Административные штрафы за нарушения требований охраны труда. Суммы штрафов за нарушение трудовых прав работников Статья нарушения трудового законодательства год

3 октября 2016 г. вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда» . Документ подготовлен Минтрудом России в целях повышения защищенности работников от недобросовестных работодателей.

Необходимость принятия Федерального закона возникла в связи с задолженностью по заработной плате работникам.

Так, по данным Росстата, на 1 июня 2016 года суммарная задолженность по заработной плате составила 4004 млн руб.

Основная сумма задолженности по заработной плате сложилась из-за отсутствия у организаций собственных средств - 3809 млн руб. (98,5 % от общей суммы просроченной задолженности).

В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 38 % приходится на обрабатывающие производства, 22 % - на строительство, 20 % - на транспорт, 6 % - на добычу полезных ископаемых, 5% - на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки, 4 % - на научные исследования и разработки.

Объем просроченной задолженности по заработной плате на 1 июня 2016 г. составил 1 % месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности. По результатам проверок Роструда задолженность по заработной плате ежемесячно снижается.

Что изменится?

Федеральный закон № 272-ФЗ вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):

  • нарушения по невыплате заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику, выделяются в отдельный состав административных правонарушений;
  • увеличиваются размеры штрафов при повторных нарушениях.

Обратите внимание

Согласно действующей в настоящее время редакции КоАП РФ за нарушения по невыплате заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику, работодателя привлекают к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 5.27. В новой редакции за указанные нарушения работодателей будут привлекать на основании ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Таким образом, если в результате проверки будут выявлены, кроме нарушений в части задержки выплаты зарплаты, иные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, то на работодателя могут наложить несколько штрафов одновременно: как по ч. 1 ст. 5.27, так и по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, а также и по другим основаниям, указанным в других частях данной статьи.

Штрафы за невыплату зарплаты увеличены

В соответствии с ч. 1 ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. При этом ответственность наступает при задержке зарплаты как одному работнику, так и коллективу работников.

В новой редакции КоАП РФ (ч. 6 ст. 5.27) за нарушения трудового законодательства увеличен размер штрафов по сравнению с действующими ныне.

За повторное нарушение штрафы еще строже.

Информация об административной ответственности за несвоевременную выплату заработной платы в сводном виде представлена в таблице.

Размеры штрафов за несвоевременную выплату заработной платы

Наша справка

Дисквалификация - лишение физического лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Решение о дисквалификации должностных лиц принимает суд на основании материалов проверки контрольно-надзорного органа.

Как правило, за нарушения по невыплате зарплаты в настоящее время привлекают непосредственно работодателя (руководителя организации - генерального директора, директора, президента и т.п.). Поэтому при временном замещении руководителя привлекать будут лицо, на которое в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя возложено исполнение обязанностей на время его отсутствия.

Кроме того, привлечь к ответственности за задержку зарплаты можно и главного бухгалтера в случае наличия его непосредственной вины, например, за несвоевременное начисление зарплаты, невыплату отпускных.

А вот кадровых работников за невыплату зарплаты контрольно-надзорные органы, как правило, не привлекают. Но у руководителя есть право привлечь по результатам проверки кадрового работника к дисциплинарной ответственности, если будет установлена его вина.

Штрафы за указанные нарушения должны быть перечислены должностным лицом на счет контрольно-надзорного органа в срок, указанный в постановлении о штрафе, в противном случае средства удерживаются из заработной платы привлеченных должностных лиц службой судебных приставов.

Обратите внимание

Работодатель не вправе удерживать из заработной платы работников штрафы надзорных органов.

Принятие решения контрольно-надзорным органом о наложении штрафов на должностных лиц не запрещает наложить штраф одновременно и на работодателя - юридическое лицо (ИП). В этом случае оплата штрафа производится за счет средств юридического лица (ИП) также в добровольном порядке либо в порядке исполнительного производства.

Денежная компенсация работникам за невыплату зарплаты увеличена

Федеральный закон № 272-ФЗ содержит также поправки в Трудовой кодекс РФ и Гражданско-процессуальный кодекс РФ, направленные на предупреждение несвоевременной выплаты заработной платы.

Статья 236 ТК РФ в новой редакции предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов, размер которых увеличен (внесенные дополнения выделены подчеркиванием).

Таким образом, ответственность работодателя повышена вдвое: с 1/300 до 1/150; кроме того, изменена базовая точки отсчета: вместо ставки рефинансирования установлена ключевая ставка.

Наша справка

Ставка рефинансирования - это выраженный в годовом отношении процентный показатель, характеризующий платность предоставленных Центробанком кредитных ресурсов (рефинансирования).

Ключевая ставка - это ставка процента по предоставлению и изъятию Центробанком ликвидности на аукционной основе сроком до семи дней.

С учетом новой нормы работодателям необходимо внести соответствующие изменения в коллективные договоры, локальные нормативные акты и ознакомить с ними работников в установленном законодательством порядке.

В трудовые договоры изменения вносятся только в том случае, если обязанность работодателя по выплате компенсации согласно ст. 236 ТК РФ была включена в трудовой договор в числе одного из его условий.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Эти нормы, содержащиеся в действующей редакции ст. 236 ТК РФ, остаются в том же виде и в новой редакции данной статьи.

Административная, уголовная и материальная ответственность за несвоевременную выплату заработной платы

Меры административной, уголовной и материальной ответственности за несвоевременную выплату заработной платы работникам действующим законодательством также предусмотрены.

Государственные инспекции труда проводят проверки соблюдения работодателями законодательства об оплате труда, по итогам которых виновные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа. При невыплате заработной платы свыше трех месяцев материалы проверок направляются в следственные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Помимо административной ответственности, за невыплату заработной платы из корыстной или иной личной заинтересованности предусмотрена уголовная ответственность, в том числе лишение свободы на срок от одного года до трех лет (ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ).

С целью повышения эффективности проводимых мероприятий усилено взаимодействие с территориальными правоохранительными и налоговыми органами и отделениями внебюджетных фондов, а также активизирована деятельность межведомственных региональных комиссий по вопросам погашения задолженности по заработной плате.

Отметим, что если работодатель предъявляет в ходе проверки доказательства отсутствия непосредственно его вины (например, отсутствие финансирования вышестоящей организацией, к которой работодатель неоднократно обращался), то контрольно-надзорный орган извещает вышестоящую организацию о результатах проверки и о принятии соответствующих мер по ликвидации задолженности по зарплате.

Зарплату за отработанный месяц с 3 октября нужно выплачивать не позднее 15 числа месяца, следующего за отработанным.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца (часть шестая ст. 136 ТК РФ). Иные сроки выплаты заработной платы могут быть установлены для отдельных категорий работников федеральным законом (часть седьмая ст. 136 ТК).

Таким образом, Трудовой кодекс в действующей редакции устанавливает требование о максимальном промежутке между выплатами заработной платы, не регламентируя при этом конкретных сроков ее выплаты. При этом трудовым законодательном не ограничена возможность выплачивать всем работникам заработную плату чаще чем один раз в полмесяца.

В новой редакции статьи 136 ТК РФ (часть шестая) уточнен срок установления работодателем выплаты заработной платы (конкретная дата выплаты заработной платы): не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. То есть дата выплаты заработной платы, которая устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, не может быть установлена позднее 15 дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Следовательно, самая поздняя дата выплаты заработной платы - это 15 число месяца, следующего за месяцем, за который начисляется зарплата.

В этой связи работодатели имеют право уточнить конкретные сроки выплаты заработной платы в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре, при необходимости - в иных локальных нормативных актах (например, в Положении об оплате труда) в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. С учетом того, что условия оплаты труда являются обязательным условием трудового договора, полагаем, что при необходимости изменения сроков нужно будет внести соответствующие изменения в трудовые договоры путем заключения дополнительных соглашений к ним в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, до 3 октября этого года.

Конкретные сроки выплаты заработной платы в трудовом договоре с 3 октября можно не указывать

В соответствии с частью шестой ст. 136 ТК РФ в действующей редакции необходимо указывать конкретные сроки выплаты заработной платы, в том числе заработной платы за первую половину месяца (конкретные числа месяца), и в правилах внутреннего трудового распорядка, и коллективном договоре, и трудовом договоре.

В новой редакции ст. 136 ТК РФ предлагается указывать данные сроки в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре или трудовом договоре. То есть если конкретные сроки выплаты заработной платы указаны в правилах внутреннего трудового распорядка или коллективном договоре, в трудовом договоре их можно не указывать.

Эта поправка была внесена для упрощения оформления трудовых отношений, поскольку в соответствии с частью третьей ст. 68 ТК РФ работодатель при приеме на работу (до подписания трудового договора) обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Также в указанных документах необходимо закрепить право на получение заработной платы не реже двух раз в месяц с учетом отработанного времени для вновь принятых работников.

Важно!

Напомним, что в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре и трудовом договоре необходимо указывать конкретные даты выплаты заработной платы, например: «Заработная плата выплачивается работникам 3 числа за вторую половину месяца, следующего за отработанным, и 18 числа - за первую половину текущего месяца».

Внеплановых проверок работодателей станет больше

Расширены полномочия органов государственной инспекции труда в части проведения внеплановых проверок работодателей.

Так, дополнен абзац четвертый части седьмой ст. 360 ТК РФ (выделено подчеркиванием):

Внеплановая выездная проверка по указанным основаниям может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Кстати

По данным Роструда, за январь-май 2016 г. общее количество проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения, составило 33,6 тыс., из них 14,5 тыс. нарушений связано с оплатой труда.

По результатам проведенных проверок, просроченная задолженность по заработной плате выплачена более чем 322 тыс. работникам, в общей сумме около 8,4 млрд руб.

Срок исковой давности по обращениям о невыплатах в суд увеличен до года

Статья 392 ТК РФ дополнена частью второй (выделена подчеркиванием).

В прежней редакции указанный срок составлял три месяца.

Таким образом, срок исковой давности, который, по общему правилу, остается, как и прежде, трехмесячным, для исков о невыплатах увеличивается до одного года.

Иски по трудовым спорам можно подавать в суды по месту жительства

Статьей 29 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, вступающей в силу 3 октября 2016 г., предусмотрено право подачи иска по трудовым спорам по месту жительства работника (часть девятая).

Резюме научного редактора журнала «Кадровые решения» И.В. Журавлевой

Мы детально проанализировали текст Федерального закона № 272-ФЗ и увидели в нем следующее

По редакции статьи 136 ТК РФ:

  • «Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца» - эта норма осталась прежней.
  • Больше не остается сомнений в том, что расплывчатые указания о выплате зарплаты («с… по…», «не ранее…», «не позднее…») недопустимы. «Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором …» - эта норма усовершенствована: в нее введен союз «или», который исключил разночтения и четко показал, что работодатель вправе выбрать любой из перечисленных в ней документов.
  • «Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается… не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена» - установлен максимальный срок для расчетов с работниками за отработанный период, то есть недопустимо выплатить зарплату за отработанный месяц позднее 15-го числа месяца, следующего за отработанным.

Новая редакция ст. 236 ТК РФ:

  • повышает ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы, изменен вид ставки Центрального Банка, вдвое увеличен размер денежной компенсации за каждый день задержки;
  • уточняет, что при частичной выплате причитающихся работнику сумм работодатель несет ответственность за невыплаченные суммы.

Статья 392 ТК РФ дополнена частью второй, которая установила наиболее продолжительный исковой срок для исков по невыплате зарплаты.

В статью 29 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации внесены изменения в части предоставления права работникам обращаться в суд по месту жительства работника.

Т.В. Маленко,
зам. директора Департамента оплаты труда, правовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

НОВЫЕ ШТРАФЫ ЗА ТРУДОВЫЕ НАРУШЕНИЯ

С 2015 г. штрафы за некоторые трудовые нарушения стали больше <1>.
До этого за любые нарушения трудового законодательства и законодательства об охране труда трудинспекция могла оштрафовать:
- организацию - на 30 000 - 50 000 руб. <2>;
- ее руководителя (предпринимателя) - на 1000 - 5000 руб. За повторное аналогичное правонарушение суд мог дисквалифицировать руководителя на срок от 1 года до 3 лет <3>.
Если допущенное работодателем (организацией или предпринимателем) нарушение создавало угрозу жизни и здоровью работников, то по решению суда было возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток <2>.
Теперь КоАП делит все трудовые нарушения на две группы, внутри которых особо выделены отдельные нарушения <1>. Также существенно повышены размеры штрафов за невыполнение в срок предписания трудинспектора. Раньше они были меньше <4>:
- для организации - 10 000 - 20 000 руб.;
- для ее руководителя - 1000 - 2000 руб. или дисквалификация;
- для предпринимателя - 1000 - 2000 руб.

Предупреждаем руководителя
Санкции за трудовые нарушения стали намного строже, и налагаются они за нарушение в отношении каждого работника.

Мы собрали все изменения в таблицу.

Правонарушение <*>
Санкции
Для организации Для предпринимателя Для руководителя организации
Первичное нарушение Повторное аналогичное нарушение <**>
Первичное нарушение Повторное аналогичное нарушение Первичное нарушение Повторное аналогичное нарушение
Нарушение трудового законодательства
Уклонение от оформления трудового договора <5>
Штраф от 50 000 до 100 000 руб. Штраф от 100 000 до 200 000 руб. Штраф от 5000 до 10 000 руб. Штраф от 30 000 до 40 000 руб. Штраф от 10 000 до 20 000 руб. Дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
Ненадлежащее оформление трудового договора <5>

Заключение вместо трудового гражданско-правового договора <5>

Фактическое допущение к работе неуполномоченным лицом, если не будет заключен трудовой договор с лицом, фактически допущенным к работе <6>
- Штраф от 10 000 до 20 000 руб. Дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
Неуполномоченное лицо, допустившее к работе, может быть оштрафовано на сумму от 3000 до 5000 руб., а за повторное нарушение - на сумму 5000 руб. <6>.
Кстати, с неуполномоченного лица работодатель может взыскать сумму, выплаченную за выполненную работу человеку, допущенному к работе, в пределах его среднего месячного заработка <7>

Остальные нарушения трудового законодательства <8>
(или) предупреждение;
(или) штраф от 30 000 до 50 000 руб. Штраф от 50 000 до 70 000 руб. (или) предупреждение;
(или) штраф от 1000 до 5000 руб. Штраф от 10 000 до 20 000 руб. (или) предупреждение;
(или) штраф от 1000 до 5000 руб. (или) штраф от 10 000 до 20 000 руб.;
Нарушение законодательства об охране труда
Нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах <9>
(или) предупреждение;
(или) штраф от 60 000 до 80 000 руб. (или) штраф от 100 000 до 200 000 руб.;

(или) приостановление деятельности на срок до 90 суток (или) предупреждение;
(или) штраф от 5000 до 10 000 руб. (или) штраф от 30 000 до 40 000 руб.;
(или) дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
Непроведение оценки условий труда на рабочих местах <9> <*>

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке <10>:
- обучения и проверки знаний требований охраны труда;
- обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение работы) медицинских осмотров, обязательных медосмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний Штраф от 110 000 до 130 000 руб. Штраф от 15 000 до 25 000 руб. Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты <11>
Штраф от 130 000 до 150 000 руб. (или) штраф от 100 000 до 200 000 руб.;
(или) приостановление деятельности на срок до 90 суток Штраф от 20 000 до 30 000 руб. (или) штраф от 30 000 до 40 000 руб.;
(или) дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
Нарушение иных государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах <12>
(или) предупреждение;
(или) штраф от 50 000 до 80 000 руб. (или) предупреждение;
(или) штраф от 2000 до 5000 руб. (или) предупреждение;
(или) штраф от 2000 до 5000 руб.
Невыполнение предписания трудинспектора
Невыполнение в установленный срок предписания государственного инспектора труда <13>
Штраф от 100 000 до 200 000 руб.- Штраф от 30 000 до 50 000 руб.- (или) штраф от 30 000 до 50 000 руб.;
(или) дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет -
Ненадлежащее выполнение законного предписания государственного инспектора труда <13>

--------
<*> Протоколы при выявлении нарушений трудового законодательства и законодательства об охране труда, а также в случае невыполнения предписания составляют трудинспекторы <14>. Они же выносят предупреждения и налагают штрафы за эти нарушения <15>.
В случае совершения повторного аналогичного нарушения трудового законодательства и законодательства об охране труда, приостановления деятельности, дисквалификации руководителя, а также в случае, если по делу проводилось административное расследование, решение о привлечении к ответственности принимается судьей <16>.
<**> Аналогичное правонарушение - совершение такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда (например, первое нарушение - не произведен расчет при увольнении одного работника, а позднее - при увольнении другого работника) <17>.

Кроме того, с 2015 г. срок давности привлечения к административной ответственности за любые нарушения трудового законодательства составит 1 год <18>, а не 2 месяца, как прежде <19>.
В отношении каких нарушений будет применяться этот срок, нам рассказали в Роструде.

Из авторитетных источников
Шкловец Иван Иванович, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
«По правонарушениям, совершенным по ст. ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ после 1 января 2015 г., а также по длящимся правонарушениям, совершенным до этой даты, обнаруженным после 1 января 2015 г., срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год <18>».

У трудинспекторов появилась возможность при выявлении нарушения трудового законодательства принимать решение о проведении административного расследования <20>. Ранее проведение административного расследования при выявлении таких нарушений не проводилось <21>. Проведение расследования возможно, если необходимы экспертиза (назначается, если возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле <22>) или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат <20>. Расследование проводится по месту выявления правонарушения в течение 1 месяца с момента его выявления. Этот срок может быть продлен в исключительных случаях <23>. Тем самым удлиняются сроки для составления протокола об административном правонарушении, который составляется в этом случае по окончании расследования, а не после выявления нарушения <24>.

Как видим, приостановить деятельность теперь можно только за нарушение требований по охране труда. Но в остальном нарушения трудового законодательства могут очень дорого обойтись. Особенно с учетом того, что штраф может быть наложен за каждое выявленное при проверке нарушение <25>.
--------
<1> Статьи 5.27, 5.27.1 КоАП РФ; ч. 2 ст. 15 Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ.
<2> Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ (ред., действ. до 01.01.2015).
<3> Части 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ (ред., действ. до 01.01.2015).
<4> Часть 1 ст. 19.5 КоАП РФ (ред., действ. до 01.01.2015).
<5> Части 3, 5 ст. 5.27 КоАП РФ.
<6> Части 2, 5 ст. 5.27 КоАП РФ.
<7> Статьи 67.1, 241 ТК РФ.
<8> Части 1, 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
<9> Части 2, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
<10> Части 3, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
<11> Части 4, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
<12> Части 1, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
<13> Часть 23 ст. 19.5 КоАП РФ.
<14> Часть 1 ст. 23.12, ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
<15> Часть 1 ст. 23.12 КоАП РФ.
<16> Часть 1 ст. 3.11, ч. 1 ст. 3.12, ч. 1, 3 ст. 23.1, ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ.
<17> Пункт 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5.
<18> Часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
<19> Часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ (ред., действ. до 01.01.2015).
<20> Часть 1 ст. 28.7 КоАП РФ.

В 2015 г. вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства, в том числе и за нарушения требований охраны труда.

В новой статье 5.27.1 перечислены нарушения законодательства об охране труда, за которые трудовые инспекторы могут оштрафовать компанию (должностное лицо) или вынести предупреждение.

Среди наиболее важных изменений — диверсификация ответственности за нарушения требований охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения (теперь они варьируются от 60 000 до 200 000 руб.).

Извлечение из КоАП

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1- настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Законодатель отдельно выделил следующие нарушения требований охраны труда:

  • нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения: обязательных медицинских осмотров; обязательных психиатрических освидетельствований;
  • нарушение обучения и проверки знаний работника требований охраны труда;
  • необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты.

Значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица — до 200 тыс. руб.

В таблице представлены виды нарушения требований охраны труда, размеры штрафов, указаны нормативные акты, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Штрафы за нарушение нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Вид нарушения

Размер штрафа, руб.

Наименование основных законодательных актов за невыполнение которых накладывается штраф

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016);

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (в ред. от 07.09.2015)

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения:

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

обязательных медицинских осмотров

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (в ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. от 05.12.2014)

обязательных психиатрических освидетельствований

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (в ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (в ред. от 25.03.2013)

обучения и проверки знаний работника требований охраны труда

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

ст. 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в ред. от 12.01.2015);

Типовые нормы выдачи СИЗ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Все законодательство регулирующее вопросы охраны труда

Перечисленные нарушения совершены лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение

От 30 000 до 40 000

От 100 000 до 200 000

Все вышеуказанное

Практика работы Государственной инспекции труда в Волгоградской области и судебная практика говорит о том, что ст. 5.27.1 КоАП работает в полной мере.

Также уже есть обширная практика по обжалованию решений инспекторов. Она, как правило, не в пользу предприятия — судьи встают на сторону Государственной инспекции труда и закона.

Судебная практика

В суде Приморского краевого суда была рассмотрена жалоба генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» на решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Жалоба оставлена без удовлетворения.

Суть дела. Постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП в отношении генерального директора ООО «Водоканал-Сервис».

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 28.05.2015 № 4-525-15-ППР/000062/12/2-02661 генеральный директор ООО «Водоканал-Сервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Решением судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015 по жалобе генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба — без удовлетворения.

В жалобе на судебное решение ООО «Водоканал-Сервис» просил отменить его и прекратить производство по делу.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора о законности судебного решения, судья пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу решений.

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В силу ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Как следует из материалов дела, 23.04.2015 прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Водоканал-Сервис», в ходе которой установлено, что работникам ООО «Водоканал-Сервис» определены вредные условия труда. При этом названные работники допущены к работе без прохождения периодических медицинских осмотров.

В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установив, что на предприятии допущено нарушение норм трудового законодательства, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, судья признал вывод государственного инспектора по труду о привлечении к ответственности директора общества обоснованным.

Событие административного правонарушения и вина генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:

    постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении;

    актом проверки исполнения требований трудового законодательства от 23.04.2015;

    приказом генерального директора от 03.09.2013 № 14-к о назначении на должность;

    свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения;

    должностной инструкцией генерального директора ООО «Водоканал-Сервис»;

    свидетельством о государственной регистрации юридического лица;

    трудовым договором от 03.05.2015 № 4, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

    дополнительным соглашением к указанному договору;

    приказом генерального директора от 30.03.2015 № 1 о приеме на работу по внешнему совместительству;

    трудовым договором по внешнему совместительству от 30.03.2015 № 1, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

    договором об оказании услуг по проведению периодического медицинского осмотра от 12.11.2014 № 115 и приложениями к нему;

    картами аттестации рабочего места по условиям труда;

    заключительным актом;

    списком работников организации.

Решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015

Вывод

Штрафы за нарушения требований охраны труда сейчас настолько большие, что работодателю выгоднее исполнять требования охраны труда чем не реагировать на них.

Практика работы государственной трудовой инспекции и судов показывает, что статья 5.27.1 КоАП РФ работает в полную силу.

В. А. Сенченко, руководитель Волгоградского центра охраны труда и экологии

03 октября 2016 года в РФ вступает в силу ряд изменений, касающихся ответственности работодателя за нарушения трудового законодательства РФ в части оплаты труда работникам. Кроме того, в связи с введением новых положений об ответственности работодателя, законодатель не забыл предоставить и определенные права работнику.

Об ужесточении административной ответственности работодателя

Согласно внесенным изменениям в Кодекс об административных правонарушениях, теперь за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, установлена административная ответственность (часть 6 статьи 5.27 КоАП РФ):

  • для должностных лиц - в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
  • для юридических лиц - в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

При этом, в случае, если работодатель вновь совершит подобное административное правонарушение (если ранее он был подвергнут административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния), то для него наступает следующая административная ответственность (часть 7 статьи 5.27 КоАП РФ):

  • для должностных лиц - в виде наложения административного штрафа в размере от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - в виде административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 рублей;
  • для юридических лиц - в виде административного штрафа в размере от 50 000 до 100 000 рублей.

Об уточнении порядка выплаты заработной платы

С 3 октября 2016 года незначительно изменяется и порядок выплаты заработной платы работникам. Как и прежде заработная плата должна выплачиваться работнику не реже чем каждые полмесяца, а конкретная дата выплаты должна устанавливаться правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором (статья 136 Трудового кодекса РФ). Однако теперь подобная дата должна быть установлена не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

О материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы

В связи с невыплатой (задержкой) заработной платы повышена и материальная ответственность работодателя. С 3 октября 2016 года в случае нарушения срока подобной невыплаты (задержки) работодатель будет обязан выплатить работнику их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ (ранее было предусмотрено не ниже 1/300) от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Об увеличении срока для обращения работника в суд в связи с нарушением права на своевременную оплату труда

В связи с невыплатой или неполной выплатой заработной платы и других выплат в установленный срок работник имеет право обратиться в суд в течение 1 года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (статья 392 Трудового кодекса РФ). Ранее подобный срок составлял всего лишь 3 месяца.

Кроме того, теперь иски о восстановлении трудовых прав работник может подавать не только по месту нахождения работодателя, но и по месту своего жительства (часть 6.3 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Новое основание для проведения органами Роструда внеплановой проверки

Также законодатель ввел дополнительное основание для проведения внеплановой проверки работодателя органами Роструда, а именно: в случае обращения и заявления граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (часть 7 статьи 360 Трудового кодекса РФ).

По общему правилу (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспекторы могут наложить штраф на:

  • фирму – на сумму от 30 000 до 50 000 рублей;
  • должностных лиц фирмы или предпринимателя – на сумму от 1000 до 5000 рублей.

Вместо штрафа может быть применено наказание в виде предупреждения.

Нарушения в сфере трудовых отношений

Если нарушение допущено лицом, которое раньше уже было привлечено к ответственности
за такое же нарушение, наказание будет строже (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • на фирму – от 50 000 до 70 000 рублей;
  • на предпринимателя – от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на должностных лиц фирмы – от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок
    от одного года до трех лет.

Если нарушение законодательства заключается в том, что не уполномоченное на то лицо фактически допустило работника к работе в случае, если работодатель не заключает с таким работником трудовой договор, штраф составит (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • для граждан – от 3000 до 5000 рублей.

За уклонение от оформления, ненадлежащее оформление трудового договора может быть наложен штраф (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • на фирму – от 50 000 до 100 000 рублей;
  • на должностных лиц фирмы – от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на предпринимателя – от 5000 до 10 000 рублей.

Такая же ответственность грозит при заключении гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения.

Если нарушитель уже привлекался к ответственности по части 3 или 4 статьи 5.27 Кодекса
об административных правонарушениях, ему грозит более суровое наказание (ч. 5 ст. 5.27
КоАП РФ):

  • для фирм – штраф от 100 000 до 200 000 рублей;
  • для предпринимателей – штраф от 30 000 до 40 000 рублей;
  • для должностных лиц фирмы – дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
  • для граждан – штраф в размере 5000 рублей.

Невыплата зарплаты

За невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, либо за установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, штраф составит
(ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, норма введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ и действует с 3 октября 2016 г.):

  • для фирм – от 30 000 до 50 000 рублей;
  • для должностных лиц фирмы – от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для предпринимателей – от 1000 до 5000 рублей.

За повторное аналогичное нарушение штраф будет значительно больше:

  • для фирм – от 50 000 до 100 000 рублей;
  • для должностных лиц фирмы – от 20 000 до 30 000 рублей (или дисквалификация на срок от одного года до трех лет);
  • для предпринимателей – от 10 000 до 30 000 рублей.

Нарушение требований охраны труда

За нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся
в федеральных законах и других федеральных нормативных правовых актах, ответственность
по общему правилу заключается (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • для фирм – в штрафе от 50 000 до 80 000 рублей;
  • для предпринимателей – в штрафе от 2000 до 5000 рублей;
  • для должностных лиц фирмы – в штрафе от 2000 до 5000 рублей.

Если нарушение заключается в несоблюдении порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведении, то наказание будет строже
(ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • для фирм – штраф от 60 000 до 80 000 рублей;
  • для предпринимателей и должностных лиц фирмы – штраф от 5000 до 10 000 рублей.

Еще одно нарушение, за которое наказание предусмотрено статьей 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях, – это допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также без обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний. Нарушителю за это грозит:

  • фирме – штраф от 110 000 до 130 000 рублей;
  • предпринимателю и должностным лицам фирмы – штраф от 15 000 до 25 000 рублей.

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты тоже наказывается штрафом (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • для фирм – от 130 000 до 150 000 рублей;
  • для предпринимателей и должностных лиц фирмы – от 20 000 до 30 000 рублей.

Для злостных нарушителей требований охраны труда предусмотрены еще более суровые санкции (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Если нарушение совершено лицом, ранее привлеченным к ответственности за аналогичное деяние, то ему грозит:

  • фирме – штраф от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • предпринимателю – штраф от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • должностным лицам фирмы – штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Неисполнение предписаний и требований инспектора

Фирме грозит штраф не только за нарушения трудового законодательства.

Так, если предписание инспекции не исполнено в срок, должностное лицо оштрафуют на сумму от 1000 до 2000 рублей или дисквалифицируют на срок до трех лет, а фирму оштрафуют на сумму от 10 000 до 20 000 рублей (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Оштрафуют фирму и в том случае, если она не представит документы, которые требует инспектор. Сумма штрафа – от 3000 до 5000 рублей. На главного бухгалтера за это нарушение могут наложить штраф на сумму от 300 до 500 рублей. Это установлено статьей 19.7 КоАП РФ.

Обратите внимание

Инспектор не вправе назначить штраф, если со дня нарушения прошло более двух месяцев, кроме случаев нарушения правил привлечения к трудовой деятельности иностранцев и лиц без гражданства. В этом случае срок привлечения к ответственности составляет один год
(ст. 4.5 КоАП РФ).

Малозначительное нарушение

Если инспектор обнаружил не больше двух-трех нарушений, и они не повлекли за собой жалоб работников, удержаний из зарплаты, недоплат, нарушений норм рабочего времени и т. п.,
то штрафа можно избежать.

Закон предоставляет инспекторам право освобождать виновных от ответственности по причине малозначительности нарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).


ПРИМЕР

В ходе проверки инспектор обнаружил, что у фирмы нет Положения о персональных данных работников, в трудовых договорах не перечислены права и обязанности сторон,
а должностные инструкции отсутствуют.

Инспектор вынес предписание устранить нарушения в двухнедельный срок. Протокол
по малозначительности не составлялся.

Смягчающие обстоятельства

Инспекторы могут снизить штраф, если вы обратите их внимание на смягчающие обстоятельства.

Их перечень дан в статье 4.2 КоАП РФ. К смягчающим обстоятельствам закон относит то,
что нарушитель:

  • раскаялся;
  • добровольно прекратил противоправное действие;
  • оказал содействие в установлении обстоятельств по делу об административном правонарушении;
  • добровольно исполнил до вынесения постановления предписание об устранении нарушения;
  • добровольно сообщил о совершенном правонарушении;
  • предотвратил вредные последствия нарушения, добровольно возместил причиненный ущерб или устранил причиненный вред;
  • совершил нарушение в состоянии сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • несовершеннолетний или беременная женщина, а также женщина, имеющая малолетнего ребенка (до 14 лет).

Суд может признать смягчающими и другие обстоятельства, например преклонный возраст нарушителя или то, что он совершил нарушение впервые.

Уголовная ответственность

Уголовный кодекс предусматривает ответственность руководителя фирмы за невыплату заработной платы более двух месяцев (ст. 145.1 УК РФ). Кроме этого, к ответственности могут привлечь лиц, которые необоснованно отказали в приеме на работу или необоснованно уволили беременную женщину или женщину, имеющую детей до трех лет (ст. 145 УК РФ).

Обратите внимание

Результаты проверки не являются основанием для возбуждения уголовного дела. В статье 20 Уголовно-процессуального кодекса сказано, что прокурор или следователь (дознаватель) могут возбудить уголовное дело по упомянутым в ней статьям УК РФ только при наличии заявления потерпевшего (например, ст. 145 УК РФ).

Как избежать уголовной ответственности

Проверки Роструда в большинстве случаев инициируются обращениями граждан. Вот главные вопросы, которые становятся предметом проверки:

  • невыплата заработной платы в полном размере и в установленные сроки;
  • нарушения при сокращении численности или штата работников, связанные с ликвидацией организации;
  • неоформление трудовых договоров в письменной форме;
  • включение в трудовые договоры условий, ограничивающих права и гарантии, установленные трудовым законодательством;
  • невыплата всех сумм, причитающихся работнику при увольнении, в день увольнения;
  • одностороннее изменение условий трудового договора;
  • сокрытие несчастных случаев на производстве и невыплаты компенсаций вреда, причиненного здоровью пострадавших.
Похожие публикации