Главный следователь рф. История возникновения следственного комитета

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России - «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

Как отмечают историки, в первой четверти XVIII в. внимание этих органов привлекли 11 из 23 российских сенаторов. Непосредственная подчиненность главе государства и независимость от иных высших органов государственной власти позволили обеспечить объективность и беспристрастность «майорских» следственных канцелярий при осуществлении уголовного преследования должностных лиц.

Современники отмечают, что даже Сенат не осмеливался вмешаться в деятельность «майорской» канцелярии. Так, согласно протоколу заседания Сената от 17 октября 1722 г., рассмотрев обращение Святейшего Синода с жалобой на действия представителя следственной канцелярии И.И. Дмитриева-Мамонова, сенаторы распорядились: «Ответствовать, что понеже оныя канцелярии Сенату не подчинены, того ради им, Правительствующему Сенату, о том и рассуждения никакого определить не надлежит».

Таким образом, при Петре I впервые была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия. В соответствии с ней следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенное в связи с этим широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.

К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.

Впоследствии, на протяжении второй четверти XVIII – начала XIX в. происходила деформация заложенных Петром I основ модели независимого вневедомственного следствия.
После упразднения следственных канцелярий функция предварительного следствия стала рассматриваться как рядовая процессуальная форма досудебного производства по всем категориям уголовных дел вне зависимости от степени и характера общественной опасности преступления. Вследствие такого снижения статуса предварительного следствия отпала необходимость наделения следственного аппарата особыми процессуальными полномочиями и обеспечения его такой гарантией, как организационная независимость. Поэтому с 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 г. управы благочиния. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата.

Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 – 1819 гг. – Министерства полиции).
К концу XVIII в. стало очевидно, что следует более рационально расходовать объективно ограниченные следственные силы. Возникла необходимость дифференцировать формы предварительного расследования в зависимости от характера и тяжести преступления, выделив в одну группу сокращенные по времени и упрощенные по процедуре, а в другую - более длительные и сложные. Такая дифференциация была введена в 1832 г. отдельными положениями ч. 2 т. 15 Свода уголовных законов. В соответствии с ними досудебное следствие могло быть произведено в форме предварительного следствия (эта сокращенная и упрощенная процессуальная форма явилась, по сути, прообразом современного дознания) и следствия формального (данная более продолжительная и сложная процессуальная форма - прообраз современного предварительного следствия).

Однако уже в начале XIX в. обнаружились недостатки административной модели следственного аппарата. Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти обусловили значительный рост коррупции и, как следствие, сопутствующих ей видов преступности, в первую очередь – экономической. Стало очевидным, что при такой модели организации следственный аппарат способен эффективно противостоять только общеуголовным преступлениям и не вполне приспособлен для борьбы с опасными посягательствами на основы государственности.

В связи с этим одно из направлений судебной реформы 1860 г. заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. Однако возврат к петровской вневедомственной модели предварительного следствия в тот период даже не рассматривался. Как представляется, одной из основных причин этому стало слабое влияние главы государства на происходившие в стране политические процессы.
В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены 993 должности судебных следователей.
Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Эта модель легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 г. состояли при военно-окружных судах.

В рамках названной модели следственная служба развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен. В период зарождения и становления советского государства юстиция в целом являлась одним из инструментов классовой борьбы и средством утверждения воли господствующего класса. В свете названной идеологии следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.
Так, 22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. -следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

Согласно статьям 32 и 33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. следственный аппарат судебной системы включал в себя следующие должности:
1) участковых народных следователей при народных судах;
2) старших следователей при губернских судах;
3) следователей по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР;
4) следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Согласно пункту 5 статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции 1923 г. к названному перечню следственных должностей были добавлены следователи военных и военно-транспортных трибуналов.

Однако во многом под воздействием административной реформы 1923 – 1927 гг., суть которой сводилась к усилению принципа административной централизации в управлении государством, доминировавшая в 1922 г. в организации следственных органов судебная модель постепенно начала заменяться административной. Такая система в свете административной реформы виделась более управляемой.

В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР». 3 сентября 1928 г. данное постановление Наркомата получило закрепление в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР». Согласно ст. 4 постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1929 г. военные следователи аналогичным образом перешли в подчинение органов военной прокуратуры.

Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 г., бесповоротно прекратил свое существование. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

В силу статьи 2 постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1936 г. органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР.

По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.

В 1938 – 1939 гг. следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.

Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел. Причем, как показывает анализ исторических предпосылок этого процесса, такое перераспределение обычно не было основано на каких-либо научных доктринах или хотя бы принципах политической целесообразности, а зависело от степени политического влияния руководителя ведомства на высшее руководство страны.

Так, в немалой степени под вилянием Генеральной прокуратуры в ходе судебной реформы 1956 – 1964 гг. было упразднено Министерство внутренних дел. Во вновь созданном ведомстве, названном Министерством охраны общественного порядка, следственного подразделения не было.

Вскоре аналогичные нормы были закреплены и в уголовно-процессуальных кодексах союзных республик. Так, в пункте 7 статьи 34 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 г. было сказано, что термином «следователь» должны именоваться исключительно следователи прокуратуры и органов государственной безопасности.

С этого времени объем дел, расследуемых следственными подразделениями органов прокуратуры, стал неуклонно возрастать. Так, если в 1960 г. в РСФСР следователями прокуратуры было окончено производством 184 405 уголовных дел, то в 1961 г. - 244 280, а в 1962 г. - уже 256 123.

Однако в середине 1960 г. с усилением политического влияния руководства Министерства охраны общественного порядка РСФСР и ослаблением позиций Генеральной прокуратуры ситуация стала меняться.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. в Министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в Министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в Министерство охраны общественного порядка.

После назначения на должность Министра охраны общественного порядка (позже ставшего Министром внутренних дел) Щелокова Н.А. и еще большего усиления влияния органов внутренних дел наметилась тенденция к расширению круга дел, подследственных следователям органов внутренних дел, за счет сокращения круга дел, отнесенных к подследственности следователей прокуратуры. Подтвердим сказанное статистическими данными: в 1964 г. было 256 815 дел, оконечных производством следователями органов внутренних дел, в 1974 г. – 457 173 дела, в 1989 г. – 976 123 дела.

К 1990 г. в производстве следователей органов внутренних дел находилось свыше 90 % уголовных дел, а следователей прокуратуры – всего 9,1 %.
С начала периода «оттепели» в 1960 годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. На этой волне впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. Сначала – в кругах научной общественности, а затем – и на уровне высшего руководства страны.

В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

На протяжении последующего десятилетия неоднократно предпринимавшимся попыткам внести законопроекты о реформировании следственных органов неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране.

Лишь в 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.

Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации - прокурорскими работниками.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

Таким образом, на данном этапе развития, несмотря на организационно-правовое объединение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с органами прокуратуры, определенная административная подчиненность руководителя следственного ведомства Генеральному прокурору Российской Федерации была устранена. Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Модель организации следственного органа уже на том этапе по своей правовой сути не являлась административной. Она включала в себя практически все традиционные элементы (признаки) вневедомственной модели: организационную независимость и отсутствие административного подчинения и подотчетности руководителю непрофильного ведомства; функциональную независимость, которая обеспечивала объективность и беспристрастность расследования. Организационная включенность в структуру органов прокуратуры носила лишь формально-правовой, а не административный характер.

Однако окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. В развитие положений закона Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» были утверждены:
Положение о Следственном комитете Российской Федерации;
перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям;
перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий;
перечень соответствия должностей в Следственном комитете Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий, должностям, которые были предусмотрены в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.
Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Несмотря на относительную «молодость», деятельность и дальнейшее развитие вновь созданного следственного ведомства будет строиться на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I, и которые в новых условиях работы будут последовательно развиваться.

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2016 г. исполняется пять лет со дня вступления в силу закона о Следственном комитете России (СК России).

Образован на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ (2007-2010). Является государственным органом, наделенным полномочиями в сфере уголовного судопроизводства, включая предварительное следствие и дознание. В своей деятельности независим от всех органов власти, общественных объединений и организаций, и др. Руководство комитетом осуществляет президент РФ.

Создание органов следствия

Первые независимые следственные органы были учреждены в России в ходе судебной реформы XVIII в., которая, в частности, предполагала разделение предварительного следствия и судебного процесса. Указом Петра I от 25 июля 1713 г. была образована первая следственная канцелярия под руководством гвардии майора князя Михаила Волконского. В 1714-1717 гг. созданы еще несколько подобных органов, которые напрямую подчинялись Петру I. Они вели следствие по уголовным делам, возбужденным в отношении высокопоставленных чиновников. Канцелярии упразднили в 1724 г., в соответствии с указом Петра I от 9 декабря 1723 г. На протяжении последующих лет предварительное следствие осуществляли административные и судебные органы - Сыскной приказ, Главная полицмейстерская канцелярия и др. В ходе судебной реформы 1862-1864 гг. органы следствия были выведены из состава полиции и переданы в структуру судов.

Органы следствия в СССР

Институт судебных следователей был упразднен 24 ноября 1917 г. с принятием Советом Народных Комиссаров (СНК) РСФСР первого нормативного акта о суде, известного как Декрет номер 1. В 1920-х гг. следственные отделы создавались при правоохранительных органах, судах, Наркомате юстиции РСФСР, военных трибуналах и др. В 1928 г. весь следственный аппарат был передан прокуратуре РСФСР.

5 ноября 1936 г. СНК СССР принял постановление "О структуре Прокуратуры Союза ССР" (образована в 1933 г.), согласно которому следственные органы были отделены от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в подчинение прокурора СССР. В составе прокуратуры был создан следственный отдел. В последующие годы следственные подразделения были образованы при Министерстве внутренних дел СССР и органах госбезопасности.

В апреле 1990 г. I-й съезд народных депутатов СССР поручил Комитету Верховного Совета по законодательству и Совету Министров подготовить предложения по созданию единого союзного Следственного комитета. Однако эта инициатива не была реализована в связи с распадом СССР в 1991 г.

Следственный комитет при прокуратуре РФ

В 2007 г. в России был образован Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ, которому передали полномочия надзорного ведомства в части возбуждения и расследования уголовных дел. 5 июня 2007 г. соответствующие поправки были внесены в Уголовно-процессуальный кодекс и закон о прокуратуре, а 1 августа того же года президентом РФ Владимиром Путиным подписан указ о СКП и утверждено положение о нем. Комитет возглавил первый заместитель генпрокурора Александр Бастрыкин.

СКП стал органом, обеспечивающим исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве. К его подследственности было отнесено расследование тяжких и особо тяжких дел, а также преступлений, совершенных должностными лицами. Вместе с тем, прокуратура сохранила некоторый контроль за следствием: уголовное преследование в ходе судопроизводства, надзор за процессуальной деятельностью комитета и др.

Следственный комитет РФ

23 сентября 2010 г. президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что в России будет создан новый независимый следственный орган. Это решение было принято в связи с необходимостью четко разграничить функции прокурорского надзора и предварительного расследования. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму 27 сентября 2010 г. В тот же день президент подписал указ "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации", которым распорядился образовать его на базе СКП.

Федеральный закон о Следственном комитете (СК) России был принят 28 декабря 2010 г., вступил в силу 15 января 2011 г. Положение о комитете утверждено указом главы государства 14 января 2011 г.

Следственный комитет получил все полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Прокуратура утратила возможность вмешиваться в ход расследования. В ее компетенции остались направление материалов в органы следствия для возбуждения уголовного преследования, выдвижение и поддержка обвинения и др. В 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, возвращающий прокурорский надзор за деятельностью Следственного комитета - на общих основаниях, как и за остальными правоохранительными органами.

СК России

Приоритетным направлением деятельности СК является расследование тяжких и особо тяжких преступлений. В их числе дела об убийствах, похищение человека, насильственные действия сексуального характера, коррупция и др. К подследственности комитета относятся все тяжкие преступления в отношении детей, или совершенные несовершеннолетними, а также уголовные дела в отношении должностных и высокопоставленных лиц различных органов власти, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Также Следственный комитет расследует дела о терактах и отдельные преступления против мира и безопасности (например, применение запрещенных средств и методов ведения войны).

В систему Следственного комитета входят центральный аппарат, территориальные органы, включая специализированные и военные, а также образовательные учреждения и научные организации. Председатель ведомства и его заместители назначаются на должность и освобождаются от нее указом президента РФ. С момента образования СК РФ пост его председателя занимает Александр Бастрыкин.

Сотрудники комитета, кроме военнослужащих, имеют специальные звания: от младшего лейтенанта до генерала юстиции. Проходящие службу в военных следственных органах СК являются военнослужащими, звания присваиваются им в соответствии с федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Штатная численность ведомства составляет 23 245 человек, из них 2 119 - сотрудники военных следственных органов.

Показатели деятельности в 2015 году

Согласно официальной статистике Следственного комитета, за январь-сентябрь 2015 г. (более поздние данные не публиковались) сотрудниками СК рассмотрено 651,6 тыс. сообщений о преступлениях, возбуждено 114,8 тыс. уголовных дел. Окончено производство 99 тыс. дел, большинство из них - 84,8 тыс. - направлено в суд.

Следователи вынесли представления по 91,9 тыс. уголовных дел, в результате свыше 23,2 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Было расследовано более 132 тыс. преступлений, в том числе около 6 тыс. совершенных в прошлые годы. Большинство из них - 43,94% (58 тыс.) - составили тяжкие и особо тяжкие, из них 8 тыс. - убийства и покушения.

Среди громких уголовных дел, расследование которых Следственный комитет вел в 2015 г., было крушение самолета Falcon 50EX в аэропорту Внуково, теракт на борту Airbus A321-231 российской компании "Когалымавиа" в Египте, убийство политика Бориса Немцова, коррупционные дела в отношении бывших руководителей Сахалинской области и Республики Коми Александра Хорошавина и Вячеслава Гайзера, и др.

История следственных органов

12 января 1722 года указом Петра I при Сенате был впервые учрежден пост генерал-прокурора. "Быть при сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору...", - так постановил царь Петр.

Задачи деятельности прокурора он выразил в следующем: "Сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных". Генерал-прокурору предписывалось надзирать за законностью деятельности Сената, а впоследствии и всех иных государственных органов. При обнаружении нарушения закона он был обязан предложить исправить ошибку, а в случаях неподчинения генерал-прокурор имел право "протестовать и оное дело остановить".

Расследование всех видов преступлений до 1860 года в России осуществлялось городской и земской полицией. В уездах его проводили становой пристав, земский исправник и уездный стряпчий , а также отделение земского суда. В городах преступления расследовались частными или следственными приставами .

Указом императора Александра II от 8 июня 1860 года были учреждены должности судебных следователей . На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков.

Контроль за следственными действиями, выполняемыми следователями, возлагался на суды. Только они могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователям предписания, отменять их распоряжения.

Большинство следователей не имели юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла 120-150 дел в год, а в отдельных губерниях - до 400 дел. Обслуживаемые участки достигали 16.000 квадратных верст.

В 1864 году в России был принят Устав уголовного судопроизводства . В нем была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства. По Уставу следователи назначались императором по представлению министра юстиции. На должность судебного следователя могли претендовать лица, имеющие высшее юридическое образование и прослужившие по судебной части не менее трех лет. Присяжные поверенные (адвокаты) назначались на должность судебного следователя при стаже работы не менее 10 лет и наличии свидетельства судов, при которых они состояли, о добросовестном исполнении своих обязанностей.

В 1870 году были учреждены должности судебных следователей по важнейшим делам , а 1875 году - следователей по особо важным делам окружных судов . Следователь обязан был с полным беспристрастием выяснять обстоятельства как уличающие обвиняемого, так и оправдывающие его, собственной властью принимать все меры, необходимые для производства следствия, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. При этом он мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания. Следователь был вправе поручить полиции производство дознания и собирание иной информации.

После Октября 1917 года прежняя судебная система практически полностью была разрушена. Органами следствия стали специальные комиссии при городских и районных советах Петрограда, Москвы и других местностей. Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии. Законодательной регламентации их деятельности не существовало.

Согласно Декретам о суде (?2 от 7 марта 1918г. и?3 от 20 июля 1918г.) в России образовывались следственные комиссии окружных судов , которые осуществляли предварительное следствие по делам об убийствах, причинении тяжких телесных повреждений, изнасиловании, бандитизме, разбоях, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, а также по наиболее сложным делам, подсудным уездным и городским судам. Расследование государственных преступлений входило в обязанности ВЧК.

Инструкцией «Об организации рабоче-крестьянской милиции», принятой в октябре 1918 года, к компетенции милиции и уголовного розыска было отнесено расследование дел, переданных им народным судом или следственными комиссиями. Для расследования этих дел в аппаратах уголовного розыска и ВЧК вводились должности следователей.

Уголовно-процессуальный кодекс 1922 года и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1924 году, возложили расследование преступлений на народных следователей, следователей, состоявших при ревтрибуналах, военных следователей и следователей по важнейшим делам Наркомата юстиции. Должности следователей в уголовном розыске были упразднены.

В сентябре 1928 года следователи были изъяты из ведения судов и подчинены прокурорам. При этом прокуратура находилась в структуре Наркомата юстиции, а решения прокуроров о назначении и увольнении народных следователей утверждались губисполкомами.

17 декабря 1933 года ЦИК СССР было утверждено Положение о Прокуратуре СССР , которая стала самостоятельным государственным органом. В ее штате предусматривались должности следователей по важнейшим делам . В то же время нижестоящие органы прокуратуры и состоявшие при них следователи продолжали находиться в системе Наркомюста.

10 июля 1934 года был образован Наркомат внутренних дел СССР, а ОГПУ преобразовано в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) и включено в состав НКВД СССР. Следственный аппарат существовал тогда лишь в ГУГБ и подчиненных ему подразделениях.

В послевоенный период по основ-ной массе общеуголовных преступлений (согласно УПК РСФСР 1927 года) производилось дознание. Следственный аппарат оставался в органах прокуратуры.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик , принятые 25 декабря 1958 года, и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 года наделяли правом производства предварительного следствия только следователей органов прокуратуры и госбезопасности. Следственный аппарат милиции вновь был ликвидирован. В результате вся нагрузка по предварительному расследованию преступлений легла на следователей прокуратуры, в производстве которых скопилось огромное количество уголовных дел. Органы милиции могли теперь выполнять лишь отдельные поручения следователя и не имели права вести следствие в полном объеме, а проводили только дознание.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было предоставлено органам охраны общественного порядка. В его компетенцию вошло расследование общеуголовных преступлений. Одновременно милиция сохранила право производить дознание как форму предварительного расследования.

Следственный аппарат в органах прокуратуры сохранился, и в его компетенцию входили уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, а также по уголовные дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и таможенных органов, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Федеральным законом от 05.06.07 г. ?87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-Процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в системе органов прокуратуры образована новая структура - Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. 1 августа 2007 года Президентом Российской Федерации подписан Указ?1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», регламентирующий порядок создания и функционирования нового органа государства.

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации сформирован и начал свою деятельность с 7 сентября 2007 г. С этого времени начинает свою историю новый следственный орган государства, в обязанности которого входит осуществление предварительного расследования по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, преступлениях, имеющих повышенную общественную значимость, например, коррупционной направленности.

Окончательное отделение следствия от прокуратуры произошло 15 января 2011 года. С этого времени вступил в силу Федеральный закон от 28.12 2010г. ? 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", а Президентом РФ подписан Указ от 14.01.2011г. ?38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации".

В соответствии с данными документами, Следственный комитет Российской Федерации является самостоятельным федеральным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

В конце 2010 года в целях улучшения деятельности органов следствия и для усиления прокурорского надзора СК при прокуратуре РФ был упразднен, а на его базе создан новый федеральный орган государственной власти России, получивший название Следственный комитет Российской Федерации. Руководство страны планировало передать в ведение данной структуры расследование особо тяжких преступлений, в том числе тех, которые находятся под юрисдикцией ФСБ, МВД и армии.

История

Официально новая военизированная организация, осуществляющая полномочия в сфере государственного судопроизводства, начала свою работу 15 января 2011 года, когда вышел ФЗ о Следственном комитете. В данном документе содержалась информация о функциях, задачах и полномочиях сотрудников СК, а также описана система подчинения и руководства ведомства. Непосредственный контроль над деятельностью органов СК РФ осуществляет президент.

Еще триста лет назад Петр I впервые создал специализированный следственный орган, именно дата основания канцелярии под началом гвардии майора М. И. Волконского считается праздничным днем для всех работников органов следствия. В советский период все полномочия предварительного расследования перешли к Прокуратуре РСФСР, а позже - СССР. В начале 2000-х не раз предпринимались попытки создать независимый следственный орган, были заметно уменьшены права прокуроров при ведении расследований.

Но окончательно процесс формирования вневедомственной организации завершился только в 2011 году. Такое разграничение положительно повлияло на борьбу с коррупцией, так как отныне Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в одну структуру государственной власти, а значит, на принятие решений не будет оказываться давление извне.

Принципы работы

Основная функция органов СК - это осуществление действий по следствию и дознанию. За последние годы ведомством были раскрыты громкие и самые сложные преступления, а также благодаря участию сотрудников СК были разрешены ряд экономических и политических задач.

Эффективность деятельности той или иной организации напрямую зависит от ее устройства. При составлении закона о формировании СК разработчики постарались создать централизованную систему, действующую на основе подчинения руководителей отделений председателю СК. О том, чем занимается следственный комитет, каковы принципы его работы, прописаны нормы в ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 403-ФЗ. Согласно пунктам этой статьи, СК РФ имеет следующее устройство:

  1. Непосредственное руководство над структурами осуществляется председателем Следственного комитета. Его распоряжения через нижестоящих сотрудников доходят непосредственно до следователей.
  2. Вся деятельность СК осуществляется независимо от других федеральных органов страны, субъектов РФ или местного самоуправления. На работу СК не могут влиять никакие общественные и иные организации.
  3. Все действия СК должны быть оглашены при условии, что не нарушаются права и свободы человека и данные действия не противоречат законодательству РФ.
  4. Об итогах своей работы органы СК обязаны докладывать в федеральные органы гос. власти.

Все комитеты, органы и отделы СК являются юридическими организациями и имеют специальную печать с гербом и с полным своим наименованием. Единая система включает, помимо центрального органа, следственные органы, следственные комитеты в регионах страны (территориальные и военные). А также в структуру СК РФ входят образовательные учреждения, научные центры и иные подразделения, на которые возложено выполнение некоторых обязанностей СК РФ.

Задачи

То, чем занимается Следственный комитет, напрямую вытекает из обязанностей, возложенных на него Правительством:

  • обеспечивать оперативное расследование преступлений в соответствии с законодательством РФ;
  • основная задача СК - выявлять все обстоятельства, при которых было совершено преступление;
  • сотрудничать с другими государственными службами, а также международными организациями в рамках, установленных законом;
  • максимально обеспечить законность всей поступающей информации, а также соблюдение прав и свобод человека;
  • разрабатывать необходимые меры по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве;
  • представлять в установленном порядке все отчеты по деятельности органа;
  • вести работу среди граждан по ознакомлению с законами РФ.

В ФЗ о Следственном комитете от 28.12.2010 г. прописаны также обязанности органов в плане проведения эффективной кадровой работы и постоянное повышение профессионализма сотрудников.

Основные функции

Полномочия сотрудников СК прописаны как в ФЗ № 403, так и в других федеральных законах, а также в Положении о СК Российской Федерации. Все то, чем занимается Следственный комитет, регламентировано Конституцией России, принципами и нормами международного права и иными актами правовой обязанности.

СК вправе осуществлять следующие функции:

  • при сообщении о преступлении проводить доследственную проверку;
  • проводить судебные экспертизы;
  • обеспечивать криминалистическое сопровождение следствия;
  • проводить предварительное следствие в пределах законодательства;
  • вести процессуальную проверку следственных органов.

А также другие функции, прописанные в законодательстве РФ. Многие обыватели не подозревают, чем занимается Следственный комитет на самом деле, представляя его работу как непосредственное преследование преступника и задержание. На самом деле эти функции выполняет полиция, а СК проводит сбор полной информации по делу, поиск улик, в том числе с помощью криминалистических лабораторий и судебных экспертиз. Особую роль выполняет Следственный комитет МВД, именно сюда поступают самые резонансные и громкие дела, например, дела о терактах, проявлении нацизма на территории РФ , дела, связанные с педофилией и убийством детей.

Руководство

Указания председателя СК должны быть переданы через нижестоящие инстанции и доведены до всех следователей.

С 2011 года руководителем Следственного комитета РФ является заслуженный юрист России Александр Иванович Бастрыкин. Именно он продолжил дальнейшее формирование структуры как ведомства, независимого от других федеральных органов власти. В частности, ему принадлежит идея о возвращении в Уголовно-процессуальный кодекс положения об объективной истине. Это понятие предусматривает полное, беспристрастное и объективное ведение судопроизводства, процесс должен происходить в первую очередь на основе презумпции невиновности подозреваемого.

Заместители председателя

На сегодняшний день заместителями председателя являются: Александр Сергеевич Сорокин, генерал-полковник юстиции; Елена Евгеньевна Леоненко, генерал-полковник юстиции; Борис Михайлович Карнаухов, генерал-полковник юстиции; Александр Вячеславович Федоров, генерал-полковник юстиции; Илья Валерьевич Лазутов и Игорь Викторович Краснов.

Обычные граждане привыкли ассоциировать Следственный Комитет РФ с его представителями в средствах массовой информации. Уже много лет должность пресс-секретаря исполнял Владимир Иванович Маркин, с 2016 года - Светлана Львовна Петренко.

Рассматриваемые дела

Сотрудники следственного комитета имеют право рассматривать все уголовные преступления, предусмотренные законодательством РФ, которые ранее уже рассматривались в СК или прокуратуре. В их числе:

  • умышленные убийства;
  • изнасилования;
  • преступления, совершенными высокопоставленными лицами государства, а также теми, кто наделен определенной властью;
  • похищения людей;
  • преступления в налоговой сфере;
  • причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное умышленно.

Обычно Следственный комитет рассматривает наиболее тяжкие и резонансные преступления. Его независимость от других федеральных органов власти обеспечивает максимальную объективность расследования сложных уголовных дел.

Требования к сотрудникам

Следственный комитет Российской Федерации предъявляет ряд жестких условий для поступления на службу. Человек должен сочетать в себе ряд профессиональных и личностных качеств:

  • досконально знать законы РФ, уметь их применять на практике;
  • широкий кругозор, знания в разных областях;
  • ответственность;
  • дисциплина и стрессоустойчивость;
  • свободное владение юридическим языком;
  • самоотверженность и самоотдача работе.

К тому же для сотрудников Следственного комитета действуют некоторые ограничения:

  • служащий не имеет права участвовать в политических выборах, а также заниматься общественной работой (за исключение педагогической или научной деятельности);
  • быть членом органов управления на территории РФ;
  • вести предпринимательскую деятельность.

Дела, расследуемые сотрудниками СК, всегда сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, нередки случаи, когда следователям угрожали, совершали покушения и даже убивали.

На 2016 год общая численность сотрудников Следственного комитета РФ составляла 23 190 человек, включая гражданские и военные должности.

Работа в СК считается престижной и привилегированной, для сотрудников предусмотрена система льгот и пособий. Официально днем профессионального праздника считается 25 июля, отмечается он с 2014 года и обычно в этот день вручаются награды за особые заслуги в период несения службы. Также 19 октября отмечается и праздник отдела криминалистики, это подразделение является частью СК.

Существует еще одно направление деятельности следственного комитета - уголовные дела прошлых лет, возможность возобновлять нераскрытые или приостановленные ранее уголовные дела.

СК РФ имеет самое современное технологическое оснащение, а также достижения науки последних лет. Например, цианоакрилатовая камера для обнаружения даже старых отпечатков пальцев, мощные металлодетекторы, приборы для получения данных с мобильных телефонов и других цифровых устройств и т. д.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Впервые идея создания следственного ведомства возникла в Петровскую эпоху. В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии. Канцелярии подчинялись непосредственно царю Петру I.

Чем занимались эти канцелярии? Рассматривали дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности. В первую очередь - дела о коррупции, казнокрадстве, служебных подлогах, в которых подозревали высокопоставленных должностных лиц органов государственной власти. Историки подсчитали, что 11 из 23 сенаторов привлекли внимание канцелярии.

При Петре I оформилась концепция вневедомственного предварительного следствия . Следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства. В связи с чем его наделили широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.

Административная модель организации следственного аппарата

На протяжении второй четверти XVIII - начала XIX в. модель вневедомственного следствия, заложенная Петром I, деформировалась. Статус следственного аппарата понизился. С 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы - Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды. В этот период сформировалась административная модель организации следственного аппарата.

29 августа 1808 г. в Санкт-Петербурге учредили должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 - 1819 гг. - Министерства полиции).

Когда стало очевидной необходимость более рационально расходовать объективно ограниченные следственные силы, в 1832 г. отдельными положениями ч. 2 т. 15 Свода уголовных законов выделили несколько форм следствия. Предварительное следствие (сокращенная и упрощенная процессуальная форма; прообраз современного дознания) и следствия формального (прообраз современного предварительного следствия).

Судебная модель организации следственного аппарата в России

В начале XIX века назрела проблема. Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел и понятная незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти стали причиной значительного роста коррупции.

Поэтому в процессе судебной реформы 1860 г. законодатели старались найти новые формы организации предварительного следствия. Итог: следственные органы вывели из состава полиции и передали их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи ввели 993 должности судебных следователей. Историки называют этот этап - зарождение судебной модели организации следственного аппарата в России.

Формирование административной модели организации предварительного расследования после революции

Следственная служба в рамках этой концепции до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен.

После революции следственные подразделения создавались при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.

22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. —следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

Согласно статьям 32 и 33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. следственный аппарат судебной системы состоял из:

  • участковых народных следователей при народных судах;
  • старших следователей при губернских судах;
  • следователей по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР;
  • следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Согласно пункту 5 статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции 1923 г. к названному перечню следственных должностей были добавлены следователи военных и военно-транспортных трибуналов.

В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР»

Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия прекратил свое существование. А в стране утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.

В 1938 - 1939 гг. следственные подразделения учредили и в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.

Период «оттепели»

В 1960 годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. Впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. Сначала - в кругах научной общественности, а затем - и на уровне высшего руководства страны.

В апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета». И в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

Лишь в 2007 г. удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Из компетенции прокурора исключили полномочия по процессуальному руководству следствием. Основное новшество - следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры.

Восстановление петровской модели

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Следственный комитет стал функционировать вне системы прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

Материал написан на основе данных с официального сайта Следственного комитета РФ.

Похожие публикации