Ук рф взятка должностному лицу ст 291. Дача взятки должностному лицу

Новая редакция Ст. 291 УК РФ

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) -

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечание . Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Комментарий к Статье 291 УК РФ

1. Общественная опасность рассматриваемого деяния состоит в том, что оно посягает на интересы государственной службы, дезорганизует деятельность аппарата государственной власти и органов местного самоуправления, создает негативное представление у значительной части членов общества о всеобщей продажности должностных лиц, занимающих государственные должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами либо законами субъектов РФ, тем самым подрывая престиж и авторитет государственной и муниципальной службы и снижая должностной статус лиц, уполномоченных на выполнение публично-правовых обязанностей и функций.

2. Об объекте и предмете посягательства см. п. 2 - 2.6 коммент. к ст. 290.

3. Объективная сторона дачи взятки включает в себя незаконное вручение должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие), которые входят в его служебные полномочия, либо возможность в силу своего должностного положения способствовать таким действиям (бездействию), либо за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1), а также за незаконные действия по службе (ч. 2).

3.1. Объективная сторона состава дачи взятки через посредника включает в себя: передачу предмета взятки посреднику; передачу предмета взятки посредником и принятие ее должностным лицом. При этом посредником является лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, само передает предмет взятки, становясь соучастником дачи взятки. Содержание действий по передаче аналогично действиям, непосредственно осуществляемым взяткодателем, передающим предмет взятки. Ответственность посредника, в зависимости от конкретных обстоятельств дела и его роли в даче или получении взятки, наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 (п. 8, 12 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

3.2. Дача взятки считается оконченным (составом) преступлением в момент передачи должностному лицу хотя бы части незаконного вознаграждения. Если взяткодателем совершены все действия, направленные на дачу взятки, но деньги, материальные ценности или выгоды имущественного характера, являющиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом, данное деяние необходимо квалифицировать как покушение на дачу взятки. Как неоконченное преступление следует квалифицировать действия виновного и в случае, когда он сам пытался вручить взятку, но получатель не принял ее, и в случае, если он действовал через посредника.

4. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Сознанием виновного охватывается, что он незаконно передает вознаграждение должностному лицу за совершение им действия (бездействия) в пользу дающего с использованием служебных полномочий, либо за способствование в силу занимаемого должностного положения совершению в пользу дающего действия (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе и желает передать должностному лицу взятку или предоставить иную имущественную выгоду с целью получения определенных преимуществ для себя со стороны должностного лица.

4.1. Прямой умысел в рассматриваемом преступлении является определяющим и при квалификации действий посредника дачи взятки при условии, что его сознанием полностью охватывались фактические обстоятельства дела. Если у посредника отсутствует понимание того, что он осуществляет передачу взятки должностному лицу, его ответственность исключается, потому что в этом случае он не осознает, что является участником совершаемого преступления, так как добросовестно заблуждается относительно оснований передачи незаконного вознаграждения и не понимает неправомерности совершаемых действий.

4.2. Состав преступления отсутствует, если при передаче вознаграждения дающий предполагает, что должностное лицо имеет право на данное вознаграждение.

4.3. Мотивы и цели дачи взятки могут быть различными, однако они всегда носят антисоциальный характер. Подкупив должностное лицо, виновный стремится удовлетворить свой личный интерес, решить конкретные вопросы для себя, своих близких и т.п. Не исключается состав дачи взятки и в тех случаях, когда взяткодатель руководствуется ложно понятыми интересами службы, интересами своего предприятия, учреждения или организации и т.д. В любом случае необходимо иметь в виду, что всегда взятка дается за выполнение (невыполнение) служебного действия (бездействия) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им третьих лиц (юридических, физических).

4.4. Если лицо получает от взяткодателя деньги якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное должно квалифицироваться как мошенничество. Если посредник сам склонил взяткодателя к даче взятки, которую затем присвоил, его действия следует квалифицировать по совокупности как подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291) и мошенничество (ст. 159).

5. Субъектом дачи взятки является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В качестве взяткодателя могут выступать также должностные лица, управленческие работники коммерческих и иных организаций и любые другие частные лица. Указанные лица могут также выступать в качестве посредников.

5.1. При квалификации анализируемого преступления следует отграничивать взяткодателя от посредника во взяточничестве, через которого могут осуществляться передача и получение взятки. При этом для квалификации действий посредника по коммент. статье и соответствующим статьям УК РФ не имеет значения, получил ли он от взяткодателя либо взяткополучателя вознаграждение за посредничество. Действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в даче взятки только при осознании того, что передаваемые им деньги, ценности или иные материальные средства или предоставляемые услуги являются взяткой.

5.2. Лицо, которое организует дачу или получение взятки, подстрекает к этому либо является посредником дачи или получения взятки и одновременно выполняет посреднические функции, несет ответственность за соучастие в даче или получении взятки. Вопрос о квалификации деяний соучастника в данном случае должен решаться с учетом направленности его умысла исходя из того, в чьих интересах, на чьей стороне и по чьей инициативе - взяткодателя или взяткополучателя он действует.

6. Квалифицированным видом посягательства (ч. 2) является дача взятки должностному лицу за совершение последним заведомо незаконных действий (бездействия), что значительно повышает степень общественной опасности анализируемого преступления. Незаконное действие (бездействие) должностного лица - это такое противоправное поведение, которое возникает в связи с нарушением регламентированных нормативными документами обязанностей по службе (см. п. 6 коммент. к ст. 290).

6.1. Если взяткодатель передал должностному лицу деньги, имущество или иные материальные ценности с целью склонить последнего к совершению противоправных действий, образующих другой состав преступления (служебный подлог, превышение должностных полномочий и т.д.), содеянное взяткодателем необходимо квалифицировать по совокупности как дачу взятки и соучастие (в качестве подстрекателя или организатора) в совершении соответствующего преступления.

6.2. Обязательным признаком субъективной стороны состава анализируемого преступления является заведомость знания взяткодателя о характере тех действий (бездействия), которые должностное лицо должно совершить (либо воздержаться от совершения) в отношении виновного, поэтому для квалификации по данному признаку необходимо установить, что при передаче незаконного вознаграждения лицо осознавало, что дает взятку за совершение должностным лицом именно незаконных действий. Характер незаконных действий лица, за совершение которых дается взятка, может быть различным. Определяющим должно быть то, что незаконность такого рода действия (бездействия) была очевидна для лица, дающего взятку.

При систематической передаче ценностей и оказании услуг имущественного характера должностному лицу за общее покровительство или попустительство на службе суду надлежит установить, не объединены ли эти деяния единым умыслом взяткодателя. При отсутствии признаков совокупности преступлений такие действия следует квалифицировать как единое продолжаемое преступление по ч. 1 ст. 291.

7. В примеч. к коммент. статье предусматривается два основания освобождения лица от УО за дачу взятки: а) если имело место вымогательство вознаграждения (см. п. 10 - 10.2 коммент. к ст. 290) со стороны должностного лица (требование взятки под угрозой совершения таких действий по службе, которые могут причинить существенный вред правоохраняемым интересам). Освобождение от УО взяткодателя в таких случаях определяется тем, что взяткодатель поставлен в положение, при котором он вынужден, в силу сложившихся обстоятельств, дать взятку с тем, чтобы защитить свои законные интересы от неправомерных действий должностного лица; б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбуждать УД, о даче взятки. В контексте ст. 75 добровольная явка с повинной представляет собой поведение, сочетающее в себе добровольность заявления (сообщения) о совершенном преступлении как разновидности признания в нем и чистосердечное раскаяние в содеянном. При этом сообщение должно быть сделано по собственной инициативе, своей воле и желанию, а не вынужденно.

7.1. В основе добровольности как обязательного признака деятельного раскаяния лежит осознание лицом того, что оно может и дальше уклоняться от ответственности, что о взятке правоохранительным органам ничего не известно, однако оно решает обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы.

7.2. Согласно п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить УД, о даче взятки должностному лицу, денег, ценных бумаг, иного имущества, следует иметь в виду, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти.

7.3. Освобождение взяткодателей от УО по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки.

7.4. Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки, признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК как нажитые преступным путем.

7.5. Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать УД, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под контролем данного органа с целью задержания с поличным лица, предъявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки, подлежат возврату их владельцу.

8. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, относится к категории преступлений средней тяжести; деяние, указанное в ч. 2, является тяжким преступлением.

Другой комментарий к Ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Признаки дачи взятки описаны в комментируемой статье таким образом, что для уяснения их содержания необходимо применять систематическое толкование закона, обращаясь и к ст. 290 УК, где характеризуется предмет этого преступления и содержится законодательная характеристика действий (бездействия) лица, за которые дается взятка.

2. Дача взятки является оконченным преступлением в момент получения взятки, когда хотя бы часть ее принята лицом, отвечающим признакам субъекта состава получения взятки (ст. 290 УК РФ), или его близким. Если передача ценностей не состоялась по причинам, не зависящим от взяткодателя (например, лицо отказалось взять деньги), содеянное им является покушением на дачу взятки.

3. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки предполагают дачу взятки в значительном (ч. 2), крупном (п. "б" ч. 4) и особо крупном (ч. 5) размерах (см. комментарий к ст. 290 УК РФ).

4. Особо квалифицированный состав преступления также предполагает дачу взятки за совершение заведомо незаконных действий (ч. 3). Если лицо совершает за взятку какое-либо не уголовное правонарушение, действия взяткодателя полностью охватываются ч. 2 ст. 291 УК РФ. Если же взяткополучатель совершает преступление, действия взяткодателя образуют совокупность квалифицированной дачи взятки и подстрекательства к конкретному совершенному преступлению.

5. Особо квалифицирующим признаком дачи взятки является также ее дача группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. "а" ч. 4).

6. Применение примечания к ст. 291 УК, устанавливающего особое основание освобождения от уголовной ответственности, предполагает соблюдение лицом двух условий: во-первых, оно должно активно способствовать раскрытию и (или) расследованию преступления; во-вторых, альтернативно должно иметь место вымогательство взятки либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

  • Вверх

Подкуп должностного лица (ст. 291 УК РФ) – уголовное преступление, его совершение способствует процветанию коррупции и оказывает негативное влияние на демократические устои: подрывается авторитет государственных и других публичных институтов и снижается значение официального статуса лиц, уполномоченных выполнять публично значимые функции.

Взятка – это передача лицу, обладающему властными полномочиями, вознаграждения за то, что оно предпримет какие-либо действия или, наоборот, не станет их предпринимать по просьбе лица, выплачивающего незаконный гонорар. Например, когда студент платит преподавателю вуза за успешную сдачу курсового проекта, автомобилист предлагает сотруднику ГИБДД деньги за несоставление протокола или врач получает дорогой подарок за фальшивый больничный.

Взяткой признаётся как явное вручение денежных знаков (российских и иностранных), банковских чеков, платёжных карт и иных материальных благ, так и завуалированное вознаграждение, например, снижение процентной ставки по договору займа, выигрыш в лотерее.

Наказывать за данное деяние будут в соответствии с общими принципами юридической ответственности. Если нарушитель – юридическое лицо, то применяются нормы КоАП (Кодекса об административных правонарушениях), в остальных случаях лица, способствующие коррупции, попадают под юрисдикцию уголовного права.

Нормативно-правовые нормы, содержащие перечень запрещённых поведенческих актов, включают в себя несколько положений, посвящённых непосредственно взяточничеству. Это её вручение, получение, посредничество и мелкое взяточничество.

Статья «Дача взятки» УК РФ состоит из 5 разделов с примечанием.

Диспозиционная часть выглядит следующим образом:

  1. Первый и второй разделы запрещают давать взятку лично или опосредованно должностным лицам РФ, лицам, занимающим должность в иностранных компаниях и организациях межгосударственного или негосударственного характера в обычном (ч. 1) и значительном размере (ч. 2).
  2. Третий пункт, в отличие от первых двух, предполагает, что оговариваемые действия(бездействия) будут иметь явную криминальную природу.
  3. Четвёртая часть перечисляет возможные взыскания за деяния, перечисленные в предыдущих частях, совершённые групповым способом (несколькими лицами, имеющие общую преступную цель, криминальной группировкой) или в крупном размере.
  4. Последний пункт содержит меры государственного принуждения, которые применяются за вышеперечисленные действия, совершённые в особо крупном размере.

В примечании законодатель предусмотрел условия, при которых лицо хоть и принимало участие в криминальном акте, номерам государственного принуждения подвергаться не будет. Во-первых, это ситуации, когда лицо подверглось давлению со стороны госслужащего. Во-вторых, освобождает от судимости сообщение в компетентные органы о факте подкупа, сделанное по собственной воле, и активное содействие следствию.

К нарушителю могут применить 4 вида санкций.Самым незначительным наказанием считается денежное взыскание, которое могут назначить за нарушение каждого из пяти предусмотренных пунктов. Оно может иметь фиксированный размер, то есть не зависеть от суммы, которая была передана в качестве незаконного вознаграждения.

Нарушителя обяжут заплатить от нескольких тысяч до четырёх миллионов. Более конкретную сумму рассчитают только в ходе судебного заседания.

Предельные значения выглядят следующим образом:

  • до 500 000 (ч. 1);
  • до 1 000 000 (ч. 2);
  • до 1 500 000 (ч. 3);
  • до 3 000 000 (ч. 4);
  • до 4 000 000 (ч. 5).

Второй вариант, предусматривает, что штраф будет зависеть от финансового положения нарушителя. Отдать придётся доход (зарплата или поступления из других источников) за период до 4 лет.

Третий вариант предусматривает, что штраф назначат исходя из переданной суммы. В таком случае он варьируется от пятикратного до девяностократного её размера.

Следующий вариант наказания – исправительные работы. Ввиду серьёзности проступка за деяния, предусмотренные частями 3–5, назначение данного вида наказания не происходит. Принудительный труд продлится до 2 лет (ч. 1, 2).

Самое суровое наказание – заключение в исправительном учреждении. Изоляция продлится от нескольких месяцев до 15 лет. В качестве альтернативы за нарушение части 1 виновному могут назначить 2 года принудительных работ вместо тюрьмы.

На усмотрение судьи вместе с тюремным заключением нарушитель может дополнительно наказываться и финансовыми санкциями. Штраф будет равен сумме, переданной в качестве оплаты, увеличенной в несколько раз (от 5 до 30).

В качестве дополнительной меры на осуждённого может налагаться ограничение в виде временного запрета заниматься профессиональной деятельностью.

Нарушив положения 1-го и 2-го пунктов, виновный вместе с направлением на исправительные работы, возможно, лишится работы по профессии на 3 года. Если проступок более серьёзный, запрет могут наложить одновременно со штрафом (ч. 3 – до 5 лет, ч. 4 – до 7) или с заключением в исправительном учреждении (будет действителен в течение 7 или 10 лет).

В рамках борьбы с коррупцией идёт постепенное ужесточение наказания не только для госслужащих и сотрудников властных структур, получающих дополнительные гонорары от граждан. Каждая новая редакция Уголовного кодекса (УК РФ)вводит более суровое наказание для граждан, пытающихся незаконно решить свои личные проблемы.

Изменения касаются увеличения сроков заключения в исправительных учреждениях и размеров штрафов, которые полагается заплатить в государственный бюджет.

Объективную сторону преступления составляет акт передачи (самолично или с привлечением помощника) предметов, представляющих материальную ценность, за совершение должностным лицом каких-либо действий или за то, что оно воздержится от их совершения.

Они могут выражаться:

  1. В активной форме.
  2. В пассивной форме (бездействии).
  3. В нарушении действующего законодательства.

Поступки, за осуществление которых передаётся оплата, должны входить в круг должностных обязанностей взяточника и выполняться в интересах взяткодателя или лиц (физических и юридических), от имени которых он действует. Если такие действия не являются непосредственной частью его полномочий, то лицо должно обладать реальной возможностью поспособствовать их совершению (например, в силу занимаемой должности).

Кроме этого, целью может стать внеочередное повышение по службе, получение определённых незаслуженных льгот от начальства или помощь в сокрытии должностных проступков.

Криминальная составляющая отсутствует, когда лицо, передающее взятку, считает её законной оплатой оказанных услуг.

Если лицо, получив ценности, вместо того чтобы отдать их получателю, присваивает их себе, то судить его будут за мошенничество. Лицо, планировавшее совершить подкуп и воспользовавшееся для этого услугами посредника, обвинят в покушении на ст. 291 УК.

Признаками, влияющими на квалификацию, будут:

  • противоправная цель. Если целью подкупа было подстрекательство служащего совершить акт, являющийся отдельным криминальным проступком (служебный подлог, превышение полномочий), то данное деяние будет квалифицировано по совокупности составов ст. 291 УК и совместной реализации преступного замысла;
  • групповой способ совершения. То есть исполнение группой лиц, сговорившихся нарушить закон,или устойчивой криминальной группировкой. К групповому способу относится ситуация, когда начальник побуждает своего подчинённого совершить подкуп.В таком случае оба лица будут рассматриваться законом как соучастники;
  • размер. Предусматривается значительный размер (от 25 000 р.), крупный (от 150 000 р.) и особо крупный (1 млн р.). Стоимость взятки оценивается в рублях не только тогда, когда её предметом являются платёжные средства, но и при передаче взяткополучателю любого дорогостоящего предмета или оказании услуг.

Минимальный предел определён ГК (Гражданским кодексом) – запрещается благодарить лицо за исполнение прямых служебных обязанностей подарками стоимостью свыше 3 000 р.

Лицо, на которое может быть обращено преследование, должно достигнуть шестнадцатилетнего возраста и обладать дееспособностью в соответствующем объёме. Может иметь специальный статус (занимать определённую должность, руководить фирмой) или не иметь такового.

Помимо основного субъекта – взяткодателя, законодателем предусмотрен и дополнительный – посредник в передаче.Причём не имеет значения, действовал ли посредник из корыстных соображений (получал плату за свои услуги) или оказывал услуги на безвозмездной основе.

Мотив преступника всегда носит корыстный характер. Целью является удовлетворение своих личных интересов, интересов своих близких или организации, которую он представляет.

Умысел, с которым совершено преступное деяние, может быть только прямым. Невозможно неосторожно подкупить госслужащего или инспектора ГИБДД.

Как посредника лицо могут осудить только в том случае, если оно знало, что передаваемые предметы – финансовые средства, иные материальные (драгоценности, предметы искусства) или нематериальные (предоставляемые услуги, объекты интеллектуальной собственности) блага являются взяткой. Если же лицо, послужившее посредником, не понимало истинной природы передачи денег, то участие будет расценено как добросовестное заблуждение.

Срок давности определяется на основании правил, установленных ст. 78 УК, и зависит от степени тяжести содеянного. При его определении следует иметь в виду некоторые особенности данного состава. Так, подкуп при отягчающих обстоятельствах относится к тяжким проступкам. Если таковые обстоятельства отсутствуют, то характеристика будет иной – деяние оценят как противоправный акт средней тяжести.

Согласно подследственности дача любой взятки расследуется следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, следователями МВД, а в некоторых случаях – следователями ФСБ. Именно они должны проводить следственные мероприятия и собирать доказательства. Подсудность определяется в соответствии с общими принципами, установленными УПК РФ.

Оканчивается преступление в момент, когда незаконное вознаграждение частично или полностью перешло в руки взяткополучателя (формальный состав). Если ценности не были получены по причинам, не зависящим от воли взяточников (например, их поймали с поличным полицейские), то содеянное будет считаться стадией покушения.

Не является криминальным актом высказывание намерений лица совершить подкуп, если реальные шаги для реализации этой идеи не предпринимались.

Каждый эпизод передачи денег или иных предметов расценивается как отдельное правонарушение. Исключение составляет длящееся преступление, когда оговорённая сумма передаётся несколькими частями.

Ответственность лица, нарушившего требования ст. 291 УК, не будет наступать при соблюдении некоторых условий. Это произойдёт, если гражданин известит о правонарушении орган, уполномоченный возбудить уголовное дело по факту коррупции. При этом лицо должно осознавать, что сможет и дальше скрывать произошедшее от сотрудников полиции. В соответствии с общими положениями УК (75 УК) сообщение о факте взяточничества представляет собой разновидность деятельного раскаяния.

Кроме того, лицо не подлежит ответственности в случаях:

  1. Дача взятки, которую предусматривает статья УК, была вынужденной мерой, предпринятой для защиты от неправомерных посягательств, то есть под давлением лица, наделённого властными полномочиями, требовавшего уплатить финансовые средства или передать иные материальные блага, запугивая и угрожая использовать своё положение для причинения вреда законным интересам гражданина.
  2. Предоставления органам дознания или следствия информации, имеющей важное значение для раскрытия и расследования совершённого с его участием злодеяния. Например, указание конкретных лиц, участвующих в реализации преступных замыслов, или подробное описание обстоятельств произошедшего.

Выполнение этих условий автоматически влечёт отмену процессуального статуса обвиняемого.

Вопрос о возврате отданных средств будет решаться следующим образом:

  • лица, не признанные потерпевшими, не смогут добиться возвращения предметов, использовавшихся для подкупа. То, что лицо освобождается от ответственности, не означает, что в поступке отсутствует криминальная составляющая. Возврата материальных ценностей не будет – они пополнят бюджет государства как нажитые незаконным путём;
  • если имел место доказанный факт вымогательства или ценности передавались в ходе проведения спецоперации под контролем полиции, то объекты вернут законному владельцу.

Законно освободят от ответственности только лицо, заплатившее денежные средства. Факт обращения в МВД взяткополучателя никак не повлияет на порядок привлечения к уголовно-правовой ответственности. Максимум на что он может рассчитывать – это смягчение наказания при деятельном раскаянии. Освобождение от заслуженного наказания произойдёт только на основании помилования или акта амнистии.

Судебная практика по статье 291 УК РФ

Судебная практика представлена на профильных сайтах, посвящённых юриспруденции, а также в электронном справочнике «Консультант Плюс». На данных ресурсах можно увидеть примеры обвинительных и оправдательных приговоров, жалоб в апелляционные инстанции и разъяснения судебных решений.

Гражданин Иванов совершил покушение на преступление, квалифицируемое как взятка должностному лицу, – статья УК РФ 291. Он пытался подкупить сотрудника полиции, чтобы не выплачивать штраф за нарушение норм КоАП.

В магазине, управляющим которого являлся Иванов, были нарушены правила продажи алкогольной продукции – продан спиртосодержащий напиток лицу, которому не исполнилось 18 лет, что было выявлено инспектором УВД Петровым. По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении нормы 14.2 КоАП РФ, который ввиду отсутствия последнего не был предъявлен.

Иванов, решив дать взятку, отправился по месту работы инспектора, имея намерение передать гражданину Петрову в качестве оплаты за уничтожение составленного протокола об административном правонарушении 15000 рублей. Довести преступление до логического завершения заговорщикам помешали полицейские.

В ходе следствия установлено:

  1. Наличие смягчающих обстоятельств – полностью признал вину и раскаялся, давал подробные признательные показания, имеет на иждивении малолетнего ребёнка (3 года), ранее в поле зрения правоохранителей не попадал.
  2. Отсутствие отягчающих обстоятельств.

Районный суд республики Коми признал гражданина Иванова виновным в совершении преступления, которое предусматривают статьи 30 (ч. 3) и 291 УК РФ (ч. 2). Приговор составил 2 года лишения свободы условно. Установленный испытательный срок равен 1 году.

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника -

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Комментарий к статье 291 Уголовного Кодекса РФ

1. Признаки дачи взятки описаны в комментируемой статье таким образом, что для уяснения их содержания необходимо применять систематическое толкование закона, обращаясь и к ст. 290 УК, где характеризуется предмет этого преступления и содержится законодательная характеристика действий (бездействия) должностного лица, за которые дается взятка (см. п. п. 1 - 5, 7 комментария к ст. 290 УК).

2. Дача взятки является оконченным преступлением в момент получения взятки, когда хотя бы часть ее принята должностным лицом или его близким. Если передача ценностей не состоялась по причинам, не зависящим от взяткодателя (например, должностное лицо отказалось взять деньги), содеянное им является покушением на дачу взятки.

3. Пленум Верховного Суда РФ в п. 12 Постановления от 10 февраля 2000 г. указал, что должностное лицо, предложившее своему подчиненному в интересах соответствующей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность как исполнитель дачи взятки, а работник, выполнивший это поручение, - как ее соучастник. В такой редакции это разъяснение Пленума не соответствует законодательному понятию исполнителя преступления и других соучастников преступления. Более правильным в такой ситуации было бы квалифицировать содеянное начальником как организацию дачи взятки, а подчиненным - как ее дачу. Вполне вероятно, Пленум имел в виду ситуацию с посредником в даче взятки. Однако в этом случае более правильным было бы указать не о "предложении дать взятку", а о "поручении передать взятку".

4. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. Квалифицированный состав этого преступления (ч. 2 ст. 291 УК) предполагает дачу взятки за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий.

В данном случае необходимо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, лицо должно достоверно знать, что дает взятку именно за нарушение должностным лицом закона. Если же виновный дает взятку за решение какого-либо вопроса, но не знает, будет совершенное для этого действие (бездействие) законным или нет, содеянное им следует квалифицировать по ч. 1 ст. 291 УК. Во-вторых, в случае фактического совершения должностным лицом незаконных действий (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц возможны два варианта квалификации содеянного взяткодателем, что зависит от характера противоправности фактически содеянного должностным лицом. Если последний совершает за взятку какое-либо не уголовное правонарушение, действия взяткодателя полностью охватываются ч. 2 ст. 291 УК. Если же взяткополучатель совершает преступление, действия взяткодателя образуют совокупность квалифицированной дачи взятки и подстрекательства к конкретному преступлению, совершенному должностным лицом.

7. Каждый самостоятельный эпизод дачи взятки квалифицируется по правилам о совокупности преступлений. Совокупность отсутствует, если обусловленная взятка передается должностному лицу по частям, а также если взятка вручается нескольким должностным лицам, образующим группу по предварительному сговору или организованную группу.

8. Примечание к ст. 291 УК предусматривает два специальных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности.

Во-первых, он освобождается от ответственности, если имело место вымогательство взятки (см. п. 16 комментария к ст. 290 УК).

Во-вторых, взяткодатель освобождается от ответственности, если он добровольно сообщил органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Это основание представляет собой специальный случай деятельного раскаяния (ч. 2 ст. 75 УК). Для его наличия необходимы два условия: а) сообщение делается добровольно (см. комментарий к ст. 75 УК); б) оно адресуется органу, имеющему право возбудить уголовное дело (любой правоохранительный орган, а также суд). Форма сообщения может быть любой. В обоих случаях освобождение от уголовной ответственности императивно, т.е. не зависит от усмотрения правоприменителя.

9. В настоящее время судебная практика исходит из необходимости возвращения лицу, подвергшемуся вымогательству взятки, денег и иных ценностей, вынужденно переданных им должностному лицу. Возвращение ценностей необходимо также и в случае добровольного заявления о требовании дать взятку (при отсутствии признаков вымогательства), когда передача ценностей происходила под контролем правоохранительных органов с целью задержания взяткополучателя с поличным (БВС РФ. 2000. N 4. С. 8).

П Р И Г О В О Р

именем Российской Федерации

г. Белгород < > ноября 2012 года

Белгородский областной суд в составе:

Председательствующего заместителя председателя Белгородского областного суда Сапельника С.Н.,

с участием:

государственного обвинителя – заместителя прокурора Белгородской области Логвинова Э.В.,

подсудимого П. В.М., защитника адвоката Сойко М.М.,

при секретаре Ушаковой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке судебного разбирательства уголовное дело по обвинению

П. В.М., несудимого,

в совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 30 ч. 3, 291 ч. 3 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

П. совершил покушение на дачу взятки должностному лицу за незаконное бездействие при следующих обстоятельствах:

< > сентября 2012 года инспектор отдельного взвода ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Губкину Р., совместно с инспектором отдельного взвода ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Губкину Г. находился при исполнении своих должностных обязанностей на < > километре автодороги « » < > района Белгородской области. Около <> часов <> минут инспектором Р. за нарушение правил дорожного движения был остановлен автомобиль марки ВАЗ-< > под управлением П. Последнему было предложено в связи с этим проследовать в патрульный автомобиль ОМВД России по г. Губкину < > для составле­ния протокола об административном правонарушении за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

В ходе составления вышеуказанного процессуального документа у П., осознававшего, что привлечение к административной ответственности для него несёт нега­тивный характер и повлечёт административное наказание, возник и сформировался умысел, направленный на дачу взятки инспектору отдельного взвода ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Губкину Р. за заведомо незаконное бездействие, то есть за несоставление про­токола об административном правонарушении по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ и, как следствие, непривлечение его к административной ответственности.

< > сентября 2012 года в период с <> часов минут и до <> часов П., находясь вместе с инспектором Р. в служебном автомобиле отдельного взвода ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Губкину, расположенном на тот момент на < > километре автодороги « », действуя с прямым умыслом, направленным на дачу взятки должностному лицу, с целью избежать административной ответ­ственности, осознавая, что инспектор отдельного взвода ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Губкину Р. является должностным лицом и находится при исполнении своих слу­жебных обязанностей, лично, имея при себе денежную купюру достоинством 1 000 рублей, положил её на переднее пассажирское сиденье служебного автомобиля ДПС в качестве взятки этому сотруднику полиции.

Своими действиями П. пытался передать Р. взятку в виде денеж­ных средств в размере 1 000 (одна тысяча) рублей за заведомо незаконное бездействие, то есть несоставление в отношении него протокола об административном правонарушении и непривлечение к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.

Преступление не было доведено до конца по не зависящим от П. обстоятельствам, в виду отказа Р. от получения взятки.

В судебном заседании П. виновным себя признал полностью, поддержал ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.

Судом ходатайство подсудимого удовлетворено, поскольку П. вину в предъявленном обвинении признал полностью, осознаёт характер и последствия постановления приговора без судебного разбирательства, ходатайство заявлено добровольно и после консультации с адвокатом, обвинение, с которым он согласился, подтверждается собранными по уголовному делу доказательствами.

Государственный обвинитель не возражает против заявленного подсудимым ходатайства.

Действия П. суд квалифицирует по ст.30 ч. 3, ст. 291 ч.3 УК РФ как покушение на дачу взятки должностному лицу лично за незаконное бездействие.

Преступление подсудимый совершил с прямым умыслом. Он осознавал противоправность своих действий, направленных на подкуп должностного лица, чтобы он не совершил действия, входящие в его должностные обязанности, и желал этого.

При назначении наказания П. суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённого преступления, смягчающие наказание обстоятельства, данные о личности подсудимого, неоконченный характер преступления, особый порядок судебного разбирательства.

Обстоятельствами, смягчающими П. наказание суд признаёт явку с повинной, активное способствование расследованию преступления, полное признание вины, раскаяние в содеянном, наличие малолетнего ребёнка, инвалидность его и его матери.

Отягчающих наказание обстоятельств не установлено.

П. ранее не судим, по месту жительства и работы характеризуется положительно, к административной ответственности не привлекался.

Суд, учитывая смягчающие наказание обстоятельства, данные о личности П., находит возможным не лишать его свободы и назначает ему наказание в виде штрафа.

Размер штрафа суд устанавливает, исходя из материального положения П., его влияния на условия жизни семьи осуждённого и определяет в минимальном (тридцатикратном) размере, предусмотренном санкцией ст.291 ч.3 УК РФ.

Оснований для применения ст. 64 УК РФ и положений ч.6 ст.15 УК РФ суд не находит.

Судьбу вещественных доказательств надлежит разрешить согласно ст. 81 УПК РФ: предмет взятки – денежные средства в размере 1000 рублей – обратить в доход государства, оптический диск с видеозаписью – хранить при деле.

Руководствуясь ст.ст.303,307-309, 316 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать П.В.М. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 30 ч. 3, 291 ч. 3 УК РФ, и назначить ему наказание по данной статье в виде штрафа в сумме 30000 (тридцати тысяч) рублей в доход государства.

Меру принуждения П. до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю — обязательство о явке.

Вещественные доказательства: денежные средства в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, хранящиеся в комнате хранения вещественных доказательств следственного отдела по г. Губкину СУ СК РФ по Белгородской области, как предмет взятки обратить в доход государства, диск с видеозаписью – хранить при деле.

Приговор может быть обжалован в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации в течение 10 суток со дня его провозглашения.

Председательствующий подпись

Взятки в России являются видом правонарушения, ответственность за которое наступает на основании Уголовного кодекса РФ (статьи 290 и 291). Они представляют собой серьезный вид экономического преступления, который провоцирует коррупцию и злоупотребление чиновниками и руководителями крупных коммерческих организаций своих должностей и постов.

Сегодня мы постараемся максимально подробно осветить проблему дачи и получения взяток, проведем их классификацию, опишем виды наказания за подобные действия и правила поведения в случае, когда вы оказались замешаны в дело со взяткой.

Определение взятки в Уголовном кодексе

Закон считает взяткой передачу денег, ценных вещей или оказание услуг одним лицом (называемым взяткодателем) другому взамен совершения каких-либо действий с принимающей стороны (взяткополучателем). Чтобы взятка была квалифицирована как преступление, она должна быть дана обычным гражданином лицу, занимающему государственную или муниципальную должность.

Взяткополучатель после получения денег или иных материальных ценностей (услуг) обязуется:

  • оказать помощь в решении трудовых задач, взять на себя часть ответственности за решение производственных вопросов;
  • помочь быстро продвинуться по карьерной лестнице;
  • закрыть глаза на ненадлежащее выполнение должностных обязанностей или полностью (частично) избавить от них;
  • оказать иную помощь (в том числе незаконную) в пределах своих возможностей.

Ответственность за дачу и принятие взятки наступает в рамках Уголовного кодекса РФ и грозит серьезными последствиями, вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет.

Явные и неявные взятки

Одна из классификаций взяток связана с формой, в которой они даются:

  1. Явная взятка. В этом случае речь идет о передачи взяткополучателю определенной ценности незамедлительно или впоследствии, после заключения устного договора;
  2. Завуалированная взятка выдается не напрямую, а, к примеру, в виде снижения процентной ставки по кредиту или предоставления товаров со значительной скидкой. Завуалированная взятка маскирует незаконные действия различными поведенческими актами.

Взятка в неявной форме часто используется, когда речь идет о значительном вознаграждении. Она помогает скрыть факт передачи денег или иных ценностей.

Расширенный список завуалированных взяток выглядит следующим образом:

  • передача антиквариата взяткополучателю или продажа его драгоценностей по заведомо завышенной стоимости взяткодателю;
  • перевод денег на счет фирмы за услуги, которые никогда не оказывались;
  • снижение арендной платы;
  • организация выигрыша в лотерею или намеренный проигрыш в карты или другие азартные игры;
  • прощение крупного долга;
  • оформление фиктивной страховки;
  • оплата родственниками взяткополучателя дорогого лечения за границей;
  • передача кода доступа к электронному кошельку.

Еще одна классификация взяток связана со временем их передачи. Взятка-подкуп дается должностному лицу до совершения какого-либо действия (бездействия), а взятка-вознаграждение – после выполнения взятых на себя обязательств взяткополучателем.

Классификация взяток по их размерам

Деление взяток по размеру описано в примечании к ст. 290 УК РФ . Законом различается 3 вида взятки, в зависимости от ее величины:

  • взятка в значительном размере – от 25 тысяч рублей;
  • взятка в крупном размере – от 150 тысяч рублей;
  • взятка в особо крупном размере – от 1 млн. рублей.

Какая сумма вознаграждения должностному лицу может считаться взяткой? В Уголовном кодексе не сказано о том, каков должен быть минимальный размер взятки, чтобы по ней было заведено уголовное дело. На практике решение о возбуждении дела принимает судья. Если он посчитает, что сумма в 1000 или 3000 рублей не является серьезной, то откажет в возбуждении дела.

С материальными ценностями дело обстоит немного иначе. В ст. 575 Гражданского кодекса РФ прямо указано, что передача должностному лицу подарка считается взяткой, если его стоимость превышает 3 тысячи рублей. Значит, 3 тысячи рублей можно условно считать минимальным размером взятки.

Ответственность за дачу взятки – ст. 291 УК РФ

Вопросам передачи взяток российским и иностранным должностным лицам в любой форме (не важно, как дали взятку — из рук в руки, завуалированно или через посредников) в УК РФ посвящена отдельная . В ней описана ответственность за дачу взяток в значительном, крупном и особо крупном размере, а также за дачу «простых» взяток, передачу денег и иных материальных ценностей группой лиц и за передачу денег за совершение заведомо незаконных действий.

Простая взятка подразумевает передачу малой суммы денег (менее 25 тысяч рублей), за которую должностное лицо оказывает взяткодателю ряд услуг, не связанных с нарушением закона. К примеру, за ускоренное оформление документов. Если же от должностного лица требуется закрыть глаза на явное нарушение взяткодателем закона, то размер взятки уже не будет играть роли и наказание будет более жестким, нежели в случае с простой взяткой.

Ответственность за дачу взятки в каждом отдельном случае вы можете увидеть в таблице:

Лишение свободы
Простая взятка (ч. 1 ст. 291 УК РФ) 5х-30х До 2 лет 5х-10х До 3 лет
Взятка в значительном размере (ч. 2 ст. 291 УК РФ) 10х-40х До 5 лет 5х-15х До 3 лет
Взятка за заведомо незаконные действия (ч. 3 ст. 291 УК РФ) 30х-60х До 8 лет До 30х До 5 лет
Взятка группой лиц или в крупном размере (ч. 4 ст. 291 УК РФ) 60х-80х От 7 до 12 лет До 60х До 7 лет
Взятка в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ) 70х-90х От 8 до 15 лет До 70х До 10 лет

Избежать уголовного наказания за дачу взяток можно в случае, если добровольно заявить о ней в органы полиции и помочь полностью раскрыть преступление. Ответственности удастся избежать и в том случае, если удастся доказать факт вымогательства взятки должностным лицом.

Ответственность за получение взятки – ст. 290 УК РФ

В статье 290 Уголовного кодекса РФ рассмотрены вопросы принятия должностными лицами государственных и муниципальных органов (в том числе должностными лицами иностранных организаций) вознаграждения в виде денег, материальных ценностей или особых услуг за совершение действий (или бездействия) в пользу взяткодателя. Взятка может быть дана из рук в руки или через иных лиц, наказание будет одинаковым.

К отдельным категориям взяток, которых не было в предыдущей таблице, относятся взятки лицам, находящимся на государственной должности (в том числе в должности главы субъекта или органа местного самоуправления) и взятки, полученные в результате вымогательства.

Виды наказаний за дачу взяток различных категорий представлены в таблице:

Главное наказание – штраф в размере, кратном размеру взятки Лишение свободы Дополнительное наказание – штраф в размере, кратном размеру взятки Запрет на занятие определенной должности или лишение специального права
Простая взятка (ч. 1 ст. 290 УК РФ) 10х-15х До 3 лет 10х-20х До 3 лет
Взятка в значительном размере (ч. 2 ст. 290 УК РФ) 30х-60х До 6 лет До 30х До 3 лет
Взятка за заведомо незаконные действия (ч. 3 ст. 290 УК РФ) 40х-70х От 3 до 8 лет До 40х До 5 лет
Взятка получена лицом, находящимся на государственной службе (ч. 4 ст. 290 УК РФ) 60х-80х От 5 до 10 лет До 50х До 7 лет
Взятка получена группой лиц, при вымогательстве или в крупном размере (ч. 5 ст. 290 УК РФ) 70х-90х От 7 до 12 лет До 60х До 10 лет
Взятка в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) 80х-100х От 8 до 15 лет До 70х До 15 лет

Отличие взятки от коммерческого подкупа

Подкуп осуществляется только в отношении должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций, занимающих в них высокий пост – генеральных директоров, лидеров партии, руководителей общественных и религиозных учреждений. Взятка в случае коммерческого подкупа также передается для того, чтобы обязать должностное лицо действовать в интересах взяткодателя. Главное отличие подкупа от стандартной взятки в том, что взятка всегда дается работниками государственных и муниципальных органов. Подкуп применяется только в коммерческой сфере.

Вопросам коммерческого подкупа посвящена , а подкупу организаторов и участников зрелищных конкурсов и спортивных соревнований – . В последнем случае деньги и прочие материальные ценности передаются членам жюри, судьям, участникам команд или их руководству.

Пособничество в даче или получении взятки

Посредничество в передаче взятки является прямым нарушением закона – статьи 291.1 УК РФ . Оно подразумевает действия третьих лиц, которые способствовали заключению договоренности между взяткодателем и взяткополучателем, или действия по непосредственной передаче денег и иных материальных ценностей от одной стороны к другой. За посредничество наступает уголовная ответственность только в том случае, если размере взятки значителен, то есть превышает 25 тысяч рублей.

Посредников используют, чтобы облегчить процесс передачи денег и остаться участникам правонарушения в тени. Посредник играет роль курьера, который зачастую получает определенный процент от сделки. Наказание за передачу взятки суровое – от штрафа в размере до восьмидесятикратной суммы взятки и запрет на занятие определенной должности до 7 лет до лишения свободы сроком от 7 до 12 лет. Тяжесть наказания зависит от суммы взятки, при этом наказанию подлежит даже обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Что делать при вымогательстве взятки?

Вымогательством взятки является не только прямое требование передать определенную сумму денег или оказать услугу в обмен на лояльное отношение взяткополучателя, но и завуалированные косвенные намеки, которые дают понять, что проблема без взятки решена быть не может. Однако если отказ должностного лица от выполнения просьбы является законным, то это нельзя расценивать как призыв решить дело при помощи взятки.

Если должностное лицо в явной форме вымогает взятку, то следует:

  1. Записать требование дать взятку на диктофон или иное средство аудиозаписи. Хорошо, если диктофон есть уже на первом приеме у чиновника. Тогда следует просто незаметно включить его, как только разговор зайдет о взятке. В случае, если диктофона под рукой нет, можно попросить дать время обдумать предложение или сходить за деньгами, а прийти уже с необходимым техническим средством;
  2. После записи разговора следует обратиться в правоохранительные органы, вид которых зависит от должности вымогателя. При вымогательстве денег сотрудником полиции обращаются в отдел собственной безопасности ГУВД, к следователям или в ФСБ, в случае работников государственных и муниципальных структур – в полицию или прокуратуру. Если же речь идет о судьях или крупных руководителях муниципальных образований, высокопоставленных чиновниках, депутатах или губернаторах, то обращаться лучше в следственный комитет или ФСБ;
  3. Дальнейшие указания по поведению в отношении вымогателя будут получены от сотрудников МВД.

Что делать при обвинении в даче или получении взятки?

Если полиция или иные правоохранительные органы обвиняют вас в получении или даче взятки, то вначале необходимо нанять хорошего адвоката, который защитит от процедурных злоупотреблений. Что делать, если взятка была дана по причине вымогательства? Этот факт предстоит доказать любыми способами – собрать показания свидетелей, дать письменные объяснения, привлечь записи с видеокамер, аудиозаписи. Если же взятка была дана по личной инициативе, то полное содействие следствию может стать лучшим выходом. В этом случае стоит рассчитывать на значительное смягчение наказания.

При обвинении в получении или вымогательстве взятки, если этого на самом деле не было, стоит попробовать доказать факт провокации со стороны мнимого взяткодателя. Деньги могут быть просто подброшены в безобидной коробке конфет, незаметно положены в ящик стола или карман. Подброшенные деньги сами по себе не считаются взяткой, если вы не оказывали взяткодателю никаких услуг в рамках своей должности и не выказывали заинтересованности в получении материального вознаграждения.

За провокацию взятки, то есть передачу денег должностному лицу без его ведома или согласия, а также в целях очернить его или создать вид вымогательства взятки положено наказание на основании статьи 304 УК РФ . За подобные действия грозит штраф до 200 тысяч рублей или лишение свободы до 5 лет.

Если же взятка была получена по личному желанию и просьба взяткодателя исполнена, то не остается ничего, кроме как попытаться вместе с адвокатом найти смягчающие обстоятельства. К примеру, тяжелое материальное положение или необходимость потратить крупную сумму денег на лечение.

Похожие публикации