Признание публичных торгов недействительными. Признание торгов недействительными: судебная практика


Согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. В соответствии с п. 2 ст. 449 ГК, это влечет за собой недействительность договора, заключенного с победителем торгов. То есть последствием нарушения правил проведения торгов будет признание таких торгов недействительными. А уже последствием недействительности торгов будет недействительность договора, заключенного по их результатам.
Из анализа п. 1 ст. 449 ГК РФ вытекает следующее. Во-первых, торги могут быть признаны судом недействительными; во-вторых, такое признание производится судом; в-третьих, иск о признании торгов недействительными может заявить заинтересованное лицо; в-четвертых, основанием для признания торгов недействительными будет служить нарушение правил, установленных законом.
Как установлено в ст. 447 ГК РФ, в случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Недостаточно разработанный механизм регулирования данного вопроса вызывает множество трудностей в практике применения ст. 449 ГК РФ. Так, разъяснения ВАС РФ в Постановлении от 2 декабря 1993 года № 32 и ч. 2 п. 5 ст. 448 ГК РФ вступают в противоречие. Видимо, это явление вызвано тем, что ГК РФ был принят позднее постановления. Высший арбитражный суд РФ рассматривает обязательство заключить договор о

приватизации как одностороннее, а в ГК РФ обязательство заключить договор на торгах, предметом которых было право па заключение договора, - как двустороннее, в силу которого, если стороны уклоняются от заключения договора, право на заключение которого было предметом торгов, каждая из них вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
Непонятно почему в разъяснениях Пленума ВАС РФ споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
В таком разъяснении есть явные коллизии с законом. Ведь в соответствии с п. 1 ст. 449 ГК РФ оспорить торги могут заинтересованные лица. А в соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки может быть предъявлено лицами, указанными в ГК РФ.
Совершенно права Л.Ф. Гатаулина, когда утверждает, что если принять во внимание разъяснения ВАС РФ, следует прийти к выводу, что суд не вправе по собственной инициативе признать торги недействительными, поскольку у него есть только право по своей инициативе применить последствия ничтожной сделки (ч. 2 п. 2 ст. 166 ГК РФ) \
Ненадлежащую форму доведения информации о публичных торгах арбитражные суды признают нарушением, достаточным для признания их недействительными. Например, Акционерное общество (должник в исполнительном производстве) обратилось в арбитражный суд с иском к организатору торгов и организации - победителю торгов о признании недействительными публичных торгов по продаже недвижимого имущества истца.
Суд требование удовлетворил по следующим основаниям. Извещение о проведении торгов было сделано по радио. Между тем вся необходимая информация (перечень объектов недвижимости, их характеристики, данные о первоначальной цене, месте, времени и правилах проведения торгов) - значительная по объему, сложная для восприятия на слух, требовала иного способа донесения до потенциальных участников торгов, а именно: посредством опубликования ее в печати.
Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены).
В местной периодической печати, специальных информационных изданиях, публикующих сведения о продаже объектов недвижимости, объявления о проведении торгов не публиковались. Информация о проводимом аукционе в нарушение статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации оказалась практически недоступной для лиц, потенциально заинтересованных в приобретении реализуемого имущества.
Суд признал, что указанные действия не соответствуют требованиям закона и существенно нарушают интересы.заявителя.
В другом случае суд признал ненадлежащим способом сообщения информации о торгах извещение, однократно переданное по местному каналу телевидения, констатировав, что в данном случае не обеспечивается возможность однозначного восприятия и беспрепятственной фиксации сведений потенциальными участниками торгов. Эти обстоятельства отрицательно сказываются на привлечении внимания к торгам со стороны возможных покупателей 1.
Отсутствие надлежащей публикации сообщения о наличии земельного участка, предполагаемого к передаче на торгах, может свидетельствовать о нарушении публичных интересов и незаконности предоставления земельного участка для строительства без проведения торгов. Например, общество с ограниченной ответственностью обратилось в администрацию города с заявлением о предоставлении дополнительного земельного участка для строительства жилого дома с торговым центром.
В местной газете департаментом планирования и развития территорий администрации города опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении обществу земельного участка. Постановлением главы города земельный участок предоставлен заявителю в аренду для строительства.
Прокурор края обратился в арбитражный суд с требованием
о признании данного постановления недействительным, поскольку
предоставление спорного участка должно было производиться на торгах ввиду наличия в отношении него нескольких заявок.
Решением суда первой инстанции, оставленным в силе судом апелляционной инстанции, требование прокурора удовлетворено по следующим основаниям. Акт выбора земельного участка для строительства, проект его границ не утверждались, решение о предварительном согласовании не принималось.
Предоставление земельного участка в аренду для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется на торгах, кроме случая, установленного поди. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ, а именно при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предполагаемых к передаче земельных участков в случае, если имелась только одна заявка.
Таким образом, наличие указанной публикации является обязательным условием предоставления земельного участка, подлежащего предоставлению на торгах, без использования этой процедуры.
Публикация в газете не содержит сведений о принятии решения о проведении торгов (конкурса, аукциона) или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов (абз. 6 поди. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ), поэтому опубликованное объявление не является доказательством соблюдения порядка предоставления земельного участка без предварительного согласования, установленного подп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, нарушены права и законные интересы граждан и юридических лиц в сфере землепользования, которые по смыслу подп. 4, 11 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 15, п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ считаются равными и предполагают обязанность органов местного самоуправления обеспечить гарантии доступа населения к участию в принятии решений
о предоставлении прав на землю в целях эффективного и рационального ее использования .
Требование лица о признании недействительными торгов по продаже земельного участка для строительства либо о признании недействительным постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, обоснованное ненадлежащим информированием о предстоящем предоставлении участка, может быть удовлетворено, если это повлекло нарушение прав этого лица. Например, общественная организация обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным аукциона по продаже земельного участка для строительства и заключенного по итогам аукциона договора между администрацией города и акционерным обществом. В обоснование иска организация указала на отсутствие публикации о предстоящих торгах в сети Интернет, что привело к нарушению права на равный доступ граждан и юридических лиц к приобретению в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности (п. 2 ст. 15 Земельного кодекса); кроме того, результаты аукциона нарушают права и законные интересы членов организации на благоприятную окружающую среду.
Решением суда, оставленным в силе судом апелляционной инстанции, в удовлетворении требований отказано.
Суд кассационной инстанции оставил судебные акты без изменения, исходя из следующего. В силу поди. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса публикация сообщения о проведении торгов является необходимым этапом процедуры предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта. При этом обязательность той или иной формы такой публикации Земельным кодексом не установлена.
Информация о проведении открытых торгов по продаже земельных участков была размещена в выпуске бюллетеня комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации города, вышедшем в свет за месяц до проведения аукциона, что не противоречит п. 2 ст. 448 Гражданского кодекса.
Согласно п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Лицо, обращающееся в арбитражный суд с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать, что нарушением порядка проведения торгов были нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, которые будут восстановлены в результате признания торгов недействительными.
Организация не доказала, что она претендовала на участие в торгах, но в связи с использованием избранного администрацией города способа информирования не смогла в них участвовать. Следовательно, организация не доказала нарушения своих прав в связи с наличием обстоятельств, являющихся основанием обращения в арбитражный суд.
Организация не привела также аргументов в пользу того, что она уполномочена обращаться в арбитражный суд в защиту прав неопределенного круга лиц на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Права членов организации на благоприятную окружающую среду не относятся к правам в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, подлежащим защите в порядке арбитражного судопроизводства ’.
Совершенно верно замечает Г.А. Суходольский ", что для успешного обжалования или защиты проведенного конкурса очень важно понимать теоретическую основу всех указанных действий. Например, если опубликовано объявление о проведении конкурса, то возникают ли у организаторов конкурса какие-либо обязанности в отношении подателей предложений, или это «просто ни к чему не обязывающая информация». К примеру, истец обратился с исковым заявлением о признании недействительной сделки - извещения о проведении открытых торгов. В этом случае уже суду пришлось объяснять истцу, что извещение

  1. проведении торгов не является односторонней сделкой, создающей права и обязанности сторон, а потому она и не может быть признана недействительной. При этом суд первой инстанции квалифицировал публикацию извещения о торгах как подготовительный этап по организации и проведению торгов, не имеющий признаков сделки. Однако Федеральный арбитражный суд указал, что приглашение на участие в торгах любого, кто согласен на предложенные условия и отзовется на объявление, является публичной офертой.
После опубликования извещения и получения предложений у организатора конкурса возникает обязанность рассмотреть предложения и выбрать победителя. При уклонении победителя конкурса от выполнения этих обязанностей участник конкурса может подать в суд иск об обязании совершения указанных действий ’. В частности, при отказе организатором конкурса принять решение об утверждении результатов конкурса на право пользования недрами, спор также подведомствен арбитражному суду, поскольку этот спор носит экономический характер и возник между двумя юридическими лицами, в рассматриваемом случае - Правительством

субъекта РФ и организацией - победителем конкурса ". Поэтому в случае уклонения одной из сторон торгов от заключения договора другая сторона может подать в суд иск об обязании совершения указанных действий.
Одним из стандартных нарушений правил проведения конкурса является несоблюдение порядка извещения о проведении торгов. Тем не менее, в большинстве случаев, включая опубликование в «неправильном»
о
средстве массовой информации или неопубликование в общероссийских средствах массовой информации , это нарушает права истца, который не узнал о конкурсе и не успел подать заявку на участие в нем.
Или, в более общем виде, если участник торгов узнал об их проведении и принял в них участие, то нарушение организатором торгов порядка извещения о проведении торгов не имеет значения . В противном случае истец должен указать, в чем именно заключается нарушение его прав в результате ненадлежащего, по его мнению, извещения о торгах .
С другой стороны, если законодательство не содержит специальных указаний о том, в каком печатном органе необходимо помещать извещение о предстоящих торгах, то опубликование информации о проведении торгов в мало распространенной газете не может служить самостоятельным основанием для признания торгов недействительными
Имеется и обратный пример, когда в связи с недоказанностью организатором конкурса издания и распространения газеты (в которой было размещено извещение о торгах) в месте нахождения истца и иных регионах РФ, суд кассационной инстанции признал наличие нарушения требований
  1. надлежащем извещении. Дополнительным аргументом в данном деле было ходатайство об отложении торгов в связи с наличием «достоверных сведений» о потенциальных участниках торгов, которые в результате отсутствия информации своевременно не успели внести требуемый для
9
торгов задаток".
Отсутствие в извещении о торгах сведений, предусмотренных п. 2 ст. 448 ГК РФ, является нарушением порядка проведения торгов и основанием для признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица. Например, по иску прокурора Вологодской области арбитражный суд области признал недействительным аукцион, проведенный комитетом самоуправления Ершовского сельсовета Шекснинского района по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Участок был предназначен для строительства "Дома рыбака" и кафе, а заключение по результатам торгов сделки о предоставлении в пользование на правах аренды земельного участка - обществу с ограниченной ответственностью "Севзапметаллургремонт". Принимая такое решение, суд согласился с доводами прокуратуры, считающей, что при проведении аукциона и предоставлении земельного участка ООО "Севзапметаллургремонт" допущены грубые нарушения действующего законодательства, а также не соблюден порядок проведения торгов. Выставленный на торги земельный участок находится в водоохраной зоне Шекснинского водохранилища, однако предоставление земельного участка под строительство произведено без согласования с соответствующими органами и проведения экологической экспертизы. Кроме того, в нарушение установленных правил опубликованное комитетом сообщение не содержало необходимых сведений о времени, месте, предмете и порядке проведения торгов. В связи с этим потенциальные участники торгов не знали о проведении аукциона и не имели всей необходимой информации, что явилось причиной отсутствия заявок, кроме заявки ООО "Севзапметаллургремонт" и предпринимателя Е. Скобелева. Фактически в аукционе принимал участие только один участник - общество, так как согласно представленным документам и объяснениям директора
  1. "Севзапметаллургремонт" задаток за обоих лиц был внесен непосредственно данной организацией. Поскольку одной из целей аукциона является продажа имущества либо права на него по наиболее высокой и выгодной цене, то участие в торгах только одного лица влечет отсутствие состязательности при покупке и не соответствует самой природе торгов. В связи с этим суд сделал вывод, что аукцион, проведенный с грубыми нарушениями действующего законодательства, является недействительным и не порождает для победителя аукциона ООО "Севзапметаллургремонт" каких-либо прав, в том числе права на заключение договора аренды земельного участка. Заявленные требования прокуратуры области удовлетворены в полном объеме .
Торги могут быть признаны судом недействительными по причине отказа в признании победителем конкурса участника торгов, предложившего наибольший размер арендной платы. Так, прокуратурой Курской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства при проведении конкурса на право заключения договора аренды земельного участка, на котором располагался сквер по улице Ленина между гостиницей "Курск" и областным драмтеатром. По ее результатам прокурором области было направлено представление главе администрации Курска Виктору Суржикову с требованием отменить результаты конкурса и предложено организовать повторное проведение с учетом требований федерального законодательства.
Допущена масса нарушений. Конкурс на право аренды земельного участка ориентировочной площадью 1,3 гектара по улице Ленина для проектирования и строительства Городского общественного центра был проведен в середине июня согласно распоряжению администрации г. Курска от 6 июня 2005 года. Этим же документом утверждены порядок его проведения и состав конкурсной комиссии.
Заявки на участие в конкурсе поступили от трех претендентов: ИП Воробьева О.В., ООО "Культурное наследие Черноземья" и ООО "Курскторгтехника-плюс".
Обязательным условием конкурса было наличие у претендентов опыта строительства аналогичных объектов в России. Ни ИП Воробьев, ни ООО "Культурное наследие Черноземья" его не имели, а следовательно, не могли быть признаны участниками конкурса. Тем не менее, они были таковыми признаны конкурсной комиссией. К тому же оба эти претендента не выполнили и ряд других условий: не представили генплан, развертку Федерального арбитражного суда, поэтажные планы.
Победителем конкурса на право аренды земельного участка по улице Ленина было признано ООО "Курскторгтехника-плюс", принято инвестиционное предложение общества по перечислению двух миллионов рублей.
Однако в ходе проверки обнаружилось, что протокол о победителе содержит массу нарушений. В частности, не указан регистрационный номер предмета торгов, адрес, кадастровый номер земельного участка, письменные заключения членов комиссии с обоснованием выбора победителя, цена

приобретенного права на заключение договора аренды и график платежей, а также получатель и его расчетный счет.
Нарушен и п. 24 Правил организации и проведения торгов, утвержденный Постановлением Российского Правительства от 11 ноября 2002 года № 808, согласно которому победителем конкурса признается, при выполнении его условий, участник торгов, предложивший наибольший размер арендной платы.,
Однако в данном случае размер арендной платы за земельный участок по улице Ленина в ходе конкурса не обсуждался 1.
Кроме того, необходимо учитывать, что не допустить претендента к участию в торгах организатор вправе только в определенных законом случаях. Во-первых, претендент не допускается к участию в торгах в случае, если заявка подана лицом, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Во-вторых, претенденту может быть отказано в участии, если им представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации.
В-третьих, если заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий.
В-четвертых, допускается отказ в случае, если претендентом не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов.
Если организатор по каким-либо иным основаниям отказывает претенденту в участии в торгах, то такой отказ может быть признан
незаконным в судебном порядке.
Как следует из постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 года № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» *, к искам о признании публичных торгов недействительными применяется годичный срок исковой давности, который устанавливается для оспоримых сделок. Таким образом, по истечении указанного срока исковой давности, суд вправе отказать в удовлетворении иска заинтересованного лица.
Торги по продаже земельных участков или права их аренды представляют собой совокупность действий многих лиц, объединенных единой целью - заключить договор. Поэтому не следует считать торги по продаже (аренде) земельных участков оспоримой или ничтожной сделкой, так как они не являются сделкой, а выступают в качестве сложного механизма, который состоит из действий нескольких лиц. Недействительность торгов по продаже (аренде) земельных участков - отдельное явление, которое требует собственных правил признания их недействительными. В данном случае нельзя применять правила признания оспоримых сделок недействительными. Необходимо уточнить круг лиц, которые смогут признать такие торги недействительными, определить основания их признания недействительными.
Эти правила, по меньшей мере, должны включать в себя круг лиц, по иску которых торги могут быть признаны недействительными, конкретизировать основания признания торгов недействительными, срок исковой давности.
При рассмотрении арбитражного дела, возбужденного по иску одного из участников конкурса, суд должен учитывать нарушения правил проведения конкурса, которые впоследствии повлияли на права заявителя. Причем истец самостоятельно должен представить суду доказательства того, что истца поставили в худшие условия по сравнению с другими участниками конкурса и привели к утверждению победителем конкурса лица, не имеющего на это законных оснований
Если решение о победителе конкурса принято по истечении 30 дней с момента его проведения , а также подлежала отклонению как не относящаяся к делу ссылка заявителя на нарушение порядка согласования условий проведения конкурса с рядом министерств , то в этом случае нельзя говорить о нарушении прав участника конкурса.
Также суд считает отсутствием нарушений прав истца и отказывает ему в иске в случае, когда истец не относится к категории заинтересованных лиц, которые в соответствии с п. 1 ст. 449 ГК РФ имеют право заявлять иски о признании торгов недействительными, участников торгов, либо лиц, которым было отказано в участии в торгах 4.
Необходимо учитывать, что если истец занимался подготовкой заявки, но не подал ее 5, или опоздал с подачей заявки б, или подал заявку, но не был допущен к участию в конкурсе, поскольку не внес предусмотренный конкурсной документацией задаток, при этом недопущение к конкурсу
7
не оспаривалось, то он также не относится к участникам конкурса или лицам, которым было отказано в участии в конкурсе и считается, что его права не нарушаются.
Если лицо утверждает о наличии других прав на земельный участок, проданный па торгах, то он должен суметь доказать это, иначе его иск не буде удовлетворен.
При отсутствии у истца формальной заинтересованности эти нарушения все равно не являются достаточным основанием для признания торгов недействительными, даже если при проведении торгов имелись такие серьезные нарушения, которые могли бы быть основанием для признания их недействительными.
Отдельным случаем выступает обращение прокурора с иском о признании торгов недействительными, который в соответствии со статьей 41 АПК РФ 1995 года" (ст. 52 АПК РФ 2002 года) вправе обратиться в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов.
Федеральный арбитражный суд Московской области в данном случае предложил прокурору объяснить, на каком основании и в защиту каких, имеющих отношение к государственным или общественным, интересов хозяйственного общества - российского юридического лица, не являющегося стороной оспариваемой сделки, прокурор обратился в арбитражный суд.
Другой позиции придерживается Федеральный арбитражный суд Северо-западного округа, который считает, что прокурор вправе предъявить такой иск, т.к. торги, проведенные с нарушением закона, влекут нарушение государственного и общественного интересов, нарушают права потенциальных участников торгов, не получивших информации об их проведении. В постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-западного округа так и указано, что «вопрос о том, насколько при проведении конкурса нарушаются государственные и общественные интересы, разрешается самим прокурором на стадии предъявления иска в суд
и не подлежит проверке арбитражным судом»
С требованием о признании недействительными результатов конкурса могут обращаться в арбитражный суд как участники конкурса или аукциона, так и лица, которым было отказано в участии в конкурсе (аукционе) . К ранее установленным лицам, которые могут обращаться в арбитражный суд с требованием о признании недействительными результатов конкурса, прибавляются Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества, покупатели, органы прокуратуры .
Действующее гражданское законодательство предусматривает возможность признать результаты торгов недействительными в случае нарушения правил проведения торгов. Так, если организатором торгов неправильно определен победитель, какому-либо из претендентов отказано в участии торгах, в случаях нарушения правил проведения торгов судебными приставами, продавцами .
Но позиция судов по поводу признания торгов недействительными по причине несоблюдения условий участия в конкурсах и при нарушении правил их проведения, установленных органами местного самоуправления, изменилась лишь в последнее время. Ранее существовали прецеденты признания таких торгов недействительными. Например, такие, как опубликование объявления о проведении торгов только за 3 дня, нарушения при оформлении акта наложения ареста на имущество и акта передачи арестованного имущества на реализацию , нарушение срока извещения о
проведении торгов и правил о внесении задатка".
Так, например, согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа был признан недействительным аукцион по причине нарушения правил, установленных Положением о порядке проведения лесных аукционов (утв. Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 11.08.1997 № 99) , заключающегося в том, что соревнования между претендентами, предложившими одинаковую цену, были в устной форме.
Одним из оснований признания торгов недействительными является подведение итогов конкурса неправомочным органом. Такое происходит в случае несоответствия состава и численности конкурсной комиссии, предусмотренной правилами проведения торгов .
Кроме того, судебная практика предусматривает одним из оснований признания торгов недействительными в случае нарушения условий конкурсов, аукционов организаторами торгов. Например, если в Положении о проведении конкурса указано, что конкурс считается несостоявшимся, только если предложения ни одного из претендентов не отвечают условиям конкурса, и при этом иных оснований для признания конкурса несостоявшимся не предусмотрено, то решение организатора конкурса о признании конкурса «несостоявшимся, поскольку условия конкурса неоднозначно регламентируют определение победителя, в связи с чем экспертной комиссией приняты два взаимоисключающих решения» должно быть признано судом недействительным .
Необходимо также учитывать, что в случае изменения условий торгов организатор обязан предоставить участникам торгов необходимое время для внесения изменений в предоставленные ими заявки. В противном случае такие
нарушения приведут к признанию результатов торгов недействительными .
Как мы указывали ранее, торги могут быть как первичными, так и повторными. Повторные торги могут признаваться недействительными как и первичные по тем же основаниям, ничем не отличаясь от первоначальных торгов .
Целесообразно установить трехлетний срок исковой давности в отношении исков о признании торгов земельными участками недействительными. Этого времени будет вполне достаточно для того, чтобы лица, чьи права были нарушены при проведении торгов земельными участками, смогли обратиться в суды для защиты своих интересов.
Что касается круга лиц, по иску которых торги земельными участками могут быть признаны недействительными, то отметим, что в этот круг должны входить претенденты, участники этих торгов и государственные органы в лице прокурора и уполномоченных на проведение торгов органов власти.
Ввиду отсутствия перечня нарушений, согласно которому торги земельными участками могли быть признаны судом недействительными, мы предлагаем добавить в ст.449 ГК РФ п.З в следующей редакции:
«Торги по продаже земельных участков или права их аренды могут быть признаны судом недействительными в следующих случаях:
при нарушении принципа открытости торгов по продаже земельных участков или права их аренды, когда извещение о проведении торгов, в том числе об изменениях условий участия и победы в данных торгах, не были опубликованы в установленных законодательством средствах массовой информации или опубликованы с нарушением порядка и сроков;
при наличии заинтересованности организатора торгов по продаже земельных участков или права их аренды в победе определенного участника торгов, поскольку организатор не представил все необходимые условия для победы в торгах остальным участникам;
при отсутствии у организатора торгов по продаже земельных участков или права их аренды полномочий проводить такие торги или подводить их итоги;
при отсутствии у членов конкурсной комиссии торгов необходимой квалификации для определения их результатов;
если при проведении аукциона по продаже земельных участков или права их аренды победу в нем одержало не то лицо, которое предложило максимальную цену за земельный участок;
при ненадлежащем извещении претендентов и участников торгов по продаже земельных участков или права их аренды и об изменении условий участия и победы в данных торгах».

Статья 93. Признание торгов недействительными

Торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае проведения их с нарушением правил, установленных законом (ст. 449 ГК). Из формулировки данной статьи следует, что сделки, нарушающие правила, установленные законом в отношении проведения торгов, нужно считать оспоримыми сделками.

Оспоримость торгов значительно сужает возможность признания их недействительными как по кругу лиц, которые вправе подать соответствующий иск, так и по срокам оспаривания (применяется сокращенный срок исковой давности для их оспаривания продолжительностью один год - п. 2 ст. 181 ГК).

Признание торгов недействительными возможно в случае нарушения положений ст. 447 и 448 ГК, в которых регламентируется порядок проведения публичных торгов.

На сегодняшний день сформировалась обширная судебная практика по оспариванию торгов в данной сфере. При этом, учитывая, что ГК не установлен четкий перечень нарушений правил проведения торгов - оснований для признания их недействительными, судебная практика идет по пути расширения круга действий, которые могут быть оспорены в рамках ст. 449 ГК.

В частности, вопросы разрешения ряда судебных споров о недействительности публичных торгов рассматривались в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства"*(92).

Одним из наиболее типичных нарушений порядка проведения торгов следует выделить нарушение порядка опубликования извещения об их проведении: отсутствие в извещении о торгах сведений, предусмотренных п. 2 ст. 448 ГК, ненадлежащая форма доведения информации о публичных торгах (без опубликования в печатных СМИ) и т.п.

Согласно п. 2 ст. 448 ГК, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения. При этом извещение должно содержать, во всяком случае, сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.

Отсутствие в извещении о торгах сведений, предусмотренных п. 2 ст. 448 ГК, указание недостоверных сведений или сведений не в полном объеме являются нарушением порядка проведения торгов и основанием для признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица, поскольку в таких случаях потенциальные покупатели лишаются возможности принять участие в торгах.

Размещение информации о проведении торгов с нарушением установленного срока уменьшает возможность участия в торгах потенциальных покупателей и, следовательно, влияет на формирование цены реализации. Указанное обстоятельство непосредственно затрагивает интересы взыскателя и должника, заинтересованных в продаже имущества за наиболее высокую цену, выявленную в ходе представления конкурирующих заявок.

Ненадлежащая форма доведения информации о публичных торгах также является достаточным основанием для признания их недействительными, поскольку извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных в покупке лиц.

Нарушение указанных требований к процедуре торгов является обстоятельством, достаточным для признания торгов недействительными.

Следует иметь в виду, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки*(93).

При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд в обязательном порядке должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов. В случае незначительного характера допущенного нарушения, а также отсутствия его влияния на результат торгов судам рекомендуется признавать отсутствие оснований для удовлетворения требований истца, ссылавшегося только на формальные нарушения, о признании публичных торгов недействительными и применении последствий их недействительности.

Нарушения, допущенные судебным приставом-исполнителем при наложении ареста на имущество должника, его оценке, передаче на реализацию, не являются основанием для признания судом торгов недействительными, поскольку указанные нарушения не связаны с правилами проведения торгов. Деятельность судебного пристава-исполнителя, предшествующая реализации имущества с публичных торгов, заканчивается подачей заявки специализированной организации на проведение торгов и не влияет на правильность проведения процедуры торгов организатором торгов.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (п. 2 ст. 449 ГК). В случае реализации на торгах имущества, не подлежащего продаже в соответствии с законодательством РФ в силу особого правового статуса, договор купли-продажи, заключенный в нарушение требований закона, может быть признан ничтожным в силу ст. 168 ГК.

Признание торгов недействительными - судебная практика по этому вопросу весьма разнообразна. Нарушение каких правил может привести к оспариванию торгов, в каком порядке оно осуществляется и к каким последствиям приводит — об этом пойдет речь в нашей статье.

Правовое регулирование проведения торгов

Правовое регулирование процесса проведения торгов осуществляется в зависимости от их разновидности:

  • Общие положения о проведении торгов путем организации аукциона, конкурса и т. п. установлены ст. 447-449.1 ГК РФ.
  • Основы биржевой торговли или торгов на специализированных финансовых рынках регламентируются законом «Об организованных торгах» от 21.11.2011 № 325-ФЗ.
  • Проведение торгов на право заключения госконтрактов подчиняется правилам, установленным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  • Продажа с молотка имущества должника осуществляется в соответствии с гл. 9 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
  • Аукционная продажа или передача в аренду земельного участка из государственной собственности проводится согласно ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.
  • Собственные требования к организации торгов предъявляет и закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ст. 17).

Данный список дает только общее представление обо всей совокупности законодательных актов, регулирующих институт проведения торгов. Однако существует еще довольно большое количество подзаконных нормативных актов в этой сфере, которыми также не следует пренебрегать.

Кроме всего упомянутого, нелишним будет ознакомиться с правовой позицией высшей судебной инстанции, изложенной, например, в информационном письме президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 101. Однако наиболее полную картину, связанную с организацией торгов и их проведением, можно представить, изучив судебную практику по этому вопросу.

Основания для оспаривания торгов

Основным правилом, влияющим на действительность торгов, является соблюдение требований, закрепленных в законе. Поводами для оспаривания торгов могут служить:

  • безосновательное отстранение участника;
  • отказ от принятия предложенной более высокой цены;
  • несоблюдение сроков, указанных в извещении;
  • другие нарушения.

ВАЖНО! Если торги были проведены с нарушениями, но последние носили малозначительный характер и не оказали какого-либо воздействия на результат торгов, суд может отказать в удовлетворении такого иска.

Приведем несколько примеров, когда суды посчитали допущенные нарушения достаточно серьезными для признания торгов недействительными:

  1. Размещение информации о предстоящих торгах в ненадлежащем печатном издании лишило потенциальных участников возможности принять участие в торгах (определение ВС РФ от 23.06.2015 № 307-ЭС15-5804).
  2. Отстранение от участия в торгах по той причине, что вместо участника задаток был внесен иным лицом, было признано безосновательным (постановление 15-го ААС от 04.08.2016 № 15АП-7920/2016).
  3. Размещение неверной информации о платежных реквизитах повлекло за собой невозможность своевременного перечисления задатков. Отстраненные по этой причине участники добились признания недействительности торгов (определение ВС РФ от 20.05.2016 № 07-ЭС15-10940).
  4. Недействительным был признан аукцион, в информации о котором не было указано конкретное место (помещение), где он проводился. Суд посчитал, что ненадлежащее информирование участников могло повлиять на итоги аукциона (постановление АС УО от 28.07.2016 № Ф09-7267/16).

ВАЖНО! Невыполнение установленных для торгов правил может повлечь за собой признание недействительности их и, как следствие, заключенных по их итогам сделок. При этом на действительность сделки не будет оказывать влияния факт ее частичного исполнения (постановление АС МО от 24.10.2016 № Ф05-14521/2016).

Как осуществляется признание торгов недействительными

Торги может оспорить любое заинтересованное лицо. Тем не менее это лицо должно доказать, что приводимое им в качестве обоснования нарушение непосредственным образом затронуло его права и оказало воздействие на результат торгов.

Законом (ст. 449 ГК РФ) предусмотрен особый срок, в течение которого можно заявить подобное требование. Он составляет 1 год с даты проведения торгов.

При решении вопроса, каким процессуальным инструментом можно воспользоваться для оспаривания торгов, нужно учесть следующее:

  1. Требования о признании торгов недействительными должны быть заявлены в исковом порядке (п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 № 50). Если при рассмотрении такого иска предполагается участие физического лица, следует обращаться в суд общей юрисдикции (ч. 2 ст. 27 АПК РФ), за некоторыми исключениями:
    • оспаривая торги, проведенные в процессе банкротства, надлежит обращаться в арбитраж (п. 12 ст. 20 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ);
    • оспаривание аукциона по продаже акций также может стать предметом арбитражного разбирательства независимо от того, что участником спора будет гражданин (ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ, постановление ФАС ВВО от 30.08.2013 по делу № А28-564/2012);
    • в других случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 27 АПК РФ.
  2. Если оспариваются не торги в целом, а только отдельные действия (бездействие) приставов, иных должностных лиц или государственных органов, так или иначе связанные с торгами, применяется административное судопроизводство в судах общей юрисдикции (по гл. 22 Кодекса административного производства РФ) или производство из публичных правоотношений в арбитражных судах (по гл. 24 АПК РФ). Выбор между ними происходит по следующему принципу. Если нарушенные права связаны с осуществлением предпринимательской (иной экономической) деятельности, нужно обращаться в арбитраж (ч. 1 ст. 198 АПК РФ), если не связаны, то в общегражданский суд в порядке, установленном КАС РФ.

ВАЖНО! При исковом порядке предъявления требований, например при признании недействительной реализации имущества должника через торги, истцу не потребуется оспаривать отдельные действия пристава. Эти действия суд самостоятельно оценит при рассмотрении иска (п. 10 Обзора судебной практики ВС РФ от 06.07.2016 № 2).

Лицо, считающее, что сделка была заключена по итогам неправомерных торгов, может обратиться с требованием о недействительности либо такой сделки, либо торгов (п. 44 постановления Пленума ВС и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22).

В заключение еще раз подчеркнем, что торги, проведенные с нарушением законных требований, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица. Такое нарушение должно быть существенным и оказывающим влияние на исход торгов. Среди оснований для оспаривания есть неправомерное отстранение от участия, несоблюдение сроков, указанных в извещении и др. Перечень оснований не является закрытым.

Новая редакция Ст. 449 ГК РФ

1. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:

кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;

на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;

продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;

были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

2. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.

3. Расходы организатора торгов, связанные с применением последствий недействительности торгов и необходимостью проведения повторных торгов, распределяются между лицами, допустившими нарушения, повлекшие признание торгов недействительными.

Комментарий к Ст. 449 ГК РФ

Статьи 446, 447 и 449 ГК достаточно полно регламентируют порядок заключения договоров на торгах. Следует обратить внимание на некоторый процессуальный характер комментируемых норм, через призму которых и раскрываются особенности данной группы гражданско-правовых договоров.

Торги признаются недействительными во всех случаях, когда были допущены нарушения, которые могли повлиять на определение результата торгов.

М.И.Брагинский

Судебная практика.

С требованиями о признании недействительными результатов конкурса или аукциона (протокола конкурсной комиссии или протокола о результатах аукциона) могут обращаться в арбитражный суд не только участники конкурса или аукциона, но и лица, которым было отказано в участии в конкурсе (аукционе). При этом незаконный отказ в участии в конкурсе (аукционе) может служить основанием для признания результатов конкурса (аукциона) недействительными. По данной категории споров соблюдение претензионного порядка не требуется (Постановление Пленума ВАС РФ от 02.12.1993 N 32).

См. также приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101.

Другой комментарий к Ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Пункт 1 комментируемой статьи признает недействительными торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом.

Под правилами, установленными законом, понимаются императивные нормы, касающиеся проведения торгов, которые установлены в ГК и других законах, в подлежащих случаях, в частности если закон охватывается смыслом п. 6 ст. 447 ГК.

Из формулировки п. 1 следует вывод о том, что сделки, нарушающие правила, установленные законом в отношении проведения торгов, нужно считать не ничтожными, а оспоримыми сделками.

Об этом свидетельствует как применение глагола "мочь" ("могут быть признаны"), так и указание на то, что сделка признается недействительной по иску заинтересованного лица; в отношении ничтожных сделок глагол "мочь" не применяется (речь идет о долженствовании); кроме того, ничтожная сделка может быть признана недействительной и при отсутствии о том ходатайства заинтересованного лица.

Следовательно, торги, проведенные с нарушением требований закона, относятся к категории оспоримых сделок. Для их оспаривания предусмотрен годичный срок исковой давности (п. 2 ст. 181 ГК РФ).

Особняком стоят торги, проведенные и проводимые в ходе приватизации: в соответствии со ст. 217 ГК они могут признаваться - в соответствии с подлежащими применению законами - ничтожными сделками.

2. В п. 2 установлено, что если торги признаны недействительными, то это обстоятельство автоматически влечет недействительность заключенного по результатам торгов договора.

Данная норма является императивной и, по нашему мнению, исключает необходимость вынесения повторного решения о недействительности договора.

1. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.


Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:


кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;


на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;


продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;


были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;


были допущены иные нарушения правил, установленных законом.


2. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.


3. Расходы организатора торгов, связанные с применением последствий недействительности торгов и необходимостью проведения повторных торгов, распределяются между лицами, допустившими нарушения, повлекшие признание торгов недействительными.




Комментарии к ст. 449 ГК РФ


1. Нарушение правил проведения торгов служит основанием для признания итогов торгов недействительными по требованию заинтересованного лица.

Требования о признании сделок, нарушающих Закон о приватизации, в том числе в части положений о коммерческих конкурсах и аукционах, недействительными, а также о применении последствий недействительности ничтожной сделки могут быть предъявлены Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, соответствующими органами по управлению имуществом, продавцами имущества, покупателями, органами прокуратуры РФ (п. 1 ст. 29 Закона о приватизации).

Требования о признании недействительными результатов конкурса (протокола конкурсной комиссии или протокола с результатами аукциона) могут предъявлять не только его участники, но и лица, которым было отказано в участии в конкурсе (аукционе), а сам отказ может служить основанием для признания результатов конкурса (аукциона) недействительными (см. п. п. 13 и 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 декабря 1993 г. N 32 // Вестник ВАС РФ. 1994. N 2. С. 54 - 55).

2. Договор, совершенный по итогам торгов, признанных недействительными, так же считается недействительным. Согласно ст. 29 Закона о приватизации основаниями для признания сделок приватизации государственного или муниципального имущества недействительными признаются нарушения положений названного Закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также условий договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества. В частности, к числу таких нарушений, как вытекает из Закона, относятся: приобретение государственного или муниципального имущества лицом, не имеющим на это права; использование незаконных средств платежа; наличие сговора между продавцом имущества и покупателем, в том числе о занижении цены такого имущества; предоставление покупателю льгот и преимуществ перед другими покупателями (п. 2 ст. 29 Закона о приватизации).

Нарушение упомянутых положений физическими и юридическими лицами влечет за собой ответственность в случаях и порядке, которые предусмотрены гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 30 Закона о приватизации).

Похожие публикации