственных (муниципальных) нужд

Государственный или муниципальный контракт (далее — контракт) заключается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 527 ГК РФЛ Причем для заказчика, разместившего заказ, заключение контракта является обязательным, если иное не установлено законом. А для поставщика (исполнителя) оно обязательно лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением контракта. Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия.

Размещение заказа может осуществляться:

  • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  • без проведения торгов (путем запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В ст. 528 ГК РФ установлен порядок заключения контракта. Проект контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Та сторона, которая получила проект, не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне. При наличии разногласий по условиям контракта в этот же срок должен быть составлен протокол разногласий. Последний вместе с подписанным контрактом либо уведомление об отказе от его заключения направляется другой стороне.

Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть их и принять меры по согласованию последних с другой стороной и известить ее о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее 30 дней на рассмотрение суда.

Если контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса.

В случаях, когда сторона, для которой заключение контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить контракт.

Правила о заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд предусмотрены ст. 529 ГК РФ. В частности, если согласно контракту поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Такое извещение является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципапьных нужд.

В свою очередь поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее 30 дней со дня получения извещения от заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен контрактом либо проект договора не представлен покупателем.

Сторона, получившая проект договора, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение 30 дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.

Сторона, которая получила подписанный проект договора с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в 30-дневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

В случаях, когда поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта.

Закон предоставляет покупателю право полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку (п. 1 ст. 530 ГК РФ). В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

Заказчик не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) должен либо выдать извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направить поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары.

В случае невыполнения заказчиком данных обязанностей поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от него принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на заказчика. В случаях, предусмотренных законом, заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом. Если отказ заказчика от товаров повлек расторжение или изменение договора, то убытки, причиненные покупателю, возмещаются заказчиком (ст. 534 Г К РФ).

Особенности подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. Данные работы финансируются из бюджета или внебюджетных источников.

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязан выполнить строительные или иные работы, согласно контракту на выполнение подрядных работ, связанные со строительством или ремонтом объектов, и передать их результаты государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Предметом контракта являются результаты строительных и иных работ, связанных с ними (проектных, изыскательских, ремонтных и др. — п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Особенности государственного или муниципального контракта:

  • по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования:
  • по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ);
  • заказчиком по контракту выступает государственный орган, обладающий инвестиционными ресурсами, либо организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком может быть лицо, являющееся предпринимателем и имеющее необходимую лицензию:
  • основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются по правилам ст. 527 и 528 ГК РФ (основания заключения государственного или муниципального контракта);
  • содержание государственного или муниципального контракта, заключенного по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимые в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ, определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанною его победителем (п. 2 ст. 766 ГК РФ);
  • отношения по государственному или муниципальному контракту регулируются не только ГК РФ, но и законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд, т.е. Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».

Государственный или муниципальный заказчик обязан принять работы, оплатить или обеспечить их оплату.

В качестве государственного или муниципального заказчика соответственно могут выступать:

  • по государственному контракту — государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федератьного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования;
  • по муниципальному контракту — органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ).

В качестве заказчика выступает либо государственный орган, либо организация, нацеленная соответственным государственным органом правом распоряжения государственными ресурсами.

В качестве подрядчика выступают как юридические, так и физические лица.

Государственный или муниципатьный контракт на подрядные работы содержит существенные условия:

  • характеристику объекта;
  • объем и стоимость работ;
  • начальные и конечные сроки:
  • размер и порядок финансирования;
  • способ осуществления исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК РФ).

Изменение условий государственного контракта по срокам или иные условия допускаются при уменьшении средств соответствующего бюджета. выданного для финансирования работ (ст. 767 ГК РФ).

Законодательство РФ предусматривает установление правоотношений между государственными или муниципальными структурами и частными поставщиками товаров, сервисов и работ посредством подписания особых контрактов. Данные соглашения должны заключаться в соответствии со строгими правилами, установленными в отдельных источниках права. Их подписание и исполнение характеризуется большим количеством нюансов. В чем заключается специфика правоотношений, оформляемых посредством государственных контрактов? Каким образом они заключаются?

Что может быть предметом государственного контракта?

Государственный контракт заключается в целях юридического оформления правоотношений, предмет которых — реализация товаров или оказание услуг для нужд органов власти, возникающих по причине необходимости реализации данными структурами своих полномочий. Заказчик в рамках соответствующего договора — государство, а исполнителем может быть организация, ИП или физическое лицо.

Как может выглядеть государственный контракт? Образец структуры соответствующего документа — на картинке ниже.

Контрагент по госконтракту может быть как связанным с госструктурами, так и независимым от них. В ряде случаев государственный контракт может заключаться и с иностранными субъектами, как правило, в тех случаях, когда необходимые товары или услуги орган власти не может заказать внутри страны.

Рассматриваемый тип правоотношений заключается в рамках определенных законом процедур и сроков. Изучим их специфику подробнее.

Процедура и сроки заключения госконтракта

Первый этап оформления правоотношений с участием государства и его контрагентов — составление проекта рассматриваемого контракта. Он разрабатывается непосредственно органом власти, то есть, заказчиком, а затем направляется поставщику. Если вторую сторону правоотношений устраивают то она подписывает его в течение 30 дней, после чего передает экземпляр контракта государственному органу, который разработал проект соглашения.

В ряде случаев заключение государственного контракта осуществляется после торгов в рамках процедуры размещения госзаказа для нужд органов власти. В этом случае сроки подписания соответствующего соглашения могут быть другими: договор может быть заключен не ранее, чем через 10 дней после подписания протокола торгов, но не позднее чем через 20 дней после осуществления данной процедуры.

Если поставщик не подпишет договор в сроки, определенные законодательством, то право заключения соглашения с государством передается другому хозяйствующему субъекту. Как правило, тому, который предложит следующую по степени выгоды цену в рамках торгов. При этом фирма, отказавшаяся от заключения государственного контракта, может быть внесена в реестр недобросовестных контрагентов. В этом случае соответствующая организация не сможет в течение 3 лет участвовать в торгах при госзаказах.

Заключение государственного контракта предполагает определение его условий. Изучим данный аспект подробнее.

Условия по государственным контрактам

Условия контракта, заключаемого поставщиком тех или иных товаров или услуг с государством, классифицируются:

  • на существенные;
  • на обязательные;
  • на прочие.

К первому типу условий соответствующего соглашения относятся:

  • предмет;
  • сроки;
  • стоимость поставок и порядок их оплаты.

В случае если контрагент работает по УСН, то цена контракта указывается без НДС. Если нет, то величина налога на добавленную стоимость отражается в структуре цены по контракту.

К обязательным условиям договора относятся:

  • место исполнения соглашения;
  • процедура приемки поставленного товара;
  • условия ответственности сторон правоотношений.

Как правило, государственный контракт предполагает установление порядка ответственности, в соответствии с которым государство или его контрагент выплачивают в случае неисполнения условий договора неустойку, исчисляемую с учетом действующей ставки рефинансирования Центробанка. В случае если какая-либо из сторон докажет, что неисполнение условий контракта имело место в силу форс-мажора или иной объективной причины, неустойка не уплачивается.

К прочим условиям контракта можно отнести, в частности, его обеспечение. Полезно будет рассмотреть его специфику подробнее.

Обеспечение как условие контракта

Под обеспечением в контексте такого соглашения, как государственный контракт принято понимать финансовую гарантию исполнения поставщиком товаров или услуг по госзаказу. В случае если контрагент органа власти не сможет решить поставленные задачи, то за счет обеспечения заказчик получит возможность покрыть возникшие убытки.

Основные госконтрактов:

При этом величина обеспечения в рамках государственных контрактов не должна превышать 30 % от цены поставок товаров или оказания услуг, зафиксированной в извещении об инициировании торгов.

Даже если условия контракта между государством и его контрагентом согласованы, впоследствии их, так или иначе, можно изменить. Изучим то, каким образом это можно сделать.

Изменение условий государственного контракта

Прежде всего отметим, что условия госконтракта, относящиеся к существенным, сроки, место реализации правоотношений, а также корректироваться не могут. Однако, разрешается изменять такие опции соглашения, как:

  • данные о сторонах сделки (изменения в них могут быть предопределены, к примеру, теми или иными корректировками в учредительных документах, реквизитах);
  • сведения о количестве или объеме заказанных государством товаров или услуг;
  • общая цена контракта, в случае если по инфляционным причинам при долгосрочном соглашении меняются факторы, влияющие на величину издержек поставщика.

При этом любое изменение условий государственного контракта, инициированное одной стороной сделки, должно быть принято партнером по соглашению.

Изучим теперь то, в каком порядке госконтракт прекращает свое действие.

Прекращение действия контракта

Государственный контракт (договор) может быть прекращен, если:

  • сторонами исполнены основные обязательства;
  • партнеры совместно приняли решение о прекращении правоотношений;
  • соответствующий договор аннулирован судом.

Расторгается контракт, как правило, в порядке гражданского судопроизводства. Слушание на предмет аннулирования соглашения, таким образом, инициируется одной из сторон. При этом она может обратиться в суд, только если ее партнер отказался расторгнуть контракт при наличии на то правовых оснований, или же в случае, если от контрагента не получен ответ на соответствующее предложение в установленный срок — по договору или по законодательству.

Государственный и муниципальный контракт — инструмент документального оформления правоотношений, который регулируется положениями ст. 72 БК РФ, а также принятого 05.04.2013. Рассмотрим особенности законодательного регулирования процедуры заключения госконтрактов подробнее.

Законодательное регулирование государственных контрактов: статья 72 БК РФ

Итак, в числе ключевых источников права, юрисдикция которых распространяется на предприятия, участвующие в правоотношениях в рамках государственных контрактов — Бюджетный кодекс. В соответствии с положениями статьи 72 БК РФ закупки различных товаров, работ или сервисов в целях обеспечения потребностей государственных или же муниципальных органов власти осуществляются в формате контракта, который:

  • заключается по товаров, сервисов или работ;
  • формируется в соответствии с установленными нормами права;
  • оплачивается при соблюдении лимитов в рамках бюджетных обязательств, что установлены в законодательстве.

БК РФ выделяет отдельную категорию соглашений — госконтракты на предмет поставок тех или иных товаров для Вооруженных сил России в рамках программ, которые утверждаются президентом РФ. Данные договоры могут заключаться при условии оплаты поставок в пределах денежных средств, которые определены условиями соответствующих программ.

В БК РФ также сказано о том, что государственный контракт на оказание услуг или же выполнение работ при длительности цикла реализации, превышающей срок действия лимитов в рамках бюджетных обязательств, может оплачиваться в пределах величины денежных средств, которые определены посредством решений, принимаемых органами власти в порядке, определенном положениями БК РФ.

В случае если предмет госконтракта — поставка товаров в рамках срока, который превышает срок действия лимитов бюджетных обязательств, то соответствующие соглашения могут заключаться с учетом норм права, регулирующих правоотношения в контрактной системе закупок тех или иных товаров.

Законодательное регулирование госконтрактов: ФЗ № 44

Следующий важнейший источник права, определяющий то, каким образом осуществляется заключение государственного контракта — ФЗ № 44. Рассматриваемый закон вступил в силу с 1 января 2014 года. До этого госзакупки регулировались другим источником права — ФЗ № 94, принятый 21.07.2005. Различия между соответствующими законами существенные.

Так, можно отметить, что в новом федеральном законе используется термин «контракт», как отмечают некоторые юристы, в качестве основного, как альтернативный понятию «договор». Госконтракт в соответствии с ФЗ № 44 определяется как договор, который заключен от имени РФ, государственного или муниципального субъекта для обеспечения тех или иных нужд. Собственно, данное определение мы уже рассмотрели в начале статьи.

Новый федеральный закон, как считают эксперты, были принят с целью:

  • повышения прозрачности сделок в сфере госзакупок;
  • снижения уровня коррупции при выстраивании правоотношений между государством и его контрагентами;
  • повышения эффективности, рациональности расходования средств государства при различных закупках.

Основное преимущество ФЗ № 44 — создание правовой среды, в рамках которой правоотношения между госструктурами и их контрагентами предварительно планируются, а исполнение государственного контракта довольно строго контролируется.

Рассмотрим основные новшества в части законодательного регулирования госконтрактов по ФЗ № 44 подробнее.

Заключение контрактов по ФЗ № 44: основные нововведения

В числе наиболее примечательных нововведений по ФЗ № 44 — необходимость учреждения в госструктурах специальных служб, обеспечивающих законность заключения рассматриваемых соглашений. В состав данных служб должны входить компетентные специалисты в области госзакупок, которые способны выстраивать соответствующие правоотношения с контрагентом по закону, содействовать лучшему пониманию их специфики со стороны партнеров. ФЗ № 44 предписывает государственным и муниципальным структурам учреждать службы, о которых идет речь, если цена государственного контракта составляет более 100 млн рублей.

Следующее нововведение по ФЗ № 44 заключается в установлении обязательства для органов власти, которое заключается в осуществлении долгосрочного планирования закупок. ФЗ № 94 предписывал составлять годовые планы. Новый закон обязывает заказчика формировать также дополнительные планы на 3 года.

Что касается действующих графиков закупок, то они должны в соответствии с ФЗ № 44 публиковаться в Единой информационной системе или ЕИС, и это еще одно нововведение по рассматриваемому федеральному закону. Данная инфраструктура предназначена, прежде всего, для организации тендеров. Но посредством ЕИС можно также ознакомиться с планами закупок, данными по исполнению действующих контрактов, динамикой по ценам, предложениями от различных участников рынка.

Можно отметить, что наряду с ЕИС существует ряд иных информационных баз, которые доступны для участников контрактов и иных заинтересованных лиц. В частности, есть онлайновый реестр государственных контрактов — ключевой ресурс, в котором отражаются данные о потребностях госструктур, фактических поставках по различным регионам РФ, сведения об источниках финансирования тендеров.

Еще одно важнейшее нововведение по ФЗ № 44 — стимулирование снижения в сфере госзакупок уровня демпинга. В соответствии с нормами, введенными рассматриваемым источником права, фирма, намеревающаяся заключить государственный контракт поставки товаров, сервисов или работ, и предлагающая цену на 25 % ниже той, что предложена изначально, должна подробно обосновать данную скидку, а также предоставить доказательства того, что качество поставок окажется на достаточном уровне. Кроме того, демпингующее предприятие должно будет предоставить обеспечение госконтракта в размере, который в полтора раза превышает тот, что приведен в тендере. Только в этом случае данная фирма сможет участвовать в конкурсе на заключение госзакупок.

Поставщик, который подписал соглашение с государством и выполнил свои обязательства по нему, прежде чем оформлять акт сдачи-приемки должен провести экспертизу на предмет соответствия поставленных товаров или сервисов условиям контракта, сформировать отчет о проведенной работе, а также опубликовать данный документ в ЕИС. Данное требование также относится к важнейшим нововведениям по ФЗ № 44.

Изучим теперь ряд практических нюансов, характеризующих заключение государственных контрактов. В частности, полезно будет подробнее рассмотреть то, каковы особенности подписания соответствующих соглашений.

Подписание госконтрактов: нюансы

Работа по государственному контракту может быть инициирована тем или иным хозяйствующим субъектом посредством:

  • участия в торгах (данный механизм мы уже рассмотрели выше);
  • запроса специальных котировок, как метода, альтернативного первой схеме.

Задействование обоих механизмов предполагает соблюдение участниками рассматриваемых правоотношений ряда сроков, установленных законодательством. Так, если фирма намеревается участвовать в торгах, то она должна подключиться к ним после того, как на сайте торгов будут опубликованы протоколы по перспективным контрактам, но не ранее, чем через 10 дней после этого и не позже чем через 20 дней. Об этом мы уже сказали выше.

Второй механизм, в свою очередь, предполагает запрос котировок не ранее, чем через 7 дней после размещения на сайте котировок протокола, а также получения оценок заявок на госконтракты, но не позже, чем через 20 дней, следующих за датой, которая отражена в протоколе. В определенный законом срок государственного контракта хозяйствующий субъект вправе обжаловать результаты участия в тендере. Соглашение становится действительным только с того момента, когда оно будет подписано заказчиком и поставщиком.

Как мы отметили выше, в предусмотренных законом случаях договор может быть аннулирован. Чаще всего право на расторжение госконтракта у какой-либо из сторон возникает, если контрагент уклоняется от исполнения своих обязанностей. Следующий нюанс взаимодействия госструктур и их контрагентов, который мы можем подробнее рассмотреть — исполнение государственного контракта.

Исполнение госконтракта: нюансы

На что можно обратить внимание в части правовых норм, регулирующих данный аспект правоотношений с участием государства и его контрагента?

Важнейший нюанс в данном случае заключается в том, что условия по контракту должны быть исполнены, если иное не обусловлено объективными причинами, сущность которых хозяйствующий субъект может разъяснить. То есть, если какая-либо из сторон не выполнит своих обязательств, то должна будет уплатить неустойку, если не сможет подтвердить, что недоработка обусловлена форс-мажором или иными обстоятельствами. Главное - подготовить доказательства того, что препятствия к исполнению условий контракта возникли без участия хозяйствующего субъекта, и не могли быть устранены по его желанию.

Следующий важнейший аспект правоотношений, о которых идет речь — обеспечение государственного контракта. В чем заключаются основные его нюансы?

Гарантии по госконтрактам

Главное назначение обеспечения госконтрактов — компенсация издержек какой-либо из сторон правоотношений, возникших по причине неисполнения контрагентом условий по договору. Как правило, подобный сценарий возникает, если у него по каким-либо причинам отсутствуют в необходимом объеме денежные средства для покрытия расходов в рамках исполнения контракта.

Кроме того, поставщик может задействовать обеспечение для того, чтобы другая сторона не считала контрагента уклоняющимся от выполнения условий по договору. В соответствии с законодательством оно может быть представлено разными ресурсами. К наиболее востребованным относятся банковские гарантии. Они бывают двух видов.

Во-первых, это по которым поставщик получает денежные средства, которые позволяют ему исполнить государственный контракт. Во-вторых, есть соответствующий тип ресурса, который обеспечивает возврат фирмой полученного аванса, который, как правило, предусматривается госконтрактом. Величина обеспечения государственного контракта может быть разной. Типичный ее размер составляет порядка 30 % от стоимости госконтракта. В некоторых случаях стороны правоотношений устанавливают показатель существенно более низкий — например, 10 %.

В случае если поставщик по контракту успешно выполняет условия, предусмотренные соглашением, то банковская гарантия должна быть возвращена хозяйствующему субъекту, который ее предоставил.

Можно отметить, что, наряду с таким источником, как реестр государственных контрактов, о котором мы сказали выше, законодательство РФ предусматривает создание еще одной масштабной информационной базы в рамках правоотношений с участием госструктур и их контрагентов. Речь идет о Он представлен онлайновым ресурсом, на котором можно ознакомиться со сведениями о том, какие гарантии установлены для тех или иных государственных контрактов. Если тот или иной вид обеспечения не отражен в соответствующем реестре, то он считается недействительным. Заказчик вправе не заключать договор с исполнителем до тех пор, пока информация по предъявленной им гарантии не будет внесена в единый реестр.

В зависимости от того, нужды какого участника гражданско-правовых отношений удовлетворяются заключением договора, различают государственный и муниципальный контракт.

Государственный контракт - гражданско-правовой договор, заключаемый от имени РФ, субъекта РФ для обеспечения государственных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, заключаемый от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Термин "гражданско-правовой договор бюджетного учреждения" в Законе N 44-ФЗ не используется. В силу п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ все гражданско-правовые договоры на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, заключенные бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (в определенных законом случаях), именуются контрактами.

Таким образом, использование термина «Договор» по Закону №44-ФЗ для бюджетных учреждений не допускается.

Особенности государственного контракта

Для безопасности заказчика, будь то муниципальные или государственные госзакупки, законодателем разработан ряд мер, установленных ст. 31 Закона №44-ФЗ. Но как показывает практика государственных закупок в бюджетных организациях, многие пренебрегают этими мерами и не редко расплачиваются за свою лень тем, что после перечисления денежных средств победителю, последний, вдруг бесследно исчезает. Это важнейшее условие внедрения эффективного контракта. Тщательно проверяйте все документы и информацию, предоставленные Вам в соответствии со ст. 31 Закона №44-ФЗ.

В связи с вышеизложенным, в проектах государственного или муниципального контракта целесообразно предусмотреть оплату после поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Особенно это касается госзакупок на большие суммы. И помните, что в соответствии с бюджетным законодательством, предоплата по контрактам бюджетного учреждения не может превышать 30% цены контракта. Так же не нужно «стесняться» требовать обеспечения исполнения контракта, предусмотренного ст. 96 Закона №44-ФЗ.

На основании ст. 34 Закона №44-ФЗ в государственном (муниципальном) контракте необходимо предусмотреть ряд условий таких как:

  • порядок и размер уплаты неустойки, пеней, штрафов,
  • возможность одностороннего отказа от исполнения госконтракта,
  • о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта и многое другое.

Конечно, все эти, и не только перечисленные, но и ряд других, уникальных в каждом случае обязательных условий и нюансов невозможно удержать в голове. Для чего рекомендуется составить и утвердить типовой проект государственного контракта в каждом бюджетном учреждении свой для каждого вида гражданско-правового договора.

Особенности заключения государственного контракта в учреждениях образования и культуры

Введение и внедрение эффективных типовых государственных контрактов в настоящее время наиболее актуально в образовательных учреждениях города Москвы, поскольку происходит их глобальное укрупнение, реорганизация, при которой из 4-ех, 5-и, а порой и 8-и образовательных учреждений образовывают одну.

Так государственные закупки (№44-ФЗ) для школ, детских садов, библиотек имеют свою специфику. Здесь разработка и утверждение типовых государственных контрактов будет огромным облегчением для контрактного управляющего, которого назначали на эту должность в одной школе, а через полгода ему приходится заключать контракты для 5-и школ и 6-и детских садов.

Государственным или муниципальным учреждениям культуры и государственным или муниципальным организациям образования Закон №44-ФЗ делает существенные поблажки, позволяя заключать контракты у единственного поставщика не только в соответствии с пунктом 4, но и с пунктом 5 части 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ. С 4 июня 2014 года, внесенными в ч. 3 ст. 93 Закона №44-ФЗ изменениями, законодатель еще и исключил обязанность заказчика обосновывать целесообразность использования других способов определения поставщика и цену контракта, заключаемых в соответствии с указанными пунктами, а так же в контракте могут не предусматриваться или не применяться пени, штрафы, неустойки.

Профессиональный подход

В условиях динамично развивающегося законодательства России очень трудно уследить за всеми изменениями, особенно небольшим организациям и лицам, далеким от юриспруденции. 4 июня 2014 года Законодатель нас «порадовал» своими новеллами, внесенными в Федеральный закон от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и снова необходимо отправлять своих контрактных управляющих (контрактную службу) на дополнительное обучение.

Внедрение эффективного государственного или муниципального контракта дело сложное, скучное и дорогостоящее, чреватое наложением многочисленных штрафов по КоАП РФ (минимальный – 30 000руб.), гораздо практичнее доверить это дело профессионалу.

Интеркомп Центр Бухгалтерского Учета специализируется на оказании услуг бюджетным, автономным и казенным учреждениям и предприятиям в области бухгалтерского учета, юридического и экономического сопровождения их деятельности. За более чем 20 лет работы Интеркомп реализовала ряд крупных проектов по оптимизации учетных – процессов и организации финансово-хозяйственной деятельности клиентов, и мы надеемся, что наш опыт и методология оказания услуг будут полезными для Вас. Юристы Интеркомп ЦБУ помогут разобраться в государственных закупках, провести первый и последующие торги и дадут грамотную консультацию по любому правовому вопросу.

Вспомните выражение, неподражаемого профессора Преображенского из бессмертного произведения М.А. Булгакова «Собачье сердце»: «Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо. И никаких разрух…»

Статья актуальна на апрель 2015 года.

Татьяна Участкина
юрист
Интеркомп ЦБУ

Похожие публикации