Конкурсное производство как процедура банкротства. Большая энциклопедия нефти и газа

Надо отметить, что до принятия Закон а о банкротстве 1998 г. ни раз вставал вопрос о сроках осуществления конкурсного производства. В Законе о банкротстве 1992 г. срок не был определен, поэтому такие дела длились годами, не оставляя кредиторам надежды на получение хотя бы части задолженности. В Законе о банкротстве 1998 г. сроку продолжительности конкурсного производства посвящена ст. 97. В данной статье говорится, что «срок конкурсного производства не может превышать один год. Арбитражный суд вправе продлить указанный срок на шесть месяцев». Кажется, что данная проблема решена, но на самом деле все остается по прежнему, так как в п. 3 вышеназванной статьи отмечается, что «при необходимости срок конкурсного производства может быть продлен арбитражным судом сверх сроков, предусмотренных п. 2» этой статьи. В итоге, предельный срок конкурсного производства не определен. Определение срока осуществления конкурсного производства остается на усмотрение арбитражного суда. Продолжительность осуществления конкурсного производства зависит от объема и сроков проведения соответствующих мероприятий. Например, принятие мер, направленных на поиск и возвращение имущества должника, находящегося у третьих лиц. Представляется, что предельный срок конкурсного производства должен быть установлен. Если в течении определенного законом срока на лицо будет абсолютная неплатежеспособность должника, неспособность удовлетворить хотя бы часть требований кредиторов, должник должен быть ликвидирован. Ликвидация должника в данном случае прекратит судебные расходы, в том числе и расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.

3. Конкурсный управляющий

Понятие

При принятии решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий (ст. 2 Закона о банкротстве). Конусным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора (п. 1 ст. 19 Закона о банкротстве).

Закон о банкротстве 1998 г. разрешил существенный вопрос. Он определил статус конкурсных управляющих как плательщиков страховых взносов. Ранее данная проблема стояла перед Пенсионным фондом РФ. В настоящее время эта проблема решена, так как ст. 19 Закона о банкротстве арбитражные управляющие отнесены к индивидуальным предпринимателям. Следовательно, на них распространяется порядок уплаты и тариф, на основании которых уплачивают страховые взносы индивидуальные предприниматели.

Порядок и условия назначения управляющего

Существует определенный ст.ст.71 и 72 Закона о банкротстве порядок назначения конкурсного управляющего. Кандидатура конкурсного управляющего может предлагаться на собрании кредиторов либо самими кредиторами, либо налоговым или иным уполномоченным органом, а также должником или собственником имущества должника унитарного предприятия. Утверждает выдвинутую кандидатуру собрание кредиторов. После того как кандидатура конкурсного управляющего получила большинство голосов, она предлагается на утверждение арбитражному суду. Арбитражный суд, рассматривая предложенную кандидатуру арбитражного управляющего, проверяет ее на предмет соответствия требованиям, установленным Законом о банкротстве. Здесь надо отметить необходимость разъяснения данного положения. Так, в Письме ФСДН от 1 октября 1998 г. № Р-1 «О вопросах, связанных с применением процедур банкротства» разъясняется, что отклонение предложенной кандидатуры арбитражного управляющего возможно в случае несоответствия данной кандидатуры требованиям, установленным Законом о банкротстве. Отклонение предложенной кандидатуры по иным основаниям, в том числе по результатам оценки деловых и иных личных качеств кандидата в арбитражные управляющие, незаконно. Данное положение доказывает объективность суда в выборе арбитражного управляющего. Законом предусмотрена и ситуация, когда собрание кредиторов не предложило ни одной кандидатуры. В этом случае арбитражный суд назначает конкурсного управляющего по предложению других лиц, участвующих в деле или из числа лиц зарегистрированных в арбитражном суде в качестве управляющих. В случае, если нет возможности назначить конкурсного управляющего в указанном порядке, арбитражный суд может назначить конкурсного управляющего из числа сотрудников ФСДН по представлению последнего (п. 4 ст. 185 Закона о банкротстве).

По ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием кредиторов, арбитражный суд может назначить нескольких конкурсных управляющих (ст. 99 Закона о банкротстве). В функции арбитражного суда при назначении нескольких управляющих входит распределение между ними обязанностей в зависимости от сложности выполняемых задач, а также определение пределов ответственности каждого из них.

В настоящее время деятельность конкурсных управляющих подлежит лицензированию. До введения положений о лицензировании деятельности арбитражного управляющего конкурсные управляющие могли осуществлять свою деятельность на основании полученного в установленном порядке аттестата специалиста по антикризисному управлению при условии назначения конкурсным управляющим и регистрации в соответствующем арбитражном суде. Согласно Закону о банкротстве 1998 г. вводится обязательное лицензирование деятельности арбитражного управляющего. Данное положение действует с 1 января 1999 г. Лицензия на осуществление деятельности арбитражного управляющего выдается Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

Деятельность управляющего

В статье 101 Закона о банкротстве перечислены функции и полномочия конкурсного управляющего. Согласно п.1 ст. 101 Закона о банкротстве «с момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника» за исключением случаев, когда необходимо получение согласия кредиторов относительно продажи имущества на открытых торгах (п. 1 ст. 112 Закона о банкротстве). Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему, в противном случае органы управления и руководитель должника несут ответственность в соответствии с законодательством. С момента назначения конкурсного управляющего вся деятельность должника находится под контролем последнего. Согласно ст. 101 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий вправе предъявлять иски о признании недействительными сделок, предъявлять требования к учредителям, собственнику имущества должника, иным лицам, связанным обязательствами с должником. В случае, если банкротство организации произошло по вине вышеперечисленных лиц, последние несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства (п. 3 ст. 56 ГК РФ). К вышеуказанным лицам могут относиться лица, имеющие в собственности или доверительном управлении контрольный пакет акций акционерного общества, или, например, собственник имущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания.

Важным вопросом в деятельности конкурсного управляющего является оплата его услуг. Согласно Закону о банкротстве 1992 г. размер вознаграждения конкурсного управляющего определялся собранием кредиторов. Неудобство положений данного Закона заключалось в том, что собрание кредиторов не регламентировало характера и порядка осуществления выплат, не устанавливался минимальный и максимальный предел суммы вознаграждения управляющему. На практике, управляющему устанавливалось и выплачивалось ежемесячное вознаграждение. Размер вознаграждения зависел от сложности и объема работы, расходов конкурсного управляющего, в связи с осуществлением деятельности. В результате не было четкой схемы определения вознаграждения. Данный вопрос зависел от решения собрания кредиторов и конкурсный управляющий зачастую не мог определить заранее суммы причитающегося вознаграждения. Размер оплаты услуг конкурсного управляющего колебался от 10 до нескольких сотен минимальных размеров оплаты труда.

Оплата услуг конкурсного управляющего, согласно ст. 22 нового Закона о банкротстве, производится в виде вознаграждения. Ежемесячный размер данного вознаграждения определяется собранием кредиторов с утверждением арбитражным судом либо непосредственно утверждается арбитражным судом (п. 2 ст.159 3акона). Как показывает практика, размер этого вознаграждения, как правило, равен размеру заработной платы руководителя организации должника. Указанное вознаграждение выплачивается за счет имущества должника. Здесь возникает проблема выплаты вознаграждения конкурсному управляющему при отсутствии у должника какого либо имущества. Согласно п. 4 ст. 25 Закона о банкротстве, данная проблема разрешается при помощи созданного при ФСДН специализированного фонда. В случае заключения конкурсным управляющим договора с ФСДН возникает гарантия получения конкурсным управляющим минимального вознаграждения. Законом о банкротстве 1998 г. установлено, что минимальный и максимальный размер вознаграждения управляющему может предусматриваться правовыми актами Российской Федерации.

В Законе о банкротстве оговаривается и возможность установления дополнительного вознаграждения управляющего по результатам его деятельности. Но выплата данного вознаграждения реальна только после принятия соответствующих федеральных законов и правовых актов Российской Федерации. Здесь может возникнуть проблема в связи с своевременным принятием такого рода актов, потому как до их принятия дополнительное вознаграждение арбитражным управляющим не может быть выплачено.

В сравнении с Законом 1992 г.. Закон о банкротстве 1998 г. в большей мере защищает право на вознаграждение конкурсного управляющего. Существенной гарантией получения арбитражным управляющим вознаграждения, было бы определение минимального и максимального предела вознаграждения непосредственно в Законе о банкротстве. Однако, в настоящее время это невозможно в связи с активным ростом инфляции и отставанием роста минимальной оплаты труда от оплаты минимальных жизненных потребностей населения.

Ответственность управляющего

Каждый конкурсный управляющий отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных непосредственно на него арбитражным судом.

Закон о банкротстве 1998 г., по сравнению с Законом 1992 г., устанавливает более строгие требования к профессиональному уровню арбитражного управляющего.

Статьей 21 Закона о банкротстве установлены две меры ответственности управляющего. Так, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей арбитражного управляющего, повлекшее убытки для должника или кредиторов, может повлечь за собой отзыв лицензии арбитражного управляющего. А те же действия, не повлекшие за собой причинения убытков должнику или кредиторам, могут явиться основанием для отстранения управляющего от исполнения им своих обязанностей.

К действиям конкурсного управляющего, повлекшим убытки, можно отнести действия, приведшие к затратам средств должника, например, в следствие неоправданно больших расходов на взыскание задолженности, то есть расходов, превышающих саму задолженность. Убытки могут быть причинены и вследствие несвоевременного принятия либо непринятия управляющим мер по обеспечению сохранности имущества должника, что приведет к потере или повреждению имущества.

Если недобросовестные действия управляющего не повлекли убытков, то управляющий лишь отстраняется от дела, но лицензия при этом не отзывается.

Конкурсный управляющий несет ответственность и в том случае, если им причинены убытки в следствие нарушения законодательства. Пример тому - осуществление должником под руководством управляющего деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии. В этом случае убытки взимаются с управляющего как с индивидуального предпринимателя в порядке ст. 25 ГК РФ и параграфа 2 главы 9 Закона о банкротстве.

Рассматривая данный вопрос надо отметить, что арбитражный суд при невыполнении прежним управляющим своих обязанностей не может назначить нового конкурсного управляющего по собственной инициативе. Арбитражный суд назначает нового конкурсного управляющего только по ходатайству собрания кредиторов. В решении собрания кредиторов должны быть сведения о кандидатуре нового конкурсного управляющего. Определение арбитражного суда об отстранении конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению. Оно может быть обжаловано.

Контроль за действиями конкурсного управляющего осуществляет собрание кредиторов, которому он предоставляет отчет о проделанной работе и арбитражный суд, которому конкурсный управляющий при необходимости предоставляет все сведения, касающиеся конкурсного производства, а также отчет о результатах проведения конкурсного производства.

В целях признания должника банкротом используется понятие несостоятельности предприятия, то есть неспособности вовремя рассчитываться по имеющимся обязательствам. Какие существуют стадии банкротства в соответствии с законодательными требованиями? В каком порядке проходит эта судебная процедура? Обо всех юридических нюансах пойдет речь далее.

Основные стадии банкротства юридического лица

Возможность объявить себя банкротом является единственным выходом законно ликвидировать бизнес в тех случаях, когда исполнить обязательства кредиторов не представляется возможным. При этом, как правило, сумма накопленных долгов превышает величину активов предприятия, а срок просрочки составляет свыше 3 мес. (ст. 3 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.) . В некоторых ситуациях анализ финансово-хозяйственного состояния компании позволяет предпринять превентивные меры по нормализации деятельности организации в целях расчетов с кредиторами. Но если перспектив развития бизнеса нет, собственникам приходится подавать в арбитраж заявление о несостоятельности.

Четкий регламент и обязательные этапы банкротства юридического лица утверждены на федеральном уровне в уже упомянутом Законе № 127-ФЗ . Этот нормативно-правовой документ определяет алгоритм действий, которые проводятся в процессе признания компании неплатежеспособной. Требования являются обязательными для всех участников процесса независимо от организационного статуса организации и ее отраслевой принадлежности.

Не все этапы банкротства применяются по мере решения дела, но предварительное наблюдение проводится всегда. Решение о введении наблюдательных мероприятий выносится судом по итогам рассмотрения заявления (может быть подано как должником, так и любым из кредиторов, а также уполномоченными госорганами). При этом внимательно изучаются представленные доказательства о неплатежеспособности должника. По итогам наблюдения делаются соответствующие выводы о дальнейшей судьбе предприятия - прекращение производства банкротства или переход к следующему этапу.

Стадии банкротства юридического лица - схема

Общепринятый порядок признания юрлица банкротом включает в себя проведение пяти обязательных стадий. Одну из них, а именно мировое соглашение, разрешается возобновлять в любой момент, а часть прочих (за исключением наблюдения) проводится не всегда и по назначению конкурсных кредиторов, участвующих в производстве. Право влияния прямо предусмотрено нормами Закона № 127-ФЗ . Итак, рассмотрим внимательно схему стадий банкротства.

Из представленной схемы становится понятен механизм рассмотрения судом дел о неплатежеспособности. О том, какие задачи преследуют стадии процедуры банкротства, подробнее в следующем разделе.

Основные этапы банкротства - цели и взаимосвязи

Каждый из этапов признания фирмы несостоятельной тесно взаимосвязан друг с другом и проводится ради достижения поставленных целей. Сроки мероприятий, их цели и задачи перечислены в Законе № 127-ФЗ. Рассмотрим подробнее все пять процедур:

Стадия 1. Наблюдение

Анализ текущего материального положения должника проводится на предварительном наблюдательном этапе (стат. 62 -75 № 127-ФЗ). Для независимой оценки финсостояния назначается временный управляющий, который публикует уведомление о введении наблюдения. Эта стадия назначается также для обеспечения неприкосновенности активов предприятия, уведомления кредиторов, составления реестра требований. Руководство компании сохраняет свои полномочия, но с некоторыми (весьма существенными) ограничениями.
Максимальная продолжительность наблюдения составляет 7 мес. За этот период управляющий проводит полный сбор сведений о должнике, его финансово-хозяйственной деятельности, величине активов и обязательств, возможности восстановления нормального функционирования хозяйствующего субъекта. По итогам управляющий подготавливает сводный отчет, который наряду с протоколом первого кредиторского собрания, представляется в арбитраж. Затем судом принимается решение о целесообразности дальнейшего рассмотрения банкротства или прекращении дела в связи с возможностью оздоровления организации с целью погашения долгов в полных объемах. Также возможно подписание мирового соглашения и реструктуризация обязательств.

Стадия 2. Финансовая санация

Целью оздоровления должника становится восстановление финансовой платежеспособности юрлица и, соответственно, погашение образовавшихся долгов. Процедура проводится по законодательным нормам согласно стат. 76 - Закона № 127-ФЗ. Этап назначается не во всех случаях, а только при выявлении скрытых потенциалов реанимации бизнеса. Решение о применении утверждается на первом кредиторском собрании совместно с разработкой предварительного графика погашения долгов.
Среди последствий санации нужно выделить следующие шаги:

  • Отмена абсолютно всех досудебных действий по погашению долгов, включая уже выпущенные приказы о взыскании.
  • Приостановление выдачи дивидендов, запрет на выплату процентов по акциям.
  • Запрет на проведение любых операций с обязательствами (бартеры, зачеты и т.д.).
  • Снятие арестов с активов должника, приостановление начисления санкций на суммы долгов.

Ответственным за выполнение принятого плана финоздоровления назначается независимый управляющий. Максимальный срок проведения составляет 2 года (календарных). Если же предпринятые меры не принесли ожидаемых результатов в виде улучшения финсостояния юрлица, осуществляется переход к внешнему управлению или сразу к конкурсному производству, то есть к распродаже активов.

Стадия 3. Внешнее управление

В соответствии с требованиями стат. 93-123 Закона № 127-ФЗ этап внешнего управления вводится по итогам санации при невозможности возврата к успешной жизнедеятельности должника. Или же применяется как единственная альтернатива при отсутствии резервов восстановления нормального материального положения компании. План управления разрабатывается экспертом-управляющим и в том числе включает в себя:

  • Закрытие убыточных направлений бизнеса.
  • Смену стратегии деятельности и перепрофилирование производственных проектов.
  • Реализацию имущественных объектов организации.
  • Взыскание дебиторских обязательств.
  • Получение займов от третьих лиц, увеличение размеров вкладов участников.
  • Дополнительный выпуск собственных акций для обращения на фондовом рынке.
  • Проведение инвентаризации всех активов, выявление внутренних резервов бизнеса.

План управления может включать самые радикальные меры, необходимые для оздоровления должника, вплоть до массового сокращения персонала, прекращения выпуска продукции и привлечения сторонних квалифицированных управленцев. Максимальный период проведения равен полутора годам, в виде исключения пролонгируется до 2 лет. Если никакие действия не приносят результатов, долги не погашаются, судом выносится решение о внедрении конкурсного производства, а точнее свободной реализации активов юрлица.

Стадия 4. Конкурсное производство

Завершением признания несостоятельности должника выступает введение конкурсного производства. Сама процедура проводится строго по регламенту Закона № 127-ФЗ (стат. 124 -) и означает неизбежность банкротства бизнеса. По-прежнему и на этом этапе сторонам разрешается заключать мировое соглашение. Основная цель производства - максимально полное погашение кредиторских требований через продажу активов компании на свободных торгах. Руководством занимается назначаемый арбитражным судом конкурсный управляющий, на которого возлагаются следующие функции:

  • Проведение инвентаризационных действий для определения перечня активов и их стоимости путем независимой оценки.
  • Создание конкурсной массы с включением в специальный фонд расчетов с кредиторами всех ТМЦ должника, основных фондов и других видов активов, выявленных в ходе инвентаризации.
  • Прием кредиторских требований для проведения торгов в целях соразмерного погашения совокупных обязательств.

По завершении этапа конкурсного производства и в случае нехватки активов для осуществления полных расчетов все непогашенные долги признаются удовлетворенными, а должник считается ликвидированным. По судебному решению органами ИФНС вносится запись в единый реестр (ЕГРЮЛ), деятельность юрлица прекращается.

Стадия 5. Мировое соглашение

Составление по обоюдному взаимному согласию мирового договора допускается на любом этапе рассмотрения банкротства. Первоначальное предложение может исходить от должника или кредиторов, но в действие соглашение вступает только, если никто из участников процесса не возражает. Если инициатором выступают кредиторы, соответствующее решение необходимо единогласно утвердить на собрании. Автоматически подписание согласия подразумевает полное прекращение процедуры неплатежеспособности.
Какая информация отражается в соглашении? В первую очередь, это точный порядок погашения обязательств кредиторов; также обозначается формат расчетов, включая сроки и процентные ставки. Дополнительно в документ могут включаться и другие условия, не противоречащие законодательным требованиям. Нередко в заключении соглашения участвуют третьи лица - заинтересованные в погашении долгов инвесторы, в роли которых разрешается выступать как физлицам, так и предприятиям, в т.ч. иностранным. Нарушение исполнения условий соглашения со стороны должника служит поводом для возобновления процедуры банкротства компании.

С одной стороны, с имуществом расставаться тяжело, с другой - снимается бремя долгов, а в отдельном случае существует возможность вернуться к хозяйственной деятельности, если суд введёт внешнее управление.

Для кредитора эта процедура представляет собой реальную возможность взыскать задолженность, срок погашения которой представлялся весьма туманным. Каков порядок этого этапа, срок отдельных действий, кто осуществляет управление процессом и каков результат для должника и кредитора?

Порядок ввода

Конкурсное производство - это крайняя процедура несостоятельности, которая вводится судом в ситуации, когда внешнее управление не привело к положительным результатам.

Оно регламентируется главой 8 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».


При открытии конкурсного производства организация-должник признаётся банкротом, и суд утверждает кандидатуру конкурсного управляющего из состава участников саморегулируемой организации. Данные о них указываются в реестре конкурсных управляющих.

Сроки осуществления конкурсного производства установлены Законом: 6 месяцев с возможностью продления ещё на полгода в ответ на ходатайство относящегося к делу о несостоятельности лица (например, кредитора).

В течение указанных сроков происходит выполнение требований кредиторов согласно установленной законодательством очерёдности за счёт продажи имущества должника.

Возникла проблема? Позвоните нашему юристу:

Бесплатная юридическая консультация:


Последствия ввода процедуры

После того как суд объявил должника банкротом:

  • Наступает срок погашения всей его задолженности перед кредиторами и перечисления обязательных платежей.
  • Останавливается начисление процентов и штрафных санкций за невыполнение обязательств.
  • Информация о его финансовом состоянии перестаёт относиться к конфиденциальным сведениям и коммерческой тайне.
  • Отчуждение имущества либо передача его в пользование другим лицам производится только для целей выполнения обязательств должника, в соответствии с Законом о несостоятельности. Как происходит передача имущества должника взыскателю подробнее здесь.
  • Прекращается проведение мероприятий по исполнительным документам.
  • Снимается арест имущества, как обеспечительная мера и другие ограничения распоряжения им; запрещаются наложения новых арестов. Закон об аресте имущества имущества в действии описан в отдельной статье, а процедура получения постановления ареста на имущество в другой публикации.
  • Все требования кредиторов за некоторым исключением предъявляются только в процессе конкурсного производства.
  • Выполнение всех обязательств должника возлагается на конкурсного управляющего.
  • Происходит прекращение работы органов управления должника за небольшим исключением; все документы, ценности, штампы и печати передаются управляющему.

Конкурсный управляющий

Кто назначает конкурсного управляющего? Специалист утверждается арбитражным судом по представлению или одобрению саморегулируемой организации управляющих. К числу его основных обязанностей конкурсного управляющего относится выполнение функций руководящих органов должника и в пределах, очерченных Законом о несостоятельности - собственника имущества обанкротившегося унитарного предприятия.

Так, в срок до 10 дней после своего утверждения он должен опубликовать сведения о банкротстве должника, чтоб кредиторы смогли предъявить имеющиеся требования. А в течение месяца после того как было введено конкурсное производство - уведомить работников обанкротившейся организации о предстоящем увольнении.

Кроме этого, он обладает особым кругом прав и обязанностей.

Бесплатная юридическая консультация:


Обязанности управляющего

  1. Проведение инвентаризации, в том числе описи имущества должника, внесение данных о её результатах в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (в трёхдневный срок после её проведения).
  2. Привлечение специалиста для осуществления оценки имущества банкрота (в случаях, указанных законом). О порядке оценки имущества читайте здесь.
  3. Обеспечение сохранности, принятие мер по выявлению его местонахождения и подача ходатайства о розыске имущества должника и его возвращению банкрота, находящегося у третьих лиц (не путать с розыском имущества для взыскания).
  4. Предъявление требований к сторонним лицам по взысканию долгов перед банкротом.
  5. Ведение реестра требований. В ряде случаев - заявление возражений против претензий кредитора к должнику.
  6. С одобрения комитета или собрания кредиторов - заключение сделок, в реализации которых имеется интерес.
  7. Другие обязанности в соответствии с законодательством.

Права конкурсного управляющего в пределах Закона о несостоятельности

  1. Управление имуществом банкрота.
  2. Увольнение работников, в том числе руководителя обанкротившейся организации.
  3. В ряде случаев - отказ от выполнения договоров и других сделок.
  4. Подача заявлений (исков) в суд о проведении действий, нацеленных на возвращение имущества должника: например, о признании договора недействительным; о взыскании убытков, возникших из-за деятельности органов управления должника; об истребовании имущества организации-банкрота у сторонних лиц; об аннулировании договоров, заключённых обанкротившейся организацией.
  5. Другие.

Конкурсная масса

Под ней понимается имущество, принадлежащее должнику, и выявленное (определённое) при открытии конкурсного производства и в процессе его проведения. В неё включается изъятое из оборота имущество и связанные с личностью должника имущественные права (например, лицензия на осуществление какой-либо деятельности). Подробнее о формировании и возврате имущества в конкурсную массу вот тут.

Отдельно учитывается и обязательно оценивается имущество, находящееся в залоге у кредитора.

За счёт выручки от реализации конкурсной массы исполняются требования кредиторов. Поэтому в неё не включаются:

  • имущество, изъятое из оборота;
  • объекты высокой социальной значимости, исторического и культурного наследия;
  • коммунальная инфраструктура;
  • социальный жилищный фонд.

Подробнее о формировании и возврате имущества в конкурсную массу вот тут.

Очерёдность исполнения обязательств

В отношении текущих платежей

  • Вне очереди:
    • выполняются требования по платежам, возникшие до поступления заявления о банкротстве;
    • осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение техногенной или экологической катастрофы, а также гибели людей, которые могут возникнуть, в случае прекращения деятельности организации-банкрота.
  • В первую очередь:
    • оплачиваются судебные издержки по делу о несостоятельности;
    • выплачиваются вознаграждения управляющему, включая взыскание задолженности по таким выплатам;
    • оплачиваются работы специалистов, которых арбитражный управляющий обязан привлечь согласно Закону о несостоятельности, а также производится взыскание соответствующей задолженности.

      Затем, во вторую очередь исполняются требования по перечислению оплаты труда и пособий по увольнению сотрудникам организации-банкрота, работавшим (работающим) после судебной регистрации заявления о банкротстве.

  • В третью - по осуществлению выплат в пользу специалистов, которых пригласил управляющий для реализации своих полномочий.
  • В четвёртую - по эксплуатационным и коммунальным платежам.
  • В пятую удовлетворяются выплаты в пользу кредитора по другим текущим обязательствам.

По остальным обязательствам

  1. Удовлетворяются требования граждан, в отношении которых банкрот несёт ответственность за нанесение вреда здоровью или жизни.
  2. Осуществляется перечисление выходных пособий и заработной платы сотрудникам, работающим или работавшим в организации-должнике; выплачиваются вознаграждения в рамках авторского права.
  3. Производятся расчёты с остальными кредиторами. По окончании этих расчётов осуществляются выплаты по сделкам, признанным недействительными.

Обязательства, обеспеченные залогом, исполняются за счёт реализации залогового имущества.

Бесплатная юридическая консультация:


Порядок реализации имущества банкрота

После того как проведена инвентаризация имущества задолжавшего, и её результаты внесены в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, по указанию кредитора или уполномоченного органа, объём требований которого превышает 2% от общего объёма требований к банкроту, может быть проведена оценка конкретных объектов этого имущества.

В срок до месяца после проведения инвентаризации или указанной оценки управляющий должен направить в собрание кредиторов для утверждения перечень предложений, касающихся продажи имущества должника, включая:

  • состав имущества, предполагаемого к продаже;
  • сроки его реализации;
  • форма и условия проведения торгов;
  • начальная цена;
  • перечень СМИ и интернет-сайтов, где предполагается публикация сообщения о продаже, сроки публикации.

Если в срок до двух месяцев эти предложения не будут утверждены на собрании или комитете кредиторов, то управляющий должен направить их для утверждения в арбитражный суд.

Требования к процедуре продажи имущества закреплены в Федеральном законе о банкротстве. Если его остаточная стоимость не превышает сто тысяч рублей, оно реализуется согласно утверждённому собранием кредиторов порядку.

Расчёты по долгам

Их проводит конкурсный управляющий, основывающийся на реестре требований, который должен быть закрыт через два месяца после опубликования объявления о банкротстве задолжавшего и открытии конкурсного производства.

Бесплатная юридическая консультация:


Требования каждого кредитора удовлетворяются в порядке очерёдности, причём обязательства следующей очереди начинают исполняться только после проведения расчётов с предыдущей. Исключение составляет задолженность, обеспеченная залогом.

Если средств недостаточно для аннулирования долгов перед кредиторами одной очереди, то эти долги выплачиваются пропорционально суммам, указанным в реестре требований.

Обязательства, отсутствующие в реестре, исполняются за счёт имущества банкрота, оставшегося после погашения долгов по этому реестру.

Контроль за работой конкурсного управляющего

Отчёт

Контроль осуществляется в виде представления управляющим промежуточных и окончательного отчётов о своей работе собранию кредиторов.

Промежуточный отчёт первый раз направляется после того, как объявлено конкурсное производство, затем - в срок не реже раза в три месяца.

Бесплатная юридическая консультация:


Информация из отчёта и другие сведения об осуществлении конкурсного производства, в том числе и об открытии счёта конкурсным управляющим, по требованию могут направляться в арбитражный суд.

Окончательный отчёт представляется сразу в суд после полного завершения расчётов с кредиторами.

Отстранение от работы

Исходя из результатов работы, конкурсный управляющий по решению суда может быть лишён своих полномочий:

  1. По предложению собрания кредиторов - по причине неудовлетворительного осуществления своих обязанностей.
  2. На основе рассмотрения судом жалобы на конкурсного управляющего от участника дела о банкротстве (например, кредитора), если из-за неудовлетворительного исполнения обязанностей управляющего были нарушены права этого участника либо оно (исполнение) привело к убыткам кредитора или должника.
  3. При выявлении после назначения лица управляющим фактов или событий, препятствующих этому назначению.
  4. По предложению саморегулируемой организации, если:
    • конкурсный управляющий исключён из числа её членов из-за нарушения законодательства, профессиональных стандартов и правил;
    • он дисквалифицирован за административное правонарушение.

Окончание процедуры

После анализа отчёта управляющего об итогах осуществления конкурсного производства, выносится судебное определение о завершении этой процедуры, а при исполнении всех требований кредиторов - об окончании производства по делу о банкротстве. Оба этих документа должны быть исполнены незамедлительно.

Определение об окончании конкурсного производства затем в срок от одного до двух месяцев направляется в орган регистрации юридических лиц для указания факта о ликвидации организации-должника в едином государственном реестре юридических лиц.

Бесплатная юридическая консультация:


С момента внесения соответствующей записи в реестр конкурсное производство завершено.

Кроме того, данная процедура может быть закончена введением внешнего управления. Такое возможно, если:

  • к должнику не применялось внешнее управление или финансовое оздоровление,
  • в процессе конкурсного производства выявились обстоятельства, позволяющие предположить, что платёжеспособность задолжавшей организации может быть восстановлена.

Учитывая эти факты, собрание кредиторов имеет право подать в суд с ходатайство, содержащее 2 просьбы: прекращение процедуры конкурсного производства и введение внешнего управления. В этом же документе должен быть указан срок действия данной процедуры и требования по выбору внешнего управляющего.

При наличии имущества, позволяющего должнику вести хозяйственную деятельность (например, с которого по обжалованию снят арест), суд может ходатайство удовлетворить и ввести в отношении организации внешнее управление.

Подытожим. Конкурсное производство, хоть и является последней процедурой несостоятельности должника, однако не представляет собой окончание его деятельности. Полная инвентаризация имущества и возможностей возвращения платёжеспособности, работа профессиональных юристов может дать надежду на введение арбитражем внешнего управления.

Бесплатная юридическая консультация:


Бесплатная юридическая поддержка по телефонам:

Москва и Московская область: (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Конкурсное производство вводится на срок…

Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства выносит арбитражный суд (п. 1,2 ст. 53, п. 1 ст. 124 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закон N 127-ФЗ). Сразу оговоримся, что данное решение может быть обжаловано (п. 4 ст. 53 Закона N 127-ФЗ).

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев (п. 2 ст. 124 Закона N 127-ФЗ). Конкретный срок конкурсного производства указывается в упомянутом выше решении суда. Этот срок исчисляется с даты принятия решения суда, а если резолютивная часть решения была объявлена отдельно, то с даты ее объявления (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).

Если конкурсное производство длится более 6 месяцев

Хотя изначально установленный срок конкурсного производства не может превышать 6 месяцев, он может быть продлен. Но опять же не более чем на 6 месяцев. Для этого необходимо подать в суд ходатайство о продлении. Сделать это может лицо, участвующее в деле о банкротстве, к примеру, конкурсный управляющий (п. 2 ст. 124, п. 1 ст. 34 Закона N 127-ФЗ).

По итогам рассмотрения ходатайства суд может вынести определение о продлении срока конкурсного производства (п. 3 ст. 124 Закона N 127-ФЗ). При этом Закон не требует, чтобы сведения о продлении процедуры были опубликованы в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

Бесплатная юридическая консультация:


Причины, по которым срок конкурсного производства может быть продлен, в Законе 127-ФЗ не поименованы. То есть в каждом отдельном случае обстоятельства дела рассматриваются в суде индивидуально и с учетом их судьи оценивают необходимость продления процедуры.

Отметим, что истечение срока конкурсного производства не является основанием для прекращения процедуры, а также для прекращения полномочий конкурсного управляющего (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).

Максимальный срок конкурсного производства

На какой максимальный срок вводится конкурсное производство? С одной стороны, в Законе 127-ФЗ указано, что процедура может быть введена не более чем на 6 месяцев и еще на 6 месяцев продлена. То есть в общей сложности на конкурсное производство отводится год.

С другой стороны, прямого ограничения по продолжительности процедуры конкурсного производства в Законе 127-ФЗ нет. Более того, как разъяснял ВАС РФ, в определенных случаях возможно неоднократное продление срока указанной процедуры. В том числе для реализации имущества должника и завершения расчетов с кредиторами (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35). При этом вынесенные судом определения о продлении должны быть обоснованными и мотивированными (ч. 4 ст. 15 АПК РФ).

Соответственно, верхний предел для периода конкурсного производства законодательно не установлен.

Бесплатная юридическая консультация:

Конкурсное производство как процедура банкротства

Даже самое успешное и процветающее предприятие может пошатнуться в финансовом плане в результате резкого падения спроса на товар или услуги, которые предоставляет фирма, массового отказа от оплаты долгов в оговоренные ранее сроки. Поэтому умело проведенная процедура банкротства поможет с достоинством выйти из сложного финансового положения.

Конкурсное производство считается единственной процедурой банкротства, которая предусматривает полную ликвидацию предприятия должника со всеми вытекающими последствиями.

Естественно в закон вносились правки и изменения.Последняя правка датируется декабрем 2008 года. Но законодательная база, которая регулирует конкурсное производство, еще не совсем совершенна. Например, в законодательстве все еще не полностью прописана возможность банкротства физического лица. Для проведения этой процедуры на практике еще необходимо утверждение многих моментов, а для этого нужно принять несколько законодательных документов.

Бесплатная юридическая консультация:


Понятие

После того, как в суде предприятие или другое юридическое лицо признали банкротом, следует процедура конкурсного производства. Факт банкротства устанавливается на заседании в Арбитражном суде.

С вступлением решения суда в силу для управления имуществом и денежными средствами должника назначается управляющий, который уполномочен сформировать конкурсную массу и со временем удовлетворить претензии кредиторов с учетом имеющихся у должника средств.

В это же время руководителя предприятия отстраняют от исполнения своих обязанностей и его функции берет на себя управляющий. Рост долгов предприятия за счет штрафов и неустоек прекращается, так как индивидуальные притязания кредиторов останавливаются. К тому же, управляющий имеет право в суде отказаться от сделок, которые ранее были заключены.

Особенности конкурсного производства:

  1. С момента объявления предприятия банкротом в судебном заседании, наступает срок исполнения денежных обязательств, которые возникли ранее;
  2. Пеня, штрафы, неустойки прекращают расти;
  3. Данные о финансовом состоянии счетов должника уже не конфиденциальны и перестают быть коммерческой тайной;
  4. Исполнительные документы предприятия-банкрота предоставляют судебным приставам, которые передают их конкурсному управляющему;
  5. Имущество, которое ранее было арестовано, подлежит продаже. Именно поэтому судом дается разрешение о снятии ареста.

Конкурсная масса: понятие

Под термином «конкурсная масса» нужно подразумевать все имущество должника, которое можно разделить между кредиторами для удовлетворения их претензий. То есть все денежные средства, которые будут получены от продажи имущества на момент открытия конкурсного производства неликвидное имущество автоматически становится конкурсной массой.

Бесплатная юридическая консультация:


Это же касается всего имущества и денежных средств, которые возможно будут выявлены в ходе проведения данной процедуры. Имущество, которое является предметом залога, учитывают отдельным пунктом.

Управляющий обязательно должен проверить есть ли у предприятия дебиторская задолженность. Если таковая есть, следует обязательно известить о взыскании долга. Все средства, которые имеются у банкрота, переводят на один основной счет. То же самое касается всех денег, которые есть на счетах предприятия в каких-либо банках.

Не входит в конкурсную массу:

  1. Личные имущественные права
  2. Объекты, которые имеют социальную значимость. Это могут быть школы, садики, спортивные сооружения и т.д. Эти объекты продадут так же как остальное имущество на торгах
  3. Имущество, которое было в обороте и подлежало изъятию
  4. Ценные бумаги

Текущие платежи и очередность выполнения требований

Следующим этапом после формирования конкурсной массы является непосредственная оплата долгов кредиторам. Как только на основном счету банкрота накопилось достаточно средств, первая очередь кредиторов получает первые оплаты долгов.

Удовлетворение требований кредиторов проходит в строгом соответствии с очередностью. Существует реестр требований, согласно которому и определяется очередность. После того как претензии участников всей первой очереди удовлетворены, можно приступать к следующей очереди. Когда наступит тот момент, что денег не будет хватать на удовлетворение претензий всех участников данной очереди, средства поровну поделят между всеми участниками очереди.

Бесплатная юридическая консультация:


Текущими платежами называют расходы, которые возникли после принятия заявления o банкротстве. В первую очередь оплачиваются судебные расходы, зарплаты управляющему и всем специалистам, которые были привлечены к процедуре конкурсного производства. Далее на очереди оплаты зарплат и задолженностей по ним людям, которые работают на предприятии. Затем нужно оплатить коммунальные расходы.

Очередность исполнения требований кредиторов:

  1. Оплата физического и морального ущерба;
  2. Средства на выходные пособия, заработные платы;
  3. Другие требования.

Сроки

Конкурсное производство – процесс, который занимает 6 месяцев. Арбитражный суд может продлить его, если на это есть веские причины. Процедура предполагает поиск, возврат и продажу имущества банкрота, а на все эти мероприятия может понадобиться больше времени, чем изначально установили.

Этапы процедуры конкурсного производства

После того, как должника признали банкротом в судебном порядке, существует целый ряд действий, которые необходимо провести.

  1. Руководителя предприятия извещают, что предприятие стало банкротом.
  2. Издается приказ о передаче печатей, документов, ценностей управляющему.
  3. Передается бухгалтерская документация.
  4. Публикуется информация о банкротстве и конкурсном производстве в СМИ.
  5. Обеспечить охрану имущества.
  6. Подать запрос в Федеральную службу приставов, с целью снятия арестов на имущество.
  7. Подать запросы в контролирующие органы, для того чтобы собрать максимально полные сведения о состоянии счетов и наличии имущества у должника.
  8. Уведомление работников о ликвидации предприятия и увольнении.
  9. Выбрать один основной счет предприятия, куда будут перечисляться все средства.
  10. Закрыть все счета в других банках.
  11. При необходимости привлечь специалистов: аудиторов, оценщиков, бухгалтеров.
  12. Провести инвентаризацию.
  13. Проанализировать документацию должника и установить финансовое состояние на текущий момент.
  14. Взыскать долги.
  15. Завести реестр требований кредиторов.
  16. Формирование конкурсной массы.
  17. Собрать кредиторов для оглашения порядка и сроков продажи имущества должника.
  18. Подать отчет в СРО.
  19. Провести открытые торги для продажи имущества.
  20. Расчет с кредиторами.
  21. Закрытие основного счета и снятие должника с налогового учета.
  22. Завершающий отчет в СРО и передача документов должника в архив.
  23. Отчет о проведении производства в Арбитражный суд и публикация о завершении производства в СМИ.

Реестр текущих платежей в конкурсном производстве

Согласно закону, управляющий должен вести реестр текущих платежей должника, вовремя вносить коррективы в него. Поскольку стандартный отчет управляющего не предусматривает наличие информации о текущих платежах должника, то рекомендуется подавать данные в отдельном документе.

Бесплатная юридическая консультация:


Основные моменты

На видео ниже специалист компании, оказывающей услуги по юридическо-финансовому сопровождению организаций, разъясняет основные и наиболее важные моменты в конкурсном производстве процедуры банкротства.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Конкурсное производство

Конкурсное производство

Конкурсное производство представляет собой завершающую процедуру банкротства предприятия должника.

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства, основными признаками которого являются:

Бесплатная юридическая консультация:


  1. назначение специального лица (как правило, судом) для управления имуществом должника;
  2. отстранение должника от управления своим имуществом;
  3. приостановление индивидуальных требований кредиторов;
  4. возможность отказа в судебном порядке специальным лицом от сделок, совершенных должником до начала конкурсного производства;
  5. формирование конкурсной массы за счет всего имущества, принадлежащего должнику;
  6. удовлетворение претензий кредиторов за счет имущества, составляющего конкурсную массу в соответствии с установленным приоритетом.

Сроки конкурсного производства

Процедура конкурсного производства открывается принятием арбитражным судом решения о признании должника банкротом и вводится сроком на один год, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. При необходимости срок конкурсного производства может быть продлен арбитражным судом сверх этих сроков. Основанием для продления срока могут служить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости завершить продажу имущества должника и расчеты с кредиторами.

Основанием для признания гражданина банкротом является неспособность исполнить денежные обязательства или уплатить налоги и иные обязательные платежи в связи с тем, что сумма имеющихся долгов превышает стоимость имущества гражданина. При осуществлении процедуры банкротства свои требования к гражданину смогут предъявить также кредиторы по обязательствам, связанным с возмещением вреда жизни и здоровью, взысканием алиментов и иным обязательствам личного характера. Но если даже такие требования не будут предъявлены, они, в отличие от других обязательств гражданина, сохранят свою силу и после окончания процедуры банкротства.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

  • срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
  • прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
  • сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
  • прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства;
  • исполнительные документы подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;
  • снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.

В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, которые заключены такой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил до даты принятия этого решения, прекращаются. Страхователи (выгодоприобретатели) по прекратившимся договорам страхования имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который этот договор был заключен, и сроком, в течение которого он действовал.

Страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать выплаты страховой суммы.

Бесплатная юридическая консультация:


При осуществлении процедуры признания банкротом гражданина к нему должны быть предъявлены все требования по обязательствам, связанным с его предпринимательской деятельностью; одновременно могут быть заявлены и требования по другим обязательствам (о взыскании алиментов, возмещении причиненного вреда, по оплате коммунальных услуги т. п.). Признание банкротом гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, означает также, что утрачивает силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Аналогичным образом утрачивает силу государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя в случае признания банкротом крестьянского (фермерского) хозяйства. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года с момента признания его банкротом. Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Дело о банкротстве не может быть возбуждено повторно по заявлению гражданина в течение пяти лет после признания его банкротом.

Конкурсный управляющий

Конкурсный управляющий действует с момента его утверждения арбитражным судом до даты завершения конкурсного производства. К нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

В течение 5 дней с даты своего утверждения конкурсный управляющий обязан направить сообщение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальное издание, определенной Правительством РФ, в настоящее время изданием является «Российская Газета».

Контроль за деятельностью конкурсного управляющего осуществляют:

  • комитет кредиторов или собрание кредиторов, которым конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию;
  • арбитражный суд, по требованию которого конкурсный управляющий обязан предоставлять все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.

Конкурсная масса

Конкурсная масса - все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. В составе имущества должника отдельно учитывается имущество, являющееся предметом залога.

Бесплатная юридическая консультация:


В конкурсную массу не входит:

  1. Имущество, изъятое из оборота.
  2. Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности.
  3. Социально значимые объекты (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения). Они продаются путем проведения торгов в форме конкурса в таком же порядке, как и остальное имущество.
  4. Ценные бумаги и иное имущество клиентов, находящиеся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, поскольку с момента введения внешнего управления или конкурсного производства оставшиеся ценные бумаги клиентов подлежат возврату клиентам, если другое не предусмотрено соглашением арбитражного управляющего с клиентами. Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество этих ценных бумаг, находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, их возврат клиентам осуществляется пропорционально требованиям клиентов. Требования клиентов в неудовлетворенной их части признаются денежными обязательствами и удовлетворяются в рамках процедур банкротства.

В целях правильного ведения учета имущества должника, составляющего конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.

Удовлетворение требований кредиторов

Следует особо подчеркнуть, что требования кредиторов удовлетворяются не за счет непосредственно имущества, составляющего конкурсную массу (имущества и имущественных прав), а за счет денежных средств, вырученных от продажи этого имущества на торгах. При этом используется только один расчетный счет должника, остальные счета подлежат закрытию.

После продажи с торгов имущества должника, конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований в порядке очередности. Следует заметить, что до этого погашаются все внеочередные расходы:

  • судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений о банкротстве;
  • расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника; требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;
  • задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, в том числе и в ходе конкурсного производства;
  • иные связанные с проведением процедур банкротства расходы;

В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда (кредиторы первой очереди);

Бесплатная юридическая консультация:


Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам (кредиторы второй очереди);

В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами (кредиторы третьей очереди).

Реестр требований кредиторов

Конкурсный управляющий (собственник, учредитель - если они исполняют обязательства должника) производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов, который закрывается по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Реестр требований кредиторов - документ, представляющий из себя перечень кредиторов, содержащий информацию об очередности удовлетворения и размере их требований. В соответствии с реестром требований кредиторов проходит голосование на собраниях кредиторов, а также расчеты с кредиторами. Ведет реестр арбитражный управляющий или реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг).

Особенности расчетов с кредиторами

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Если после завершения расчетов с кредиторами осталось имущество, а кредиторы отказались от него для погашения своих требований и отсутствуют заявления собственника, учредителей (участников) о правах на него, то это имущество передается органам местного самоуправления по месту нахождения должника.

При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

В случае невозможности перечисления денежных средств на счет кредитора причитающиеся ему суммы вносятся конкурсным управляющим в депозит нотариуса по месту нахождения должника. Если кредитор не забирает эти средства в течение трех лет, то они поступают в федеральный бюджет.

Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.

Требования кредиторов первой и второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, в том числе после закрытия реестра требований кредиторов, подлежат удовлетворению независимо от того, когда они были заявлены.

В качестве отступного может быть предоставлено только имущество, не обремененное залогом. Зачет требования и погашение требования предоставлением отступного допускаются только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Не допускается погашение требований с помощью новации обязательства.

Конкурсный управляющий вносит в реестр требований кредиторов сведения о погашении требований кредиторов.

Кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право предъявить требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника, в течение 10 лет после окончания производства по делу о банкротстве.

После завершения расчетов по заявленным требованиям гражданин освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью, независимо от того, были, заявлены такие обязательства или нет. Что касается обязательств, не связанных с его предпринимательской деятельностью, то погашаются лишь заявленные и учтенные требования. Особенность последствия признания банкротом индивидуального предпринимателя, в отличие от банкротства юридического лица, состоит в том, что кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые не предъявили свои требования до признания его банкротом, сохраняют право на их предъявление и после завершения процедуры банкротства.

Кроме того, не погашаются требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также другие требования личного характера независимо от того, были они заявлены при процедуре банкротства или нет.

Если в отношении должника не вводилось ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена и у него есть имущество, необходимое для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности, то арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Если по обязательствам расплатились учредитель, собственники, то арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу.

Если этого не произошло и не было заключено мировое соглашение, то после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Конкурсный управляющий в течение десяти дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства представляет это определение в орган, в который должны представляться необходимые документы для осуществления государственной регистрации предприятия-должника в связи с его ликвидацией.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

С момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а предприятие-должник - ликвидированным.

Конкурсное производство и сроки его введения, проведения и завершения

Смена управляющего в конкурсном производстве Управляющего можно отстранить по ходатайству собрания кредиторов, но при наличии веской причины. Так, судебная практика показывает, что даже при грубых огрехах в работе поменять управляющего непросто. Так, нарушения в виде пропуска сроков предоставления отчетности, невыполнения требований кредиторов, затягивания сроков оценки имущества не являются существенными основаниями для его отстранения, если это не привело к убыткам самого должника или его кредиторов. Конкурсная масса при несостоятельности Формирование конкурсной массы – одна из важнейших процедур при ликвидации компании. В нее входит все то имущество юрлица, которое принадлежало ему на момент объявления банкротом.

  • Конкурсное производство в процедуре несостоятельности
  • Что такое конкурсное производство в процедуре банкротства
  • Конкурсное производство при банкротстве
  • Конкурсное производство
  • Статья 124. общие положения о конкурсном производстве

Конкурсное производство в процедуре несостоятельности ФЗ 5 Извещение Федеральной налоговой службы по установленной форме о банкротстве предприятия В течение 3 дней после передачи документации П.2. ст.23 НК РФ 6 Публикация сообщения о введении КП в СМИ («Коммерсант») с уведомлением о ней Арбитражного суда 10 дней после назначения КП Ст.

Конкурсное производство вводится на срок…

Это могут быть деньги, дебиторская задолженность, недополученное целевое финансирование, долгосрочные инвестиции, доходы от участия в других юрлицах, основные средства, нематериальные активы и пр. При формировании конкурсной массы обязательно нужно пройти три этапа:

  • инвентаризация имущества;
  • его оценка;
  • исключение объектов, не входящих в нее.

Имущество, которое было изъято из оборота, подлежит передаче собственнику.

Распродажа имущества банкротов Имущество банкрота распродается в ходе торгов и аукционов. Они проводятся сегодня исключительно на специализированных электронных торговых площадках и участвовать в них может любое физическое или юридическое лицо, у которых есть электронная подпись Для участия в торгах обязательно нужно внести задаток для подтверждения серьезности намерений.


В случае проигрыша он не возвращается.

Сроки конкурсного производства

Порядок удовлетворения требований кредиторов Требования кредиторов предполагают определенную очередность в их удовлетворении. Закон о несостоятельности содержит указание на три ступени кредиторов.

Предусмотренная очередность предполагает, что выплаты каждой последующей очереди производятся только после полного исполнения по обязательствам в рамках - предыдущей. К кредиторам первой очереди относят физлиц, перед которыми у должника есть ответственность за причинение морального ущерба или вреда жизни и здоровью.

Во вторую очередь происходят выплаты зарплаты, выходных пособий при увольнении, авторских гонораров работникам. Кредиторы третьей очереди – это конкурсные кредиторы (из реестра) и государственные организации (ФНС), которым сейчас обеспечивается равная защита по обязательным платежам.
Затем уже удовлетворяются кредиторские требования, не включенные в реестр.

На какой срок вводится конкурсное производство

Отметим, что истечение срока конкурсного производства не является основанием для прекращения процедуры, а также для прекращения полномочий конкурсного управляющего (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35). Максимальный срок конкурсного производства На какой максимальный срок вводится конкурсное производство? С одной стороны, в Законе 127-ФЗ указано, что процедура может быть введена не более чем на 6 месяцев и еще на 6 месяцев продлена.



Внимание

Более того, как разъяснял ВАС РФ, в определенных случаях возможно неоднократное продление срока указанной процедуры. В том числе для реализации имущества должника и завершения расчетов с кредиторами (п.


50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).

Конкурсное производство в банкротстве юридического лица

Если должник скрывает имущество или вывел его через сомнительные сделки, то задача конкурсного управляющего оспорить их, разыскать и вернуть собственность в конкурсную массу. В перечень обязанностей управляющего входит увольнения рабочего персонала и выплаты им всех положенных вознаграждений.

Важно

Управляющий контролирует требования и удостоверяет своей подписью решения собрания кредиторов. После завершения процедуры банкротства управляющий передает в архив все документы должника.


Кто назначает конкурсного управляющего при банкротстве Управляющий назначается арбитражем. При этом за собранием кредиторов закрепляется право предложить суду свою кандидатуру управляющего. Назначенная кандидатура управляющего фиксируется в соответствующем определении суда. Если участники процедуры не согласны с назначением, то они могут обжаловать его.

Конкурсное производство

  • Все судебные расходы должника
  • Коммунальные платежи, штрафы, финансовые санкции предприятия. Выплата вознаграждения конкурсному управляющему
  • Требования кредиторов, которые возникли после объявления должника банкротом и начала конкурсного производства
  • Задолженность по выплате заработной платы работникам предприятия.
    Зарплата выплачивается также в рамках строгой очередности – сначала оплачивается работа сотрудников, которым начислена текущая заработная плата, а во вторую очередь производится расчет по заработным платам, начисленным еще до начала процедуры банкротства.

Как видите, конкурсное производство – непростой и достаточно запутанный период банкротства, в рамках которого должны быть выполнены многие обязательства как перед кредиторами, так и перед другими лицами.

Конкурсное производство как процедура банкротства

Более 3 месяцев после истечения срока обязательств Ст.65 ГК РФ 2 Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, принимает решение об объявлении КП и утверждении конкурсного управляющего В день объявления банкротства П.4 ст. 72 Федераль-ного закона № 127 от 26.10.2002 г. 3 Уведомление о конкурсном производстве должника – ИП или юридическое лицо, издание приказа о передаче всех документов, печатей штампов и оставшегося имущества новоиспеченного банкрота назначенному управляющему. В тот же день П.2 ст. 126 ФЗ 4 Передача всего вышеперечисленного, актирование этой процедуры (в составе инвентаризационной комиссии желательно членство оного из бывших сотрудников должника) В течение 3 дней П.2 ст. Сроки конкурсного производства Внимание Сразу оговоримся, что данное решение может быть обжаловано (п. 4 ст. 53 Закона N 127-ФЗ). Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев (п. 2 ст.
Закона N 127-ФЗ). Конкретный срок конкурсного производства указывается в упомянутом выше решении суда. Этот срок исчисляется с даты принятия решения суда, а если резолютивная часть решения была объявлена отдельно, то с даты ее объявления (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35). Если конкурсное производство длится более 6 месяцев Хотя изначально установленный срок конкурсного производства не может превышать 6 месяцев, он может быть продлен. Но опять же не более чем на 6 месяцев. Для этого необходимо подать в суд ходатайство о продлении. Сделать это может лицо, участвующее в деле о банкротстве, к примеру, конкурсный управляющий (п. 2 ст. 124, п. 1 ст. 34 Закона N 127-ФЗ). Что такое конкурсное производство в процедуре банкротства Вопрос о продлении конкурсного производства решается на собрании кредиторов.

Максимальный срок конкурсного производства при банкротстве

На это лицо переходят функции фактического управления предприятием. Кроме этого, конкурсный управляющий берет полностью под свой контроль имущество должника и в его обязанности часто входит оценка всего имущества. А если в качестве должника выступает унитарное предприятие, конкурсный управляющий вообще занимает место прямого руководителя компании. Круг обязанностей и задач конкурсного управляющего довольно широкий.
Прежде всего, он принимает имущество и проводит полную его перепись. Вторая важная задача – это оценка имущества должника.

Как правило, оценка имущества должника выполняется самим конкурсным управляющим, в других случаях оценка имущества должника выполняется специально назначенным специалистом по оценке. После того, как проведена комплексная оценка имущества должника, оно может быть взято под охрану.

Конкурсное производство – это финальная процедура процесса банкротства организации-должника. Цель процедуры Основополагающая цель конкурсного производства несостоятельности – соразмерное удовлетворение кредиторских требований по погашению накопленных долгов.

В качестве дополнительных задач данной процедуры можно выделить нацеленность на ликвидацию организации, поиск и аккумулирование в конкурсную массу всего имущества должника-юрлица. Данный этап дела о несостоятельности может быть введен исключительно по решению суда.

Инициирование старта конкурсного производства одобряется судьей, если он решит, что шансы для восстановления платежеспособности компании в ходе реабилитационных процедур отсутствуют (либо они на деле не доказали своей целенаправленной эффективности).

Сроки конкурсного производства при банкротстве

Если предприятие собирает кредиторские собрания, то принятые на них решения закрепляются подписью конкурсного управляющего. Конкурсное производство в процедуре банкротства Срок традиционного конкурсного производства Не смотря на то, что положение предприятия, которое оказалось банкротом, может быть разным, срок обычного конкурсного производства устанавливается единый во всех случаях – ровно 1 год.

Он отсчитывается от момента принятия решения арбитражным судом о банкротстве должника. Срок может быть продлен, однако лишь по решению суда. Как правило, срок обычного конкурсного производства продлевают на несколько месяцев, максимальный же срок составляет + 6 месяцев.

Эксперты «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) предлагают внести изменения в закон о банкротстве, законодательно запретив продление общего срока конкурсного производства более чем на 24 месяца. С такой инициативой ОНФ обратился в Верховный суд РФ. Письмо с призывом внести предлагаемые изменения направлено на имя председателя ВС Вячеслава Лебедева, рассказала «Известиям» руководитель Центра правовой поддержки журналистов, член Центрального штаба ОНФ Наталья Костенко.

Поправки предлагается внести в ст. 124 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно действующей редакции которой, конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев и может продлеваться по решению арбитражного суда на такой же период времени. Однако, по мнению активистов ОНФ, судебная практика пошла по другому пути.

Как показывает анализ судебной практики, основной причиной увеличения сроков рассмотрения банкротных дел является именно неоднократное продление срока конкурсного производства, - отмечают в ОНФ.

«Фронтовики» обратили внимание на эту проблему, участвуя в деятельности комиссии, созданной по инициативе губернатора Краснодарского края для решения спорных вопросов фермеров, связанных с использованием сельхозземель. Так, по одному из дел, поступившему на рассмотрение в рабочую группу от представителей сельхозпредприятия, конкурсное производство в рамках процедуры банкротства длится уже пять лет.

Из-за тянущихся годами судебных споров производственные предприятия не работают тогда, когда могли бы заниматься производством и импортозамещением, считает Костенко. По ее данным, во многих регионах России распространена схема, при которой конкурсные управляющие обанкротившихся предприятий извлекают прибыль с обычной хозяйственной деятельности, например, сдавая в аренду спорное имущество, а установленные законом цели конкурсного производства не достигаются.

Верховный суд РФ обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а данная проблема напрямую связана с деятельностью судов, поэтому мы считаем правильным, чтобы именно высший судебный орган выступил с подобной законодательной инициативой, - объясняет она. - Такие случаи можно встретить почти во всех регионах Российской Федерации. Например, в Томской области по девяти делам производство длится более четырех лет, в Белгородской области зафиксирован случай, когда срок конкурсного производства составил более семи лет.

Как пояснил руководитель Центра правового мониторинга МГЮУ им. О.Е. Кутафина «фронтовик» Олег Гринь, в качестве предельного срока конкурсного производства ОНФ предлагает закрепить период в 24 месяца.

Главной целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, для чего конкурсному управляющему необходимо провести инвентаризацию всего имущества и в необходимых случаях организовать проведение торгов по продаже такого имущества, - объясняет он. - В ряде зарубежных стран установлены предельные сроки конкурсного производства, такая же идея закреплена и в нашем законе - при буквальном толковании п. 2. ст. 124 закона «О банкротстве» можно прийти к выводу о том, что срок конкурсного производства с учетом его продления не может составлять более одного года. Вместе с тем Пленум Высшего арбитражного суда РФ в 2012 году сформулировал положение, в соответствии с которым продлеваться этот срок может неограниченное количество раз. На практике это привело к тому, что в ряде случаев в рамках процедуры конкурсного производства фактически осуществляется хозяйственная деятельности под руководством конкурсного управляющего.

Предлагаемые временны е ограничения в одних случаях будут полезны, но в других кредиторы могут недополучать деньги, которые могли бы получить, считает эксперт в сфере банкротства, председатель комиссии Российской коллегии аудиторов Иван Рыков. По его словам, в зависимости от конкретной ситуации срок конкурсного производства может существенно варьироваться.

Для того чтобы получить деньги (украдены они или переписаны на подставные компании), требуется время. По некоторым компаниям достаточно 1–2 лет. Поэтому сроки должны быть гибкими, - объясняет эксперт.

Похожие публикации