Президент рф осуществляет управление федеральной собственностью. Осуществление управления федеральной собственностью осуществляет Кто осуществляет управление федеральной собственностью

Федеральные и региональные власти действуют как совместно, так и раздельно. Этот принцип закрепляется в статьях 71-72 Конституции РФ. Управление федеральной собственностью осуществляют центральные органы власти. Именно об их деятельности будет рассказано в этой статье.

Кто управляет федеральной собственностью?

На федеральном уровне в Российской Федерации действует множество самых разных органов власти. Все они тесно взаимосвязаны между собой. Свою работу осуществляет глава государства, парламент, правительство и суды. Все эти инстанции в той или иной степени имеют отношение к управлению федеральной собственностью.

Основная роль - у главы государства. Именно президент осуществляет управление федеральной собственностью. Заключается это в согласовании действий всех властных институтов. Глава страны издает приказы и распоряжения, на основании которых и реализуется управление общегосударственной собственностью.

Особой ролью обладает и правительство - центральный орган исполнительной ветви власти. По Конституции именно эта инстанция наделена рядом полномочий, связанных с управлением государственным имуществом. Правительство состоит из множества министерств. Особую роль здесь играет Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью. Именно это министерство занимается координацией различных учреждений, обществ и предприятий. Про агентство будет рассказано далее.

История органа

Для лучшего понимания того, как именно функционирует Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью, необходимо обратить внимание на историю развития этого органа. В июле 1990 года был сформирован ГКИ РСФСР - Государственный комитет по работе с имуществом. Именно этот орган управлял всей государственной собственностью, находящейся на территории РСФСР. Различные предприятия, органы и инстанции находились в собственности ГКИ, руководителем которого с 1991 по 1994 год был Анатолий Чубайс.

Полномочия по разграничению собственности комитет начал организовывать в январе 1991 года. Именно тогда отдельные виды имущества стали переходить во владение республик, областей, округов и краев. В это же время появился указ главы государства РФ, по которому утверждалась приватизационная программа. ГКИ РФ стал органом, в обязанности которого вошла реализация этой программы.

В 1997 году ГКИ РФ был преобразован в Министерство гос. имущества, а в 2000 году - в Министерство имущественных отношений. Орган был ликвидирован в 2008-м и заменен на Росимущество. Таким образом, российская инстанция по управлению федеральной собственностью обладает обширной и насыщенной историей. У министерства имеется опыт работы по передаче, реализации и модернизации государственного имущества.

Структура Росимущества

20 апреля 2016 года руководителем Росимущества был назначен Дмитрий Пристансков. Это же лицо является заместителем министра по экономическому развитию страны, коим на данный момент выступает Максим Орешкин. Центр управления федеральной собственностью имеет обширную структуру, в которую входит ряд самых разных агентств. Здесь стоит выделить следующие инстанции:

  • управление имуществом казны РФ;
  • развитие инвестиционных правоотношений;
  • управление собственностью федеральных органов и организаций в области государственной безопасности;
  • реструктуризация государственных инстанций по управлению активами;
  • сотрудничество с международными организациями по защите собственности;
  • земельные отношения;
  • судебная защита, финансовое управление и собственность с особыми режимами управления;
  • федеральное имущество;
  • информационные технологии и информационная политика, архивы и делопроизводство;
  • управление технологиями корпоративного типа;
  • секретное делопроизводство.

Таким образом, центр управления федеральной собственностью осуществляет множество функций в самых разных общественных областях.

Цели Росимущества

На что направлена деятельность органа по защите федерального имущества? В соответствующем правительственном постановлении закреплены следующие цели рассматриваемой инстанции:

  • управление государственной собственностью и анализ приватизационной деятельности, использование маркетинговых, социологических, финансовых и прочих исследований;
  • разрешение вопросов о числе акций, находящихся в собственности государственного характера, поддержание механизмов регулирования в сфере экономики;
  • разработка и проведение ряда земельных работ при участии исполнительных структур, которые заинтересованы в этом;
  • разработка и внедрение нормативных актов, которые касаются контроля, учета и использования государственного имущества.

Росимущество является целой системой. Здесь есть как центральный орган, так и региональные отделения. Центральная инстанция занимается в основном модернизационной и аналитической деятельностью. Субъектные ведомства реализуют основой ряд полномочий.

Центр управления федеральной собственностью: функции и задачи

Каких целей должно добиться правительство, осуществляющее управление федеральной собственностью? Во-первых, должен быть достигнут и обеспечен важнейший конституционный принцип, в соответствии с которым устанавливается единство экономического и социального пространства. Во-вторых, должна быть четко распланирована деятельность инвестиционного характера с последующим принятием мер реализации этой деятельности. Также необходимо сформировать исчерпывающий план по обеспечению работы и экономического благосостояния оборонных отраслей.

Росимущество как основное правительственное ведомство, в обязанности которого входит работа с общегосударственной собственностью, должно принимать все законные меры по защите производителей-соотечественников. Должна быть выстроена грамотная государственная политика в сферах международного и финансового взаимодействия.

Полномочия Росимущества в области работы с собственностью

В 2008 году правительством было принято специальное постановление, в котором закреплялись основные обязанности и полномочия органов управления государственной федеральной собственностью. Росимущество занимается закупкой товаров, услуг и работ для обеспечения федеральных и региональных нужд. Действует орган в строгом соответствии с нормами закона. Рассматриваемое министерство обладает статусом собственника в отношении имущества федерального уровня. Подобный статус необходим для исполнения функций федеральных органов.

Работа с имуществом, связанным с государственными акциями, долями, хозяйственными объектами, уставными капиталами и многим другим, также относится к ведению Министерства по управлению общегосударственной собственностью. Стоит также отметить, что рассматриваемый орган может выступать и в качестве продавца. Необходимо это, как правило, для приватизации государственного имущества. Собственность, готовая к приватизации, может быть получена разными способами. Закон, например, говорит об ее изъятии в ходе судопроизводства. Спиртосодержащая продукция и табак подлежат отдельному государственному регулированию - по акцизной политике и в соответствии с отдельным федеральным законом.

Разработка программ

В главе 2 постановления правительства, что осуществляет управление федеральной собственностью в РФ, рассказывается про порядок организации работы с имуществом. Согласно норме 5.11, в обязанности Росимущества входит оценивание собственности. Проводится оценка для определения и сравнения договорных условий с положением, господствующим на момент проверки. Росимущество может осуществлять и функции заказчика. Министерство готовит специальную программу, в которой определяет цели и задачи. По мере осуществления закупок цели закрываются. Приобретенное имущество получает статус федеральной собственности. Стоит также отметить, что Росимущество играет немалую роль при передаче частей общегосударственной собственности регионам. То же касается и обратного процесса: в случае необходимости именно рассматриваемое ведомство занимается приобретением имущества от субъектов РФ.

Росимущество является частью Министерства экономического развития РФ. В связи с этим в обязанности ведомства входит подготовка и передача различных программ, проектов и отчетов. По сути, ведомство должно отчитываться перед крупным правительственным министерством. Вот что Росимущество должно передавать Министерству экономического развития РФ:

  • отчет об обороте собственности;
  • проект программы по прогнозу;
  • совокупность предложений о формировании перечня предприятий стратегического характера;
  • отчет об итогах приватизационных процессов;
  • предложения по модернизации работы;
  • прогнозы, а также многое другое.

Росимущество должно тесно взаимодействовать и с другими государственными органами. О видах такого взаимодействия будет рассказано далее.

Взаимодействие с другими органами

В пунктах 5.20-5.30 Постановления о федеральной государственной собственности и управлении ею рассказывается про еще одну группу функций рассматриваемого органа. Так, Росимущество имеет возможность изымать собственность, которая находится в государственном ведении оперативных и хозяйственных управлений. Помимо прочего, в обязанности инстанции входит изъятие лишней части имущества при реализации оперативного управления.

Росимущество сотрудничает с множеством самых разных органов. Сотрудничество всегда проявляется в реализации основного полномочия - управления собственностью. Стоит обратить внимание, например, на взаимодействие с Министерством обороны. Росимущество совместно с этим органом занимается высвобождением недвижимой собственности военного характера.

Орган по управлению общегосударственным имуществом взаимодействует и с Министерством экономического развития. Росимущество передает в эту инстанцию отчеты о проделанной работе и осуществленных функциях. Совместно с Министерством экономического развития рассматриваемый орган реализует ряд полномочий по подготовке унитарных государственных предприятий к приватизационным процессам, утверждает аудитора и определяет размер оплаты услуг. Сюда же входит обязанность Росимущества по утверждению условий конкурса при сбыте приватизируемой собственности.

Руководитель Росимущества

Главой российского центра по управлению федеральной собственностью является заместитель министра по экономическому развитию. Назначается и освобождается на должность это лицо приказом правительства по представлению самого министра. Руководитель Росимущества несет полную персональную ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей и полномочий. Какими функциями обладает руководитель рассматриваемого ведомства?

Вот что здесь стоит выделить:

  • распределение полномочий между собственными заместителями;
  • разработка проекта положения о ведомстве;
  • назначение на должность и снятие с нее председателей территориальных ведомственных органов, а также центральной инстанции;
  • формирование предложений к правительству, главе государства, парламенту и пр.;
  • утверждение ведомственных наград и премий;
  • выплата отдельных доверенностей от имени российского правительства;
  • осуществляет многие другие функции, прописанные в правительственном постановлении.

Федеральное агентство должно иметь свой флаг, вымпел и эмблему. Все эти элементы должен утвердить российский Геральдический совет. Все субъекты управления федеральной собственностью (должностные лица) должны быть указаны в соответствующей документации и государственных реестрах.

Региональные отделения Росимущества

Согласно закону, орган по работе с общегосударственной собственностью должен иметь несколько подразделений. Территориальные подразделения Росимущества составляют единую систему институтов, в обязанности которых входит управление государственной собственностью. Система создается в конкретном регионе по схеме, составленной по приказу центральной инстанции.

Каждое территориальное подразделение наделено рядом обязанностей и прав. В период своего функционирования такой орган осуществляет следующий ряд функций:

  • учитывает и проверяет договоры федерального имущества арендного характера;
  • ведет учет материальных ценностей в конкретных российских субъектах;
  • занимается составлением отчетов о выполняемой задаче относительно разработки бюджета и пользования государственным имуществом;
  • учитывает и контролирует акционерные общества, которые появляются для приватизации государственных предприятий на территории конкретного региона;
  • реализует оценочную экспертизу стоимости имущества федерального характера;
  • обеспечивает сохранность целевого применения имущества государственного типа.

Таким образом, региональные подразделения Росимущества также обеспечивают сохранность федеральной собственности.


Основной закон и гражданское законодательство РФ содержат положения, с одной стороны, предоставляющие органам государственной власти право выступать от имени РФ при управлении федеральной собственностью, но, с другой — ограничивающие или вообще не признающие такого права. Чтобы снять это противоречие либо констатировать его реальное существование, необходимо, уяснить каким образом трактуется управление федеральной собственностью в Конституции РФ и гражданском законодательстве.

В Конституции РФ управление закономерно и обоснованно понимается в широком смысле как совокупность самых разных способов и форм воздействия на объект управления, включая и гражданско-правовые. Но дословно об управлении говорится всего дважды — в связи с федеральной собственностью. В частности, подп.»д» ст.71 определяет, что в ведении РФ находятся: «федеральная государственная собственность и управление ею», а ст.114 устанавливает, что Правительство РФ «осуществляет управление федеральной собственностью».

На вопрос о том, может ли орган государственной власти осуществлять от имени РФ право управления федеральной собственностью, Основной закон отвечает утвердительно. В силу ч.1 ст.78 Конституции РФ «федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц». В соответствии с ч.2 ст.78 Конституции РФ «федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Это относится и к полномочию Правительства РФ по управлению федеральной собственностью в силу подп.»г» ст.114 Конституции РФ.

При этом передача осуществления части полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации возможна только в случае соблюдения как минимум трех обязательных условий. Во-первых, жестко обозначается объем передаваемых полномочий: ч.2 ст.78 Конституции РФ предусматривает возможность передачи лишь части полномочий. То есть попытка Правительства РФ передать субъектам все полномочия на объект федеральной собственности была бы незаконна. Во-вторых, такая передача производится только по соглашению между федеральными органами исполнительной власти и соответствующими органами субъекта Федерации. В-третьих, данное соглашение должно соответствовать нормам Конституции РФ и федеральных законов.

Нормы гражданского законодательства

ГК РФ ничего не говорит об управлении федеральной собственностью в широком, конституционно-правовом понимании управления, но подтверждает право государственных органов РФ выступать от имени РФ в отношениях по управлению федеральной собственностью. Правда, описано это право языком и в понятиях гражданского права: в рамках своей компетенции органы государственной власти от имени РФ могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности и выступать в судах (ст.125 ГК РФ).

Обращает на себя внимание, однако, то обстоятельство, что в ГК РФ ничего не сказано о возможности передачи государственными органами РФ своих прав и обязанностей по гражданскому обороту органам государственной власти субъектов РФ (равно как и наоборот). Отсюда возникают два следствия: либо управление федеральной собственностью, и в частности передача полномочий по управлению такой собственностью государственным органам низших уровней, осуществляется только в негражданском порядке (например, властными актами), либо ГК РФ допускает возможность передачи органам государственной власти субъектов РФ прав управления федеральной собственностью посредством гражданско-правовых договоров продажи, мены, дарения, безвозмездного пользования и т.п. сделок. Но в таком случае у РФ могут возникнуть имущественные обязательства, выполнение которых способно противоречить конституционным принципам разграничения предметов ведения РФ и субъектов РФ, а также сфер компетенции государственных органов.

Вместе с тем ГК РФ содержит существенное отличие от Конституции РФ в сфере управления федеральной собственностью. Он предусматривает возможность передачи права такого управления не только органу государственной власти (чем ограничивается Конституция РФ), но и частному лицу — юридическому или физическому. Управление собственностью частным лицом, не обладающим полномочиями публичной власти, принципиально меняет методы и формы управления. Частное лицо неизбежно вынуждено управлять федеральной собственностью частными, т.е. гражданско-правовыми, методами.

Право оперативного управления

ГК РФ дважды использует выражение «управление имуществом». Один раз оно относится к институту права оперативного управления. Это право лица, которое не является собственником имущества, но получило от собственника право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Передачу такого имущества и прав на него осуществляет орган государственной власти, который от имени РФ обладает полномочиями собственника федерального имущества, а лицом, которому передается право оперативного управления, является унитарное казенное предприятие.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» (далее — Закон) придает новую жизнь этому правовому институту, существование которого в российском праве ранее рассматривалось как дань потребностям не сформировавшейся, переходной экономики.

Дело в том, что казенное предприятие за рубежом (во Франции, Германии и др. странах) — это специализированное подразделение государственного органа управления (министерства или иного ведомства), правда, обладающее отдельным, «дополнительным» или «присоединенным» бюджетом (budget — annexe, annexed budget) и самостоятельной, собственной отчетностью. Но в гражданском обороте участвует не само предприятие, а административная структура, в состав которой оно входит. Министерство или иное ведомство приобретает права и обязанности, несет полную гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам, связанным с хозяйственной деятельностью подведомственного казенного предприятия.

Не вдаваясь в особенности трактовки казенного предприятия по российскому и зарубежному праву, подчеркнем, что согласно Закону права собственника имущества федерального унитарного предприятия от имени РФ осуществляют органы государственной власти РФ. В отличие от ГК РФ (п.7 ст.114) Закон запрещает унитарному предприятию «размножаться», т.е. создавать дочерние унитарные предприятия, передавая им свое имущество. С этой же целью Закон запрещает создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъекта РФ или муниципальных предприятий.

Особого внимания заслуживают нормы п.2 ст.20 Закона, в соответствии с которыми правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности РФ, не могут быть переданы субъекту РФ или муниципальному образованию. Хотя эти нормы формально не противоречат положениям ст.78 Конституции РФ о возможности передачи государственными органами РФ осуществления части своих полномочий органам государственной власти субъектов РФ, они все же не совсем соответствуют либеральному духу Основного закона, которым пронизаны положения Конституции РФ о собственности и правах собственника.

Закон требует также, чтобы ликвидация унитарного предприятия осуществлялась посредством его прекращения без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это значит, что право управления федеральной собственностью, закрепленной за ликвидируемым предприятием, вновь возвращается к Правительству РФ или иному уполномоченному федеральному государственному органу.

Право доверительного управления

Это второй случай, когда ГК РФ буквально использует выражение «управление имуществом». В отличие от правового института оперативного управления доверительное управление федеральной собственностью пока не получило практического воплощения в российской экономике. Сама трактовка доверительного управления как обязательственного права остается спорной.

Позиция ГК РФ сводится к тому, что субъекты РФ не могут быть доверительными управляющими. Согласно п.2 ст.1015 ГК РФ имущество не подлежит передаче в доверительное управление государственному органу или органу местного самоуправления.

Запрет на передачу имущества в доверительное управление государственному органу позволяет избежать «скрытой» передачи имущества в «доверительное управление» кому-нибудь из должностных лиц. Важно также и то, что запрет на осуществление доверительного управления государственными органами субъектов РФ связан с возможной ответственностью управляющего по обязательствам из договора доверительного управления принадлежащим ему имуществом (ст.1022 ГК РФ). Ограниченным характером прав государственных органов на закрепленное за ними имущество это исключается.

По этим причинам гражданское законодательство четко устанавливает, что доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия (п.1 ст.1015 ГК РФ). Это еще одно ограничение положений п.1 ст.124 ГК РФ в сфере управления федеральной собственностью. В случаях когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законом, доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения.

Лица, назначенные государственным органом Федерации управлять федеральной собственностью, расположенной на территории субъекта Федерации, должны прежде всего руководствоваться указаниями собственника, то есть указаниями федеральной власти, и быть ответственными перед ней. Никакой совместной компетенции, или совместной собственности, здесь нет. Нет здесь и совместного ведения, так как объект управления, федеральное имущество, остается в федеральной собственности.

Федеральный государственный орган может назначить управляющего собственностью РФ из числа кандидатур, предложенных субъектом Федерации. Но Федерация вправе как принять, так и отвергнуть предлагаемые кандидатуры и назначить собственного управляющего. Это исключительное право собственника, вытекающее из ст.209 ГК РФ.

То есть, например, в силу п.»д» ст.71 и п.»г» ст.114 Конституции РФ лицо, назначенное Правительством РФ непосредственно управлять федеральной собственностью, является уполномоченным агентом Правительства РФ. Субъект РФ к этой собственности отношения не имеет.

Таким образом, исходя из норм Конституции РФ, ГК РФ и других нормативных актов, на возникшие вопросы могут быть даны следующие ответы:

1) передача субъекту РФ в доверительное управление объектов федеральной собственности невозможна;

2) государственные органы субъекта РФ не могут выступать в качестве доверительного управляющего;

3) передача прав субъекту РФ по управлению объектами федеральной собственности должна оформляться иным, не гражданско-правовым, способом, т.е. в рамках конституционно-правовых или административно-правовых отношений. Что касается целостного правового механизма передачи прав на объекты федеральной собственности, то такой механизм целесообразно предусмотреть в специальном федеральном законе или постановлении Правительства РФ с учетом изложенных правовых аспектов.

С. Мареева,

аспирантка ИГП РАН

Правовые основы формирования муниципальной собственностью

Управление государственным имуществом («государственной собственностью») относится к компетенции органов исполнительной власти. На федеральном уровне эти полномочия закреплены за Правительством РФ в статье 114 (пункт "г" части 1) Конституции РФ и в статье 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Органы законодательной власти вправе лишь устанавливать порядок и условия управления государственным имуществом, т.е. принимать нормативные акты в отношении всех или индивидуально не определенной части объектов государственного имущества, и осуществлять контроль за их соблюдением. Однако органам законодательной власти не предоставляется права принятия распорядительных решений в отношении отдельных объектов государственного имущества. Такие решения вправе принимать только органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией.

Разграничение полномочий органов законодательной и исполнительной власти было предметом спора, который рассматривался в 1999 году Конституционным Судом РФ. Конституционный Суд в Постановлении от 20.07.1999 N 12-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 30. ст. 3989) пришел к следующим выводам. Из положений Конституции РФ следует, что законодатель вправе определять порядок управления федеральной собственностью, а также объем и пределы осуществления права собственности - владения, пользования и распоряжения федеральным имуществом, в том числе возможность его отчуждения, основания и порядок отчуждения. При этом законодатель вправе предусмотреть критерии и порядок отнесения отдельных объектов к особо важным, отчуждение которых возможно на основе принятия специального федерального закона.

Аналогичным образом строится и распределение полномочий между органами законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ. Согласно положениям Федерального закона от 6.10.1999 №184-ФЗ порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта. Законодательный орган вправе осуществлять контроль за распоряжением собственностью (ст.5), а непосредственное управление и распоряжение собственностью осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ (ст.21).

На Правительство РФ возлагается общее полномочие по управлению федеральной собственностью. В целях реализации своих полномочий Правительство РФ как высший орган исполнительной власти вправе передавать иным федеральным органам исполнительной власти свои полномочия, кроме прямо закрепленных за ним в федеральном законодательстве. В частности, ст.12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ предусматривает полномочия Правительства по распределению функций между федеральными органами исполнительной власти.



В результате Правительство РФ определяет общие правила и порядок реализации прав собственника в отношении федерального имущества, распределяет полномочия по осуществлению этих прав между федеральными органами исполнительной власти. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 3.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5074) и Постановление Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" (СЗ РФ. 2004, N 7, ст. 537).

Существующая в настоящее время система федеральных органов исполнительной власти предполагает распределение функций по управлению федеральным государственным имуществом между федеральными агентствами и государственными комитетами, осуществляющими функции по управлению государственным имуществом в различных отраслях, и специализированным органом – Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

В отдельных сферах осуществления исполнительной власти функции федеральных агентств сводятся к реализации полномочий собственника в отношении находящихся в их ведении государственных учреждений и государственных унитарных предприятий.

Специализированный орган – Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом – действует на основании Постановления Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 (СЗ РФ.2004. N 49. Ст. 4897).

К его функциям относится:

  • координация деятельности других федеральных органов власти, осуществление общего учета федерального имущества, ведение реестра федерального имущества (на основании Постановления Правительства РФ от 3.07.1998 №696 // СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3354), принятие решение о реорганизации ГУПов;
  • осуществление прав собственника в отношении имущества, не закрепленного за организациями, находящимися в ведении других федеральных агентств, и образующего государственную казну Российской Федерации (земельные участки);
  • реализация прав Российской федерации на участие в управлении хозяйственными обществами на основании владения акциями и долями в их уставном капитале, в том числе с использованием права «золотой акции» и выступая их учредителями от имени РФ;
  • контроль за осуществлением прав собственника иными федеральными агентствами, сохранностью и целевым использованием федерального имущества, организация проверок (ревизий) их деятельности, согласование сделок с недвижимым имуществом ГУПов;
  • выполнение функций по приобретению в федеральную собственность и оформлению прав Российской Федерации на полученное имущество;
  • распоряжение федеральным имуществом (подготовка проекта прогнозного плана приватизации, организация продажи государственного имущества), в том числе и наделение государственных учреждений и унитарных предприятий имуществом на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Кроме того, деятельность по организации продаж государственного имущества федеральное агентство осуществляет с помощью специально созданного для этих целей государственного учреждения – Российского фонда федерального имущества, действующего на основании Постановления Правительства РФ от 25.12.2002 N 925 (СЗ РФ.2002, N 52 (2 ч.), ст. 5229).

Осуществляет управление федеральной собственностью; Принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; Осуществляет меры по обеспечению законности, прав человека.

«Справедливая Россия» — Справедливая Россия- левоцентристская политическая партия в России, придерживающаяся идеологии социал-демократии. Политическая партия. История. Выполнила: Устюшенко Виктория ученица 11а класса. Лидер: Сергей Миронов; Дата основания: 28 октября 2006г; Штаб-квартира: Москва; Идеология: Социал-демократия; Количество членов: 409 374. В соответствии с новой редакцией Устава были избраны руководящие органы партии. 25 июня 2009 год в Москве прошёл IV Съезд партии «Справедливая Россия».

«Веб-дизайн» — 6. Наполнение контентом и публикация Сайт наполняют контентом - текстами, изображениями, файлами для скачивания и т. д. 4. Тестирование. Дизайн веб-страниц должен быть простым, а текст — убедительным. 1. Дизайн основной и типовых страниц сайта Начинается работа с создания дизайна, обычно в графическом редакторе.

«Конституция и власть» — Конституционное (государственное) право – ведущая отрасль российской правовой системы. Преамбула. Органы государственной власти. Законодательная инициатива; Подготовка законопроекта; Внесение законопроекта в Гос. «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом РФ» (статья 94 Конституции РФ). Принципы конституционного права: Судебная власть. Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Гос. Совет Федерации. Заключительные и переходные положения. Прокуратура РФ. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

«Правое дело» — Борис Титов. Леонид Гозман. Цель партии. Структура партии «Правое Дело» в основном построенна на базе СПС. История. Выполнила: Цыренжапова Наталья ученица 11а класса. Георгий Бовт. Состав Федерального политсовета. Штаб-квартира:Россия,Москва Кол-во членов:61 919. Лидеры партии. Выборы. Политическая партия «Правое дело».

«Политические партии России» — Единая Россия. Коммунистическая партия Российской Федерации. Союз правых сил (СПС). Создана 13 декабря 1989 года. Справедливая Россия. Политические партии и власть. «ЯБЛОКО» - умеренно левая социал-либеральная политическая партия современной России. Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Партия Гражданская сила. Этимологически “партия” означает “часть”, “отдельность”, элемент политической системы. Политическая партия «Патриоты России».

«Социальная стратификация» — Социальная стратификация – общественное распределение результатов труда, т.е. социальных благ. Образование. Рабство Касты Сословия. Опишите структуру средневекового европейского общества и социальную мобильность в нем. Открытое общество. Политическая – авторитеты, власть, престиж, звания, почести. Лифты социальной мобильности. Престиж. Три разновидности стратификации: Экономическая – в различии доходов и уровня жизни. Теория стратификации Толкота Парсонса.

Всего в теме «Обществознание 11 класс» 46 презентаций

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

www.constitution.ru

Управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ

Управление федеральной собственностью относится к исключительной компетенции госструктур. Законодательством определяется круг этих уполномоченных институтов, порядок и условия пользования, распоряжения, владения имуществом. Рассмотрим далее, кто занимается управлением федеральной собственностью.

На федеральном уровне действуют различные органы власти. Между ними устанавливаются тесные взаимосвязи. На этом уровне, в частности, работают президент, правительство, ФС, субъекты РФ, фискальные и прочие ведомства и министерства, фонды и так далее. В существующей системе особая роль принадлежит Главе государства. Именно президент обеспечивает согласованность в действиях всех институтов власти посредством издания указов и распоряжений. Этими актами, в том числе, координируется управление федеральной собственностью. Такие указы и распоряжения обладают многократным или постоянным действием.

Органы управления государственной (федеральной) собственностью

Ключевая роль в решении вопросов, касающихся госимущества, принадлежит исполнительным институтам власти. Высшим органом в системе является правительство. Оно наделяется соответствующими полномочиями Конституцией и ФЗ. Правительство осуществляет управление федеральной собственностью во взаимодействии с различными институтами власти, госпредприятиями, учреждениями, акционерными обществами. В системе власти созданы также министерства, в полномочия которых включены вопросы, касающиеся госимущества. Особой компетенцией наделяется Минэкономразвития. Необходимо отметить и Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью. Этот институт решает огромное количество задач, в том числе, предоставляет услуги населению, обеспечивает реализацию госполитики в имущественной сфере.

Высший исполнительный институт

Как было указано, управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ. В процессе реализации своих полномочий этот институт взаимодействует с другими структурами по двум направлениям: сверху вниз и снизу вверх. В первом случае инициатива исходит от правительства, а во втором – от исполнительной власти на местах.

В процессе работы:

  1. Обеспечивается единство социально-экономического пространства и свобода хозяйственной деятельности.
  2. Вырабатывается инвестиционная политика и предпринимаются меры по ее реализации.
  3. Прогнозируется социально-экономическое развитие, составляются программы для расширения приоритетных отраслей народного хозяйства.
  4. Разрабатывается и реализуется госполитика в области международного, финансового взаимодействия.
  5. Обеспечивается управление федеральной собственностью.
  6. Принимаются меры для защиты интересов российского производителя.
  7. Формируется мобилизационный экономический план, обеспечивается функционирование оборонных отраслей.

Поскольку в первую очередь управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ, на этот институт возлагается большой объем работы. В своей деятельности эта структура учитывает необходимость стабилизации и расширения производства на госпредприятия, применения антимонопольных и прочих мер. Обеспечивая управление федеральной собственностью, высший исполнительный институт рассматривает проекты планов приватизации, решает вопросы, касающиеся предоставления дотаций, субвенций, оказания иных видов помощи на безвозмездной и возвратной основе.

Оно обладает обширными полномочиями в сфере народного хозяйства. В задачи Министерства входит и управление федеральной собственностью. Среди ключевых его функций следует отметить:

  1. Разработку предложений о развитии госсектора экономики совместно с другими исполнительными структурами, анализ и прогнозирование развития.
  2. Составление планов реформирования госпредприятий, общее методическое руководство и координация деятельности других институтов власти в данной сфере.
  3. Участие в формировании приватизационной политики и управления госимуществом.
  4. Контроль деятельности естественных монополий, разработка прогнозов по объемам производства.

В процессе своей работы Минэкономразвития тесно взаимодействует с другими Министерствами (сельского хозяйства, энергетики, экологии и природных ресурсов, торговли и промышленности, регионального развития и так далее).

Выше отмечалось, что управление федеральной собственностью осуществляет не только исполнительная ветвь власти. К уполномоченным в данной сфере структурам относят и Счетную палату. Она представляет собой постоянно действующий институт, обеспечивающий финансовый контроль. Счетная палата формируется Федеральным Собранием. В качестве одной из ключевых задач структуры выступает определение целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств и использования госимущества.

Федеральное агентство по управлению государственной собственностью (Росимущество)

Эта структура находится в ведении Минэкономразвития. Непосредственное управление федеральной собственностью осуществляет центральный аппарат Росимущества. Эта структура работает в сфере земельных отношений, реализует функции по предоставлению гос. услуг. Росимущество:

  1. Обеспечивает управление федеральной государственной собственностью, осуществляет анализ процессов, связанных с его приватизацией и распоряжением им. В этих целях выполняются социологические, маркетинговые, научно-технические и другие исследования. На основе полученных результатов разрабатываются предложения по совершенствованию экономических методов и механизмов реформирования имущественных и земельных отношений.
  2. Рассматривает вопросы, касающиеся оптимизации числа акций АО, находящихся в госсобственности. При реализации этой задачи обеспечивается проведение госполитики и сохранение механизмов регулирования в соответствующих экономических отраслях.
  3. Анализирует показатели результативности работы унитарных госпредприятий по секторам народного хозяйства для оптимизации их количества и повышения конкурентоспособности.
  4. Обобщает имеющиеся предложения, касающиеся вопросов совершенствования процессов распоряжения и управления собственностью.
  5. Разрабатывает при участии заинтересованных исполнительных структур программы проведения земельной реформы.
  6. Составляет проекты законов и прочих нормативных актов, касающихся вопросов учета, распоряжения, владения, приватизации и контроля использования госимущества.
  7. Подготавливает предложения Правительству по разграничению государственной собственности. Данная работа проводится совместно с региональными и местными властями.

Центральный аппарат Росимущества

В его структуру входят:

  1. Руководство (начальник и его заместители).
  2. Советники (помощники).
  3. Структурные подразделения.

В составе последних присутствуют управления:

  1. Реестра, анализа деятельности по использованию госимущества.
  2. Земельного фонда.
  3. Имущества госказны, обеспечения материальной основы функционирования структур власти, организаций и публичных образований.
  4. Приватизации госсобственности.
  5. По работе с имуществом, находящимся под арестом.
  6. Правовое управление.
  7. По распоряжению имуществом, изъятым в пользу государства или обращенным в федеральную собственность.
  8. Инфраструктурных отраслей и предприятий ВПК.
  9. Имущества правоохранительных, силовых ведомств, судебных инстанций.
  10. Организации оценки госсобственности и аудита.
  11. Инновационных технологий и предприятий промышленного комплекса.
  12. Социально-культурных организаций и иностранной собственности.
  13. По координации работы территориальных структур.
  14. Материально-технического обеспечения и госзаказа.
  15. Имущества предприятий научной сферы.
  16. Информационной политики.
  17. Финансов.
  18. Секретного делопроизводства.
  19. Предпродажной подготовки и продаж приватизируемого имущества.

Они сформированы Росимуществом в соответствии с действующим законодательством. Территориальные подразделения составляют единую систему институтов управления и приватизации госсобственности. Они создаются по приказу Росимущества в конкретном муниципальном образовании, согласно схеме, утвержденной в установленном порядке. Все, кто занимается управлением федеральной собственностью, наделяются правами и обязанностями, а также полномочиями для их реализации.

Каждое территориальное подразделение Росимущества, обеспечивая управление федеральной (государственной) собственностью, осуществляет:

  1. Ведение реестра материальных ценностей, находящихся в конкретном регионе.
  2. Учет акционерных обществ, образованных при приватизации унитарных госпредприятий, расположенных на территории субъекта.
  3. Согласование действий по внесению организациями имущества в уставной капитал экономических субъектов, на залог, ведение соответствующих реестров.
  4. Учет арендных договоров, предметом которых выступает федеральная собственность.
  5. Организация и контроль реализации программы приватизации.
  6. Изъятие неиспользуемого либо эксплуатируемого ненадлежащим образом госимущества, переданного в оперативное управление.
  7. Предоставление отчетов о выполнении заданий, касающихся формирования доходной части бюджета поступлениями от использования и приватизации госсобственности.
  8. Оформление и передача Росимуществу сертификатов на пакеты акций, принадлежащих госпредприятиям.
  9. Передача в аренду госимущества, переданного федеральным учреждениям и казенным предприятиям в оперативное управление, а также незакрепленной госсобственности.
  10. Дача согласия на предоставление в пользование объектов, находящихся в хозяйственном ведении.
  11. Обеспечение контроля сохранности и целевого использования госимущества. Территориальные структуры предпринимают необходимые меры по устранению выявленных нарушений правил распоряжения и эксплуатации объектов.
  12. Назначение и выполнение проверок (инвентаризаций, ревизий), аудиторских в том числе, для обеспечения контроля надлежащего использования и сохранности госимущества. В рамках данной деятельности территориальные подразделения вправе требовать от унитарных госпредприятий и учреждений необходимые сведения и документацию.
  13. Организация и выполнение экспертизы по оценке стоимости федеральной собственности.

Деятельность территориальных подразделений Росимущества осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Руководитель исполнительной структуры утверждает Положение о структурных отделах в соответствии с типовой его формой, принятой по приказу Минэкономразвития. Назначение на должность и снятие с поста начальника территориального подразделения осуществляется министром по представлению руководства Росимущества с соблюдением требований, установленных в законодательстве. Прочие служащие зачисляются в штат и увольняются по правилам, предусмотренным локальными нормативными актами (приказами).

Все приведенные выше федеральные органы, а также их территориальные подразделения выполняют важнейшие задачи в сфере управления госсобственностью. Законодательство наделяет их определенным кругом полномочий и прав. Вместе с этим, для обеспечения надлежащего выполнения поставленных задач для этих структур предусматривается ответственность. Руководители территориальных органов Росимущества организуют их работу, контролируют соблюдение установленных требований. При этом они несут персональную ответственность за реализацию функций, возложенных на подразделения. Руководство территориальных структур обязано направлять отчеты в вышестоящую инстанцию (Росимущество) о проделанной работе.

Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом

Согласно положениям российской Конституции, государственная собственность в нашей стране делится на федеральную и региональную. Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Данное полномочие относится к ведению федеральных государственных структур, о деятельности которых будет подробно рассказано далее.

Понятие федеральной собственности

Для начала следует рассмотреть само понятие федеральной государственной собственности. Это имущество, а также совокупность продуктов и средств производства, которые полностью или частично принадлежат государству. Подобное право закреплено в статье 214 российского Гражданского кодекса. Вот что относится к имуществу федерального характера:

  • оборонное производство и его объекты;
  • автомобильные дороги и организации, их обслуживающие;
  • объекты народного хозяйства;
  • вооруженные силы и войсковое имущество;
  • природные ресурсы и богатства страны, объекты культурного наследия.

К ведению муниципальной собственности относится имущество регионов. Имущество регионального характера не входит в состав федерального.

Управление федеральной собственностью

Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Работа с государственным имуществом относится к ведению властных структур. Российское законодательство закрепляет целую систему институтов и органов власти, которые обязаны распоряжаться и владеть государственным имуществом.

На федеральном уровне существует несколько государственных органов, распределенных по трем властным группам: законодательной, судебной и исполнительной. Между всеми органами существуют тесные юридические связи. Над всеми органами власти находится глава государства — президент РФ. Именно президенту отводится главная роль в управлении государственной собственностью. Он издает распоряжения и указы, на основании которых и работают все остальные органы власти.

Правительство, как основной исполнительный орган власти, осуществляет управление федеральной собственностью при помощи своих министерств. Законодательный орган, Парламент, издает лишь нормативные акты, касающиеся управления государственным имуществом. Судебные инстанции контролируют имущество, а в случае нарушений — судят виновных лиц. Далее будет рассказано про исполнительные министерства.

Для чего вообще необходимо управление объектами федеральной собственности? Какие цели и задачи стоят при реализации рассматриваемой политики? Во-первых, необходимо качественное обеспечение свободной хозяйственной деятельности и единства социально-экономического пространства. Должна разрабатываться инвестиционная политика. Необходимо также принимать меры по ее реализации.

Во-вторых, социально-экономическое развитие необходимо качественно прогнозировать. Для этого следует учитывать имеющуюся собственность, а также сравнивать ее с показателями прошлых лет. Нужно формировать мобилизационный экономический план, с помощью которого можно было бы обеспечивать функционирование всех государственных отраслей.

Согласно федеральным законам о собственности в РФ, работы по управлению общегосударственным имуществом должны осуществляться в строгом соответствии со следующими принципами, идеями и правовыми началами:

  • обеспечение единства социально-экономического пространства;
  • формирование экономического плана по реализации работ в оборонных отраслях;
  • планирование деятельности инвестиционного характера с принятием мер по ее последующей реализации;
  • реализация государственной политики в сфере международного и финансово-экономического взаимодействия;
  • принятие мер по защите российского производителя.

Итак, кто управляет федеральной собственностью в РФ? Это все органы власти, но в большей степени — российское Правительство, на которое возлагаются основные функции и первоочередные задачи по контролю за государственным имуществом.

Счетная палата является неправительственным органом, который осуществляет контроль за эффективностью траты средств из общегосударственного бюджета. Формируется Счетная палата по распоряжению Федерального собрания, то есть Парламента. Государственная Дума РФ, нижняя парламентская палата, наделяет рассматриваемый орган полномочиями, а также назначает его председателя. Совет Федерации, верхняя палата Собрания, назначает на должность зам. руководителя Счетной палаты. В своей деятельности представленный орган руководствуется Конституцией и отдельными федеральными законами.

В полномочия Счетной палаты входят следующие моменты:

  • исполнение федерального бюджета;
  • контроль за банковской системой;
  • проведение экспертиз и проверок;
  • информирование парламентских палат о выполняемой работе;
  • контроль за средствами внебюджетного характера.

Отдельно следует заметить, что Счетная палата обязана активно взаимодействовать с прочими федеральными службами, собственность государства для которых является основным предметом деятельности.

Министерство экономического развития

Федеральная собственность Российской Федерации находится под управлением множества правительственных министерств. При этом основной инстанцией здесь будет Минэкономразвития — министерство, обладающее большим количеством полномочий в области народного хозяйства. В задачи представленного министерства входит следующее:

  • прогнозирование производственных объемов и активное формирование политики по приватизации;
  • составление предложений по формированию и внедрению в действие экономического государственного сектора, а также прогнозирование его дальнейшей работы;
  • активное участие в управлении федеральной собственностью и в создании качественной приватизационной политики;
  • работа с планами по реформированию и ведению общего методического управления предприятиями и властными институтами.

Министерство должно активно сотрудничать с прочими правительственными инстанциями, а также со Счетной палатой РФ.

Общая характеристика Росимущества (Федерального агентства по управлению федеральным имуществом)

Росимущество находится в структуре Министерства экономического развития. Именно этот орган занимается непосредственным управлением государственной собственностью. Структура работает в области земельных правоотношений. Она реализует свои полномочия по предоставлению государственных услуг.

Росимущество призвано управлять государственной собственностью, осуществлять анализ приватизационных процессов, исследовать маркетинговые, научно-технические и социологические аспекты. На основе полученных данных должны вноситься предложения по модернизации существующих экономических механизмов и методов.

Росимущество обязано рассматривать проблему модернизации государственных акционерных обществ. Должны разрабатываться программы по проведению земельных реформ. Необходимо также составлять нормативные акты, связанные с вопросами владения, распоряжения, учета, приватизации и контроля над федеральной собственностью.

Структура Федерального агентства по управлению федеральным имуществом

Основные полномочия в Росимуществе играет Центральный аппарат. В его состав входят начальники и заместители министерства — так называемое руководство. У каждого руководителя должны быть помощники, входящие в совещательную группу. Сам Центральный аппарат занимается управлением структурными подразделениями.

На какие управления делятся структурные подразделения? Это земельные фонды, в ведении которых находится управление и контроль за федеральной земельной собственностью, это правовое управление, правоохранительные и финансовые ведомства, информационные структуры, материально-технические инстанции и т.д.

Таким образом, ответ на вопрос о том, кто управляет федеральной собственностью в РФ, довольно прост: это все государственные властные органы, особую роль среди которых играет ЦК Росимущества.

Рассматриваемое федеральное агентство имеет ряд региональных подразделений. Все они сформированы Росимуществом для удобства управления любым муниципальным образованием. При этом функции как у федеральной инстанции, так и у территориальных подразделений, одинаковые. Вот, что здесь следует выделить:

  • формирование, ведение и модернизация реестра материальных ценностей, которые находятся в конкретных регионах;
  • организация и контроль приватизационной программы;
  • оформление акционерных сертификатов и передача их Росимуществу;
  • изъятие госимущества, переданного в оперативное управление;
  • учет арендных договоров;
  • предоставление согласия на пользование объектами, которые находятся в хозяйственном ведении;
  • назначение и проведение ревизионных и инвентаризационных проверок;
  • проведение экспертных работ по оцениванию федеральной собственности.

Таким образом, Росимущество обладает громадным количеством полномочий в отношении общегосударственного имущества.

Право федеральной собственности

Дабы понять, что именно представляет собой право на федеральную собственность, следует обратиться к статье 214 Гражданского российского кодекса. Именно в этой норме закона сообщается, что в федеральной собственности находятся земли, природные ресурсы, а также отдельные виды имущества, расположенные в регионах Российской Федерации. Речь идет о краях, автономных округах и областях, республиках и городах федерального значения.

Имущество, которое находится в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями и предприятиями во владение, распоряжение и пользование. Средства от федерального имущества составляют государственную казну России.

Президент рф осуществляет управление федеральной собственностью

25 января Открыли новый раздел Итоговое собеседование
авторские материалы Т. Н. Стаценко (Кубань)

Наша группа Вконтакте
Мобильные приложения:

Особым правом ребёнка является право на

1) защиту от произвольного вмешательства в личную жизнь

2) опеку при потере родителей

3) уважение достоинства личности

4) свободу мысли, совести и религии

Только ребенок имеет право на опеку в случае потери родителей. Остальные права в равной степени касаются как взрослых, так и детей.

Правильный ответ 3! Любой ребёнок хочет, чтобы его не обзывали и не обижали!

А взрослые хотят?

Какое право относится к группе социально-экономических прав человека?

1) на доступ к культурным ценностям

2) на охрану здоровья и медицинскую помощь

3) на неприкосновенность частной жизни

4) на равенство перед законом и судом

К социально-экономическим правам относятся: право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на достойный уровень жизни; право на охрану здоровья и др.

Правильный ответ указан под номером 2.

Согласно Конституции РФ Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является

1) Председатель Совета Безопасности

2) министр обороны

3) Начальник Генерального штаба

В Российской Федерации, согласно статье 87 Конституции Российской Федерации, Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации.

Родители восьмилетнего Алёши часто кричат на него, ругают грубыми словами. В этой ситуации нарушается право ребёнка

1) жить и воспитываться в семье

2) на выражение собственного мнения

3) на уважение человеческого достоинства

4) на общение с родственниками

Право на уважение человеческого достоинства. Это личное право тоже обеспечивается установлением запретов на противоправные действия, посягающие на человеческое достоинство.

Конституционная обязанность гражданина РФ -

1) участие в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя

2) уплата налогов

3) участие в выборах

Конституционная обязанность гражданина РФ - уплата налогов. Статья 57 Конституции РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. Всё остальное - это права, а не обязанности.

Правильный ответ указан под номером 2.

В совместном ведении РФ и её субъектов находится(-ятся)

1) управление федеральной государственной собственностью

2) общие вопросы воспитания, образования, науки

3) судоустройство, прокуратура

4) государственные награды и почётные звания РФ

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.

Правильный ответ указан под номером 2.

В соответствии с Конституцией граждане РФ обязаны

1) участвовать в отправлении правосудия

2) выбирать род деятельности и профессию

3) участвовать в управлении делами государства

4) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

Статья 44 Конституции Российской Федерации определяет конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Всё остальное - права.

Правильный ответ указан под номером 4.

Родители двух­лет­ней девочки в силу раз­ных причин не за­ре­ги­стри­ро­ва­ли в ор­га­нах ЗАГС её рождение. Какое право ребёнка было нарушено?

1) быть защищённым от насилия

2) знать своих родителей

3) жить и вос­пи­ты­вать­ся в семье

4) получить имя и фамилию

Нарушено право ребёнка по­лу­чить имя и фамилию (ста­тья 3 Де­кла­ра­ции Прав ребёнка).

Правильный ответ указан под номером 4.

Во время выборов в Государственную Думу избирательная комиссия, несмотря на поступившее заявление от инвалида, забыла послать на его квартиру членов избирательной комиссии с урной для голосования. Какое право гражданина было нарушено?

1) на неприкосновенность личности

2) на свободу передвижения

3) избирать в органы власти

4) на социальное обеспечение

Статьей 32 Конституции Российской федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Правильный ответ указан под номером 3.

Что из перечисленного ниже является конституционной обязанностью гражданина РФ?

1) участие в деятельности политических партий

2) уплата налогов

3) защита чести и достоинства

4) обращение в государственные органы

Конституционная обязанность гражданина РФ - уплата налогов. Статья 57 Конституции РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. Все остальное - это права, а не обязанности.

Правильный ответ указан под номером 2.

Что отличает конституцию от других правовых актов?

1) письменная форма

2) высшая юридическая сила

3) обращение ко всем гражданам

4) поддержка силой государства

Правильный ответ указан под номером 2.

Что относится к полномочиям Совета Федерации?

1) решение территориальных споров между субъектами Российской Федерации

3) разработка и исполнение бюджета страны

4) определение основных направлений внутренней политики

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся (пункт 1):

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

г) назначение выборов Президента Российской Федерации;

д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);

е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);

ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);

з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Что относится к полномочиям Государственной Думы?

2) управление федеральной собственностью

3) решение вопросов войны и мира

4) разработка и исполнение бюджета страны

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Правильный ответ указан под номером 1.

Президент Российской Федерации

2) назначается сроком на 5 лет

3) избирается Государственной Думой

4) утверждается Федеральным Собранием

Правильный ответ указан под номером 1.

Президент Российской Федерации является

1) главой государства

2) главой политической системы

3) главой законодательной власти

4) главой судебной власти

Президент Российской Федерации - высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики. Президент России - единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан РФ.

Правильный ответ указан под номером 1.

Что относится к полномочиям Президента Российской Федерации?

1) определение основных направлений внутренней политики

2) разработка и принятие законов

4) разработка и исполнение бюджета РФ

Президент Российской Федерации - высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики. Президент России - единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан РФ.

Правильный ответ указан под номером 1.

1) разработка и принятие законов

2) управление федеральной собственностью

3) решение вопросов гражданства РФ

Правильный ответ указан под номером 2.

Почему не подойдёт 4? Ведь в случае угрозы оно может вводить чрезвычайное или военное положение?

НЕТ, Президент вводит чрезвычайное положение.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет

1) Государственная Дума

2) Правительство РФ

3) Совет Федерации

4) Общественная палата

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации правительство осуществляет следующие полномочия:

1) разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

2) обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

3) обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

4) осуществляет управление федеральной собственностью;

5) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

6) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

7) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами президента Российской Федерации.

Правильный ответ указан под номером 2.

Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации?

1) разработка и принятие законов

2) решение вопросов войны и мира

3) управление федеральной собственностью

4) введение чрезвычайного положения

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации правительство осуществляет следующие полномочия:

1) разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

2) обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

3) обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

4) осуществляет управление федеральной собственностью;

5) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

6) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

7) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами президента Российской Федерации.

Правильный ответ указан под номером 3.

Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является

1) Правительство РФ

2) Федеральное Собрание РФ

3) Общественная палата

4) Конституционный Суд

Федеральное собрание - высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации.

Правильный ответ указан под номером 2.

Конституция страны как Основной Закон государства отличается тем, что

1) она принимается президентом

2) ее положениям не должны противоречить все остальные нормативные акты

3) она принимается парламентом страны

4) ее положения не могут быть пересмотрены

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

Правильный ответ указан под номером 2.

Конституционной обязанностью граждан РФ является

1) уплата налогов

2) участие в экономической жизни государства

3) работа в органах социальной защиты

4) участие в работе парламента

Конституция РФ, Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Правильный ответ указан под номером 1.

Президент государства М. заявил о своем намерении баллотироваться на следующих выборах президента, несмотря на то, что он уже занимает этот пост в течение двух сроков подряд. Таким образом, он нарушил Конституцию. Нормы какой отрасли права будут регулировать этот вопрос?

Отрасль права - совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную отрасль общественных отношений.

Трудовое право - самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения.

Гражданское право - отрасль права, объединяющая правовые ресурсы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые обоснованы на независимости оценки, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений.

Административное право - это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

Конституционное право как отрасль это совокупность правовых норм, регулирующих основы организации, основы взаимоотношения человека с обществом или государством. Это фундаментальная отрасль Российского права.

Согласно положениям российской Конституции, государственная собственность в нашей стране делится на федеральную и региональную. Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Данное полномочие относится к ведению структур, о деятельности которых будет подробно рассказано далее.

Понятие федеральной собственности

Для начала следует рассмотреть само понятие федеральной государственной собственности. а также совокупность продуктов и средств производства, которые полностью или частично принадлежат государству. Подобное право закреплено в статье 214 российского Гражданского кодекса. Вот что относится к имуществу федерального характера:

  • оборонное производство и его объекты;
  • автомобильные дороги и организации, их обслуживающие;
  • объекты народного хозяйства;
  • вооруженные силы и войсковое имущество;
  • природные ресурсы и богатства страны, объекты культурного наследия.

К ведению муниципальной собственности относится имущество регионов. Имущество регионального характера не входит в состав федерального.

Управление федеральной собственностью

Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Работа с государственным имуществом относится к ведению властных структур. Российское законодательство закрепляет целую систему институтов и органов власти, которые обязаны распоряжаться и владеть государственным имуществом.

На федеральном уровне существует несколько , распределенных по трем властным группам: законодательной, судебной и исполнительной. Между всеми органами существуют тесные юридические связи. Над всеми органами власти находится глава государства - президент РФ. Именно президенту отводится главная роль в управлении государственной собственностью. Он издает распоряжения и указы, на основании которых и работают все остальные органы власти.

Правительство, как основной власти, осуществляет управление федеральной собственностью при помощи своих министерств. Законодательный орган, Парламент, издает лишь нормативные акты, касающиеся управления государственным имуществом. Судебные инстанции контролируют имущество, а в случае нарушений - судят виновных лиц. Далее будет рассказано про исполнительные министерства.

Цели и задачи работы

Для чего вообще необходимо управление объектами федеральной собственности? Какие цели и задачи стоят при реализации рассматриваемой политики? Во-первых, необходимо качественное обеспечение свободной хозяйственной деятельности и единства социально-экономического пространства. Должна разрабатываться инвестиционная политика. Необходимо также принимать меры по ее реализации.

Во-вторых, социально-экономическое развитие необходимо качественно прогнозировать. Для этого следует учитывать имеющуюся собственность, а также сравнивать ее с показателями прошлых лет. Нужно формировать мобилизационный экономический план, с помощью которого можно было бы обеспечивать функционирование всех государственных отраслей.

Принципы работы

Согласно федеральным законам о собственности в РФ, работы по управлению общегосударственным имуществом должны осуществляться в строгом соответствии со следующими принципами, идеями и правовыми началами:


Итак, кто управляет федеральной собственностью в РФ? Это все органы власти, но в большей степени - российское Правительство, на которое возлагаются основные функции и первоочередные задачи по контролю за государственным имуществом.

Счетная палата

Счетная палата является неправительственным органом, который осуществляет контроль за эффективностью траты средств из общегосударственного бюджета. Формируется Счетная палата по распоряжению Федерального собрания, то есть Парламента. РФ, нижняя парламентская палата, наделяет рассматриваемый орган полномочиями, а также назначает его председателя. Совет Федерации, верхняя палата Собрания, назначает на должность зам. руководителя Счетной палаты. В своей деятельности представленный орган руководствуется Конституцией и отдельными федеральными законами.

В полномочия Счетной палаты входят следующие моменты:

  • исполнение федерального бюджета;
  • контроль за банковской системой;
  • проведение экспертиз и проверок;
  • информирование парламентских палат о выполняемой работе;
  • контроль за средствами внебюджетного характера.

Отдельно следует заметить, что Счетная палата обязана активно взаимодействовать с прочими федеральными службами, собственность государства для которых является основным предметом деятельности.

Министерство экономического развития

Федеральная собственность Российской Федерации находится под управлением множества правительственных министерств. При этом основной инстанцией здесь будет Минэкономразвития - министерство, обладающее большим количеством полномочий в области народного хозяйства. В задачи представленного министерства входит следующее:


Министерство должно активно сотрудничать с прочими правительственными инстанциями, а также со Счетной палатой РФ.

Общая характеристика Росимущества (Федерального агентства по управлению федеральным имуществом)

Росимущество находится в структуре Министерства экономического развития. Именно этот орган занимается непосредственным управлением государственной собственностью. Структура работает в области земельных правоотношений. Она реализует свои полномочия по предоставлению государственных услуг.

Росимущество призвано управлять государственной собственностью, осуществлять анализ приватизационных процессов, исследовать маркетинговые, научно-технические и социологические аспекты. На основе полученных данных должны вноситься предложения по модернизации существующих экономических механизмов и методов.

Росимущество обязано рассматривать проблему модернизации государственных акционерных обществ. Должны разрабатываться программы по проведению земельных реформ. Необходимо также составлять нормативные акты, связанные с вопросами владения, распоряжения, учета, приватизации и контроля над федеральной собственностью.

Структура Федерального агентства по управлению федеральным имуществом

Основные полномочия в Росимуществе играет Центральный аппарат. В его состав входят начальники и заместители министерства - так называемое руководство. У каждого руководителя должны быть помощники, входящие в совещательную группу. Сам Центральный аппарат занимается управлением структурными подразделениями.

На какие управления делятся структурные подразделения? Это земельные фонды, в ведении которых находится управление и контроль за федеральной земельной собственностью, это правовое управление, правоохранительные и финансовые ведомства, информационные структуры, материально-технические инстанции и т.д.

Таким образом, ответ на вопрос о том, кто управляет федеральной собственностью в РФ, довольно прост: это все государственные властные органы, особую роль среди которых играет ЦК Росимущества.

Компетенция Росимущества

Рассматриваемое федеральное агентство имеет ряд региональных подразделений. Все они сформированы Росимуществом для удобства управления любым муниципальным образованием. При этом функции как у федеральной инстанции, так и у территориальных подразделений, одинаковые.

Вот, что здесь следует выделить:

  • формирование, ведение и модернизация реестра материальных ценностей, которые находятся в конкретных регионах;
  • организация и контроль приватизационной программы;
  • оформление акционерных сертификатов и передача их Росимуществу;
  • изъятие госимущества, переданного в оперативное управление;
  • учет арендных договоров;
  • предоставление согласия на пользование объектами, которые находятся в хозяйственном ведении;
  • назначение и проведение ревизионных и инвентаризационных проверок;
  • проведение экспертных работ по оцениванию федеральной собственности.

Таким образом, Росимущество обладает громадным количеством полномочий в отношении общегосударственного имущества.

Право федеральной собственности

Дабы понять, что именно представляет собой право на федеральную собственность, следует обратиться к статье 214 Гражданского российского кодекса. Именно в этой норме закона сообщается, что в федеральной собственности находятся земли, природные ресурсы, а также отдельные виды имущества, расположенные в регионах Российской Федерации. Речь идет о краях, автономных округах и областях, республиках и городах федерального значения.

Имущество, которое находится в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями и предприятиями во владение, распоряжение и пользование. Средства от федерального имущества составляют государственную казну России.

Похожие публикации