Курсовая работа предпринимательские отношения в предмете гражданского права. Предпринимательское право как отрасль российского права, соотношение с другими отраслями права

Если хотите работать на себя, ваш путь лежит в сообщество бизнесменов. Знакомство с предпринимательским правом в РФ - первый шаг в верном направлении. В российской действительности предпринимательство - это новое понятие. Поэтому предпринимательское право постоянно развивается и совершенствуется. Знакомство с ним должно помочь новичкам сделать первые шаги в бизнесе без лишних проблем.

Предмет предпринимательского права

Чтобы понять, в чём состоит предмет предпринимательского права, стоит разобраться, какую отрасль деятельности общества это право регулирует. Что же представляет собой предпринимательство? Не вдаваясь в тонкости юриспруденции, приведём чёткое и понятное определение предпринимательской деятельности.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке.

Гражданский Кодекс РФ ч.3 п.1

Предпринимательство - деятельность, направленная не только на извлечение прибыли, но и на удовлетворение потребностей клиентов

В современном российском обществе предпринимательство занимает всё более важное место в структуре национальной экономики. Возрастает и роль юридических норм для правового регулирования такой деятельности. Очевидно, что к предмету предпринимательского права должны, во-первых, относиться юридические нормы, которые регулируют сам процесс предпринимательства, порядок деловых взаимоотношений между бизнесменами (например, договорные отношения). Этими нормами упорядочиваются именно коммерческие отношения контрагентов между собой и отношения предпринимателей с покупателями, клиентами.

Во-вторых, к предмету предпринимательского права причисляют и нормативы, регулирующие некоммерческие отношения в сфере предпринимательства, прежде всего, отношения бизнесмена с государством. Они неизбежно возникают с первых шагов деятельности предпринимателя, который обязан начать деятельность выполнения обязанности по государственной регистрации. А дальше, уже в процессе своей работы, бизнесмен встречается и с другими нормативами некоммерческих отношений, такими как государственное регулирование ценовой политики, установленные правительством требования к качеству товаров и услуг, это может быть (в зависимости от вида деятельности предпринимателя) лицензирование. Крайне важно для начинающих бизнесменов существование государственных мер, которые ограничивают монополистическую деятельность.

Решение стать предпринимателем следует принимать только после обдумывания всех последствий этого шага и консультаций с опытными бизнесменами

Видео: предмет предпринимательского права

Принципы и функции предпринимательского права

Для того чтобы понять особенности предпринимательского права, нужно определить принципы этой отрасли и выполняемые ей функции. Понятно, что принципы отрасли призваны выделить содержание и основные направления её правового регулирования. Главные же тезисы предпринимательского права базируются на реальных условиях функционирования бизнеса в мировой экономике в целом и нашей стране в особенности.

Критерии построения предпринимательских отношений основываются именно на принципах предпринимательского права. Их можно разделить на три уровня:

  1. Общеправовые - на них опираются абсолютно все отрасли российского права. Примеры таких принципов: равенство перед законодательством, неизбежность наказания за неправомерное действие. Источником принципов нужно считать прежде всего Конституцию РФ.
  2. Межотраслевые - относящиеся к нескольким правовым сферам. Здесь можно отметить межотраслевое единство принципов с гражданским и административным правом.
  3. Отраслевые - в качестве принципов отраслевого уровня можно выделить те из них, которые непосредственно связаны с деятельностью предпринимателей: с отношениями собственности, договорными отношениями и т. п.
  • законности;
  • свободы предпринимательской деятельности (ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ);
  • признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
  • единого экономического пространства (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  • поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 1 ст. 8, ст. 34 Конституции РФ);
  • баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом;
  • свободы договора.

Основные функции предпринимательского права, отражающие главные направления правового регулирования деятельности бизнесменов:

  • Регулятивная - существует для правового регулирования непосредственно предпринимательской деятельности.
  • Охранительная - нужна для государственной охраны предпринимательства (например, это определение границ государственного регулирования в сфере предпринимательства).

Некоторые правоведы различают функции предпринимательского права, исходя из хозяйственной деятельности предпринимателя:

  • Ресурсная - соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое.
  • Организационная - использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода.
  • Творческая - применение новаторства в деятельности.

Многообразие функций предпринимательского права вытекает из широкого спектра деятельности российских бизнесменов

Объекты предпринимательского права

Предпринимательство направлено на реализацию материальных благ с целью получения прибыли. Исходя из этого, выделим объекты предпринимательского права.

Во-первых, это материальные блага, создаваемые бизнесменами в процессе своей деятельности, во-вторых, это сам процесс создания материальных благ. Им может быть производство материальных ценностей, проведение работ, оказание разнообразных услуг (финансовых, образовательных, страховых, лечебных и т. д.).

Правоотношения предпринимательского права могут быть вещными, неимущественными, обязательными. Примером вещных правоотношений можно считать торговлю, в процессе которой вещь передаётся за вознаграждение от одного субъекта к другому. Образец неимущественных отношений - это создание и реализация продуктов интеллектуального труда. Такие продукты составляют интеллектуальную собственность. Этот вид собственности, так же как и право собственности на материальные объекты, охраняется российским законом (статья 1225 Гражданского Кодекса РФ).

В современной мировой экономике, получившей уже название «экономика знаний», значение и разнообразие видов интеллектуальной собственности постоянно возрастает. К ней давно уже относят не только научные и литературные произведения, но и компьютерные продукты, базы данных, секреты производства (ноу-хау), фирменные знаки и многое другое.

Предпринимательская деятельность в сфере создания и реализации интеллектуальной собственности является наиболее динамично развивающимся бизнесом. Вступление России в экономику знаний, начавшееся в развитых странах ещё в конце ХХ века, привело к бурной активизации создания и распространения интеллектуальной собственности в российском секторе интернета. В этой сфере сформировалось понятие «инфобизнес», для которого на практике складываются специфические условия деятельности. Они неизбежно будут оказывать влияние на направления развития предпринимательского права.

Правовая защита интеллектуальной собственности - одна из острейших проблем российского бизнеса

Соотношение предпринимательского права с другими отраслями права

Многие исследователи склоняются к тому, что предпринимательское право представляет собой комплексную правовую подотрасль, и такая позиция вполне обоснованна. В процессе своего возникновения в пореформенный период и дальнейшего развития российское предпринимательское право основывается на нормах ряда правовых отраслей.

Базой для возникновения и дальнейшего развития предпринимательского права, безусловно, можно считать гражданское законодательство, которое за неполные 30 лет также претерпело колоссальные изменения, вызванные вхождением России в структуру рыночной экономики. Именно этот процесс развития гражданского права привёл к возникновению базисных правовых норм, которое прямо или косвенно регулирует отношения, возникающие в рамках занятия бизнесом.

Тесно вплетёнными в предпринимательское право можно считать и положения административного права. Ведь его существенная часть относится к отношениям в сфере управления. А они, в свою очередь, относятся к предпринимательской деятельности на любом её этапе начиная с государственной регистрации субъектов предпринимательства, получения ими в необходимых случаях лицензий или патентов. Предпринимательское право однозначно не может существовать без норм финансового права (налогообложение - неотъемлемая часть бизнеса).

Косвенное, но довольно тесное отношение, предпринимательское право имеет и с нормами отраслей права, устанавливающими ответственность (уголовную или административную) для учредителей или должностных лиц субъектов предпринимательства за неправомерные действия.

Предпринимательское право во многом базируется на гражданском законодательстве РФ

Актуальные проблемы предпринимательства

Проблемы современного предпринимательского права в России можно разделить на два направления.

Первая часть проблем предпринимательского права вызвана тем, что в России рыночные отношения существует сравнительно недавно, формируясь после десятилетий запрета предпринимательства и частной собственности в советской плановой экономике. Поэтому и формирование предпринимательского права происходит постепенно и недостаточно систематизировано.

Предпринимательское право и предпринимательское законодательство не следует считать тождественными понятиями.

Различие между понятиями предпринимательское право и предпринимательское законодательство

Обычно в экономически развитых странах существуют базовые правовые акты, в которых сведены юридические нормативы предпринимательской деятельности, такие, например, как торговый кодекс в Германии. В России тоже назрела задача формирования торгового или предпринимательского кодекса, который позволил бы выделить предпринимательское право в полноценную, систематизированную правовую отрасль, содержащую правовые предписания комплексного характера. Но пока этого не происходит.

Мы наблюдаем процесс системной кодификации отдельных ветвей предпринимательского права, таких как законодательство о банкротстве или законодательство о саморегулируемых организациях. Все ещё можно считать недостаточно прописанным в предпринимательском праве аспекты взаимодействия предпринимателя и государства, в частности, границ допустимости вмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Исходя из этих проблем можно сделать вывод об актуальности формирования именно предпринимательского законодательства для адекватного отражения норм предпринимательского права.

Вторая группа проблем основывается на специфике стремительного вхождения России в экономику знаний, пришедшей в мировой экономике на смену индустриальной экономике. Важно отметить, что сформировавшаяся во второй половине XX - начале XXI вв. экономика знаний, которая производит и распространяет знания во всевозрастающих масштабах, оказывает активное влияние на развитие предпринимательства во всех странах, в том числе и в России. Всё большую значимость на фоне снижения роли вещных форм собственности приобретает интеллектуальная собственность. Поэтому перед российской правовой системой сегодня стоит задача создать адекватные механизмы для отражения и регулирования сущности современной экономики, формирующейся на базе знаний.

Следует отметить, что в России предпринимательство развивается медленно и неактивно.

Только около 2% граждан в России хотят заниматься бизнесом. Для сравнения: в Европе - 25%, а в США доходит до 70%. Россияне реже становятся предпринимателями, чем жители других стран Европы. Причём, если в большинстве стран мира уровень предпринимательской активности скачет вверх-вниз, то в России он топчется на одном месте.

Дарьин Алексей

http://darin-show.ru/predprinimatelstvo

Видео: пример первых шагов простого российского предпринимателя

Предпринимательское право и его особенности

Рассмотрение характеристик предпринимательского права позволяет сделать ряд выводов:

  • предпринимательское право является комплексной правовой отраслью, базирующейся на нормах различных отраслей права;
  • нормы предпринимательского права важны для огромного количества граждан России - как тех, кто занят бизнесом, так и для наёмных работников, занятых в частных фирмах;
  • в предпринимательском праве сочетаются средства регулирования частноправовых и публично-правовых правоотношений;
  • предпринимательское право РФ находится на стадии постоянного развития и имеет ряд важных проблем, решение которых могло бы способствовать развитию российского бизнеса, в том числе и притоку активных граждан в малый бизнес.

Предприниматель является катализатором перемен. Он никогда не живёт прошлым, лишь иногда - настоящим и практически всегда - будущим.

Майкл Э. Гербер

Предпринимательское право в России - это новый правовой раздел, развитие которого сопровождает вхождение страны в мировую рыночную экономику. Имеются актуальные проблемы развития этой отрасли права, существование которых является фактором, тормозящим расширение российского бизнеса. В условия низкой предпринимательской активности в стране советуем сделать выбор и начать работать на себя, пока уровень конкуренции не очень большой. А также желаем успешно повысить качество своей жизни, включившись в сообщество предпринимателей.

С развитием рыночных отношений в Республике Казахстан стала достаточно быстро нарабатываться и законодательная база, обеспечивающая эти процессы.

На переходном этапе развития законодательство быстро, а порой резко изменяется и в целом характеризуется нестабильностью.

Это объясняется несколькими как объективными, так и субъективными факторами. Во-первых, не всегда нормативно-правовые акты готовятся, проектируются на должном уровне, специалистами нужной квалификации, во-вторых, и это особенно важно, зачастую нормативные акты принимаются прежде самого развития тех или иных регулируемых ими экономических отношений, как бы забегая вперед, предопределяя развитие отношений. Есть и другие причины, как-то: информационные, технические, ведомственные...

Проблема профессионализма разработки и принятия нормативных актов в Казахстане, как и в некоторых других государствах СНГ, конечно, существенно сказывается на качестве нормативно-правовых актов, регулирующих экономические отношения. Одним из ракурсов этой проблемы является проведение правовой экспертизы не всегда на должном уровне, не всегда оправданное привлечение иностранных специалистов к разработке важнейших законодательных актов. Но эту проблему можно поднимать, пытаться ее устранить, такого рода аспекты относятся к числу субъективных и устранимых факторов.

Вторая выше названная проблема относится к разряду объективных причин. Поскольку идет активное формирование экономических отношений, государство имеет возможность, а порой и вынуждено направлять их развитие путем принятия нормативных актов. Например, развитие рынка ценных бумаг, рынка недвижимого имущества, создание различных организационно-правовых форм частных юридических лиц стало возможным только после соответствующего правового обеспечения этих экономических явлений. В частности, такая возможность появилась после принятия в начале проведения экономических реформ (1990-1991 год) Законов «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в КазССР», «О собственности», «О ценных бумагах и фондовой бирже», «О хозяйственных товариществах и акционерных обществах» и других нормативных актов.

Поскольку принятие нормативных актов в новых экономических условиях предопределяет развитие этих отношений, неизбежно в дальнейшем выявление недостатков правового обеспечения, которые необходимо устранять путем внесения изменений и дополнений. Этим объясняется принятие нескольких последовательно заменяющих друг друга нормативных актов по основным направлениям правового регулирования экономических отношений в современных условиях развития Казахстана.

Развитие рыночных отношений, а значит и рыночного законодательства, с неизбежностью повлекло новую волну дискуссий по вопросу о соотношении гражданского и хозяйственного, коммерческого, предпринимательского законодательства и как следствие – права. Данный вопрос активно обсуждался видными учеными в 60-70 годах. Но обоснование существования хозяйственного права, необходимости кодификации хозяйственного законодательства проводилось в то время с использованием совершенно иных критериев.

Для стран с нашей системой законодательства этот вопрос сегодня важен не только с теоретической, но и практической стороны. При этом затрагиваются такие важные моменты как:

Необходимость и возможность кодификации предпринимательского (хозяйственного) законодательства,

Необходимость принятия нормативно-правовых актов комплексного характера,

Обеспечение соответствующих механизмов действия тех или иных норм...

Вопросы необходимости преподавания и самой методики преподавания предпринимательского (или хозяйственного, или коммерческого законодательства) и так далее.

Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению некоторых проблемных вопросов этой дискуссии необходимо сразу оговориться, что законодательство как форма существования права не может иметь отраслевой принадлежности, в отличие от норм, составляющих содержание законодательства, которые имеют достаточно строгую отраслевую привязку в зависимости от того, какие отношения эти нормы регулируют.

Законодательство содержит нормы, регулирующие разные отношения, складывающиеся в сфере экономики. Говоря о месте норм, регулирующих хозяйственные, предпринимательские отношения в системе отраслей права, необходимо сначала определить какую сферу регулирования эти нормы охватывают.

Гражданское законодательство содержит нормы, регулирующие товарно-денежные и иные имущественные отношения, а также ряд личных неимущественных отношений, основанных на равенстве их участников. Данное положение (содержащееся в ст. 1 Гражданского кодекса Республики Казахстан) позволяет сделать вывод, что гражданский оборот как сфера действия гражданского законодательства, охватывает практически все экономические отношения, складывающиеся между равноправными субъектами.

Хозяйственное законодательство содержит нормы, регулирующие экономические отношения, складывающиеся между субъектами гражданских прав в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности. Данное определение дается в рамках узкого значения хозяйственного законодательства.

Конечно, можно учитывать и широкое понимание правового регулирования хозяйственной сферы. При этом можно привести понятие хозяйственного законодательства, данное в свое время О.А. Красавчиковым. «Хозяйственное законодательство в одном из своих определений представляет собой систему нормативно-правовых форм, опосредующих нормальные экономические (имущественные, финансовые, трудовые и т.п.) и организационные (субординационные или координационные) социальные связи, складывающиеся в различных отраслях и сферах нашего народного хозяйства».

В этом значении хозяйственное законодательство будет охватывать нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие как гражданско-правовые отношения в хозяйственной сфере (отношения по горизонтали), так и отношения между государством и хозяйствующими субъектами по регулированию их деятельности (отношения по вертикали).

Однако если говорить об обороте, сравнивать гражданский и хозяйственный оборот, думается, необходимо рассматривать однопорядковые явления, то есть необходимо определится, что хозяйственный оборот – это сфера возникновения и существования отношений по горизонтали.

В этом узком значении хозяйственное законодательство представляется частью гражданского законодательства, как хозяйственный оборот – большей частью гражданского оборота. При этом практически не ощущается необходимость регулирования хозяйственного оборота нормами иного содержания, чем те, которые предназначены для регулирования общегражданского оборота.

Подобное соотношение можно определить для гражданского и предпринимательского оборота и законодательства с учетом той лишь разницы, что предпринимательский оборот является частью хозяйственного оборота. Эта разница основывается на существовании хозяйствующих субъектов, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Есть виды хозяйственной деятельности, которые не направлены на получение прибыли, либо осуществляются субъектами не самостоятельно, не под свою имущественную ответственность, то есть виды хозяйственной деятельности не отвечающие признакам предпринимательства, заложенным в ст. 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан.

В целом определение соотношения гражданского, хозяйственного, предпринимательского оборота можно примерно выразить в формуле – «род - вид – подвид». Гражданский оборот – это охватывающее понятие. Это сфера, в которой имеют место быть гражданско-правовые отношения, они могут складываться не только в хозяйственном, предпринимательском обороте, но и в так называемом обычном гражданском обороте.

Да, значительную часть гражданского оборота занимает хозяйственная сфера, с ее составной частью - предпринимательской сферой, однако, это понятия все же не равнозначные. Есть отношения, например, между гражданами, в которые они вступают в бытовых или иных непредпринимательских или нехозяйственных целях. Купля-продажа жилого дома между гражданами, вряд ли может быть отнесена к предпринимательским сделкам, если этот договор заключен не в предпринимательских целях.

Кстати, необходимо отметить, что, используя понятие отношений, складывающихся в том или ином обороте, весьма сложно будет разграничить чисто гражданский, хозяйственный или предпринимательский оборот, так как в любом из выделяемых оборотов есть отношения, складывающиеся между разными субъектами в процессе занятия ими определенной деятельностью.

Так, в процессе занятия субъектом предпринимательской деятельностью складываются отношения как между предпринимателями - между собой (так называемые чисто предпринимательские сделки – поставка, договор купли-продажи предприятия, договор лизинга...).

Далее, отношения предпринимателя с юридическими лицами, не занимающимися предпринимательской деятельностью, также отношения предпринимателя с государством и, наконец, отношения предпринимателя и потребителя.

Все эти отношения, безусловно, считаются предпринимательскими, если в них хотя бы одна сторона преследует цели предпринимательской деятельности, точнее сказать, вступает в эти отношения в процессе занятия своей предпринимательской деятельностью.

При этом нельзя определять предпринимательские отношения посредством выявления особенностей субъектного состава этих отношений, то есть нельзя сказать, например, что отношения являются предпринимательскими, потому что в них участвует гражданин, зарегистрированный в качестве предпринимателя, то есть имеющий предпринимательский статус. Законом РК «Об индивидуальном предпринимательстве» от 19 июня 1997г. закреплено положение, что если сделка совершается в процессе предпринимательской деятельности лицом, не приобретшим статус предпринимателя посредством государственной регистрации, то эта сделка все равно должна считаться предпринимательской. Что означает, лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, подпадает под особый правовой режим независимо от наличия государственной регистрации.

Таким образом, существенное значение для определения социальных связей в качестве предпринимательских отношений имеет то обстоятельство, что они складываются в процессе осуществления субъектом (причем хотя бы одним) предпринимательской деятельностью. Поэтому нельзя провести красную черту между гражданским и предпринимательским оборотом.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что предпринимательское право является подотраслью (используя другую терминологию – субинститутом) гражданского права, не забывая о том, что нами рассматриваются отношения по горизонтали. Гражданский кодекс Республики Казахстан содержит массу примеров особого правового регулирования предпринимательских отношений в отличие от отношений, складывающихся в обычном гражданском обороте. Это и нормы о предпринимательстве граждан, юридических лиц, форме сделки, совершаемой в процессе предпринимательской деятельности, и нормы о сроках, месте и способах исполнения обязательств, и нормы об отдельных способах заключения договоров, и об особенностях гражданско-правовой ответственности предпринимателя, и нормы об отдельных видах обязательств, в которых участником может или должен быть предприниматель и т.д.

Можно привести и конкретные примеры. Так, ст. 278 Гражданского кодекса Республики Казахстан содержит нормы о досрочном исполнении обязательства. В первой части этой статьи дается правовое регулирование досрочного исполнения в обычном гражданском обороте – можно, если нет запрета, а во второй части – для предпринимательского оборота, - можно, если прямо предусмотрено. То есть для обычного гражданского оборота – общедозволительный порядок, а для предпринимательского оборота – разрешительный порядок правового регулирования. Это обусловлено особенностями условий осуществления обязательств в предпринимательской сфере. Досрочное исполнение здесь считается ненадлежащим исполнением, исключая случаи, когда такое исполнение прямо предусмотрено в соглашении сторон.

Наличие в гражданском законодательстве норм, определяющих особенности предпринимательского оборота позволяет сказать, что для регулирования предпринимательских отношений, представляющих собой горизонтальные связи, достаточно гражданско-правового регулирования и нет необходимости создавать какого-либо иного кодифицированного нормативного акта в этих целях.

Можно сказать, что кодификация предпринимательского законодательства в его узком понимании дело практически бесполезное для правовой системы Казахстана, так как гражданское законодательство имеет необходимые правовые основы регулирования предпринимательской деятельности.

В рассмотренной части правового регулирования предпринимательской деятельности нельзя согласиться с мнением В.К. Мамутова, который ставит под сомнение положение о достаточности гражданского-правового регулирования предпринимательского оборота. При этом отмечается, что не соответствует реальному положению вещей представление некоторых наших цивилистов о том, «что при «рыночной экономике» достаточно иметь гражданский кодекс», обосновывая это тем, что частноправовые нормы отвечают лишь потребностям простого товарного производства.

Да, «рыночная экономика» - явление многогранное, но нельзя при этом смешивать разные по сути типы отношений, складывающихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Сами предпринимательско-правовые, хозяйственно-правовые, гражданско-правовые отношения – суть отношения экономические, базисные, они складываются между равноправными субъектами - по горизонтали. Их нельзя уравнивать или смешивать с отношениями надстроечными – управленческими (отношениями по горизонтали).

Проведение кодификации, как правило, связано с различными аспектами «упорядочивания» нормативного материала в рамках правового регулирования однородных отношений. Поскольку правовое регулирование предпринимательской деятельности разнопланово из-за отдельной правовой регламентации рассмотренных выше типов отношений, кодификация приведет к созданию обширного комплексного нормативного акта. Это с неизбежностью повлечет за собой сложности использования этого нормативного акта, сложности введения механизмов действия норм и т.д.

Например, договор поставки, являясь видом договора купли-продажи, имеет соответствующую правовую регламентацию «от специального к общему». То есть к данному договору применяются специальные нормы, если их для правовой регламентации недостаточно, применяются общие нормы о купле-продаже, если и этого недостаточно, применяются нормы об обязательствах (общие положения), сделках... Выведение норм о поставке, как и о других предпринимательских сделках, за рамки Гражданского кодекса приведет к необходимости введения множества отсылочных норм, что значительно осложнит правовое регулирования отношений в предпринимательской сфере. Этот маленький пример наглядно демонстрирует возможные последствия создания комплексного кодифицированного нормативного акта в виде Предпринимательского (Торгового, Хозяйственного) кодекса.

Как известно, правильное применение нужной правовой нормы к соответствующей правовой ситуации определяет «успех или неуспех в работе юриста», поэтому совершенно нежелательно создавать искусственные сложности в применении нормативно-правовой базы.

Иной подход можно избрать для преподавания учебной дисциплины – «Предпринимательское право» (Хозяйственное, Торговое, Коммерческое право). В учебных планах большинства высших учебных заведений невозможно предусмотреть специальные курсы по всем разделам правового регулирования предпринимательства, как то: корпоративное право, контрактное право, конкурентное право, страховое право, институт банкротства, защита прав потребителей и так далее. В связи с этим, в частности, предпринимательское право изучается как комплексная отрасль второго уровня. То есть в рамках учебного курса проводится изучение правового режима предпринимательства в комплексе, в той части, которая не охвачена другими учебными дисциплинами.

В зависимости от того, какие курсы ведутся в рамках учебного процесса можно конструировать тот или иной комплекс разделов в правовом обеспечении предпринимательской деятельности. Многие авторы учебников и учебных пособий по предпринимательскому праву исходят, вероятно, из данной посылки. Так, И.В. Дойников определяет, что «предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию народного хозяйства».

При беглом ознакомлении содержания различных учебных пособий прослеживается практически однообразная картина. Авторы предлагают к изучению отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности в комплексе. Разница касается только самого набора предлагаемого комплекса. Данное положение можно обосновать с позиции удобства изучения, а также объективным критерием необходимости создания общей картины правового режима предпринимательства.

Вопросы, рассмотренные нами, достаточно спорны, являются предметом жаркой дискуссии среди специалистов. Направляющие и качественные факторы процесса развития правового обеспечения рыночных отношений весьма разнообразны и требуют дальнейшего подробного изучения.

Еще по теме 1. О соотношении гражданского и предпринимательского законодательства:

  1. Соотношение состязательного и следственного начал по гражданскому процессуальному законодательству РСФСР и РФ: старый и новый подходы
  2. 65. Понятие системы права и системы законодательства и их соотношение. Вертикальное и горизонтальное строение Российского законодательства.
  3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  4. 1.2. Ограничение прав гражданским и гражданско-процессуальным законодательством
  5. ПЛОТНИКОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА. СООТНОШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВОПРОСЫ ТЕОРИИ). ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК. Москва - 2003, 2003
  6. § 4. Действие и порядок применения норм гражданского законодательства. Применение норм гражданского законодательства по аналогии.
  7. Гражданское и торговое законодательство. Антимонопольное законодательство
  8. 2, Проблемы кодификации международного гражданского процесса как составной части гражданского процессуального законодательства
  9. Соотношение систем объективного права и законодательства
  10. Проблема соотношения государства и гражданского общества
  11. 2. Соотношение водного законодательства стран СНГ с другими отраслями права
  12. §2. Германская модель производного иска в гражданском и гражданском процессуальном законодательстве
  13. Проблемы соотношения норм гражданского и горного права
  14. Вопрос 2. Соотношение валютного законодательства с другими отраслями права
  15. ГЛАВА 1. КАТЕГОРИЯ РИСКА КАК СУЩНОСТНОЕ НАЧАЛО РИСКОВЫХ ДОГОВОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В НАУКЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
  16. § 2. Соотношение задач и целей о противодействии преступности в уголовном и оперативно-разыскном законодательстве
  17. Глава IV. СООТНОШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ II РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЧАЛ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс -

После рассмотренных общих положений необходимо более детально остановиться на соотношении понятий «предпринимательское» и «гражданское право». Эта необходимость продиктована теоретическими и практическими мотивами.

Исторически сложилось, что в некоторых странах при существующем дуализме системы права наряду с гражданским существует и торговое право как гражданское право для профессионалов - коммерсантов, торговых представителей и других лиц, совершающих торговые сделки, осуществляющих торговый промысел.

Торговое право выделилось в самостоятельное право, когда возникла необходимость в новых правовых положениях, закрепляющих и регулирующих отношения торгового сословия. В то время многие сделки имели место как достояние только торгового права, например, вексельное обращение - нововведение, пришедшее в общегражданский оборот именно из торгового права. Профессор Шершеневич Г.Ф. (1899 г.) так объяснял разделение Российского частного права на две отрасли : во-первых, наличие исторических традиций, во-вторых, несоответствие норм гражданского права новейшим условиям жизни, в-третьих, законодательная подражательность , В своем «Учебнике торгового права» он писал, что попытки определения торгового права с расчетом на научную точность не достигают своей цели. Одни определяют торговое право как совокупность юридических норм, регулирующих торговые отношения (что неверно, так как торговое право регулирует не только торговые отношения, и торговые отношения регулируются не только нормами торгового права). Другие понимают под торговым правом совокупность норм, применяемых исключительно к торговым отношениям, но таких норм очень мало, чтобы выделить отдельный предмет правового регулирования .

Поддержка торгово-промышленного оборота и защита общественного интереса третьих лиц - вот окончательный результат развития идеи специального торгового права. В настоящее время идет процесс сближения торгового и гражданского права, начавшийся еще в начале века. Некоторые страны готовятся к принятию единых гражданских кодексов, это завершит слияние двух отраслей. Примером может служить Голландия .

Предпринимательское право не знает понятий «коммерсант», «торговая сделка», «торговый промысел». Понятие «предприниматель» несколько шире, чем понятие «коммерсант». Шире ровно настолько, насколько шире понятие предпринимательской деятельности по сравнению с торговой деятельностью. Однако все чаще сейчас можно встретить пособия по торговому и коммерческому праву, названия которых не соответствуют правовому регулированию предпринимательства по нашему законодательству .

Далее, своеобразие предмета (имущественных отношений на основе товарного производства) требует и специфического правового регулирования . Предметное единство предполагает и единство метода правового регулирования. Как бы четко ни был охарактеризован предмет регулирования, отрасль права не получает надлежащей обрисовки до тех пор, пока с такой же четкостью не индивидуализирован ее метод регулирования . Гражданско-правовой метод - это способ воздействия на отношения, который является дозволительным, характеризуется наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью к правообладанию, диспозити-вностью и инициативой, обеспечивает установление правоотношений на основе правовой самостоятельности сторон .

Гражданские правоотношения, в том числе предпринимательские отношения, подвергаются правовому регулированию, имеющему в целом общедозволительный характер. Общедозволительное правило призвано не регламентировать, не определять поведение людей, а только направлять это поведение (включая возможность прямой регламентации на отдельных участках жизни) . Общедозволительный метод регулирования предпринимательской деятельности выражается прежде всего в защите свободы предпринимательства. Таким образом, мы видим, что выявить особый, присущий только предпринимательским отношениям, метод правового регулирования также не удается, что еще раз подтверждает концепцию предпринимательского права - подотрасли гражданского права, но не самостоятельной отрасли права.

Далее, хочется обратить внимание на еще одну попытку обособить предпринимательское (торговое) право по субъектному составу и особому методу правового регулирования. По мнению В.В. Чайкина, «и теоретически, и практически система отрасли права не может конструироваться по признаку регулируемой деятельности» . В качестве доказательства выделения отрасли по субъектному составу предлагается «фактическая легализация юридической личности предпринимателя» . Кажется, кроме того, что неправомерно выделять отрасль права по субъектам вне зависимости от общественных отношений (должного предмета отрасли), в которые они вступают; нельзя также определять предпринимателя как субъекта, не относящегося к классическим лицам (юридическим и физическим лицам).

Предприниматель, по нашему мнению, это уже субъект гражданского права (гражданин или юридическое лицо), занимающийся предпринимательской деятельностью. Понятие «предприниматель» скорее представляет собой правовой статус, а не особый субъект права. Предприниматель - это особое правовое положение субъекта права, как положение депутата или государственного служащего. Далее В.В. Чанкин выделяет «особый» метод торгового права - «разрешено все. что не запрещено законом» ; мы уже рассмотрели, что так называемый особый метод торгового права является характерным методом правового регулирования всего гражданского права, поэтому это также не критерий выделения самостоятельной отрасли - торгового права.

Кроме того, иногда в обосновании отрасли хозяйственного права приводятся доводы осуществления кодификации хозяйственного законодательства. Основным аргументом здесь выступает обеспечение удобства пользования законодательством при работе в народном хозяйстве . Начиная с 1990 года в республике было принято много комплексных нормативных актов. В рамках одного закона делаются попытки разрешить все вопросы данного вида регулируемых отношений в комплексе. По мнению некоторых казахстанских авторов, «единственным достоинством комплексного нормативного акта является удобство пользования им несведущими в праве людьми - нет необходимости заглядывать в другие законы, проводить юридический анализ». В качестве «минусов», недостатков такого законотворчества приводятся аргументы «забивания» в закон ведомственных интересов в ущерб другим, раздувание законодательного массива, загрузка парламента, отсутствие мощного координирующего законодательного центра в республике .

О кодификации же предпринимательского законодательства говорить преждевременно и, думается, бес-

полезно. Доводом этого может служить достаточность для правового регулирования предпринимательства кодификации гражданского законодательства и соответствующих нормативных актов, регулирующих некоторые особенности предпринимательской деятельности в республике, в силу того, что предпринимательское законодательство является преимущественно частью гражданского законодательства.

С другой стороны, следует согласиться, что степень «обобщенности» норм, а не нормативных актов повышать необходимо, так как это является одним из показателей совершенства юридического регулирования . Думается, что создание комплексных нормативных актов стало другой крайностью нормативного регулирования хозяйственных отношений, «которое, развиваясь по пути дальнейшей дифференциации и детализации, будет напоминать географическую карту масштаба, все более приближающегося к натуральному» .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Контрольная работа

по Предпринимательскому праву

Тема: Принципы предпринимательского права. Соотношение предпринимательского права с коммерческим правом

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Предпринимательское право, как и любая другая отрасль российского права, основывается на определенных принципах, которые характеризуют и определяют правовое регулирование в сфере предпринимательского права.

Девяностые годы охарактеризовались переходом от плановой к рыночной экономике, от одной экономической системы к другой. Это время стало свидетелем развития многообразия форм собственности, возрождения частной собственности, появления различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, главенства принципа свободного договора в противовес директивному планированию.

Переход к рыночным отношениям, коренные изменения государственного регулирования экономики объективно потребовали усиления роли законов в правовом регулировании, создание новой правовой основы предпринимательской деятельности, базирующейся на равенстве различных организационно-правовых форм предпринимательства.

Основоположником современной школы хозяйственного (предпринимательского) права стал профессор B.C. Мартемьянов. Именно в его трудах были разработаны основные принципы предпринимательского права.

Принципы предпринимательского права - это основополагающие начала, которые пронизывают весь массив правовых форм и обеспечивают целенаправленное регулирование предпринимательства на всех уровнях.

1. Принципы предпринимательского права

1.1 Понятие принципов предпринимательского права

Внутреннее содержание и отдельные конкретные особенности того или иного элемента правовой системы, в том числе комплексной отрасли предпринимательского права, наиболее наглядно выражаются в его принципах.

Принципы предпринимательского права -- это правила общего характера, определяющие основу построения и развития предпринимательских правоотношений. Они сформулированы на основе познания объективных законов (закономерностей) развития и функционирования предпринимательства как вида социальной деятельности.

Сформулированные правовой наукой принципы предпринимательского права отражают его специфику и главные качественные особенности, являются концентрированным выражением его предмета и метода. Принципы как основные нормативные положения определяют структуру и существенные черты предпринимательского права, его общие положения.

Трудно переоценить значение четко разработанной системы принципов предпринимательского права на современном этапе его развития. Дело в том, что действующее законодательство о предпринимательской деятельности не до конца сформировано, имеет ряд противоречий и пробелов. В случае их выявления тот или иной вопрос подлежит разрешению путем применения аналогии закона или права. Оба указанных приема преодоления пробелов в праве могут быть успешно применены судом лишь на базе принципов предпринимательского права.

Следовательно, принципы предпринимательского права имеют важное значение в процессе правоприменения, с их помощью осуществляется толкование всех норм предпринимательского законодательства, познается действительный смысл этих норм, что позволяет правильно их применять.

Система принципов предпринимательского права представляет собой взаимосвязанное единство. Она носит объективный характер, поскольку вид и содержание каждого конкретного принципа определяются сущностью общественных отношений, составляющих предмет предпринимательского права.

В то же время система принципов не может быть статична; она существует в контексте экономических процессов и государственной политики в сфере предпринимательства. Кроме того, на формирование системы принципов предпринимательского права влияет развитие юридической доктрины. В связи с этим в правовой литературе отсутствует единая точка зрения на количество принципов предпринимательского права и их наименование .

Основными принципами предпринимательского права, по мнению В.В. Лаптева, являются: свобода предпринимательской деятельности; юридическое равенство всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности; свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности; получение прибыли как цели предпринимательства; законность в предпринимательской деятельности; сочетание частных и публичных интересов в предпринимательском праве; государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Белых В.С. отмечает, что едва ли можно согласиться с мнением В.В. Лаптева об отнесении получения прибыли как цели предпринимательства к принципам предпринимательского права. Получение прибыли -- обязательный признак определения понятия предпринимательской деятельности. Указанный признак нельзя превратить в правовой принцип.

В. С. Мартемьянов исходит из более узкого круга правовых принципов. В учебнике по хозяйственному праву он называет следующие принципы: экономическая свобода, защита экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрение предприимчивости в хозяйствовании; государственное воздействие на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов; конкуренция и защита от монополизма; законность. Аналогичной точки зрения придерживаются В. С. Анохин и О. М. Олейник .

Наиболее традиционным представляется выделение следующих принципов предпринимательского права:

Принцип свободы предпринимательской деятельности;

Принцип свободы договора;

Конституционный принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности;

Принцип единого экономического пространства;

Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности;

Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности;

Принцип законности.

Рассмотрим данные принципы более подробно.

1.2 Характеристика основных принципов предпринимательского права

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности основополагающий принцип предпринимательского права. Он получил свое закрепление в Конституции РФ (ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др.). В соответствии со ст.8 в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности. Более конкретно данный принцип раскрывается в ст. 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Г.А. Гаджиев считает, что свобода предпринимательской деятельности включает в себя в соответствии с Конституцией РФ в качестве составных элементов свободу:

Выбирать род деятельности или занятий, свободу быть либо наймодателем-предпринимателем, либо нанимателем (ст. 37);

Передвигаться, выбирать место пребывания и жительства -- свободу рынка труда (ст. 27);

Объединения для совместной экономической деятельности выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ст. 34);

Иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свободу владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ст. 34, 35);

Договора -- заключать гражданско-правовые и иные сделки (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75);

От незаконной конкуренции (ч. 2 ст. 34);

Заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом» (ч. 1 ст. 34).

Этот принцип получил развитие в ГК РФ и других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом организационно-правовых форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности.

Однако эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных ее видов .

Следует отметить, что в законодательстве конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности получил развитие и конкретизацию. Для примера приведем закрепленный в Конституции РФ (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75) и ст. 1 и 421 ГК РФ принцип свободы договора.

2. Принцип свободы договора. В силу принципа свободы договора во-первых, граждане и юридические лица свободны в заключении договора или отказе от его заключения. По общему правилу понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Например, в силу п. 3 ст. 425 ГК РФ коммерческая организация не вправе отказываться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Сторона, заключившая предварительный договор, не вправе уклониться от заключения основного договора (ст. 429 ГК РФ). Кредитные банковские организации не имеют права отказать клиенту без достаточных оснований заключить договор банковского счета (ст. 845, 846 ГК РФ). Предприятие-монополист не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случаях, установленных законом, и при условии, что госзаказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением госконтракта (п. 2 ст. 527 ГК). Перечень таких случаев можно продолжить.

Во-вторых, в свободе выбора типа и (или) вида заключаемого договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В ст. 8 ГК такого рода договоры рассматриваются в качестве основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Свобода договора дает возможность контрагентам заключить смешанный договор, включающий в силу п. 3 ст. 421 ГК РФ элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

В-третьих, в свободе в определении контрагентов заключаемого договора. В условиях рыночной экономики стороны свободны, самостоятельны в выборе партнеров - участников договорных отношений, за исключением случаев заключения договоров в обязательном порядке.

В-четвертых, стороны самостоятельно определяют условия заключаемого договора. Такой выбор относится, главным образом, к несущественным условиям, поскольку существенные условия определены законом или вытекают из вида договора. Правда, существенный характер условий договора могут установить сами контрагенты. Однако в тех случаях, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам (ст. 422 ГК РФ). Важно отметить и другое положение: стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор) .

Свобода договора не носит абсолютного характера. «Свобода договора могла бы стать абсолютной только при условии, если бы сам Кодекс и все изданные в соответствии с ним правовые акты состояли исключительно из диспозитивных и факультативных норм». Однако, как пишут М. И. Брагинский и В. В. Витрянский, такой путь повлек бы за собой немедленную гибель экономики страны, ее социальных и иных программ . Как видно, свобода договора (равно как свобода предпринимательства) может быть ограничена в силу закона, а также иных правовых актов либо по причине экономического (финансового) неравенства хозяйствующих субъектов на определенном рынке. Поэтому о свободе договора можно говорить с юридической и экономической точек зрения.

3. Конституционный принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 8, 9, 34, 35). В частности, в соответствии со ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Применительно к земле и другим природным ресурсам данный принцип сформулирован в п. 2 ст. 9 Конституции РФ. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. предпринимательский право коммерческий

Так, в Конституции РФ, и в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 212) частная собственность открывает список форм собственности. Однако это не означает, что именно частная форма обладает какими-либо преимуществами перед иными формами собственности. И в отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности, действующее законодательство предусматривает для всех субъектов одинаковые правила защиты.

Предпринимательская деятельность в настоящее время может осуществляться как на основе частной, так и публичной собственности. Публичная представляет собой государственную (федеральную и собственность субъектов Федерации) и муниципальную собственность. Категория «частная собственность» охватывает все остальные формы собственности.

В СССР имущество, находившееся в личной собственности граждан, могло использоваться ими лишь для удовлетворения своих потребностей. С переходом на рыночные условия хозяйствования и возрождением частной собственности получило широкое развитие частное предпринимательство. Так, ныне и индивидуальные предприниматели, и все коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) являются собственниками имущества, принадлежащего им на основе частной собственности. Следует отметить, что и собственность общественных и религиозных организаций (объединений), также является частной.

Возрастанию роли частной собственности в экономике во многом способствует широкомасштабная приватизация, проводимая в стране с начала 90-х гг. XX в.

Вместе с тем достаточно велик еще объем имущества, используемого в хозяйственной деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Составляющими государственного сектора экономики являются также акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и находящиеся в собственности Российской Федерации или субъектов РФ .

4. Принцип единого экономического пространства, т.е. «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории Российской Федерации, также относится к числу конституционных.

Он получил закрепление в (ст. 8, 74) Конституции РФ и ст. 1 ГК Рф. Статья 8 гласит «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ и финансовых средств...». Гражданский кодекс (п. 3 ст. 1) предусматривает, что любые ограничения перемещения товаров и услуг могут быть введены только федеральным законом и лишь тогда, когда это оказывается необходимым в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следовательно, согласно этому принципу на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ни федеральные органы исполнительной власти, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе.

Принцип единства экономического пространства приобретает особую актуальность для России как для федеративного государства и является необходимым условием реализации таких общих правовых принципов, как равенство всех перед законом и судом (при отсутствии единства экономического пространства предприниматели и потребители некоторых регионов оказывались бы в привилегированном положении) и верховенство федеральных законов в системе законодательства.

5.Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. В Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип также нашел закрепление в Конституции РФ, в соответствии со ст. 34 которой «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (ст. 8, 34 Конституции РФ). Законодательное закрепление и реализация принципа недопущения недобросовестной конкуренции являются правовым способом поддержания здоровой, эффективной, социально ориентированной экономики.

Целью ограничения монополистической деятельности является создание условий, при которых предприниматель для увеличения прибыли не сможет использовать методы, способные негативно повлиять на состояние рынка, качества товаров и услуг, экономически обоснованное формирование цены, несовместимые со свободой реализации предпринимательской деятельности иными субъектами.

Неотъемлемым элементом рассматриваемого принципа является поддержание государством добросовестной конкуренции, необходимой для нормального развития экономики рыночного типа (ст. 8 Конституции РФ). Добросовестная конкуренция подразумевает экономически обоснованные и социально оправданные методы соперничества между предпринимателями, когда успешность и повышение прибыльности коммерческой деятельности достигаются за счет улучшения качества товаров и услуг, снижения издержек производства, модернизации производства.

Конституционные нормы получили конкретизацию в Законе РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» - первом в истории России антимонопольном законодательном акте, который играет важную роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления. Он регулирует способы и меры воздействия на деятельность монополистов в сфере предпринимательства .

6.Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Государство в тех или иных формах всегда воздействовало на предпринимательскую деятельность, причем спектр форм его воздействия простирался от жесткого командного регулирования с провозглашением исключительно государственной собственности на средства производства и практически полным подавлением свободы хозяйствования в тоталитарных государствах до фактического невмешательства государства в экономические процессы, до сведения роли государства к функции «ночного сторожа». Его различные формы и методы определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами.

Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены прямых административных мер воздействия на косвенные экономические.

Вместе с тем, признавая необходимость государственного регулирования предпринимательства в качестве принципиального положения, необходимо помнить, что в законодательстве устанавливается правило о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо (в том числе государства) в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Основная цель государственного регулирования предпринимательской деятельности видится в достижении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Именно с этих позиций государство должно регулировать экономику, причем в правовом демократическом государстве - преимущественно экономическими, а не административными методами, неэффективность которых подтверждается историческим опытом.

7. Принцип законности (наряду с принципами справедливости, уважения прав человека, верховенства Конституции РФ и законов, равноправия и др.) является общеотраслевым и всеобъемлющим правовым принципом, и воплощение его в жизнь - основа построения правового государства.

Под законностью в предпринимательской деятельности понимается строгое соблюдение регулирующих ее правовых норм. Законность обеспечивает стабильность, устойчивость хозяйственных отношений, столь важные для предпринимательства. Принцип законности обязателен не только для предпринимателей, но и для государственных и иных органов, осуществляющих регулирование их деятельности.

Содержание принципа законности заключено в ст. 15 Конституции РФ, которая гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации».

Сущность данного принципа заключается в том, что, во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законов и подзаконных нормативных правовых актов. Принцип законности проявляется также в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, охраны правопорядка.

Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления .

Такая трактовка законности удовлетворяет потребности современного общества и обеспечивает нормальное его функционирование в условиях демократии. В области предпринимательской деятельности законность распространяется и на предпринимателей, и на органы государственной власти и местного самоуправления.

2. Соотношение предпринимательского права с коммерческим правом

Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно отметить, что они схожи по своему предмету.

Предметом предпринимательского права выступает особый круг общественных отношений, складывающихся в процессе профессиональной предпринимательской деятельности по выполнению работ с целью извлечения прибыли, реализации товаров, оказанию услуг, выполнению работ с целью извлечения прибыли, связанные с ними иные общественные отношения некоммерческого характера, а также общественные отношения по государственному воздействию на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Предмет коммерческого права - регулирование профессиональной торговой деятельности, коммерческие отношения, отношения между субъектами по купле-продаже объектов торгового оборота. Предмет коммерческого права - коммерческая (торговая) деятельность как один из видов предпринимательской деятельности, т. е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли в результате торговых сделок. Под торговой деятельностью следует понимать последовательность взаимосвязанных между собой действий по продвижению товара от производителя к потребителю.

Тем не менее, коммерческое право и предпринимательское право - разные отрасли права.

Предпринимательское право регулирует отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности, т.е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли. Торговая деятельность является частью предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности намного шире торговой деятельности. К предпринимательской деятельности относятся, кроме торговли, оборот ценных бумаг, банковская деятельность, организация юридических лиц и др.

Коммерческое право является частью гражданского права, как и предпринимательское. Но, так как понятие торговли более узкое, чем понятие предпринимательства, то коммерческое право имеет и более узкий предмет правового регулирования, чем предпринимательское право .

Коммерческое право - это совокупность общих и специальных правовых норм, регулирующих отношения по осуществлению коммерческой деятельности. Областью правового регулирования коммерческого права являются общественные отношения только в сфере оптовой торговли.

В отличие от коммерческого права предпринимательское право имеет более обширную сферу общественных отношений. Оно регламентирует отношения, связанные с процессом производства товаров, которые не включаются в предмет коммерческого права.

Следовательно, коммерческое право -- это составная часть предпринимательского права; та часть, которая регулирует отношения в сфере обмена товаров.

Признаки предпринимательской деятельности, определенные в п. 1 ст. 2 ГК РФ, выделяют субъектов коммерческого и предпринимательского права в особую группу субъектов предпринимательской деятельности в гражданско-правовых отношениях.

Признаками, объединяющими субъектов коммерческого и предпринимательского права в группу субъектов предпринимательской деятельности, являются особенности предпринимательской деятельности:

1) субъекты предпринимательской деятельности самостоятельны в приобретении и осуществлении своих гражданских прав своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ) и свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству его условий;

2) субъекты предпринимательской деятельности осуществляют свою деятельность на свой риск, поэтому риски должны покрываться за собственный счет;

3) они действуют всегда с целью извлечения прибыли;

4) они должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке;

5) субъекты предпринимательской деятельности несут особую форму ответственности (ответственность без вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Однако между субъектами коммерческого и предпринимательского права имеются существенные различия, которые определяются:

1) объектом правоотношения. Субъекты коммерческого права осуществляют деятельность, целью которой является продвижение товаров на оптовом рынке от производителей к оптовым потребителям. Сферой деятельности субъектов предпринимательского права прежде всего являются производство товаров, выполнение работ и оказание услуг. Субъекты предпринимательского права также могут принимать участие в торговле на оптовых рынках, но только в роли организаций, осуществляющих приобретение продукции или сырья для обеспечения процесса производства, а также в целях сбыта готовой продукции оптовым торговцам, т.е. субъектам коммерческого права;

2) правовым положением субъектов предпринимательской деятельности. Субъекты коммерческого права - это всегда равные в своих отношениях лица. Для субъектов коммерческого права характерны горизонтальные связи, основанные на принципах договорной работы. Субъекты предпринимательского права более выраженно находятся под публичным воздействием, поэтому кроме горизонтальных связей в своих отношениях они вынуждены считаться с наличием вертикальных (частно-публичных) связей, например, с действием на их деятельность норм административного, экологического, финансового, бюджетного законодательства, во многом определяющим специфику правового регулирования предпринимательского права;

3) степенью свободы субъектов. В предпринимательском праве субъекты более ограничены действием публично-правовых норм, чем субъекты коммерческого права. В отличие от дозволительного и разрешительного порядка регулирования, присущего коммерческому праву, субъекты предпринимательского права часто подвергаются обязывающему порядку правового регулирования, подобному административно-правовому типу регулирования общественных отношений. Кроме того, для субъектов предпринимательского права в значительно большей степени, чем для субъектов коммерческого права, имеют значение внутрикорпоративные нормы и акты, использующиеся хозяйствующими субъектами;

4) особенностями правоспособности. Многие из хозяйствующих субъектов имеют специальную правоспособность (например, различные виды унитарных или казенных предприятий). Для субъектов коммерческого права характерна общая правоспособность. Ограничения правоспособности субъектов коммерческой деятельности могут осуществляться лишь в исключительном порядке в соответствии с требованиями закона. Для субъектов предпринимательского права в некоторых случаях специальными законами предусмотрен режим расширенной правоспособности, которая формируется посредством передачи субъектам публичных полномочий. В сферу предпринимательской деятельности государством делегируется ряд публичных функций, например по осуществлению лицензирования субъектов в некоторых видах предпринимательской деятельности посредством создания саморегулируемых организаций, которые выступают в гражданском обороте в виде особых частно-публичных субъектов, что совершенно несвойственно субъектам коммерческой деятельности .

Заключение

Таким образом, принципы предпринимательского права - это основополагающие начала, которые пронизывают весь массив правовых форм.

Это правила общего характера, определяющие основу построения и развития предпринимательских правоотношений. Они сформулированы на основе познания объективных законов (закономерностей) развития и функционирования предпринимательства как вида социальной деятельности. Ряд принципов предпринимательского права закреплен в Конституции РФ.

Первый принцип -- это конституционный принцип экономической свободы. На этом базовом принципе строятся все предпринимательские отношения. Согласно данному принципу, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д.

Второй принцип - принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты. Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Третий принцип -- принцип единого экономического пространства, выражается в том, что в Российской Федерации закреплено свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Четвертый принцип - принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Соблюдение данного принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности.

Пятый принцип - принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Основное, что должно быть достигнуто в процессе государственного регулирования, - это соблюдение баланса частных интересов государства и общества в целом.

И наконец, шестой принцип - принцип законности, который является общеотраслевым принципом, а воплощение его в жизнь - основа построения правового государства. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно отметить, что они схожи по своему предмету. Но в тоже время это различные отрасли права. Предпринимательское право регулирует отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности, т.е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли. Торговая деятельность является частью предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности намного шире торговой деятельности. К предпринимательской деятельности относятся, кроме торговли, оборот ценных бумаг, банковская деятельность, организация юридических лиц и др.

Коммерческое право является частью гражданского права, как и предпринимательское. Но, так как понятие торговли более узкое, чем понятие предпринимательства, то коммерческое право имеет и более узкий предмет правового регулирования, чем предпринимательское право.

Список литературы

Нормативная литература

1.Конституция Российской Федерации от 13 декабря 1993 года (с изм. от 30.12.2008)// КонсультантПлюс

2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 03.07.2013) // КонсультантПлюс

Учебная литература

3. Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. Российское предпринимательское право (под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова). - М.: "Проспект", 2010 г.- 1072 с

4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения.- М.: Статут, 2011.- 847с.

5. Гаджиев Г. А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). - М.: Манускрипт, 1995.

6. Горбухов В.А.. Коммерческое право. Конспект лекций.- М.: Эксмо, 2007. - 192 с

7. Гущин В.В.; Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право: Учебник. - М.: Эксмо, 2005. - 736 с.

8. Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. М.: РАНХиГС при Президенте РФ; «Статут», 2013.- 640 с.

9. Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник. - изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006. - 560 с.

10. Предпринимательское право России: учеб. / В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2009. - 656 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные принципы предпринимательского права в РФ. Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства всех форм собственности и равной их защиты. Краткая характеристика унитарных предприятий и договора о залоге недвижимости.

    контрольная работа , добавлен 28.09.2011

    Анализ учебно-методических литературных источников, выявление содержания и сущности принципов предпринимательского права как юридических явлений, раскрывающихся через их содержание и структуру. Характеристика конституционных и отраслевых принципов.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2010

    Понятие и предмет российского предпринимательского права. Сущность и разновидности предпринимательских правоотношений. Предпринимательская деятельность как объект предпринимательского права. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2012

    Предмет и метод предпринимательского права, его основные принципы и источники. Классификация субъектов предпринимательского права: юридические лица и индивидуальные предприниматели. Понятие коммерческой и некоммерческой организации и их деятельность.

    реферат , добавлен 23.02.2011

    Предмет и метод предпринимательского права. Принципы регулирования хозяйственной деятельности. Субъекты российского предпринимательского права, его конституционные и отраслевые принципы. Факторы регулирования законности предпринимательской деятельности.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2016

    Понятие и субъекты экономической деятельности. Общественные отношения в сфере экономической деятельности как предмет предпринимательского права. Виды, формы и признаки предпринимательства. Методы правового регулирования предпринимательского права.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2011

    Понятие предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы юридических лиц, их права и обязанности. Классификация субъектов предпринимательского права. Особенности статуса муниципальных образований. Плательщики налога на игорный бизнес.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2015

    Сущность, виды и функции источников предпринимательского права - определенных форм выражения государственной воли, складывающихся из принятых в определенном порядке компетентными государственными органами актов, которыми устанавливаются нормы права.

    реферат , добавлен 09.02.2011

    Понятие и признаки субъекта предпринимательского права, его права и обзанности. Определение субъектов предпринимательского права в зависимости от их характерных признаков, особенностей правового положения и их классификация по различным критериям.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2009

    Анализ различных классификаций принципов и функций предпринимательского права. Установление исторических корней основ предпринимательского права в России. Выявление проблемы в области применения правовых механизмов функционирования предпринимательства.

В системе права Российской Федерации предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного) гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства.

Рассмотрим, как соотносятся между собой предпринимательское право и основные отрасли права в сфере предпринимательства:

1) базовой отраслью права является конституционное право, ибо на его основе формируются другие отрасли права, в том числе и предпринимательское.

Основой правового регулирования является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., - базовый закон государства, представляющий собой юридическую базу всего действующего законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Конституцией установлены свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии и ограничения конкуренции.

Единственной денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен рубль. Государство в лице Банка России обязано защищать российскую валюту и обеспечивать ее устойчивость. Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в том числе в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для свободного развития человека, личности и всего общества в целом;

2) следующей по значимости отраслью права, взаимодействующей с предпринимательским правом, является гражданское право, представляющее собой систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности участников таких отношений, методом юридического равенства сторон. Имущественные отношения, являющиеся предметом гражданского права, могут выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных прав (авторских, патентных и т.п.).



Предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.

Особенность гражданского права заключается в том, что оно упорядочивает отношения между равноправными и независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с другом по собственной воле.

Гражданское право - это регулятор рыночных отношений. Вместе с другими отраслями права оно способно в полной мере воздействовать на предпринимательский сектор экономики. Нормы, регулирующие предпринимательство, т.е. деятельность по систематическому получению прибыли, органично слиты с гражданским правом.

Наряду с вышеуказанными отраслями права предпринимательскую деятельность регулируют нормы финансового, налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.

Но наибольшим по объему регулятором отношений в сфере предпринимательства является все же административное право.

Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования. Оно оказывает определенное регулирующее воздействие и на негосударственные организации. Например, обязательная государственная регистрация.



Нормы административного права определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений.

Административное право характеризуется наличием отношения «власть – подчинение» и регулирует отношения неравноправных субъектов.

Похожие публикации