Федеральная санитарно эпидемиологическая служба российской федерации. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба россии, ее структура и задачи

Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554
"Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании"

Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, Медицинскому центру Управления делами Президента Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Федеральному управлению медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Признать утратившими силу:

Положение
о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании
(утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554)

С изменениями и дополнениями от:

1. Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.

2. Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие:

гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья;

оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;

максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.

3. Государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются - санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к:

планировке и застройке городских и сельских поселений;

продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства;

потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции;

пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства;

продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации;

организации питания населения;

сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления;

эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;

условиям воспитания и обучения;

организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

порядку осуществления ограничительных мероприятий (карантина);

порядку осуществления производственного контроля; мерам, направленным на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в том числе применяемых в отношении больных инфекционными заболеваниями;

организации и проведению гигиенического воспитания и обучения.

4. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории.

5. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации и включает в себя:

разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил;

контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию;

разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил;

контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения;

регистрацию и систематизацию санитарных правил, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

6. Разработка единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил, разработка (пересмотр), экспертиза, введение в действие санитарных правил, их систематизация, формирование и ведение единой федеральный базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования осуществляются в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

7. Проекты санитарных правил подлежат комплексной экспертизе в Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, возглавляемой главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

8. Санитарные правила, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, подлежат государственной регистрации.

9. Государственная регистрация и официальное опубликование санитарных правил осуществляются в порядке , установленном законодательством Российской Федерации.

10. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет.

Пересмотр санитарных правил, внесение в них изменений и дополнений осуществляются в порядке, установленном для разработки санитарных правил.

11. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

12. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны иметь официально изданные санитарные правила и методики контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Статья 46. Основные принципы организации и деятельности системы государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации 1.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. 2.

Система государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации включает в себя:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации;

органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах и на транспорте (водном, воздушном);

структурные подразделения, учреждения федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее - объекты железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения);

государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации. 3.

Организацию деятельности системы государственной санитарноэпидемиологической службы Российской Федерации осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, городов, районов, на транспорте (водном, воздушном), главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи. 4.

Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию. 5.

Главные государственные санитарные врачи являются руководителями соответствующих органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарноэпидемиологический надзор. 6.

Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, действуют на основе подчинения нижестоящих вышестоящим и Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации. 7.

Структура государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления ее деятельности, порядок назначения руководителей органов и учреждений указанной службы устанавливаются положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Статья 47. Финансирование государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации

Финансирование государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляется за счет:

средств федерального бюджета;

средств, поступающих за выполнение работ и оказание услуг учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;

средств, получаемых от граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в порядке возмещения дополнительно понесенных органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации расходов на проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

средств, получаемых от издательской деятельности;

добровольных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц;

других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 48. Право органов и учреждений государственной санитарноэпидемиологической службы Российской Федерации на пользование имуществом и земельными участками 1.

Помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами и учреждениями государственной санитарноэпидемиологической службы Российской Федерации для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2.

Земельные участки, на которых размещаются здания и сооружения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, безвозмездно предоставляются им в постоянное пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 49. Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1.

Должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от имени органов и учреждений указанной службы (далее - должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов и учреждений указанной службы.

Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарноэпидемиологический надзор, устанавливается положением о государственной санитарноэпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации. 2.

Воздействие на должностных лиц, осуществляющих государственный санитарноэпидемиологический надзор, в какой-либо форме с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности не допускается и влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность. 3.

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарноэпидемиологический надзор, находятся под особой защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4.

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарноэпидемиологический надзор, имеют право на ношение форменной одежды установленного образца. 5.

Право на замещение должностей главных государственных санитарных врачей и их заместителей имеют граждане Российской Федерации, получившие высшее медицинское образование и имеющие сертификаты по специальности "медико-профилактическое дело".

Статья 50. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1.

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарноэпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право:

получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; проводить санитарно-эпидемиологические расследования;

беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;

проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам; проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;

проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;

составлять протокол о нарушении санитарного законодательства. 2.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

об устранении выявленных нарушений санитарных правил;

о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических

(профилактических) мероприятий;

о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Статья 51. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей 1.

Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: 1)

рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства; 2)

предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства; 3)

давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 42 настоящего Федерального закона; 4)

давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, о:

вызове в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства;

проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарноэпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 42 настоящего Федерального закона; 5)

при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), выносить мотивированные постановления о приостановлении до устранения такого нарушения или о запрещении в случае невозможности его устранения:

проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;

эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;

разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции; производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;

использования водных объектов в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях;

ввоза на территорию Российской Федерации продукции, не имеющей санитарноэпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам, или не зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, отходов, товаров, грузов; 6)

при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:

госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;

введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах; 7)

за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о:

наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов; направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел; 8)

вносить предложения:

в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся проектов программ социально-экономического развития территорий, федеральных целевых программ и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;

в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина);

в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в организации о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в финансово-кредитные организации о приостановлении операций юридических и физических лиц по расчетным и другим счетам в случаях нарушения указанными лицами санитарных правил при осуществлении ими работ по проектированию и строительству зданий, строений, сооружений и невыполнения постановлений о приостановлении или прекращении таких работ;

в органы сертификации о приостановлении действия или об изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг в случаях установления несоответствия таких продукции, работ, услуг санитарным правилам;

в лицензионные органы о приостановлении действия лицензий на отдельные виды деятельности или об изъятии указанных лицензий в случаях установления нарушения санитарных правил при осуществлении таких видов деятельности;

работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил;

индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства. 2.

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи, наделяется дополнительными полномочиями:

выдавать санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии утверждаемых федеральными органами исполнительной власти проектов норм проектирования, проектов государственных стандартов, строительных норм и правил, проектов ветеринарных и фитосанитарных правил, проектов правил охраны труда, правил охраны окружающей природной среды, проектов образовательных стандартов, проектов других нормативных актов и федеральных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - документы) санитарным правилам;

утверждать санитарные правила, нормативные и другие документы, регламентирующие деятельность органов и учреждений государственной санитарноэпидемиологической службы Российской Федерации, а также методы, предусмотренные пунктом 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;

вносить в федеральные органы исполнительной власти предложения о приведении в соответствие с санитарным законодательством утвержденных указанными органами документов, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта;

вносить в Правительство Российской Федерации предложения о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации. 3.

Главные государственные санитарные врачи, указанные в пункте 4 статьи 46 настоящего Федерального закона, наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона и подпунктами 1 - 7 пункта 1 настоящей статьи, наделяются дополнительными полномочиями:

разрабатывать и вносить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проекты санитарных правил для утверждения;

утверждать инструкции и иные документы, регламентирующие порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.

Статья 52. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарноэпидемиологический надзор, обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарноэпидемиологического благополучия населения;

устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарноэпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры;

информировать органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

соблюдать государственную, врачебную и иную охраняемую законом тайну в отношении информации, ставшей им известной при выполнении своих служебных обязанностей;

оказывать содействие общественным объединениям в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и исполнения санитарного законодательства.

Статья 53. Ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Это система органов, предприятий и учреждений, действующих в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний человека.

Главной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации являются обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обита­ния человека на его здоровье (рис. 27).

Органы, предприятия и учреждения Государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации (далее имену­ются организации Службы) в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Россий­ской Федерации выполняет следующие основные функции:
подготавливает предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для принятия решений органами государственной власти Россий­ской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а также предло­жения к проектам федеральных и региональных научно- технических программ: по вопросам охраны здоровья населе­ния, профилактики заболеваний и оздоровления среды обита­ния человека;

При размещении объектов промышленности, выборе земель­ных участков под строительство; планировке и застройке на­селенных пунктов; проектировании, строительстве, рекон­струкции, модернизации предприятий, зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных средств, а также вводе их в эксплуатацию;

Разработке, запуске в производство, промышленном выпу­ске, применении и использовании продукции, в том числе за­купаемой за рубежом;

Выборе водоисточников, используемых для централизован­ного и децентрализованного водоснабжения, купания, заня­тий спортом и отдыха населения, а также в лечебных целях; установлении зон санитарной охраны источников водополь­зования населения и осуществлении мероприятий по охране водоемов от загрязнения; обеспечении населения водой для питьевых, хозяйственных и производственных целей;

Осуществлении мероприятий по охране от загрязнения ат­мосферного воздуха, воздуха рабочей зоны производствен­ных и других помещений в местах постоянного и временного пребывания людей; установлении санитарно-защитных зон промышленных предприятий;

Сборе, переработке, обезвреживании, захоронении и утили­зации производственных и бытовых отходов;

Эксплуатации предприятий, учреждений и организаций, зда­ний, помещений, сооружений, оборудования и транспортных средств;

Выполнении работ с радиоактивными веществами, источни­ками ионизирующих и неионизирующих излучений;

Проведении государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, государ­ственной регистрации и сертификации новых медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств, а также осуществлении государственного контроля за их качеством;

Проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, связанных с неблагоприятным влиянием среды обитания человека на его здоровье;

Осуществлении мероприятий по санитарной охране террито­рии и лечебных местностей;

■ предоставляет органам государственной власти Российской Фе­дерации и органам государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, органам местного самоуправления, обществен­ным объединениям, предприятиям, учреждениям, организаци­ям и гражданам информацию о состоянии здоровья населения в связи со средой обитания человека, действующих нормативных актах санитарного законодательства Российской Федерации;

■ координирует деятельность предприятий, организаций, учреж­дений в организации и проведении производственного и обще­ственного контроля за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, выполнением гигиенических и про-

тивоэпидемических мероприятий и осуществляет методическое руководство по этим вопросам; " осуществляет методическое руководство работой по гигиениче­скому воспитанию и образованию граждан, участвует в пропа­ганде знаний по гигиене;

■ проводит научные исследования в области изучения состояния здоровья населения, профилактики заболеваний человека и сре­ды его обитания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы функции противопожарной службы Российской Феде­рации?

2. Какие задачи решает полиция Российской Федерации?

3. Охарактеризуйте деятельность службы скорой медицинской по­мощи.

4. Назовите принципы, лежащие в основе гидрометеорологиче­ской службы России.

5. Каковы функции государственной санитарно-эпидемиологиче­ской службы Российской Федерации?

| МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧС

Назначением мониторинга и прогнозирования являются наблю­дение, контроль и предвидение опасных процессов и явлений при­роды, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (воору­женных конфликтов, террористических актов и т. п.), являющихся источниками ЧС, а также динамики развития ЧС, определения их масштабов в целях решения задач предупреждения и организации ликвидации бедствий.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования ЧС выпол­няет Министерство природных ресурсов РФ, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мо­ниторинга, а также координацию деятельности в области наблюде­ний за состоянием окружающей природной среды. Министерство природных ресурсов организует:

■ мониторинг источников антропогенного воздействия на при­родную среду;

■ мониторинг животного и растительного мира, наземной флоры и фауны, включая леса;

■ мониторинг водной среды водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод;

■ мониторинг и прогнозирование опасных геологических процес­сов, включающие три подсистемы контроля: 1) экзогенных, 2} эндогенных геологических процессов и 3) подземных вод.

Министерство здравоохранения РФ через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осу­ществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области.

Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварий­ности организуют и осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Федеральная служ­ба по экономическому, технологическому и атомному надзору (Рос- технадзор), а также надзорные органы в составе федеральных ор­ганов исполнительной власти. Следует отметить, что надзорные органы имеются и в составе органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, а на предприятиях и в организациях - подразделения по промышленной безопасности предприятий и организаций.

Прогнозированием обстановки при ЧС принято называть выяв­ление и оценку обстановки по прогнозу. Основными задачами про­гнозирования ЧС являются:

■ выявление вероятности возникновения каждого из источников ЧС (опасных природных явлений, техногенных аварий, эколо­гических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.), масштабов ЧС и размеров их зон;

■ выявление возможных длительных последствий при возникно­вении чрезвычайных ситуаций определенных типов и их временных интервалов;

■ оценка потребности сил и средств для ликвидации прогнозируе­мых ЧС.

Вопросы, связанные с содержанием информации, порядком ее получения и оплаты на федеральном и территориальном уровнях, определяются соответствующими нормативными правовыми ак­тами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.

Под выявлением обстановки понимают сбор и обработку исход­ных данных о ЧС, определение размеров зон ЧС и нанесение их на карту (план).


Под прогнозной оценкой обстановки понимается определение влияния поражающих факторов источников ЧС на работу объектов экономики, жизнедеятельность населения и действия сил ликвида­ции ЧС.

Оценка обстановки включает в себя: выбор оптимальных дей­ствий сил ликвидации ЧС, работы объектов экономики и жизнедея­тельности населения; анализ полученных результатов и выбор наи­более целесообразных вариантов действий, которые обеспечивают минимальные потери или исключают их.

Выявление и оценка обстановки осуществляются в три этапа: первый этап - заблаговременные выявление и оценка обста­новки по прогнозу, оценочным параметрам ЧС с учетом преоб­ладающих среднегодовых метеоусловий. Основанием для этого являются сведения, полученные от соответствующих мини­стерств, ведомств и органов метеослужб. Полученные результа­ты необходимы для планирования мероприятий по защите на­селения и территорий; 4 второй этап - выявление и оценка обстановки по прогнозу после ЧС. Основанием для прогнозирования являются данные, поступившие от вышестоящих, подчиненных и взаимодейству­ющих органов управления РСЧС, объектов экономики и подчи­ненных сил разведки, наблюдения и контроля, с учетом реаль­ных метеорологических данных. Полученные результаты необ­ходимы для принятия председателями КЧС (комиссий по ЧС) решений разных уровней по защите населения и территорий, а также для уточнения задач органами разведки и проведения не­отложных защитных мероприятий; 1 третий этап - выявление и оценка фактической обстановки (по данным разведки). Основанием для этого являются данные, полученные от органов разведки, наблюдения и контроля, кото­рые необходимы для уточнения ранее принятых решений по за­щите населения и проведению работ по ликвидации ЧС.

Основными задачами Государственной санитарно-эпидемиоло­гической службы РФ являются:

Осуществление предупредительного и текущего санэпид- надзора;

Изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;

Динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими вредное и опасное воздействие на организм человека;

Выявление причин и условий возникновения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений;

Координация усилий органов государственной власти и управления, хозяйственных субъектов и граждан при разработке государственных, региональных и местных программ по охране здоровья;

Координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды обитания;

Учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии.

Главной задачей госсанэпидслужбы является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление или ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье (“Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ”, утвержденные постановлением Правительства № 625 от 05.06.94 г.).

Усилено значение службы как федерального надзорного органа со строгим подчинением по вертикали. Специальным постановлением Правительства № 264 от 01.04.93 г. ей поручено проводить совместно с органами исполнительной власти работу по подготовке региональных целевых программ по:

Созданию экологически чистых технологий, экологически чистого топлива;

Снижению вредного влияния промышленных предприятий на окружающую среду;

Улучшению условий труда и быта;

Строительству жилых домов, детских дошкольных и школьных учреждений, объектов здравоохранения;

Улучшению качества питьевой воды, продуктов питания и т. д.

Качественно новые профессиональные знания потребуются специалистам службы для выполнения таких функций, как разработка санитарных правовых норм и гигиенических нормативов, наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения (социально-гигиенический мониторинг), установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и средой обитания человека.

Комплексность деятельности центров ГСЭН предопределена принципами организации санэпидслужбы. Единство проведения предупредительного и текущего санэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий обусловливает главную роль центра ГСЭН в организации и координации санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности на административной территории. Он является организатором проведения комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий среди населения, осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний и формированию здорового образа жизни. В деятельности госсанэпидслужбы следует выделить разделы:

Организаторский - организует и координирует деятельность всех ведомственных учреждений и граждан;

Нормативный - разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарно-защитные зоны и уровни воздействия, проводит экспертизу и участвует в лицензионных комиссиях;

Методический - разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно-методическую документацию, новые методы профилактики и гигиенической диагностики;

Консультативный - специалисты центров ГСЭН консультируют ведомственные службы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, организации рационального питания, охраны окружающей среды, выбора и отвода земельных участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест; представляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической ситуации, показателях здоровья населения и др.

Контрольный - осуществляет государственный предупредительный и текущий санэпиднадзор;

Научно-практический - проводит углубленное изучение влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье населения.

Методы работы санитарный врач выбирает исходя из конкретной ситуации требований законодательства. На первом плане стоят:

Информационно-аналитические методы наблюдения, оценки и прогнозирования изменений (тенденций) в окружающей среде и здоровье населения (социально-гигиенический мониторинг) - для разработки предложений в проекты планов социального и экономического развития территорий; комплексные программы по охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан; их внесение в органы государственной власти и управления с целью обеспечения санитарно-эпидемио­логического благополучия населения;

Методы специальных санитарно-эпидемиологических исследований факторов, условий и причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;

Динамическое санитарное наблюдение и описание отдельных объектов, административных территорий, групп и факторов риска, определяющих здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (с целью их гигиенической оценки и прогнозирования тенденций, проблемно-целевого планирования профилактических мероприятий);

Метод экспертных оценок (санитарно-эпидемической ситуации, отдельных показателей здоровья и санэпидблагополучия населения);

Методы объективной оценки санитарного состояния объекта, территории - лабораторные и инструментальные исследования факторов окружающей среды;

Статистические методы - для обобщения и достоверного анализа полученных данных, графического их представления;

Социологические методы (анкетирование, интервью, направленный опрос) - для оперативного получения информации о факторах и группах риска, изменениях в здоровье населения, для медико-социального анализа;

Экспериментальные исследования.

Санитарно-эпидемиологическое заключение (далее по тексту также СЭЗ), как закреплено в статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту также ФЗ № 52), представляет собой документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, Федеральным законом, другими федеральными законами случаях уполномоченными органами государственной власти и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям (1) факторов среды обитания, (2) условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также (3) используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств ().

Заметим, что ранее, до принятия комиссией таможенного союза Евразийского экономического сообщества Решения от 28 мая 2010 года № 299 «О применении санитарных норм в Таможенном союзе» санитарно-эпидемиологические заключения выдавались и в отношении некоторых видов продукции, однако, после внесения на основании указанного решения в 2011 году изменений в положения ФЗ № 52 были отменены. Таким образом, в настоящее время объекты, подлежащие санитарно-эпидемиологическому контролю, исчерпываются тремя, обозначенными выше и конкретизируются положениями действующего законодательства РФ.

Важно заметить, что санитарно-эпидемиологический контроль, выдача компетентными государственными органами санитарно-эпидемиологических заключений и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении определенных видов деятельности являются одним из условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации и благоприятную окружающую среду.

Основные положения, касающиеся получения СЭЗ, его действия и действительности, прекращения и проч. закреплены Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Правила проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в настоящее время регламентируются двумя основными нормативными правовыми актами Роспротребнадзора: Приказом от 19 июля 2007 года № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (далее по тексту также Приказ № 224) и Приказом от 18 июля 2012 года № 775 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно- эпидемиологических заключений» (далее по тексту также Приказ № 775). При этом, основным документом является Приказ № 775, тогда как Приказ № 224 применяется в части, не противоречащей Приказу № 775 и Решению комиссии таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 28 мая 2010 года № 299 «О применении санитарных норм в Таможенном союзе» (по вопросу применения Приказа № 224 см. подробнее Письмо Роспотребнадзора от 2 июля 2013 года № 01/7446-13-31).

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 42 ФЗ № 52 санитарно-эпидемиологическое заключение выдается на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований. Дадим основные определения каждому из возможных видов оценки соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований.

Наименование вида Определение
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза деятельность органов и учреждений, осуществляющих государственный , федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15 — 28, 40 и 41 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Санитарно-эпидемиологическая оценка действия органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определению степени этого воздействия и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки.
Санитарно-эпидемиологическое обследование деятельность органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (А) производственных, общественных помещений, (Б) зданий, (В) сооружений, (Г) оборудования, (Д) транспорта, (Е) технологического оборудования, (Ж) технологических процессов, (З) рабочих мест.
Санитарно-эпидемиологическое испытание установление соответствия (несоответствия) характеристик испытываемого объекта требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов федеральными государственными учреждениями здравоохранения — центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном законом порядке.
Санитарно-эпидемиологическое исследование деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по определению свойств исследуемого объекта, его качественных и количественных характеристик, а также по установлению причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений.

Правила проведения мероприятий санитарно-эпидемиологического контроля и оказания государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения

Мероприятия санитарно-эпидемиологического контроля (экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценка и проч.) проводятся при наличии одного из следующих оснований:

  • A. предписание главного государственного санитарного врача или его заместителя, выдаваемое на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • B. определение, вынесенное должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации ;
  • C. заявление граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.
  • В случаях, предусмотренных в п.п. А и В мероприятия государственного санитарно-эпидемиологического надзора проводятся без взимания платы, тогда как в случае, указанном в п. С, они осуществляются на основе гражданско-правового договора, в связи с чем, соответственно, подлежат оплате. В случае, предусмотренном в п. С, проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы и выдача соответствующего экспертного заключения является основанием для предоставления государственной услуги в соответствии с Приказом № 775 «Выдача на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений» (далее по тексту также государственная услуга). Однако, такая услуга, проводимая в целях федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, социально-гигиенического мониторинга оказывается без взимания платы.

Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке (см. п. 1 статьи 42 ФЗ № 52). Юридические лица, индивидуальные предприниматели и эксперты, которые проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, в силу п. 4 ст. 42 ФЗ № 52 несут ответственность за качество и объективность последних в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примерный перечень организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические экспертизы, утвержден приказом Роспотребнадзора от 12 ноября 2007 г. № 319, который в настоящее время включает в себя 15 организаций.

Заметим, что специальными функциями в области проведения соответствующих санитарно-эпидемиологических мероприятий надзора и контроля наделены федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, а также в организациях отдельных отраслей промышленности.

В предоставлении государственной услуги по выдаче СЭЗ наряду с перечисленными выше государственными органами участвуют также Федеральная налоговая служба России, которая рамках межведомственного электронного взаимодействия предоставляет специалистам Роспотребнадзора сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).

Сведения о местонахождении Федеральных бюджетных учреждениях здравоохранения — центрах гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, несущих основную нагрузку по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, приводятся в приложении № 2 к Регламенту, утв. Приказом № 775.

Результатом санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок являются оформленные в соответствии с требованием законодательства РФ экспертное заключение, акт обследования, протокол исследований (испытаний). Типовые бланки данных документов утверждены Приказом Минздрава РФ от 27 октября 2000 г. № 381 «О бланках типовых документов, используемых центрами Госсанэпиднадзора». Подготовленные по результатам проведения мероприятий санитарно-эпидемиологического контроля экспертное заключение, акт обследования и протокол исследований (испытаний) являются основаниями для последующего получения заинтересованным лицом государственной услуги по выдаче Роспотребнадзором санитарно-эпидемиологического заключения.

По общему правилу санитарно-эпидемиологические экспертизы и иные виды мероприятий санитарно-эпидемилогического контроля проводятся уполномоченными на то организациями (в основном это упомянутые выше ФБУЗы «Центры гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора») по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица в срок не более 2 (два) месяца.

Непосредственно же оформление санитарно-эпидемиологического заключения и его выдача осуществляются Роспотребнадзором и его территориальными управлениями, перечень которых приведен в Приложении № 1 к Регламенту, утв. Приказом № 775, в срок не более 30 (тридцать) дней.

Таким образом, общее время, необходимое для получения заинтересованным лицом санитарно-эпидемиологического заключения, составляет не более 3 (три) месяцев, поскольку как следует из изложенного выше, включает в себя два обозначенных этапа:

  • первый — проведение мероприятий санитарно-эпидемиологического контроля и получение по их итогам экспертного заключения;
  • второй — оформление и выдача управлением Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологического заключения на основании представленного заявления и экспертного заключения.

Подпишитесь на нас

Похожие публикации