Верховный суд рф требования к судьям. Требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должности судей

Статья 3 Закона о статусе судей закрепляет требования, предъявляемые к судье. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Установлены требования к поведению судьи: судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. 19 декабря 2012 г. VIII Всероссийским съездом судей принят новый Кодекс судебной этики, который, в частности, устанавливает: «1. Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что судебная защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти... 3. Соблюдение Кодекса судейской этики должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, должно способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо» (ст. 4), «Судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи» (ст. 6). Отметим, что в новом Кодексе исключено положение о дисциплинарной ответственности за нарушение его требований (но она по-прежнему предусмотрена ст. 12.1 Закона о статусе судей).

Для судьи установлены также иные жесткие ограничения его общего правового статуса. Так, он не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям. Для гражданских государственных служащих такое ограничение носит «облегченный» характер. Им запрещено только использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности (п. 13 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Судьям запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой раоотои, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Но даже в этом случае Закон о статусе судей предъявляет специальные требования к возможному занятию научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Статья 4 Закона о статусе судей устанавливает требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

  • 1. Судьей может быть только гражданин Российской Федерации. Закон не указывает на формы приобретения гражданства. Это означает, что судьей может стать как гражданин России по рождению, так и лицо, получившее гражданство (процесс натурализации). Закон специально подчеркивает, что судьей может быть гражданин, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
  • 2. Кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция». Таким образом на должность судьи не могут претендовать лица, окончившие специальности укрупненной группы «Юриспруденция», такие как «Правоохранительная деятельность» и «Национальная безопасность».

В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

  • 1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов РФ, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;
  • 2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должность судей федеральных судов расшифровывает, что в стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами. Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии. При назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывается срок их военной службы на офицерских должностях.

Кроме того, период нахождения в частично оплачиваемом и дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им соответственно полутора и трех лет засчитывается в стаж работы по юридической профессии, если отпуск был предоставлен при выполнении обязанностей по одной из должностей, указанных в Инструкции.

Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов о назначении на должность, должностные инструкции и иные сведения о характере выполняемой или выполнявшейся работы. При этом учитывается работа на территории как Российской Федерации, так и других республик бывшего Союза ССР.

В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

  • 4. У претендента на должность судьи должны отсутствовать заболевания, препятствующие назначению на должность судьи. Перечень таких заболеваний утвержден решением Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г. Он достаточно большой, в него, в частности, входят:
    • эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии;
    • инсульт, последствия со стойкими двигательными и чувствительными нарушениями и расстройствами высших психических функций;
    • гипертоническая болезнь III степени;
    • цирроз печени с явлениями портальной гипертензии;
    • отсутствие зрения;
    • алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.

Закон о статусе судей подчеркивает, что судьей может стать только гражданин, не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным, не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

  • 5. Кандидат на должность судьи не должен иметь судимости, причем для решения вопроса не имеет значения, погашена она или не погашена. Таким образом законодатель отсекает от возможного приобретения статуса судьи всех лиц с «уголовным прошлым». Исключение составляют только граждане, в отношении которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям. Интересен факт, что ч. 6 ст. 86 УК РФ закрепляет: погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Налицо некое противоречие, которое предлагается рядом авторов устранить путем внесения дополнений в УК РФ специальной фразы «если иное специально не предусмотрено законом» . Добавим, что аналогичные нормы содержатся в ряде законов, определяющих статус правоохранительных органов, причем прошедших положительную проверку на конституционность в Конституционном Суде РФ. В свое время Конституционным Судом РФ было принято Определение от 18 декабря 2002 г. № 353-0, в котором оценивались похожие положения Закона РФ «О милиции». В другом Определении от 23 июня 2009 г. № 1012-0-0 представленная позиция нашла свое развитие; согласно ней законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать особые требования к их личным и деловым качествам .
  • 6. Претендент на должность судьи должен сдать квалификационный экзамен. Любой гражданин, отвечающий вышеуказанным критериям, имеет право сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:
    • а) подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, и его копия;
    • б) анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;
    • в) подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, и его копия;
    • г) копии трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, заверенные в установленном порядке;
    • д) документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему вышеуказанные документы (и их копии). Претенденту, представившему соответствующие документы, не может быть отказано в допуске к экзамену.

В целях установления наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Данные комиссии являются органами судейского сообщества и формируются из числа:

  • 1) судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов, при этом число судей судов общей юрисдикции и число судей арбитражных судов в составе соответствующей экзаменационной комиссии должно быть равным и составлять не менее трех четвертей от общего числа членов экзаменационной комиссии;
  • 2) преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных работников, имеющих ученую степень по юридической специальности, представителей общероссийских общественных объединений юристов, которые осуществляют полномочия членов экзаменационных комиссий на платной основе.

Содержание экзаменационных билетов и письменного задания предопределяется тем, на должность судьи суда какого вида и уровня претендует кандидат. В экзаменационные билеты для претендентов на должность судьи суда субъекта РФ включаются вопросы по законодательству субъекта РФ. Экзамен на должность судьи проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит три вопроса по различным отраслям права и две задачи из судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела. Подготовленные кандидатом решения задач и проект процессуального документа по макету дела приобщаются к протоколу заседания экзаменационной комиссии и хранятся в архиве экзаменационной комиссии не менее четырех лет. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение

0 рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей РФ, и экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта РФ, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.

По итогам экзамена принимается решение о сдаче или несдаче квалификационного экзамена на должность судьи суда соответствующего вида и уровня. В случае принятия положительного решения лицу, сдавшему квалификационный экзамен, выдаются удостоверение установленного образца, а также - по его просьбе - выписка из протокола заседания экзаменационной комиссии с оценками. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи. Кандидат, не сдавший квалификационного экзамена на должность судьи, может обратиться в экзаменационную комиссию повторно с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения квалификационного экзамена.

Необходимо отметить, что в настоящее время квалификационный экзамен на должность судьи не сдают граждане, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или ученую степень доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

  • Бойко А. Уголовный кодекс Российской Федерации: недомолвки законодателя и их восполнение в правоприменительной практике // Уголовное право. 2008. № 2.
  • См.: Елинский А. В. Неуголовно-правовые последствия прежней судимости в свете решений Конституционного Суда РФ//Журнал российского права. 2010. №7.

Судьей может стать гражданин РФ, достигший определенного возраста. Данное ограничение действует для всех потенциальных судей. Дело в том, что в России существует целый ряд правил и ограничений, которые должны соблюдаться в обязательном порядке. Иначе у человека попросту не будет возможности стать судьей. Какие ограничения и правила распространяются на кандидатов? Что в том или ином случае должны делать судьи? Можно ли как-то получить данную должность в обход всех установленных правил отбора?

Разные суды - разные требования

Кто судьей может быть? России, как и всем остальным странам, нужны данные работники. Только к ним выдвигаются определенные запросы, невыполнение которых исключает кандидатуру из списка потенциальных сотрудников судебных органов.

Перед тем как начинать данную карьеру, следует обратить внимание на то, что у человека будет выбор, куда именно трудоустраиваться. В России в разных судебных инстанциях существуют разные требования. Что это значит?

Чем выше в иерархии суд, тем больше требований и ограничений. В том числе возрастных. Этот фактор нужно учитывать. После того как гражданин определится, куда он желает устроиться, следует узнать о порядке назначения судей.

Образование

Огромную роль в данном вопросе играет образование. Требования к кандидатам на должность судьи, независимо от главенствования судебного органа, в обязательном порядке включают наличие у потенциального работника высшего образования. Но это далеко не единственный нюанс.

Основная проблема состоит в том, что образование должно быть в обязательном порядке юридическим. Рассматриваются кандидаты, которые имеют оконченное высшее. Бакалавры в последнее время не принимаются на эту должность.

Наличие нескольких высших образований приветствуется. Но среди них в обязательном порядке должно быть, как уже стало понятно, юридическое. Любое направление юриспруденции годится.

Отношения с законом

Отдельное внимание уделяется истории взаимоотношений с законом. Если есть уголовное наказание или незакрытая судимость, ведь даже преступник порой задумывается по поводу этой должности, то судьей может быть не совершивший его поступков гражданин (то есть преступника). У него не должно быть никаких судимостей. Возможно их наличие лишь тогда, когда уголовные дела закрыли на

Социальное положение

Социальное положение тоже играет роль. Судьей может быть гражданин РФ, достигший определенного возраста и стажа работы. Но при этом учитываются разнообразные факторы. Речь идет о наличии зависимостей любого типа. Только на все 100% имеет право на выдвижение своей кандидатуры в качестве потенциального работника суда. Поэтому во внимание будет приниматься наличие у гражданина справок из психдиспансера, а также от нарколога об отсутствии постановки на учет.

При всем этом проверяются также потенциального кандидата. У них тоже не должно быть зависимостей. На практике данный фактор играет важную роль, хоть документально он никак не закреплен. То есть если у потенциального судьи среди ближайших родственников есть люди, которые страдают алкогольной или наркотической зависимостью, а также имеют проблемы с психикой, то будет весьма проблематично построить выбранную карьеру.

Стаж работы

Еще один момент - это стаж работы. Требования к кандидатам на должность судьи довольно жесткие. Отбор происходит только среди тех, кто соответствует выдвинутым запросам. Среди них стаж работы тоже играет серьезную роль.

Важно отметить, что для разных судов существуют разные ограничения в этом вопросе. Причем работать нужно именно по специальности, связанной с юриспруденцией. Например, юристом. Прочий рабочий стаж не будет учитываться.

Сколько необходимо проработать в том или ином случае? Для выдвижения кандидатуры в арбитражный суд - 5 лет, в Федеральный арбитражный - 7, в Высший арбитражный - 10 лет. Это минимальные показатели. Поэтому допускается иметь больший стаж. Одним из ограничений является возраст гражданина. Какие особенности придется учитывать в данной области?

Возраст и карьера судьи

Судьей может быть гражданин РФ, достигший определенного возраста и имеющий определенный трудовой стаж. Это уже было сказано. С работой все понятно, а как быть с возрастом?

Если речь идет об арбитражном суде, то судьей может быть достигший лет 25 человек. Это минимальный возраст. С него (при наличии необходимого стажа и образования) можно начинать строить выбранную карьеру.

Чем выше инстанция, тем серьезнее требования. Работать в Федеральных арбитражных, а также в арбитражных имеет право которому исполнилось 30 лет. При этом не стоит забывать о трудовом стаже. Если он не соответствует требованиям, придется немного подождать.

А вот когда речь идет о Высшем арбитражном суде РФ, то судьей может быть гражданин РФ, достигший 35 лет минимум. Никаких исключений не делается. При этом важно соответствовать всем остальным требованиям, о которых было упомянуто ранее.

Экзамены

Что еще должны учитывать кандидаты? Независимо от выбранного суда требуется в обязательном порядке сдать так называемый Без него никто не имеет прав на выдвижение своей кандидатуры на роль судьи.

Отбор осуществляется путем проведения конкурса. В первую очередь берется во внимание соответствие всем ранее перечисленным запросам. Однако при этом важно помнить, что судьей может быть сдавший экзамен на знание законодательства РФ гражданин. Это испытание проводится в ходе конкурса, в самом начале. Перед подачей документов на рассмотрение кандидатуры человек обращается в квалификационную коллегию судей с заявлением о сдаче экзамена. После успешного прохождения данного испытания остается только следить за результатами проведения конкурса.

О порядке назначения

Какие еще особенности следует принять во внимание? Например, сам порядок назначения. Он проводится специальной коллегией судей. Кто может стать судьей? Коллегия отвечает за отбор кандидатов, а также за проведение экзаменационных испытаний и выбор победителя. Весь процесс разделен на несколько этапов.

Первый - размещение на официальном сайте высшей коллегии информации о вакантных местах. С этой информацией также можно ознакомиться при помощи некоторых газетных изданий. Далее следует прием заявлений от потенциальных кандидатов.

Судьей может быть гражданин, сдавший экзамен на знание текущего законодательства страны. При этом, как уже было сказано, учитываются возраст, стаж работы в юридической сфере, отсутствие судимости. Не должны рассматриваться кандидатуры, чьи близкие родственники (супруги, родители, братья, сестры, дети или бабушки-дедушки) находятся под подозрением в совершении уголовного преступления.

После приема заявлений коллегия внимательно изучает всю полученную документацию. В конце данное объединение должно принять окончательное решение. Среди всех кандидатов можно отобрать либо одного человека, либо несколько. В последнем случае будет проведен повторный конкурс.

Судьей может быть гражданин РФ, достигший как минимум 25-летнего возраста. Не обязательно начинать карьеру с обычного арбитражного суда. Если человек соответствует всем ранее перечисленным требованиям, то он может подать заявление на выдвижение кандидатуры в высшие инстанции.

Один нюанс, который следует учесть, - это действие сданного квалификационного экзамена. До вступления в должность судьи такой документ действителен 3 года, если человека принимают, то до момента отстранения результаты актуальны.

Выводы

Теперь понятно, кто может стать судьей. Кстати, на данную должность людей набирают на сравнительно долгий период. Судьи работают по 6 лет. Но они могут досрочно отказаться от своих полномочий.

Итак, судьей может быть имеющий квалификационной решение гражданин РФ, достигший 25 лет, со стажем в юридической области не менее 5 лет. С этого можно начинать построение карьеры. Главное - иметь высшее юридическое образование и хорошо знать законодательство страны.

По вопросам приема и отбора кандидатов на себя взяла коллегия судей обязаности. Судьей может быть гражданин РФ, достигший определенных возрастных показателей, а также имеющий определенный стаж. Конкретные требования устанавливаются в соответствии с положением в иерархии судебной системы потенциального места работы.

В. Яковлев, доктор юридических наук, профессор, считает: "Качественный уровень правосудия в решающей степени зависит от кадрового состава судей, их профессиональной подготовки, добросовестности и ответственности" Яковлев В. На очереди - обеспечение доступности и повышение качества правосудия // Российская юстиция. 2001. N 11.. В силу статьи 119 Конституции Российской Федерации претендовать на судейскую должность имеет право гражданин Российской Федерации, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет; при этом федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Данные положения Конституции Российской Федерации находят свою конкретизацию в комментируемой статье Закона о статусе судей.

Установив в статье 119 Конституции РФ и статье 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" единство статуса всех судей Российской Федерации, законодатель предусмотрел различие между ними только в полномочиях и компетенции, тем самым подчеркивая, что требования к претендентам на должность судьи являются неделимыми как для мирового судьи, так и для судей высших судебных органов России.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы содержат формальные требования к кандидату на должность судьи, касающиеся гражданства, возраста, образовательного ценза и стажа работы. Согласно статье 119 Конституции судьями могут быть только граждане Российской Федерации не моложе 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Посылками к выводам, установленным в нормах права, вероятно, рассматривались законодателем совокупности обстоятельств, характеризующих пределы достижения минимального жизненного опыта члена общества при получении им минимальных профессиональных навыков, с одной стороны, и потребность в замещении вакантных мест судей для обеспечения функционирования судебной власти в государстве - с другой.

Согласно принципу 10 "Квалификация, подбор и подготовка" Основных принципов независимости судебных органов (приняты на седьмом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившем в г. Милане с 26.08.1985 по 06.09.1985, и одобрены Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 13.12.1985 N 40/146) лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию в области права. Любой метод подбора судей должен гарантировать от назначения судей по неправомерным мотивам. При подборе судей не должно быть дискриминации в отношении данного лица по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения..." Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 325 - 329..

Следует отметить, что "наше законодательство даже не раскрывает понятие "кандидат на должность судьи". Неясно, кандидат в судьи - это человек, лишь решивший стать судьей либо прошедший какой-то путь к судейскому креслу, или, наконец, это человек, чья фамилия включена в проект указа Президента РФ о назначении судей? Статус кандидата в судьи необходимо законодательно легализовать - видимо, кандидатом нужно считать человека, сдавшего в суд все необходимые документы и написавшего все нужные заявления: о допуске его к сдаче квалификационных испытаний, о согласии на проведение в отношении него и его родных проверки и т.д.

Европейская хартия о статусе судей (принята в г. Лиссабоне 10 июля 1998 г.) в пункте 3.2 предусматривает, что "статус определяет положения, в которых предшествующая деятельность кандидата или деятельность, осуществляемая его близкими, является препятствием ввиду сомнений, которые она может законно и объективно вызывать в отношении беспристрастности или независимости, при назначении в суд". Это означает, что российское законодательство должно исчерпывающе содержать ограничения для назначения судьей, продления его полномочий либо основания для досрочного прекращения судейской деятельности в случаях, когда его близкие родственники занимаются деятельностью, могущей вызвать сомнения в отношении его беспристрастности или независимости.

С учетом того что согласно пункту 2.1 кандидат на должность судьи не может быть отстранен от отбора "по причине своей половой, этнической или социальной принадлежности, или из-за своих философских, или политических взглядов, или из-за своих религиозных убеждений" во взаимосвязи с положениями вышеуказанного пункта 3.2, предшествующей деятельностью кандидата может быть таковая, которая наносила бы ущерб его репутации, нарушала бы Уголовный кодекс Российской Федерации. Причем даже при погашенной судимости следует предусмотреть в Законе иные точно названные исчерпывающим образом случаи, например "систематическое взаимодействие либо принадлежность к организованному преступному сообществу либо террористической организации".

Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей. Статья 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности действующий судья, приобретает гражданство (подданство) иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации.

В статье 16 Федерального закона Российской Федерации "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе.

Е.А. Мартынов, председатель судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда, член Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, отмечает, что "такое же ограничение следовало бы установить в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий Мартынов Е.А. Кандидат на должность судьи: проблемы при отборе // Вестник ВККС РФ. 2005. N 6. С. 10.. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи, устанавливаются Конституцией Российской Федерации: необходимый возраст - 25 лет и образование - высшее юридическое; стаж работы по юридической профессии - 5 лет.

В соответствии со статьей 6 Федерального Закона "О высшем и послевузовском профессиональным образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ"О высшем и послевузовском профессиональном образовании"//Собрание законодательства РФ. - 26.08.1996. - № 35. - Ст. 4135 возможны различные ступени высшего юридического образования. Квалификационные коллегии обычно полагают, что бакалавр не может быть судьей. Министерство образования и науки РФ занимает противоположную позицию. Было бы, конечно, желательно, чтобы судьями становились наиболее подготовленные выпускники вузов - "специалисты" с 5-летним или "магистры" с 6-летним образованием. В.В. Ершов абсолютно прав в том, что поскольку согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, а не правоприменителями, то данный спор корректно с позиции Конституции РФ и международного права может быть разрешен только в федеральном законе. То есть в Законе о статусе судей.

Еще одна проблема связана со стажем работы по юридической специальности. На практике возникают многочисленные спорные вопросы, можно ли отнести ту или иную работу к юридической специальности. В силу отсутствия необходимых нормативных правовых актов Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации вынуждены по существу вырабатывать правовые положения, регулирующие данные отношения. В этой связи возникает важный теоретический и практический вопрос: может ли Высшая квалификационная коллегия судей РФ вырабатывать правовые положения, ограничивающие права граждан - претендентов на должности судей? Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ ответ очевиден: права граждан могут быть ограничены только федеральным законом.

В этой связи необходимо дополнить Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" примерным перечнем юридических профессий, безусловно засчитывающихся у претендентов на должность судьи в стаж, например юрисконсульт, преподаватель правовых дисциплин в вузе и т.д. Во-вторых, в Федеральном законе необходимо выработать легальное толкование оценочного понятия "юридическая профессия", которое позволяло бы членам экзаменационных комиссий принимать аргументированные правовые решения в спорных случаях, когда претендент на должность судьи занимал иные должности, прямо не отнесенные Федеральным законом к юридической профессии.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации в своих разъяснениях от 15 - 18 июля 2002 года отметила, что претендент на должность судьи должен представить в квалификационную коллегию судей в подтверждение юридического образования диплом государственного образца высшего учебного заведения, в котором аккредитована специальность "Юриспруденция" или "Правоведение".

В бланке диплома о высшем профессиональном образовании не содержится отметки об аккредитации этих специальностей. В нем содержится только отметка о том, что диплом является документом государственного образца. Е.А. Мартынов, председатель судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда, член Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации далее также замечает: "Следовало бы предусмотреть обязанность для кандидатов на должность судьи представлять не только диплом, подтверждающий наличие у них высшего юридического образования, но и заверенные копии документов, подтверждающих прохождение высшим учебным заведением, выдавшим диплом, государственной аккредитации непосредственно по специальности "Юриспруденция" Мартынов Е.А. Кандидат на должность судьи: проблемы при отборе // Вестник ВККС РФ. 2005. N 6. С. 10 - 12..

Дополнительные требования в соответствии со статьей 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" касаются только возраста и стажа работы по юридической профессии. По смыслу приведенной диспозитивной нормы, федеральный законодатель наделен достаточно широким усмотрением в установлении квалификационных требований к судье: конституционный термин "дополнительные требования" означает, что ему предоставлена возможность закреплять как требования, в Конституции Российской Федерации не упоминаемые (как это сделано, например, в статье 8 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), так и иные повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией Российской Федерации требования Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2004 года N 214-О по запросу Верховного Суда Российской Федерации; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 37-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 3..

Законодатель, исходя из конституционно-правового статуса судей (статьи 119 - 122 Конституции Российской Федерации), предопределенного тем, что они осуществляют публично-правовые задачи судебной власти, вправе предъявлять к судьям особые квалификационные требования как к представителям судебной власти, включая специальные требования к кандидатам на должности судей, порядку назначения на должность, пребывания в должности и прекращения полномочий, а потому нормы, формулирующие квалификационные требования к судьям, сами по себе не могут приводить к нарушению конституционных прав граждан.

По-мнению Конституционного Суда Российской Федерации, прерогативой федерального законодателя, который, учитывая особенности правовой природы и статуса конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, их место в судебной системе Российской Федерации, как они закреплены Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" (статьи 4 и 12, часть 4 статьи 13, часть 2 статьи 17, статья 27), может в федеральном законе установить повышенные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, касающиеся в том числе возраста и стажа работы по юридической профессии, либо предоставить соответствующее правомочие законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации Определение Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 N 37-О // Вестник Конституционного Суда РФ. N 3. 2006..

Поскольку одной из основных задач вышестоящих судов является проверка законности и обоснованности принимаемых нижестоящими судами актов, для этого требуется не только хорошее знание законов, но и знание специфики, опыт рассмотрения определенных категорий дел. Особенно это касается уголовных дел, когда судья вышестоящего суда должен понять, почему нижестоящий суд принял или отверг то или иное доказательство, почему избрал именно такую меру наказания. В этой ситуации заслуживает внимание предложение о том, чтобы на должность судьи, начиная с судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, могло претендовать только лицо, которое проработало на должности судьи нижестоящего суда определенный срок, в частности, не менее трех лет. Эта мера только повысит авторитет вышестоящих судебных органов в глазах действующих судей и будет в полной мере способствовать профессиональному росту судьи, даст возможность проверить кандидата на реальной работе. Вместе с тем это правило не должно быть определяющим для высших судебных органов. Одной из задач, стоящих перед Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, является регулирование, определение развития судебной практики, дача разъяснений по ее вопросам. Для решения этих задач требуются глубочайшие познания в конкретных областях права, и поэтому следовало бы предусмотреть возможность назначения на должности судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации лиц, обладающих высокой квалификацией в области права, что и осуществляется в Высшем Арбитражном Суде, а в последнее время и в Верховном Суде Российской Федерации. При этом для таких лиц возможно было бы предусмотреть зачет в стаж работы в должности судьи времени работы по юридической профессии, но связанной только с научной или преподавательской деятельностью.

Закон содержит только формальные требования к лицам, претендующим на должность судьи, но уровень осуществления правосудия и доверия к органам правосудия зависит не только от квалификации судьи, правильности разрешения дела, но и от морального облика судьи. Безответственное и недостойное поведение судьи подрывает доверие общественности ко всему судейскому сообществу, вызывает неуважение к судебным актам, которые выносятся от имени государства. От судьи граждане ожидают не только знания закона, но и порядочности, честности, вдумчивости, уравновешенности, объективности и неподкупности. И поэтому личностные качества претендента на должность судьи должны быть в центре внимания при отборе кандидата на должность судьи.

Но ни Конституция Российской Федерации, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи. Складывается парадоксальная ситуация: судьей может стать любое лицо, отвечающее законодательно закрепленным требованиям, и только после назначения на должность к нему могут быть предъявлены требования по соблюдению Кодекса судейской этики. Только Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации" содержит указание на личностные требования к кандидату в судьи и самостоятельную ответственность за их нарушение. В нем в статье 8 указывается, что судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин с безупречной репутацией и в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, его полномочия могут быть прекращены. К сожалению, Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" таких конкретных норм не содержит. Вместе с тем минимальные требования, установленные данной статьей, сами по себе не препятствуют назначению на должности судей лиц, имеющих продолжительный юридический стаж, признанную высокую квалификацию в области права, необходимый жизненный опыт и безупречную репутацию Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 37-О // Вестник КС РФ. 2006. N 3..

Учитывая, что статус судей в Российской Федерации един, следовало бы указанные нормы закрепить и в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

На должность судьи хотят претендовать многие, но становятся судьями лишь единицы. Теоретически на эту высокопоставленную должность может претендовать любой гражданин России, но на практике все намного сложней. Поэтому постараемся ответить на актуальный вопрос кто может стать судьей? и одного юридического образования здесь не хватит, как считают многие соискатели.

Кто же может стать судьей, и какие требования выдвигаются к кандидатам?

По закону «О статусе судей в РФ» к кандидату на должность судьи выдвигаются следующие требования:
  1. нужно иметь лишь одно гражданство – российское;
  2. потребуется получить необходимое образование. Обычного юридического образования хватает, но самое главное, чтобы степень была выше бакалавра;
  3. стаж работы в юридической области должен быть больше пяти лет. Для того чтобы взяли судьей среднего звена необходимо проработать более семи лет. Для кандидатов на должность судей Верховного и Высшего Арбитражного Суда стаж работы юристом составляет более десяти лет. А будущий судья Конституционного суда обязан иметь за плечами юридический стаж 15 лет. Стоит отметить, что со стажем работы может возникнуть много нюансов. К примеру, юристу адвокатской конторы или торгового предприятия сложней претендовать на такую должность. А вот помощник прокурора или судьи идеально подойдет на эту вакансию;
  4. для того чтобы стать судьей, человек не может быть возрастом моложе 25 лет и старше 70 лет. Если говорить точней, то кандидат на должность судьи среднего звена должен быть возрастом не менее 30 лет. Судья Верховного и Высшего Арбитражного Суда должен быть не моложе 35 лет, а претендующий на вакансию судьи Верховного суда – не моложе 40 лет;
  5. кандидат на эту высокопоставленную должность должен иметь хорошее здоровье. Никогда не возьмут работать судьей человека, который состоит на учете в наркологическом или же в психоневрологическом диспансере.
Поэтому стать судьей может только человек, который полностью соответствует вышеуказанным требованиям.

Как стать судьей

Если человек соответствует всем требованиям, указанным выше он может подать заявление в суд, чтобы встать в резерв на должность судьи. Потом ваши действия следующие:
  1. назначается медицинская комиссия. На ней кандидат на вакансию судьи доказывает свою профпригодность. Кроме всего этого, человека проверяют, нет ли у него связей с преступным миром;
  2. потом судебный департамент формирует специальную комиссию по выдвинутой кандидатуре. Тут потребуется сдавать специальный экзамен на должность судьи;
  3. после положительной сдачи экзамена его результат действителен три года после сдачи. За это время нужно обратиться в судейскую коллегию с заявлением, в котором просят о выдаче рекомендаций кандидату на вакантную должность судьи;
  4. председатель суда после получения этих рекомендаций отправит их в вышестоящий суд. Оттуда рекомендация перенаправляется в администрацию Президента, в специальную комиссию Совета кадровой политики и если кандидатуру там оформят, то Президент России вынесет указ о назначении кандидата судьей.
Не думайте, что в центре занятости вам предложат эту высокую должность. Такую работу найти нелегко. Вакансии на эту должность можно увидеть лишь в СМИ, которые публикуют разные законы и указы. В этих газетах указывается дата и время проведения квалификационного экзамена, который обязательно сдает претендент на эту высокопоставленную должность.


Где находится верховный суд РФ? В Москве. Улица Поварская д 15. Верховный Суд представляет собой вышестоящий судебный орган страны. Данный судебный орган рассматривает все дела,...

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:

1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

5. В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;


2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

58. Независимость и неприкосновенность судей, гарантии.

В целях обеспечения предоставленных судьям прав закон закрепляет одно из важнейших, принципиальных положений о независимости судей как гарантии осуществления ими правосудия (ст.120 Конституции РФ). Независимость судей – это не привилегия, а скорее их ответственность перед обществом и государством.

Согласно ст.9 ЗоСС независимость судьи обеспечивается:

Предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия, которая строго регламентирована в процессуальном законодательстве – ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ;

Запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по отправлению правосудия;

Установленным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи. Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным ФЗ. Решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи вправе принять только соответствующая Квалификационная коллегия.

Правом судьи на отставку, что является его правом на почетный уход или почетное удаление с должности;

Неприкосновенностью судьи;

Системой органов судейского сообщества;

Предоставлением судье за счет государства мер правовой защиты, материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Неприкосновенность судьи – одно из важных средств обеспечения его независимости и самостоятельности, призванное оградить судью от всяких посягательств.

Неприкосновенность судьи прежде всего распространяется на его личность, а также на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Гарантией неприкосновенности судьи является также правило, запрещающее привлекать судью к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судебное решение. Уголовное дело в отношении судьи вправе возбудить только Председатель Следственного Комитета при Прокуратуре РФ при наличии на то заключения судебной коллегии судей в составе трех судей соответствующего суда и согласия соответствующей ККС. Также только при ее согласии допускаются привлечение судьи в качестве обвиняемого, его привод и заключение под стражу. Закон запрещает задержание и принудительное доставление судьи в гос.орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, подлежит рассмотрению только ВС РФ, тем самым для судьи обеспечивается дополнительная гарантия вынесения справедливого решения.

Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судей и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти.

60. Порядок назначения судей.

Судьи ВС РФ и ВАС РФ назначаются Советом Федерации Фед.Собрания по представлению Президента РФ, которое выноситься с учетом мнения соответственно Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ. Судьи КС РФ также назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Решение о назначении судей указанных судов принимается по результатам тайного голосования большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Судьи всех федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов) назначаются на должность непосредственно Президентом РФ по представлению соответственно Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ, основанному на положительном заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Для назначения председателей и заместителей председателей военных судов необходимо положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Мировых судей назначает (избирает) законодательный (представительный) орган гос.власти субъекта Федерации, либо избирает население соответствующего судебного участка.

Предварительное рассмотрение кандидатур на должности судей федеральных судов происходит в комиссии Совета по кадровой политике при Президенте РФ, которая по результатам изучения представленных материалов рекомендует Президенту РФ назначить соответствующего кандидата на должность судьи или отказать в этом.

Завершающий этап наделения кандидатов полномочиями судьи – это принесение ими присяги. Именно с момента ее принятия кандидаты становятся правомочными осуществлять полномочия судьи соответствующего суда.

Закон не ограничивает определенным сроком осуществление полномочий для большинства судей, за исключением следующих изъятий:

1) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи – 70 лет;

2) мировые судьи в первый раз назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, не более чем на 5 лет; при повторном назначении судья назначается на срок, установленный законом субъекта РФ, но не менее чем на 5 лет;

3) судья федерального суда, за исключением КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ, в первый раз назначается на должность сроком на 3 года, по истечении этого срока он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

4) судья КС РФ назначается на должность без ограничения определенным сроком.

Судье в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи, профессиональной подготовленности соответствующая ККС присваивает квалификационный класс, не являющимся почетным либо специальным званием.

Судья, впервые избранный на должность и не имеющий квалификационного класса, подлежит квалификационной аттестации в течение 6 месяцев с момента начала исполнения своих обязанностей.

61. Приостановление полномочий судьи.

Приостановление полномочий судьи представляет собой временное его отстранение от выполнения возложенных на него профессиональных обязанностей и допускается при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение егов качестве обвиняемого по другому делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ (ст. 13 ЗоСС).

Этот перечень оснований – исчерпывающий для приостановления полномочий судьи. Судья, полномочия которого приостановлены в соответствии с пп.2 и 3 приведенного перечня или которому отказано в приостановлении полномочий, вправе обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Судья вправе обжаловать также и решение Высшей квалификационной коллегии судей в ВС РФ в тот же срок.

Несколько иные основания и порядок установлены для приостановления полномочий судьи КС РФ. Оно допускается лишь по двум основаниям: 1) в отношении судьи возбуждено уголовное дело или при привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; 2) по состоянию здоровья судьи в связи с его временной неспособностью выполнять свои обязанности (ч.1 ст.17 Закона о КС РФ). Решение о приостановлении полномочий судьи КС РФ принимает непосредственно КС РФ не позднее месяца со дня выявления одного из оснований к их приостановлению.

При приостановлении полномочий судья временно отстраняется от исполнения своих обязанностей, но это, как правило, не влечет прекращения выплаты заработной платы, не лишает его гарантий неприкосновенности, не снижает уровня иных видов материального и социального обеспечения (кроме случая, когда в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу).

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает Квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия после того как отпало основание для их приостановления.

62. Прекращение полномочий судьи.
Закон РФ "О статусе судей в РФ"
Статья 14. Прекращение полномочий судьи
1. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
1) письменное заявление судьи об отставке;
2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи (70 ЛЕТ, ст.11) или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
5) прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
6) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи
(избрание судьи Президентом РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления);
7) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
8) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
9) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
10) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда;
В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем приговора суда либо судебного решения, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.
Прекращение полномочий
+ в отношении судей Конституционного суда на основаниях:
1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и ФЗ
2) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
- судьи Конституционного суда осуществляется по решению того же суда, которое направляется Президенту и в Совет Ф., считается официальным уведомлением об открытии вакансии на должность судьи.
- общих, военных, арбитражных – по решению соответствующей квалификационной коллегии. Может быть обжаловано в Высшую квалиф. коллегию в течение 10 дней со дня получения копии решения.

63. Отставка судей.
Статья 15. Отставка судьи
1. Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

2. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по письменному заявлению об отставке; неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; достижению судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; вступлению в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; отказу судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве с председателем или заместителем председателя того же суда;

3. Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

4. Судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством РФ.

6. Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предъявляемые к судье, сохраняет гражданство РФ и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

7. Квалификационная коллегия судей по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи, установив, что он более не отвечает требованиям, предъявляемым к судьям, прекращает отставку судьи, а в случаях, предусмотренных законом (признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления;), приостанавливает отставку судьи.
Судья, отставка которого приостановлена или прекращена, вправе обжаловать это решение в порядке, предусмотренном ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ".

8. Отставка судьи прекращается также в случае повторного избрания его на должность судьи.

9. Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.

64. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей.

Судейское сообщество – это профессиональная корпорация лиц, обладающих статусом судей (судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему)
- Входят все судьи, работающие и в отставке. Органы судейского сообщества являются формой:
1) представительства интересов судей перед государством и обществом,
2) регулирования отношений и утверждения равенства судебной власти с другими ветвями власти,
3) самоорганизации судей, посредством которой:
- судьи вырабатывают совместные согласованные решения по вопросам функционирования судебной власти, гарантий независимости.
- происходит передача опыта и традиций,
- осуществляется защита прав, чести и достоинства судей.
- вырабатываются правила должного поведения судей (кодекс судейской этики), что способствует утверждению авторитета судебной власти.
Судейское сообщество действует через специально создаваемые органы. На федеральном уровне – это Всероссийский съезд судей, Совет судей РФ, Высшая квалификационная коллегия судей РФ,
На уровне субъекта – конференции судей субъектов РФ, советы судей субъектов РФ, квалификационные коллегии судей субъектов РФ. На всех уровнях - общие собрания судей судов.
Такие принципы, как коллегиальность, гласность, неукоснительное соблюдение принципов независимости судей, невмешательство в судебную деятельность распространяются на все без исключения органы судейского сообщества. В отношении советов судей и квалификационных коллегий Закон устанавливает принципы выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим.
Органы судейского сообщества являются важным институтом обеспечения независимости судей. Через свои органы судейское сообщество призвано оказывать активное влияние на процессы, тесно связанные с организацией судов и их деятельностью. Например, при непосредственном участии Совета судей были подготовлены и приняты Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" и Закон об органах судейского сообщества. Советом судей РФ разработан законопроект "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
В сентябре 1985 г. на седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями был принят документ, во многом определивший процесс демократизации в сфере правосудия, - "Основные принципы независимости судебных органов". В соответствии с этим международным документом независимость судей проявляется, в частности, в том, что они обладают свободой создавать ассоциации или другие организации и вступать в них для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судебной независимости.
65. Органы судейского сообщества.

Органами судейского сообщества в РФ являются:

· Всероссийский съезд судей;

· конференции судей субъектов РФ;

· Совет судей РФ;

· советы судей субъектов РФ;

· общие собрания судей судов;

· Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

· квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

· Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

· экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Органы судейского сообщества призваны выполнять следующие задачи:

· содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

· защита прав и законных интересов судей;

· участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

· обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества. Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением тех, которые относятся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Он также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений. Делегаты съезда избираются по нормам представительства, установленным федеральным законодательством. Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей РФ. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов РФ. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов. Председательствует на съезде председатель Совета судей РФ.

Конференции судей субъектов РФ представляют судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов РФ. Конференции судей правомочны принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах РФ, за исключением тех, которые относятся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Конференции также правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах РФ. Решения конференций судей принимаются простым большинством голосов, если конференциями не устанавливается иной порядок принятия решений. Конференции судей созываются советом судей соответствующего субъекта РФ по мере необходимости, но не реже одного раза в два года. Порядок избрания делегатов на первую после вступления в силу Закона об органах судейского сообщества конференцию судей и нормы их представительства от соответствующих судов утверждаются советом судей соответствующего субъекта РФ, на последующие конференции судей – конференцией судей.

Делегаты на конференции судей избираются с учетом необходимости представительства на них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также от мировых судей, судей районных судов и судей гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов РФ. Председательствует на конференции судей председатель совета судей соответствующего субъекта РФ.

Формирование квалификационных коллегий судей. Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ. Высшая квалификационная коллегия судей РФ формируется в количестве 29 членов коллегии. Судьи в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ избираются тайным голосованием на Всероссийском съезде судей делегатами от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях. Избранными считаются судьи, получившие на этих собраниях наибольшее количество голосов делегатов, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовали более половины делегатов съезда от соответствующих судов. Избрание судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ вместо выбывших в период между съездами производится Советом судей РФ.

Членами квалификационных коллегий судей не могут быть председатели судов и их заместители. Судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней. Член квалификационной коллегии судей не может быть избран на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии судей более двух раз подряд.

Представителями общественности, представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся адвокатами.

Полномочия Высшей квалификационной коллегии судей РФ:

· рассматривает заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов и представляет соответственно Председателю Верховного Суда РФ и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ свои заключения;

· объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей

· приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия, а также прекращает отставку председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ;

· осуществляет квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов;

· присваивает судьям первый и высший квалификационные классы;

· налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов за совершение ими дисциплинарного проступка;

· утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей;

Полномочия квалификационных коллегий судей субъектов РФ:

· рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;

· утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда;

· объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;

· организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности;

· приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов, председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ;

· осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, а также мировых судей, председателей и заместителей председателей районных судов; присваивают судьям соответствующих судов, а также мировым судьям, председателям и заместителям председателей районных судов квалификационные классы (за исключением первого и высшего);

· дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, а также председателей и заместителей председателей районных судов;

· налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка;

Квалификационные коллегии судей РФ могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.

СОВЕТ СУДЕЙ РФ - один из высших органов самоуправления судейского сообщества (см. также: Корпус судейский). Его состав избирается из числа членов сообщества Всероссийским съездом судей. В период между съездами он обеспечивает выполнение задач, возложенных на судейское сообщество.

Похожие публикации