Закон о приставах и об исполнительном производстве. Закон «Об исполнительном производстве Ф 229 об исполнительном производстве

Исполнительное производство является определенными методами и способами, а также мероприятиями и действиями, с помощью которых можно реализовать решения, принимаемые судами различных инстанций. Федеральный закон об исполнительном производстве обеспечивает его тщательное и правильное регулирование.

Основные положения закона ФЗ-229

Первоначально важно отметить, что в данном документе содержится 130 статей, которые обеспечивают регулирование совершенно любого процесса. Входят сюда принципы исполнительного производства и его задачи, а также правила, по которым можно признать неплательщика банкротом. Особенно много внимания уделяется тем действиям и методам, которые могут быть применены судебными приставами для реализации решения суда. Также отмечаются права и обязанности как должников, так и приставов. Дополнительно прописываются третьи лица, которые могут повлиять на решение суда или на процесс реализации постановлений.

ФЗ-229 указывает, что задачей любого исполнительного производство является правильная, надежная, оперативная и точная реализация акта, выданного по решению суда. При этом важно, чтобы были защищены права всех юридических и физических лиц.

Каждый должник, который может быть частным лицом или компанией, должен соблюдать требования судебных приставов, если они обладают законными основаниями. Если они не будут выполнены или будут созданы какие-либо препятствия к их реализации, то это может стать основанием для наложения ответственности, прописанной в современном законодательстве.

Документы

Исполнительное производство может быть начато на основании определенных документов, которые направляются судебным приставам. К этим документам относится:

  • приказы суда;
  • акты ПФ;
  • исполнительные листы;
  • решения, принятые по взысканию алиментов;
  • постановления, выпущенные судебными приставами.

Также в индивидуальном порядке могут быть рассмотрены и другие документы, выданные теми или иными государственными органами.

Все лица, которые указываются в данных документах, а соответственно имеют отношение к исполнительному производству, получают соответствующие уведомления в виде повесток, присылаемых на почту. Однако в случаях, когда по документу, полученному из суда, приставы должны действовать незамедлительно, необходимость в применении уведомлений отсутствует. В этом случае оповещать можно при аресте имущества или счетов в банке.

Как происходит взыскание средств на заработную плату или другие виды доходов

Федеральный закон об исполнительном производстве содержит большое количество информации о том, как должно выполняться взыскание судебными приставами в отношении разных видов доходов или других элементов. В случае взыскания за зарплату или другие доходы приставы должны действовать следующим образом:

  1. первоначально судебный пристав получает лист из суда или другого уполномоченного государственного органа;
  2. далее он должен определить, где официально трудоустроен должник, ведь именно заработная плата является основным источником средств, с помощью которых может быть погашена имеющаяся задолженность;
  3. после этого происходит ежемесячное списание определенной суммы денег из заработной платы или иного официального дохода в пользу кредитора.

Списывать с официального заработка средства на погашения долга можно до 50 процентов, однако если исполнительное производство связано с погашением задолженности по алиментам или по выплатам за причиненный вред здоровью человека, то допускается списание до 70 процентов.

Если должник увольняется и находит новое место работы, то он должен оповестить об этом судебного пристава, занимающегося его делом. Дополнительно неплательщики обязаны в такой ситуации написать и передать приставу отчет о всех произведенных в пользу кредитора выплатах.

Федеральный закон №229-ФЗ указывает, что в счет задолженностей могут быть изъяты не только части доходов, но и имущество должника, которое находится в его собственности. Однако при этом можно накладывать арест только на то имущество, которое не является необходимым для жизни человека.

Приставы, занимающиеся данным исполнительным производством, имеют право осуществлять следующие действия:

  • запрашивать документацию ответчика, которая может быть финансовой или персонально;
  • вызов ответчиков, а если они не могут прийти самостоятельно, то их представителей;
  • выполнение тех условий, которые прописываются в решении суда;
  • входить в жилые или нежилые помещения без разрешения или с ним;
  • давать поручения третьим лицам;
  • реализовать розыск неплательщика;
  • изымать его имущество и проводить его оценку и др.

Существует много возможностей для судебных приставов, которые позволяют возвращать долги. Важно, чтобы они были только законными и необходимыми, а в ином случае должник может оспорить правомерность действий приставов через суд.

Таким образом, закон, который описывает процесс и особенности исполнительного производства, заключает в себе огромное количество информации, которой должны пользоваться как судебные приставы, так и сами должники и кредиторы. Здесь имеются не только обязательства всех сторон, участвующих в процессе, но и их законные права.

Автокредитование

Законодательство

Бизнес-идеи

  • Содержание Срочное изготовление печатей и штампов Кто будет выступать в качестве покупателей Где открывать бизнес Оборудование для ведения бизнеса Существует много разновидностей бизнеса, которые могут быть начаты людьми, обладающими предпринимательскими способностями. Причем каждый вариант обладает своими уникальными особенностями и параметрами. Срочное изготовление печатей и штампов Бизнес-идея изготовления печатей и штампов считается достаточно привлекательной в плане..

  • Содержание Бизнес-идея по изготовлению открыток Как открыть бизнес, основанный на создании открыток на заказ Сотрудники Помещение Как продавать созданные открытки Многие люди, обладающие определенными предпринимательскими способностями, задумываются об открытии собственного бизнеса, а при этом оценивают и рассматривают большое количество различных вариантов для открытия. Довольно интересной считается бизнес-идея изготовления открыток, поскольку открытки являются такие элементы, спрос..

  • Содержание Выбор помещения для тренажерного зала Что нужно для того, чтобы открыть тренажерный зал? Тренажерный зал становится все более популярным в современном мире, поскольку все больше людей задумываются о том, чтобы вести здоровый образ жизни, предполагающий правильное питание и занятия спортом. Поэтому открыть тренажерный зал может любой бизнесмен, однако для получения хороших доходов необходимо продумать..

  • Содержание Место расположения магазина Ассортимент товаров Продавцы Бижутерия является обязательным предметом гардероба каждой женщины, которая следит за собой и старается выглядеть привлекательно и ярко. Поэтому открыть свой магазин бижутерии хочет практически каждый предприниматель, который осознает возможность получения хороших прибылей. Для этого необходимо изучить все имеющиеся перспективы, составить бизнес-план и спрогнозировать возможный доход, чтобы решит, будет..

"Об исполнительном производстве"*1

_____
*1 В связи с большим объемом текст официального документа не приводится.

Комментарий

А.Н. Игнатенко ,
консультант "АКТ РСМ Топ-Аудит"

1. Общая характеристика Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), вступивший в силу с 1 февраля 2008 года, признал утратившим силу ранее действовавший одноименный Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ (далее - Закон N 119-ФЗ).

На первый взгляд, Закон N 229-ФЗ существенно изменяет отдельные институты и процедуры исполнительного производства, однако делать вывод о полноценной реформе исполнительного производства пока еще рано. Для этого потребуется определенное время для наработки необходимого массива судебной практики.

В то же время можно отметить, что Законом N 229-ФЗ введен ряд новелл исполнительного права, которые не были включены в Закон N 119-ФЗ.

Например, Закон N 229-ФЗ содержит новые разделы, регулирующие такие важные вопросы, как:

- сроки в исполнительном производстве (последствия пропуска срока, восстановление пропущенных сроков, приостановление и продление сроков и т.д.);

- извещения и вызовы в исполнительном производстве (содержание повесток и иных извещений, порядок их доставки и вручения, последствия отказа от принятия повестки или иного извещения либо неявки за их получением и т.д.);

- взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления;

- сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.

Однозначно положительно должны быть оценены правоприменительной практикой такие новшества Закона N 229-ФЗ, как легализация ограничения права выезда должника за пределы Российской Федерации, установление права судебного пристава - исполнителя проникать в жилые помещения для исполнения судебных актов, усовершенствование порядка исполнения исполнительных документов при обращении взыскания на отдельные виды имущества.

Следует также отметить, что упраздненный Закон N 119-ФЗ содержал множество пробелов, которые не позволяли эффективно применять его на практике и затрудняли взыскание долгов с должников. Например, неурегулированными были вопросы оценки имущества должника и хранения такого имущества.

Законом N 229-ФЗ предусмотрено обязательное привлечение профессионального оценщика в большинстве спорных случаев, однако при этом следует отметить, что осталась нерешенной проблема использования такого термина, как "рыночная цена". Законодательство об оценочной деятельности в Российской Федерации не содержит определения этого термина. Соответственно остается неясным, каким из видов стоимости - инвестиционной, рыночной, ликвидационной или кадастровой - должен руководствоваться профессиональный оценщик при определении рыночной цены имущества. Более того, исходя из сущности этого понятия рыночная цена не может быть определена до момента совершения сделки по реализации имущества, где цена и будет зафиксирована.

По нашему мнению, Закону N 229-ФЗ присущи отдельные недостатки, например предоставление судебному приставу - исполнителю права самостоятельно решать вопрос о приостановлении исполнительного производства, установление фактически внесудебного порядка взыскания долга с третьего лица при обращении взыскания на права требования должника.

В тексте Закона N 229-ФЗ имеются и явные нестыковки. Так, предусмотрено право взыскателя направить судебный акт или акт другого органа для удержаний из заработной платы, дополнительно подчеркнем, судебный акт , а не исполнительный документ. В то же время далее в Законе N 229-ФЗ говорится уже о том, что работодатель принимает к исполнению исполнительный документ . Соответственно возникает вопрос: взыскатель предъявляет исполнительный документ или судебный акт? Между этими понятиями существует значительная разница.

В целом Закон N 229-ФЗ нельзя охарактеризовать однозначно отрицательно или положительно. О способности этого нормативного акта регулировать соответствующие общественные отношения можно делать вывод по судебной практике, для накопления которой потребуется определенное время.

2. Основные положения

По сравнению с прежним нормативным актом законодатель уточнил сферу действия Закона N 229-ФЗ.

В ст. 1 Закона N 119-ФЗ приводились условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо по совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Таким образом, исходя из буквального толкования вышеприведенной нормы следовало, что судебный пристав - исполнитель был вправе возлагать установленные законом обязанности только на граждан и на организации.

В Законе N 229-ФЗ данный перечень расширен: в него включены не только вышеуказанные лица, но и Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые для целей этого Закона приравниваются к организациям.

Новеллой Закона N 229-ФЗ стало введение на законодательном уровне задач и принципов исполнительного производства.

Так, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В ст. 4 Закона N 229-ФЗ приводится перечень принципов исполнительного производства:

- законность;

- своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

- уважение чести и достоинства гражданина;

- неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

- соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Принципы любой отрасли права являются основными положениями данной отрасли, из сущности которых исходит законодатель, осуществляя правовое регулирование. Таким образом, судебный пристав - исполнитель обязан руководствоваться данными положениями в процессе осуществления возложенных на него функций.

Важная норма закреплена и в ст. 3 Закона N 229-ФЗ, где впервые законодателем установлено верховенство настоящего Закона перед всеми иными федеральными законами, составляющими законодательство об исполнительном производстве.

Следовательно, положения иных федеральных законов, которые составляют законодательство об исполнительном производстве и противоречат Закону N 229-ФЗ, не должны применяться.

Согласно Закону N 119-ФЗ и во исполнение его Правительство РФ имело право принимать соответствующие нормативные правовые акты. Теперь, после вступления в силу Закона N 229-ФЗ, таким правом обладает и Президент Российской Федерации.

Законодателем уточнен в Законе N 229-ФЗ порядок действий взыскателя по предъявлению в банк или иную кредитную организацию исполнительных документов, в которых содержатся требования о взыскании денежных средств.

Так, установлено, что в данном случае взыскатель должен одновременно с исполнительным документом представить заявление, в котором должны быть указаны:

- фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

Кроме того, представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и вышеуказанные сведения не только о взыскателе, но и о себе.

Законодателем также впервые введены особенности процедур по обращению взыскания периодических платежей и о взыскании денежных средств в сумме, не превышающей 25 000 руб. Сразу отметим, что под периодическими платежами понимаются для целей применения данной нормы заработная плата, пенсии, стипендии и т.д.

Исполнительные листы, содержащие требования о взыскании периодических платежей и денежных средств в сумме, не превышающей 25 000 руб., могут быть направлены непосредственно лицу, которое выплачивает должнику денежные средства, в частности заработную плату, стипендию и т.д.

Кроме того, вместе с исполнительным документом взыскателю необходимо предъявить заявление, в котором он должен указать:

- реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;

- фамилию, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, ИНН (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

- наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.

Кроме того, представитель взыскателя должен представить документ, удостоверяющий его полномочия.

Из новелл Закона N 229-ФЗ следует отметить положения ст. 10 и 11.

Так, при исполнении на территории Российской Федерации судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на них распространяются положения Закона N 229-ФЗ.

Законом N 229-ФЗ также установлено, что порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и самим Законом N 229-ФЗ.

3. Исполнительные документы

В ныне не действующем Законе N 119-ФЗ нормы, посвященные исполнительным документам (закрепляющие перечень таковых и предъявляемые к ним требования), были приведены в главе I наряду со многими другими значительными положениями исполнительного права (например, возбуждение исполнительного производства, место и время совершения исполнительных действий и т.д.), что значительно затрудняло работу с данным нормативным актом.

Неудивительно, что законодатель выделил в Законе N 229-ФЗ нормы, опосредующие исполнительные документы, в отдельную главу.

В целом перечень исполнительных документов не претерпел существенных изменений, однако нельзя не отметить один исполнительный документ, который не был назван в приведенном в ст. 7 Закона N 119-ФЗ перечне, - постановление судебного пристава - исполнителя.

Согласно Закону N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом - исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению.

В Законе N 229-ФЗ приводятся также обязательные реквизиты, которые должно содержать такое постановление:

- наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

- дата вынесения постановления;

- должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

- наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

- вопрос, по которому выносится постановление;

- решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

- порядок обжалования постановления.

Установлен также порядок внесения изменений в такое постановление в случае описок или явных арифметических ошибок.

4. Сроки в исполнительном производстве

Институт сроков в исполнительном производстве является новым для отечественного законодательства. Ранее сроки в исполнительном производстве регулировались общими нормами; теперь же Закон N 229-ФЗ содержит отдельную главу, полностью посвященную срокам в исполнительном производстве. Причем необходимо сразу оговориться, что основные положения о сроках и правилах их исчисления схожи с аналогичными в гражданском праве.

Отметим основные правила исчисления сроков, которые установлены для исполнительного производства.

Сроки в исполнительном производстве определяются:

- календарной датой;

- указанием на событие, которое должно наступить;

- периодом, в течение которого то или иное действие может быть совершено.

Сроки в исполнительном производстве могут исчисляться годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

По общему правилу, течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.

Статья 16 Закона N 229-ФЗ регулирует момент окончания сроков в исполнительном производстве.

Так, срок, исчисляемый годами, оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока. Срок, исчисляемый месяцами, оканчивается в соответствующий день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последний день этого месяца. Срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока.

Особые правила в Законе N 229-ФЗ определены для установления момента окончания срока, определенного календарной датой. Такой срок истекает:

- в день, непосредственно предшествующий указанной в исполнительном документе дате, если им предписано совершить определенные действия до этой даты;

- в день, указанный в исполнительном документе.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до 24.00 последнего дня установленного срока. Таким образом, если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были поданы в соответствующий орган или уполномоченному их принять лицу либо сданы на почту до 24.00 последнего дня установленного срока, то установленный срок не считается пропущенным.

Соответственно пропуск срока, установленного для совершения того или иного исполнительного действия может повлечь наступление ответственности. Кроме того, пропуск срока не освобождает лицо от исполнения требований исполнительного документа.

Если лицо пропустило установленный срок для обжалования действий судебного пристава - исполнителя, то оно не сможет обжаловать эти действия: жалоба подлежит возврату подавшему ее лицу и считается неподанной.

Однако если даже срок был по каким-либо причинам пропущен, у лица имеется возможность его восстановления.

Например, пропущенный срок для подачи жалобы может быть восстановлен, если одновременно с жалобой заинтересованное лицо подало ходатайство о восстановлении пропущенного срока и должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, признает причины пропуска срока уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока - разумным.

Установлено, что восстановление пропущенного срока отдельным постановлением не оформляется и выражается в принятии жалобы к рассмотрению по существу, в то время как отказ в восстановлении пропущенного срока оформляется постановлением должностного лица службы судебных приставов, рассмотревшего ходатайство.

Копия вышеуказанного постановления, которое может быть обжаловано, направляется лицу, обратившемуся с ходатайством.

Восстановление пропущенных сроков для обращения в суд по вопросам исполнительного производства производится судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно Закону N 229-ФЗ течение всех сроков приостанавливается одновременно с приостановлением исполнительного производства. Со дня возобновления исполнительного производства течение сроков продолжается.

Отдельно в Законе N 229-ФЗ оговариваются сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, а также основания перерыва и восстановления такого срока.

По общему правилу, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. В случае же установления судом отсрочки или рассрочки исполнения срок предъявления исполнительного документа составляет три года с момента окончания срока, на который установлена рассрочка (отсрочка).

Из данного правила имеется ряд исключений. Так, судебные акты по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

Для отдельных исполнительных документов могут быть определены отдельные сроки их предъявления к исполнению.

Так, удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи, а судебные приказы - в течение трех лет со дня их выдачи.

Однако рассмотренный срок для предъявления исполнительного документа к исполнению может быть прерван и согласно ст. 22 Закона N 229-ФЗ основаниями для такого перерыва являются:

- предъявление исполнительного документа к исполнению;

- частичное исполнение исполнительного документа должником.

После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется, причем время, истекшее до прерывания, в новый срок не засчитывается.

Но вышеуказанные правила прерывания сроков не распространяются на судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

Статья 23 Закона N 229-ФЗ содержит важные правила, касающиеся восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению при наличии уважительных причин такого пропуска. Сразу обратим внимание читателей, что такой срок может быть восстановлен исключительно в отношении исполнительного листа или судебного приказа.

5. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Наряду со сроками в исполнительном производстве новым для российского исполнительного производства является институт извещений и вызовов.

Согласно Закону N 229-ФЗ лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу - исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав - исполнитель поручает их доставить.

Однако из этого правила предусмотрено исключение.

Так, если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав - исполнитель имеет право совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.

В соответствии с Законом N 229-ФЗ лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава - исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава - исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом.

В Законе N 229-ФЗ приведен перечень реквизитов, которые должны содержаться в повестке или ином извещении, а именно:

- наименование и адрес подразделения судебных приставов;

- наименование адресата;

- указание, в качестве кого извещается или вызывается адресат;

- наименование или номер исполнительного производства, по которому извещается или вызывается адресат;

- дата, время и место совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения.

В повестке должны быть также указаны последствия неявки лица по вызову (таким последствием, в частности, может быть привод).

Законом N 229-ФЗ подробно регламентированы правила доставки и вручения повестки указанному в них лицу.

При отказе адресата принять повестку или иное извещение лицо, доставляющее их, делает соответствующую отметку на повестке или ином извещении, которые возвращаются в подразделение судебных приставов.

Кроме того, Закон N 229-ФЗ содержит перечень оснований для признания лица, участвующего в исполнительном производстве, извещенным, в том числе:

- отказ адресата от получения повестки, иного извещения;

- неявка адресата за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу, несмотря на получение почтового извещения.

6. Исполнительное производство

6.1. Общие положения

Процедурам исполнительного производства посвящена глава 5 Закона N 229-ФЗ.

Напомним читателям журнала, что в Законе N 119-ФЗ нормы, регулирующие процедуру исполнительного производства, приводились в главе I наряду с такими институтами, как общие положения исполнительного производства, источники исполнительного права и т.д.

Несомненно, что законодатель выделением исполнительного производства в отдельную главу подчеркнул значимость таких норм.

Сразу отметим, что регулированию исполнительного производства теперь посвящено гораздо больше статей, нежели в Законе N 119-ФЗ, что позволяет сделать вывод о возросшей степени государственного воздействия на сферу исполнительных отношений.

Законом N 229-ФЗ детально регламентируется содержание такого важного документа, как заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства; в Законе N 119-ФЗ подобной регламентации не было.

Согласно ст. 30 Закона N 229-ФЗ заявление о возбуждении исполнительного производства подписывается взыскателем либо его представителем, который прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В данном заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом N 229-ФЗ.

В отличие от Закона N 119-ФЗ, Закон N 229-ФЗ четко устанавливает порядок возбуждения исполнительного производства без заявления взыскателя по следующим основаниям:

- если в процессе принудительного исполнения исполнительного документа судебным приставом - исполнителем было вынесено постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом - исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. В данном случае речь идет о так называемом дополнительном исполнительном производстве;

- если необходимо совершение исполнительных действий (применения отдельных мер принудительного исполнения) на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава - исполнителя, ведущего конкретное исполнительное производство, и если таким приставом вынесено постановление о поручении произвести то или иное исполнительное действие (применить меры принудительного исполнения) тому судебному приставу - исполнителю, к подведомственности которого отнесена территория, на которой должны быть совершены данные действия или меры;

- если суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу - исполнителю.

Правила о сроках добровольного исполнения исполнительного документа, устанавливаемые судебным приставом - исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства, также претерпели в Законе N 229-ФЗ существенную корректировку.

Сам срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа остался прежним - его определение относится к компетенции судебного пристава - исполнителя, но в любом случае он не может быть более пяти дней.

Однако в Законе N 119-ФЗ данный срок исчислялся со дня возбуждения исполнительного производства, а в Законе N 229-ФЗ - со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено этим Законом.

Кроме того, законодатель также установил, что срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа определяется только в случае, если такой исполнительный документ поступил в судебному приставу - исполнителю впервые.

Статья 30 Закона N 229-ФЗ предусматривает ряд случаев, при которых судебный пристав - исполнитель не устанавливает срок для добровольного выполнения должником требований исполнительного документа.

К таким случаям относятся:

- возбуждение дополнительного производства.

Напомним читателям журнала, что основным исполнительным производством является производство, возбужденное на основании требований взыскателя, изложенных в исполнительном документе, судебным приставом - исполнителем, в то время как после окончания основного исполнительного производства судебный пристав - исполнитель возбуждает дополнительное исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом - исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

- последующие предъявления исполнительного документа;

- восстановление на работе;

- административное приостановление деятельности;

- конфискация имущества;

- возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах.

Данный перечень является закрытым.

Несомненно, важным структурным элементом Закона N 229-ФЗ является ст. 31, в которой приведен исчерпывающий перечень оснований отказа судебным приставом - исполнителем в возбуждении исполнительного производства, что может произойти в следующих ситуациях:

- исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

- исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство и он направил исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 Закона N 229-ФЗ;

- истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

- документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам;

- не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

- исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 43 Закона N 229-ФЗ или в случае, если исполнительное производство имело место по вопросу взыскания штрафа за преступление и приговор был отменен в части наложения данного штрафа;

- исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено по следующим основаниям:

- фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе;

- фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

- выплата штрафа в полном объеме;

- замена штрафа другим видом наказания или отмена наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования;

- смерть должника-осужденного или объявление его умершим;

- исполнительный документ не подлежит в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Важной гарантией соблюдения прав взыскателя является то, что устранение обстоятельств, предусмотренных пятью из вышеперечисленных пунктов, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу - исполнителю в установленном Законом N 229-ФЗ порядке.

Следует отметить, что судебный пристав - исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в трехдневный срок, исчисляемый со дня поступления к нему исполнительного документа.

Кроме того, согласно Закону N 229-ФЗ копия постановления судебного пристава - исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения вышеуказанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ.

Серьезной доработке в Законе N 229-ФЗ подверглись правила определения места совершения исполнительных действий.

Рассмотрим ситуации, при которых судебному приставу - исполнителю необходимо совершить определенные исполнительные действия на территории, которая не относится к участку его деятельности.

Закон N 119-ФЗ предусматривал следующий порядок действий пристава - исполнителя.

Судебный пристав - исполнитель составлял соответствующий акт и направлялся на вышеуказанную территорию. В течение суток по прибытии он уведомлял о необходимости совершения исполнительных действий на данной территории соответствующую службу судебных приставов, которая либо оказывала содействие прибывшему судебному приставу - исполнителю, либо отказывала ему в этом и поручала дальнейшее исполнение исполнительного документа судебному приставу - исполнителю, действующему на данной территории. В случае отказа прибывший судебный пристав - исполнитель был обязан передать исполнительный документ в службу судебных приставов по месту дальнейшего совершения исполнительных действий с извещением об этом взыскателя, суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ.

Было также установлено, что исполнительный документ, направленный (переданный) одной службой судебных приставов, одним подразделением или судебным приставом - исполнителем в другие службы судебных приставов, подразделения или другому судебному приставу - исполнителю, должен быть принят к исполнению теми, кому он был направлен (передан). Споры о месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями или судебными приставами - исполнителями не допускались.

Закон N 229-ФЗ детально регламентирует институт поручения исполнения тех или иных исполнительных действий (мер принудительного исполнения).

В принципе, данный институт уже был рассмотрен выше, однако представляется важным еще раз обратить внимание читателей журнала на порядок действий судебного пристава - исполнителя такой ситуации.

Судебный пристав - исполнитель вправе поручить соответствующему судебному приставу - исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава - исполнителя и утверждается старшим судебным приставом. Согласно вышеуказанному постановлению судебным приставом - исполнителем, к которому оно поступило, возбуждается исполнительное производство. На время исполнения поручения основное исполнительное производство может быть приостановлено.

Закон N 229-ФЗ предусматривает иной порядок действий, нежели Закон N 119-ФЗ, в случае если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание, отсутствует по прежнему местонахождению должника.

Согласно Закону N 119-ФЗ судебный пристав - исполнитель незамедлительно составлял в таком случае акт и не позднее следующего дня после дня его составления направлял исполнительный документ вместе с копией этого акта судебному приставу - исполнителю по новым месту жительства должника, месту его нахождения либо по новому месту нахождения имущества должника, о чем одновременно извещал взыскателя, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

Закон N 229-ФЗ установил иную процедуру действий судебного пристава - исполнителя в данной ситуации.

Так, судебный пристав - исполнитель продолжает исполнительное производство в порядке поручения (такой порядок рассмотрен выше) или составляет акт и оканчивает исполнительное производство.

После этого копия постановления судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного производства, акт с приложением исполнительного документа и копии всех материалов исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения вышеуказанного постановления, направляются в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации или в его подразделение для возбуждения исполнительного производства по новому месту жительства должника, месту его пребывания или по новому местонахождению его имущества, о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ. Копия исполнительного документа должна остаться в оконченном исполнительном производстве.

6.2. Передача исполнительных производств между подразделениями судебных приставов - исполнителей

Законом N 229-ФЗ детально регулируется процедура передачи исполнительных производств из одного подразделения судебных приставов - исполнителей в другое.

Так, согласно ст. 33 Закона N 229-ФЗ главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

При этом главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации выносит соответствующее постановление о такой передаче.

Вышеуказанное постановление не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется соответствующим главным судебным приставам субъектов Российской Федерации и старшим судебным приставам, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Старший судебный пристав, получив вышеуказанное постановление, незамедлительно информирует об этом судебного пристава - исполнителя, ведущего соответствующее исполнительное производство. Судебный пристав - исполнитель оканчивает исполнительное производство по соответствующему основанию.

Кроме того установлено, что по исполнительному производству, переданному из одного подразделения судебных приставов в другое, судебный пристав - исполнитель совершает исполнительные действия и применяет меры принудительного исполнения:

- в пределах территории Российской Федерации - по согласованию с главным судебным приставом Российской Федерации, о чем извещаются соответствующие главные судебные приставы субъектов Российской Федерации;

- в пределах территории одного субъекта Российской Федерации - по согласованию с главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, о чем извещаются старшие судебные приставы соответствующих подразделений судебных приставов.

6.3. Сводное исполнительное производство

Согласно Закону N 229-ФЗ если в отношении одного должника возбуждены несколько исполнительных производств имущественного характера, а также если в отношении нескольких должников возбуждены исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя, то такие исполнительные производства объединяются в сводное исполнительное производство.

Законом N 229-ФЗ установлено, что если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации нескольких субъектов Российской Федерации, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом Российской Федерации. Причем контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, то по ним возбуждается сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей или на старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Главный судебный пристав Российской Федерации и главные судебные приставы субъектов Российской Федерации обязаны создать банки данных, содержащие сведения о ведении сводных исполнительных производств.

6.4. Время и сроки совершения исполнительных действий (мер принудительного исполнения)

В соответствии с Законом N 119-ФЗ в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, совершение исполнительных действий допускалось только в случаях, не терпящих отлагательства, или в случае, если по вине должника их совершение в другие дни было невозможным.

Кроме того, исполнительные действия могли вестись с 22 часов до 6 часов по местному времени только в случаях, создававших угрозу жизни и здоровью граждан.

Причем и в случае с нерабочими днями, и в случае с совершением исполнительных действий в период с 22 часов до 6 часов судебный пристав - исполнитель должен был получить письменное разрешение старшего судебного пристава.

В Законе N 229-ФЗ данный порядок существенно изменен.

Совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения как в нерабочие дни, так и в рабочие дни с 22 часов до 6 часов допускаются только в ситуациях, не терпящих отлагательства, включая случаи:

- если создается угроза жизни и здоровью граждан;

- если исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

- если исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, состоит в исполнении определения суда об обеспечении иска;

- если взыскание обращено на имущество должника, подверженное быстрой порче.

Таким образом, перечень ситуаций, при которых исполнительные действия могут совершаться в рабочие дни в период с 22 до 6 часов и в нерабочие дни, значительно расширен.

Необходимо также отметить, что, в отличие от Закона N 119-ФЗ, Закон N 229-ФЗ предусматривает, что в данных случаях судебный пристав - исполнитель должен получить письменное разрешение старшего судебного пристава на совершение исполнительных действий в нерабочие дни и в рабочие дни в период с 22 до 6 часов, причем старший пристав должен незамедлительно уведомить об этом главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.

Изменились и нормы, касающиеся определения сроков совершения исполнительных действий. Причем общий срок исполнительного производства не изменился: по общему правилу, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом - исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Ранее Закон N 119-ФЗ предусматривал только один тип исключений из этого правила, включающий перечень требований исполнительных документов, которые подлежали незамедлительному исполнению:

- о взыскании алиментов, заработной платы или иной платы за труд в пределах платежей, исчисленных за один месяц, а также о взыскании всей суммы долга по этим выплатам, если исполнительным документом было предусмотрено ее немедленное взыскание;

- о восстановлении на работе или в прежней должности незаконно уволенного либо переведенного работника;

- по другим делам, если немедленное исполнение требований было предусмотрено исполнительным документом или федеральным законом.

Слово "незамедлительно" заменено в Законе N 229-ФЗ формулировкой "требования должны быть исполнены не позднее рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов" , что, естественно, позволяет более точно определить момент исполнения соответствующего требования.

Вышеуказанный перечень дополнен Законом N 229-ФЗ рядом разнотипных требований и оснований, исполнение по которым производится в иные сроки, чем предусмотренные общим правилом.

Так, согласно Закону N 229-ФЗ постановление судебного пристава - исполнителя, поступившее в порядке поручения от другого пристава - исполнителя, должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня его поступления в подразделение судебных приставов.

Кроме того, в Закон N 229-ФЗ введена норма, согласно которой требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава - исполнителя, - не позднее следующего дня. В таком же порядке исполняется постановление судебного пристава - исполнителя об обеспечительных мерах, в том числе поступившее в порядке поручения от другого пристава - исполнителя, если самим постановлением не установлен иной порядок его исполнения.

По нашему мнению, такие правила исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, полностью отвечают сущности обеспечительных мер, установленных нормами гражданско-процессуального права.

Напомним читателям журнала, что обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

Для наиболее оперативной защиты прав заявителя заявление об обеспечении иска рассматривается в день его поступления в суд без извещения ответчика, других лиц, участвующих в деле.

Представляется крайней важным отметить, что в Законе N 229-ФЗ впервые в одной статье - 36-й - приведены все периоды времени, которые не включаются ни в общий двухмесячный срок исполнения требований исполнительного документа, ни в специальные сроки.

Так, в вышеуказанные сроки не включается время:

- в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением;

- в течение которого исполнительное производство было приостановлено;

- отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа;

- со дня объявления розыска должника-организации, а также имущества должника до дня окончания розыска;

- со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава - исполнителя в суд, в другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения, а также об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом - исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам рассмотрения такого обращения;

- со дня вынесения постановления о назначении специалиста до дня поступления в подразделение судебных приставов его отчета или иного документа о результатах работы;

- со дня передачи имущества для реализации до дня поступления вырученных от реализации этого имущества денежных средств на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов, но не более двух месяцев со дня передачи последней партии вышеуказанного имущества для реализации.

Кроме того, согласно Закону N 229-ФЗ истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.

6.5. Отсрочка (рассрочка) исполнения и приостановление исполнительных действий

Законом N 229-ФЗ предусмотрен ряд положений, уточняющих правила об отсрочке и рассрочке исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменение способа и порядка их исполнения.

В Законе N 119-ФЗ было определено, что при наличии обстоятельств, препятствовавших совершению исполнительных действий, судебный пристав - исполнитель по своей инициативе или по заявлению сторон, а также сами стороны были вправе обратиться в суд или в другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или о рассрочке его исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения.

Закон N 229-ФЗ ввел дополнительные правила, которые сводятся к следующему.

В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.

Кроме того, в случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.

Существенно изменились нормы, регламентирующие приостановление исполнительного производства.

В Законе N 119-ФЗ все основания для приостановления исполнительного производства делились на две большие группы: в зависимости от того, приостанавливалось исполнительное производство в обязательном порядке или же приостановление производства являлось правом уполномоченного органа.

Напомним читателям журнала правила приостановления исполнительного производства согласно Закону N 119-ФЗ.

Так, исполнительное производство в обязательном порядке подлежало приостановлению в случаях:

- смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускало правопреемство, а также в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;

- утраты должником дееспособности;

- участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

- оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допус

13 мая, 30 декабря 2008 г., 3 июня, 19 июля, 27 сентября, 17 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 7 февраля, 21 апреля, 27 июня, 11, 18 июля, 21, 28, 30 ноября, 3, 6, 7 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 23 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 5 мая, 21 июля, 14, 22 октября, 22, 29 декабря 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 29, 30 декабря 2015 г., 9, 30 марта, 1 мая, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 28 мая, 18, 26 июля 2017 г.

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

2. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами .

Статья 2. Задачи исполнительного производства

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве

1. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон "О судебных приставах") и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

2. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

3. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Принципы исполнительного производства

Исполнительное производство осуществляется на принципах:

3. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 6.1. Банк данных в исполнительном производстве

1. Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее - банк данных).

2. Порядок формирования и ведения банка данных определяется главным судебным приставом Российской Федерации.

3. Общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных:

1) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

2) вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ;

3) дата возбуждения исполнительного производства;

4) номер исполнительного производства;

5) наименование должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения; для организаций - наименование и юридический адрес);

6) требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети "Интернет", и данных о взыскателе;

6.1) сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу;

7) наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство;

8) данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения);

9) сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.

4. Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением данных об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, которые являются общедоступными до обнаружения указанных лиц или имущества, а также сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, которые являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства.

5. При включении в банк данных сведений о возбуждении исполнительного производства информация, необходимая для выплаты задолженности по исполнительному документу, направляется в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах. Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств на счета органов Федерального казначейства в счет погашения задолженности по исполнительному производству, обязаны незамедлительно направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.

Статья 7. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами .

Статья 8. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями

1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:

1) реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;

2) фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

части 2 настоящей статьи, о взыскателе и о себе.

4. Утратила силу .

Статья 8.1. Исполнение требований судебных актов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг

1. Исполнительный документ о списании с лицевого счета или со счета депо должника и о зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг (далее - исполнительный документ о списании ценных бумаг) может быть направлен взыскателем непосредственно эмитенту, если он самостоятельно осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев таких ценных бумаг, или держателю реестра, осуществляющему ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг по поручению эмитента, либо депозитарию, осуществляющему учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника, при условии, что взыскатель располагает сведениями об имеющихся на указанных счетах должника ценных бумагах.

2. Одновременно с исполнительным документом о списании ценных бумаг взыскатель представляет заявление, в котором указываются сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона. Представитель взыскателя представляет документ , удостоверяющий его полномочия, и сведения, предусмотренные настоящей статьей, о взыскателе и о себе.

3. Исполнительный документ о списании ценных бумаг подлежит исполнению лицом, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника.

4. При передаче документов, составляющих систему ведения реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, переводе эмиссионных ценных бумаг с лицевого счета на счет депо или со счета депо на лицевой счет либо одним депозитарием другому депозитарию неисполненные или исполненные частично исполнительные документы о списании ценных бумаг передаются новому лицу, осуществляющему учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника.

Статья 9. Исполнение лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, судебного акта, акта другого органа или должностного лица

1. Исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление, в котором указываются:

1) реквизиты банковского счета, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства;

2) фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина;

3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.

3. Представитель взыскателя представляет документ , удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, о взыскателе.

4. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, производят индексацию периодических платежей, выплачиваемых в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других установленных законом случаях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение).

Статья 10. Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных государств и иностранных организаций

При исполнении на территории Российской Федерации судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных государств и иностранных организаций на них распространяются положения настоящего Федерального закона. Иностранное государство пользуется иммунитетом в отношении исполнения решения суда в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации".

Статья 11. Исполнение решений иностранных судов и арбитражей

Порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей устанавливается соответствующими международными договорами Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.


Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирует деятельность судебных приставов.

В нем расписаны полномочия ФССП и способы принудительного исполнения решений суда.

Главным из них является, безусловно, законность. Именно во исполнение этого принципа и был создан регулирующий деятельность ФССП нормативный акт.

Из законности вытекают и прочие основы исполнительного производства:

  • своевременность применения мер к должнику;
  • уважение его чести и достоинства;
  • неприкосновенность минимально необходимого имущества при проведении взыскания;
  • соразмерность применяемых мер объему требований.

Кто и как должен исполнять судебные решения

Решение суда, если оно не было оспорено должным образом и в установленные сроки, должно быть исполнено немедленно после его вступления в силу или же на тех условиях, что в нем указаны.

Причем сделать это должник должен добровольно. Но, нередки случаи, когда этого не происходит и взыскание производится уже принудительно.

Важно: единственным органом, который уполномочен на исполнение решений судов, согласно ст. 5 Закона , называется ФССП. От ее имени действуют судебные приставы-исполнители. Их требования, если они полностью отвечают закону, обязательны для исполнения любым лицом, которому были предъявлены. Отказ, уклонение или создание препятствий для выполнения требований повлекут для виновника, во-первых, применение специальных мер, а во-вторых – ответственность.

Деятельность ФССП полностью прозрачна. Любой гражданин или юрлицо вправе получить информацию из специального банка данных .

Данные открыты и могут быть получены как в отношении себя, так и любого другого лица, физического или юридического.

В принудительном исполнении участвуют банки, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг. Но только как исполнители требований судебного пристава.

В соответствии с содержанием такого требования, они либо перечисляют со счета должника необходимую сумму взыскателю, либо исполняют требование об аресте такого счета.

Владелец счета о предстоящей операции при этом самим банком не уведомляется.

Значение документов в исполнительном производстве

В исполнительном производстве применяют две группы документов: те, что предъявляются судебным приставам взыскателями (исполнительные) и те, которые пристав направляет должнику (повестки и извещения).

Требования к их форме и содержанию исчерпывающе изложены в Федеральном законе 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Основанием для того, чтобы пристав начал производить определенные действия, служит исполнительный документ:

  • исполнительный лист суда;

  • судебный приказ;

  • нотариальное соглашение об алиментах;

  • удостоверение КТС;

  • акты ПФР и ФСС;
  • акты надзорных органов;
  • постановление другого пристава;
  • исполнительная надпись нотариуса и т.д.

Основная часть работы службы приставов связана все же с исполнением именно судебных решений и приказов. И далее мы рассмотрим именно этот аспект их деятельности.

Исполнительное производство – самостоятельная стадия судебной защиты

Исполнительный документ канцелярия суда выдает тому лицу, в пользу которого принято решение.

Для привлечения к его исполнению службы приставов, необходимо передать документ и заявление о возбуждении производства.

Только в этом случае ФССП начнет действовать. По собственной инициативе эта служба не работает.

Ниже приведен образец такого заявления. Ходатайствовать об аресте имущества не обязательно, это право, которым можно воспользоваться.

Важно: для ускорения получения полагающихся по исполнительному документу средств, желательно сообщить все имеющиеся сведения о должнике, его фактический адрес, место работы, наличие счетов в банках, недвижимости и т.д.

После получения заявления, в территориальном отделении ФССП в трехдневный срок возбуждают исполнительное производство или отказывают в этом.

Самые распространенные причины отказа:

  • отсутствие заявления;
  • неверно выбран территориальный отдел ФССП;
  • срок исполнения документа истек;
  • документ не отвечает необходимым требованиям;
  • ранее по этому документу исполнение было прекращено или окончено;
  • судебный акт еще не имеет законной силы.

Судебный пристав уполномочен производить свою работу только на строго определенной территории.

Поэтому, подавать заявление необходимо там, где проживает должник (в том числе, или другом населенном пункте) или находится юридический адрес юрлица.

Только в этом случае возможно взыскание. Если адрес изменился уже в ходе исполнения судебного решения, то производство может быть передано в другой отдел ФССП постановлением.

Срок выполнения всех требований суда для пристава-исполнителя равен двум месяцам.

В этот промежуток времени не включаются те периоды, когда должнику была предоставлена отсрочка или же исполнение было приостановлено судебным решением.

Затем придется продлить, прекратить, либо завершить производство. Последние два понятия существенно отличаются друг от друга.

Прекращение происходит в тех случаях, когда взыскание по каким-либо причинам невозможно. Например, умер взыскатель или должник.

Или должник по объективным не может совершить предписанные судом действия.

Мировое соглашение или отказ взыскателя от получения долга также станет причиной прекращения исполнительного производства.

Окончание же означает, что пристав свою работу по взысканию средств полностью выполнил.

Или же перенаправил требования в ликвидационную комиссию, арбитражному управляющему или иному лицу, занимающемуся или .

Еще одним поводом для окончания производства будет возврат исполнительного документа взыскателю.

Участники правоотношений, их права и обязанности

Главными участниками исполнительного производства являются, разумеется, его стороны.

Они называются взыскатель и, соответственно, должник. В этом качестве могут выступать не только граждане, но и организации и даже Российская Федерация или ее субъекты.

На каждой из сторон может быть сразу несколько участников. Права и обязанности у всех будут равными, и свои интересы они представляют самостоятельно.

Однако, помимо сторон в данном правоотношении участвуют еще и иные лица:

  • непосредственно исполняющие решение суда – приставы;
  • содействующие такому исполнению – понятые, переводчик, эксперт, хранитель имущества и т.д.

Права и обязанности всех участников аналогичны тем, которыми обладают стороны и другие участники судебного процесса.

В частности, стороны могут действовать через представителя, а также заявлять различные ходатайства. В том числе и об отводе других участников.

Меры понуждения должника исполнить судебное предписание, последние нововведения

Их перечень в Федеральном законе 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» достаточно обширен. Сотрудники ФССП вправе:

  • вызывать к себе стороны или их представителей;
  • получать объяснения, справки и другую информацию, персональные данные в том числе;
  • проверять финансовую документацию;
  • давать поручения гражданам и юрлицам по исполнению требований суда;
  • свободно входить в офисные и производственные помещения должника;
  • входить в жилое помещение без согласия должника, но с разрешения старшего пристава;
  • арестовывать, изымать и передавать на хранение имущество, деньги, ценные бумаги;
  • выполнять оценку имущества самостоятельно или с привлечением специалистов;
  • производить розыск самого должника или его имущества;
  • взыскивать полагающийся сбор.

Перечень полномочий достаточно стандартный и в неизменном виде пережил все изменения этого нормативного акта.

Однако, есть ряд мер, применение которых стало возможным совсем недавно. Они призваны сделать должников более ответственными и защитить права взыскателей.

К числу таких мер относятся:

  • Принудительная регистрация имущества должника, особенно недвижимого. Как известно, право собственности на такие вещи возникает только после госрегистрации. Однако никой ответственности за уклонение от нее не предусмотрено. Поэтому можно скрывать от взыскателя часть имущества, что нарушает его права.

Важно: подать документы на регистрацию пристав может только по решению суда.

  • Временные ограничения на выезд из страны. Даже при наличии небольшой задолженности, но более 10 000 р., гражданин может оказаться невыездным. Сведения о должниках передаются в электронную базу Таможенной службы. И при проведении паспортной проверки выезд за пределы РФ окажется закрыт.
  • Временные ограничения на пользование специальным правом. Эта мера была введена в закон в декабре 2015 г. Под специальным правом понимается управление транспортными средствами. Иначе говоря, водительское удостоверение.
Похожие публикации