Предмет и метод правового регулирования коммерческих отношений. Н

Понимание принципов коммерческого права отличается от трактовки этого вопроса в большинстве других отраслевых юридических наук некоторой спецификой. Как само коммерческое право, так и его изучение, не ограничиваются одной только нормативной частью, но включают в себя также и сами отношения, складывающиеся в процессе продвижения товара по каналу сбыта. В связи с этим следует говорить о принципах как основополагающих идеях не одной только нормативно-правовой регламентации коммерческих отношений, но и о принципах осуществления коммерческой {торговой) деятельности.

Принципы нормативной части коммерческого права представляют собой нормы права, исходящие от государства или санкционированные государством в порядке, установленном для источников права, призванные упорядочивать правотворческую деятельность и служить основой для иных правовых норм. Адресатом этих принципов является в первую очередь государство, для которого такие принципы являются ориентиром правового регулирования и правоприменения. В отличие от гражданского права, принципы которого закреплены в с г. 1 ГК РФ, в связи с отсутствием отдельного Торгового кодекса, принципы нормативной части коммерческого права нашли фиксацию не в Кодексе, а в Законе о торговле.

Принципы осуществления торговой деятельности представляют собой наиболее общие требования, предъявляемые к коммерсантам и ожидаемые от них обществом для того, чтобы их деятельность могла признаваться социально одобряемой. В отличие от принципов нормативной части коммерческого права, принципы осуществления торговой деятельности не обязательно должны быть зафиксированы источниками права в традиционном для российских юристов смысле этого слова. В настоящее время они закрепляются, главным образом, актами нового lex mercatoria, хотя отдельные, наиболее значимые из них, находят отражение и в нормативных правовых актах.

Адресатом принципов осуществления торговой деятельности являются сами коммерсанты. Обыкновенно эти принципы формулируются в качестве предписаний о юридических обязанностях и считаются включенными во все торговые договоры в качестве их подразумеваемых (обычных) условий. Содержательно в своей совокупности они определяют {устанавливают) определенный режим осуществления торговой деятельности.

Непосредственного следования принципам осуществления торговой деятельности можно ожидать от контрагентов в случае неясности или при отсутствии в договоре какого-либо условия, регулирующего известный спорный вопрос коммерческих отношений, а также при невозможности определения меры должного поведения субъекта торговой деятельности исходя из совокупности действующих в отношении данного субъекта регуляторов (нормативных правовых актов, договоров, корпоративных актов и пр.). В таких случаях соответствующий пробел восполняется на основании универсальных требований к осуществлению торговой деятельности (принципов).

К принципам нормативной части коммерческого права согласно Закону о торговле можно отнести:

  • 1) принцип удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции (п. 2 ст. 1);
  • 2) принцип обеспечения доступности товаров для населения (п. 2 ст. 1);
  • 3) принцип формирования конкурентной среды (п. 2 ст. 1);
  • 4) принцип поддержки российских производителей товаров (п. 2 ст. 1);
  • 5) принцип обеспечения соблюдения прав и законных интересов поставщиков товаров и населения (п. 3 ст. 1).

Принципы удовлетворения потребностей отраслей экономики и обеспечения доступности товаров для населения являются развитием предписания ст. 7 Конституции РФ, признающей Российскую Федерацию социальным государством, проводящим политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возможность собственной реализации зависит в том числе от наличия необходимых условий - обеспечения потребностей человека в питании, одежде, вещах, необходимых для удовлетворения культурных, социальных и других интересов. Все это требует бесперебойного функционирования всех отраслей отечественной экономики на всей территории РФ, а значит - надлежащего обеспечения ее хозяйствующих субъектов продукцией производственно-технического назначения, с одной стороны, и товарами народного потребления - с другой. Именно эта цель и должна достигаться с помощью правового регулирования торговой деятельности, направленного на устранение лишних барьеров в продвижении товара по каналу сбыта.

Принцип формирования конкурентной среды также представляет собой результат конкретизации конституционного общеправового начала. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, работ, услуг, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а в соответствии со ст. 34 запрещена недобросовестная конкуренция. Реализация этого принципа обеспечивается обширным нормативным правовым подразделением, центральное место в котором занимают предписания Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Принцип формирования конкурентной среды предполагает, что система нормативного правового регулирования торговой деятельности должна способствовать свободному перемещению товаров па территории РФ, обеспечению равных возможностей для всех субъектов торговли для участия в предпринимательской деятельности с использованием любых, не противоречащих закону способов продвижения товаров. Конечная цель - обеспечение функционирования российского рынка в условиях конкуренции.

Принцип поддержки российских производителей товаров предполагает создание приоритетных условий по продвижению товаров отечественным товаропроизводителям в сравнении с иностранными юридическими п физическими лицами. Этот принцип имеет важное значение для развития производства, создания рабочих мест, а значит выполнения функций социального государства. Этот принцип нашел выражение в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года (утверждена приказом Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733). Принцип поддержки отечественного производителя обеспечивается посредством развития дополнительных каналов реализации продукции мелких производителей, потребительской кооперации, розничных ярмарок. Основная задача, решаемая через этот принцип, состоит в уменьшении степени зависимости российского рынка от иностранных поставщиков с доведением доли российских товаров на внутреннем рынке к 2020 г. до 50%, а тем самым повышения экономической и стратегической безопасности государства. Границей реализации этого принципа является сохранение условий для формирования и развития конкурентной среды.

Принцип обеспечения соблюдения прав и законных интересов поставщиков товаров и населения является реализацией принципа обеспечения и защиты субъективных прав. Этот принцип состоит в предоставлении субъектам необходимых и достаточных правовых возможностей для того, чтобы предоставленные им права могли были быть использованы. Субъекты торговой деятельности вправе ожидать от других субъектов торговли и государства, что они не будут чинить препятствий в реализации их нрав, а также что они могут рассчитывать на защиту своих прав в случае их нарушения 1 . Принцип обеспечения соблюдения прав субъектов соответствует закрепленному в ст. 1 ГК РФ принципу беспрепятственного осуществления гражданских прав. Для реализации данного принципа сформированы государственные органы, осуществляющие систему мер, направленных на создание режима охраны прав субъектов (недопущения их нарушения).

Принципы осуществления торговой деятельности формируются на протяжении вот уже многих веков в процессе осуществления реальной коммерческой (торговой) деятельности. Те из них, что выдерживают проверку временем, получая при этом относительно универсальное и широкое распространение, обыкновенно рано или поздно попадают в акты нового lex mercatoria, в том числе:

  • 1) принцип добросовестности и честной деловой практики;
  • 2) принцип сотрудничества сторон;
  • 3) принцип разумности;
  • 4) принцип справедливости.

Принцип добросовестности и честной деловой практики нашел закрепление в ст. 1.7 Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА 2010, ст. 1.-1:103 DCFR, ст. 1, 10, и. 3 ст. 307 ГК РФ. Это требование представляет собой стандарт поведения, «характеризующийся честностью, открытостью и уважением интересов другой стороны сделки или соответствующего правоотношения» (ст. 1.-1:103 DCFR). О важном значении этого принципа еще в советское время писал В. И. Грибанов 1 . Рассматриваемый принцип представляет собой наиболее общее требование к субъектам права вести себя «по совести», так, как должен вести себя добропорядочный средний субъект в сложившейся ситуации. Принцип добросовестности является критерием оценки поведения участников коммерческих отношений в качестве правомерного.

Принцип разумности закреплен в ст. 1.-1:104 DCFR. В Принципах УНИДРУА о разумности говорится как о требовании к субъектам и условиям договора. Под разумностью обычно понимают целесообразность поведения лица , в котором должно проявляться чувство меры, рациональное понимание реальности . Принцип разумности обеспечивает гибкость и эффективность права , позволяет субъекту действовать неформально. Разумность проявляется при применении правовых норм. Например, в соответствии со ст. 1.9 Принципов УНИДРУА стороны связаны обычаем, кроме случаев, когда применение такого обычая было бы неразумно. Разумность используется при определении содержания договора (например, недействительными в соответствии с принципами УНИДРУА являются включенные в стандартные условия, которых другая сторона разумно не могла ожидать (ст. 2.1.20), а также при исполнении и прекращении договорного обязательства (ст. 5.1.2)).

Принцип сотрудничества сторон состоит в активном деятельном участии субъектов в устранении препятствий в достижении их правовых целей, получении ожидаемого результата . Принцип сотрудничества отражен в ст. 5.1.3 Принципов УНИДРУА 2010. В ГК РФ принцип нашел отражение в п. 3 ст. 307 как требование оказывать необходимое содействие для достижения цели обязательства. На основе принципа сотрудничества стороны могут достигать наилучших результатов своей торговой деятельности, а также удовлетворять свои потребности наименее затратным способом.

Принцип справедливости представляет собой требование учета прав и законных интересов всех субъектов коммерческого правоотношения. Он предполагает запрет на совершение несправедливых действий. Закрепляется принцип справедливости в виде необходимости учета прав и законных интересов друг друга в и. 3 ст. 307 ГК РФ. Детальное регулирование принцип справедливости получил в разд. 4 Книги II DCFR. Предметом оценки с точки зрения справедливости в современном торговом праве служат договорные условия; в зависимости от результатов такой оценки находятся их правовые последствия. Правовые последствия, намеченные такими условиями, которые по результатам такой оценки квалифицированы как несправедливые, либо существенно корректируются законом и (или) судом, либо вовсе отменяются (не признаются).

  • Филиппова С. 10. Сотрудничество сторон при заключении и исполнении договора //Коммерческое право. 2010. № 2. С. 43-58.
  • Функции коммерческого права

    Коммерческое право имеет специфические функции, которые обусловлены предметом самой отрасли.

    Определение 1

    Под функциями коммерческого права понимают главные направления правового действия, которое определяет значение норм коммерческого права в урегулировании оборота торговли.

    Функции можно подразделить на общие и специальные.

    Общие предполагают, что коммерческо-правовые нормы закрепляют статус коммерческих организаций, которые занимаются торговой деятельностью на постоянной профессиональной основе, выделяют их разновидность; закрепляют правовой режим товара, который является объектом коммерческих правовых отношений. Данные функции можно именовать коммуникативными, так как они являются способом связи меж субъектом и объектом.

    Специальные функции имеют тесную связь с предметом и принципами коммерческого права. Главным их предназначением является влияние на процессию торгового обращения.

    Специальные функции коммерческого права следует подразделить на: регулятивную и охранительную.

    Коммерческое право включает группировки норм, регулирующих отношения в торговле, представляющиеся элементами экономического отношения. В связи с этим регулятивная функция занимает положение доминанта. Она имеет тесную связь с методом правового регулирования и принципами коммерческого права, и в силу того обладает дозволительным характером. Но коммерческому праву является присущей и охранительная функция, предполагающая систему ограничений при реализации торговой деятельности субъектами коммерческих правовых отношений. Весомая часть ограничений установлена по отношению к объектам коммерческого правового отношения.

    Замечание 1

    В данных целях принято множество нормативных актов на национальном уровне и в международном формате.

    Принципы коммерческого права

    Учитывая, что коммерческое право – подотрасль гражданского права, к нему должны быть применимы все принципы гражданского права, которые имеют отношение к правовому урегулированию имущественных отношений. Кроме этого, как и во всякой отрасли права, в базисе правового урегулирования коммерческих отношений заложены основные конституционные принципы, а также принципы смежных с коммерческим правом отношений. Этим образом, принципы коммерческого права образованы из нескольких групп:

    1. принципы конституционного характера;
    2. общеправовые принципы;
    3. принципы гражданско-правового характера;
    4. некоторые принципы смежных гражданско-правовых подотраслей.

    Конституционные принципы в урегулировании коммерческих отношений классифицированы по следующим группам:

    • принципы, которые составляют базис конституционного строя РФ;
    • принципы, которые составляют основу федеративного устройства;
    • принципы, которые составляют базис правового статуса субъектов торговых правовых отношений.

    К принципам, которые составляют базис конституционного строя РФ, относят следующие: единство экономического пространства; свободное перемещение услуг, товаров и финансовых средств; поддержания конкуренции; свободной экономической деятельности; признания и равноценной защиты всех разновидностей собственности.

    Принципы, которые составляют базис федеративной устроенности РФ: недопустимость препятствий в свободном перемещении услуг, товаров, и финансовых средств; специализированного порядка ограничения свобод по перемещению услуг и товаров.

    Особенным значением в коммерческом праве обладают принципы, которые составляют базис правового статуса субъектов торговых правовых отношений, к ним относят принципы:

    1. свобода объединений;
    2. свободное использование коммерсантами собственных способностей и имущества для не запрещенной законодательством экономической деятельности;
    3. недопустимость экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и конкуренцию недобросовестного типа;
    4. охрана частной собственности;
    5. судебный порядок по изъятию имущества;
    6. компенсации принудительно отчуждаемого имущества для нужд государства.

    К самым значимым общеправовым принципам, которые играют важную роль в образовании принципов коммерческого права, относят следующие: справедливость; социальное равенство и равноправие; верховенство закона и законности; единство прав и обязанностей; ответственность, защита прав и свобод; запрет злоупотребления правом; свобода воли.

    Практически любой из названных общеправовых принципов пролегает в основании отраслевых принципов права, приспосабливаясь при учете особенностей методики способов правового влияния, применяемых определенной правовой отраслью. По отношению к коммерческому праву общеправовые принципы трансформированы в наиболее специализированные принципы по соответствию предмету и методу правового урегулирования коммерческих отношений:

    • принцип социальной справедливости воплощен в принципе разумности и добросовестности;
    • принцип социального равенства и равноправия - в принцип юридического равенства участников коммерческого оборота;
    • принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела - в принцип свободной реализации гражданских прав;
    • принцип ответственности - в принцип абсолютного возмещения убытков и принцип обеспечения восстановления нарушаемых прав;
    • принцип свободы воли - в принципы автономность свободы, воли договора, приобретения и реализации прав в собственном интересе и т.п.

    Кроме этого, коммерческому праву присущими являются отраслевые принципы гражданско-правового урегулирования. Прежде всего это принцип диспозитивности, базированный на диспозитивно-дозволительной методике гражданского права, а также группировка принципов, которые связаны с обязательственными отношениями, такие как: эквивалентности отношений; стабильности обязательств; невозможности передачи большего количества прав, чем существует.

    Лекция 1.

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

    1. Предмет коммерческого права

    2. Принципы коммерческого права

    3. Источники коммерческого права

    Литература:

    1. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. – М.: Норма, 2008.

    2. Хозяйственное (предпринимательское) право: Учебник для вузов / отв. ред. д. ю. н., проф. Ю. Е. Булатецкий, д. и. н., проф. Н. А. Машкин. – М.: Норма, 2007.

    Предмет коммерческого права

    Коммерческое (предпринимательское) право как отрасль права – это система правовых норм, которые регулируют отношения по поводу непосредственного осуще­ствления хозяйственной деятельности или руководства ею с применением разных ме­тодов правового регулирования.

    Хозяйственная деятельность – это общественно полезная деятель­ность, направленная на производство про­дукции, выполнение работ, оказание услуг с целью их реализации за плату, которая основывается на соединении частных и публичных интересов и осуще­ствляется профессионально.

    Предметом предпринимательского права явля­ются общественные отношения, которые условно можно разделить на две подгруппы.

    В первую подгруппу входят отношения, складывающиеся в процессе предпринимательской деятельности её субъектов, а так­же иные тесно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности отношения, в том числе некоммерческого характера.

    Во вторую подгруппу следует включать отношения по государственному воздействию на предпринимательскую деятельность. В наиболее общем виде государственное регулирование пред­принимательства выражается в установлении государством правил поведения (деятельности) участников предпринимательских право­отношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся ус­ловий. Его субъектами выступают органы законодательной, исполни­тельной и судебной власти. Традиционными правовыми формами государственного регулирования являются законы и подзаконные акты. Инструментами го­сударственного регулирования служат налоги, стандарты, заказы, таможенные тарифы и пошлины и т.п. Государственное регулирование должно быть направлено на создание благо­приятных условий в сфере предпринимательства.

    Принципы коммерческого (предпринимательского) права

    Принцип законности предпринимательской деятельности – строгое соблюдение законов, интересов участников хозяй­ственных (предпринимательских) отношений, общества и государства без нарушения запретов, нормативных актов и прав других физических и юридических лиц.

    Принцип неприкосновенности законно приобретенной собственности и равной охра­ны всех ее форм – фундаментальный принцип частного права. Этот принцип зафиксиро­ван в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственно­сти», а также в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ: «Никто не может быть лишен своего имуще­ства иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государ­ственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равно­ценного возмещения».

    Многие нормы ГК РФ в развитие конституционных положений также направле­ны на обеспечение принципа неприкосновенности собственности. Так, ст. 235 ГК РФ устанавливает исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности помимо воли собственника.

    Принцип свободы экономической деятельности вытекает из закрепленного ч. 1 ст. 34 Конституции РФ права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Субъекты хозяйственного (предпринимательского) права не только приобретают экономические права своей волей и в своем интересе, но и осуществляют их по своему усмотрению.

    Принцип юридического равенства участников коммерческих (предприниматель­ских) правоотношений независимо от места и уровня, который они занимают в экономи­ке страны. Они обладают принципиально равными правовыми возможностями не­зависимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, не подчине­ны друг другу, не обладают какими-либо преимуществами друг перед другом, если иное прямо не предусмотрено законом.

    Принцип свободы договора . Участники хозяйственных (предпринимательских) от­ношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Источни­ком этого принципа являются положения ч. 1 ст. 34 и ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, преду­сматривающие право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.

    Содержание данного принципа раскрывается в ст. 421 ГК РФ и сводится к тому, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствую­щего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

    В определенных случаях в общественных интересах могут устанавливаться огра­ничения свободы договора. Так, в соответствии с п. 3 ст. 426 ГК РФ в целях обеспечения и защиты прав потребителей не допускается отказ коммерческой организации от заклю­чения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соот­ветствующие товары, выполнить работы, оказать услуги.

    Принцип беспрепятственного осуществления установленных договором прав участ­ников коммерческих (предпринимательских) отношений, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты . Этот принцип закреплен в ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод», и в ст. 11 и 12 ГК РФ. В определенных законом случаях хозяйственный спор, подве­домственный, как правило, арбитражному суду, по соглашению сторон может быть передан на разрешение третейского суда. Исключение составляет самозащита граж­данских прав, предусмотренная ст. 14 ГК РФ, а также другие случаи, предусмотренные законодательством РФ. Например, защита нарушенных прав путем применения опе­ративно-хозяйственных санкций к правонарушителю без обращения к судебным орга­нам, в частности, удержание кредиторам имущества должника (ст. 359 ГК РФ); или за­щита нарушенного права путем списания задолженности со счета должника (ст. 854 ГК РФ).

    Принцип поощрения добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности . Этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 8 и ч. 2 ст. 34 Конституции РФ. Основ­ным законом установлено, что не допускается экономическая деятельность, на­правленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Как известно, конку­ренция, являющаяся основой рыночной экономики, создает соответствующий меха­низм, который заставляет работать цены на рынке, в свою очередь зависящие от соот­ношения спроса и предложения товаров либо услуг данного вида.

    Принцип осуществления коммерческой деятельности в рам­ках единого экономического и правового пространства (ч. 1 ст. 8 и ст. 15 Конституции РФ). Этот принцип связан со свободой перемещения по территории Российской Феде­рации товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74 Конституции РФ). Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным за­коном, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74 Конституции РФ и п. 3 ст. 1 ГК РФ).

    Принцип паритета интересов всех субъектов коммерческой деятельности . Одним из центральных вопросов дальнейшего совершенствования законодательства является оптимальное сочетание в хозяйственном (предприни­мательском) праве частных обоюдных интересов физических и юридических лиц в полу­чении определенных результатов их хозяйственной деятельности и социально-экономических публичных интересов всего общества.

    Принцип государственного регулирования экономики . Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики. Сюда относятся также лицензирование и квотирование, стандартизация и сертификация продукции и т. д.

    Принцип экономической безопасности страны, защиты внутреннего рынка . коммерческое (предпринимательское) право наиболее тесно связанно с экономической по­литикой, проводимой государством как внутри страны, так и за рубежом. Оно призвано противодействовать созданию условий для теневой и криминальной экономики, всяче­ски содействовать конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на мировом и внутреннем рынках.

    Это общие правовые принципы, на которых основывается коммерческая (предпри­нимательская) деятельность в целом. Помимо этих принципов предприятия, организа­ции различных отраслей экономики руководствуются также специфическими норма­тивными правилами, которые предназначены только для их деятельности.


    Похожая информация.


    Под принципами коммерческого права следует понимать основополагающие начала, пронизывающие значительную часть норм и регулируемых ими отношений данной отрасли права.

    К ним можно отнести: 1)

    свобода осуществления коммерческой (торговой) деятельности между коммерческими организациями и с их участием; 2)

    свобода заключения коммерческих договоров между субъектами коммерческого права;

    3)законность;

    4) обеспечение конкурентной среды и защиты от монополии; 5)

    свободное учреждение коммерческих организаций в установленном законом порядке; 6)

    воздействие государственных органов и органов местного самоуправления на отдельные виды отношений (учреждение, регистрация, постановка на учет, ликвидация, заключение обязательных договоров);

    7) судебная защита субъектов коммерческого права; 8)

    имущественная ответственность субъектов коммерческого права; 9)

    сочетание юридического равенства участников коммерческих отношений с преимущественными правами их перед третьими лицами;

    осуществление торговой деятельности с учетом спроса и предложения; 11)

    свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ.

    Первый принцип свободы осуществления торговой деятельности означает, что коммерческая организация вправе осуществлять торговую деятельность на территории Российской Федерации без препятствий в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, субъекты коммерческого права, являясь подданными своего государства вправе совершать торговые сделки с хозяйствующими субъектами зарубежных государств с учетом как национального, так и международного законодательства.

    Второй принцип свободы заключения коммерческих договоров означает, что любая коммерческая организация самостоятельно принимает решение о том есть ли необходимость в заключении того или иного договора или нет. Кроме этого существует в основном свободный выбор другой стороны, которая устраивает коммерческую организацию.

    Свобода договора предполагает также самостоятельное формирование сторонами его условий. Никто извне не вправе оказывать влияние, понуждать стороны к установлению условий, не совпадающих с волей сторон или одной из сторон, за исключением случаев прямо предусмотренных в законе.

    Принцип законности является общеизвестным, общим принципом, цель которого - обеспечение деятельности коммерческой организации в рамках действующего законодательства. Данный принцип является непреложным правилом во всех сферах деятельности, в том числе и в торговой. Все участники коммерческих отношений обязаны неукоснительно соблюдать этот принцип.

    Следующий принцип - это принцип обеспечения конкурентной среды и защиты от монополии. Это один из принципов рыночной экономики, который в торговой деятельности способствует достижению наиболее эффективных результатов. Он предполагает развитие широкой сети групп коммерческих (торговых) организаций осуществляющих однородную деятельность; обеспечивает расширение сферы малого, среднего бизнеса; вводит качественные характеристики товаров, работ, услуг, оказываемых различными хозяйствующими субъектами; создает предметное соперничество между коммерческими организациями в борьбе за сбыт продукции на рынке; служит реализации принципа спроса и предложения.

    Принцип свободного учреждения коммерческих организаций предусмотрен ГК РФ и специальными законами о коммерческих организациях. Граждане без всяких препятствий в рамках действующего законодательства имеют право на учреждение и регистрацию установленных законом организационно-правовых форм коммерческих организаций. Это и акционерные общества, и общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, полные и коммандитные товарищества, производственные кооперативы.

    Принцип воздействия государственных органов и органов местного самоуправления на отдельные виды отношений состоит в том, что некоторые организационно-правовые формы коммерческих организаций, например, унитарные (статьи 113-115 ГК РФ) создаются по решению государственного либо муниципального органа. Эти организационно-правовые формы основываются на ограниченном вещном праве и осуществляют свою торговую деятельность на чужой собственности (государственной или муниципальной).

    Что касается регистрации коммерческих организаций, то они все без исключения соприкасаются с целой системой государственных органов.

    К ним можно отнести регистрирующие органы; выдающие лицензии на занятие отдельными видами деятельности (лицензионные палаты); осуществляющие постановку на учет коммерческих организаций (налоговые территориальные инспекции) и другие.

    Государственное воздействие может быть применено к коммерческой организации в случае нарушения ст. 426 ГК РФ, предусматривающей обязательность заключения публичного договора в равной степени со всеми участниками, действующими на рынке продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Согласно п. 4 данной статьи, Правительство РФ наделено правом издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Этот принцип не является принципом гражданского права.

    Принцип судебной защиты субъектов коммерческого права закреплен в Конституции РФ и ГК РФ. Данный принцип общеизвестен. Он является общим и для субъектов гражданских, и для субъектов коммерческих правоотношений. Однако, особенностью является здесь то, что споры, возникающие в сфере торговой деятельности, носят в основном экономический характер. Поэтому они подлежат рассмотрению в арбитражных судах. В международной практике действуют для этих целей различные арбитражные органы: Американская арбитражная ассоциация, Лондонский международный арбитражный суд, Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты, постоянно действующий Арбитражный суд при Международной торговой палате в Париже, Международный совет по коммерческому арбитражу и т.д. То есть в мировой практике сформирован специальный институт защиты в области торговой (коммерческой) деятельности.

    При Торговой промышленной палате РФ функционируют Международный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия и Ассоциация диспашеров при Российской Федерации.

    Принцип имущественной ответственности субъектов коммерческого права имеет свою особенность. В коммерческой деятельности ответственность применяется без учета вины лица, кроме случаев, установленных законом или договором. Так, согласно части 3 ст. 401 ГК РФ коммерческая организация несет ответственность, если не докажет, что ненадлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. При этом не учитываются никакие другие обстоятельства, которые могут быть приведены должником в качестве причин, препятствовавших исполнению обязательства.

    Принцип сочетания юридического равенства участников коммерческих организаций с элементами приоритетности их прав перед участниками других организаций, а также граждан, является одним из принципов не характерных для гражданского права.

    Данный принцип вытекает из совокупности прав, которыми обладают учредители, члены коммерческой организации. Он основывается на преимущественном праве одних граждан перед другими. Например, участник закрытого акционерного общества имеет преимущественное право на покупку продаваемых акций другим участником этого общества; участник общества с ограниченной ответственностью имеет преимущественное право на приобретение продаваемой доли (ст. 93 ГК РФ) перед третьими лицами. Данные права выходят за рамки принципа равенства субъектов гражданских правоотношений, еледовательно они присущи только участникам коммерческих организаций, которые являются субъектами коммерческого права.

    Принцип осуществления торговой деятельности с учетом изучения спроса и предложения является неотъемлемым принципом коммерческого права.

    Любая торговая деятельность может иметь успех только при изучении спроса и предложения на товарном рынке, рынке оказания услуг и т.д. Торговые организации, изучая спрос и предложение, способствуют достижению баланса между этими двумя важнейшими элементами рыночных отношений, оказывают влияние на производителей продукции, предлагая им производить то, что пользуется спросом у потребителей. Торговая деятельность является своеобразным «барометром», определяющим прогноз развития производственной деятельности, перспективу основных направлений предприятий производственной сферы и сферы потребления.

    Наиболее общим образом особенности коммерческого права как составной части гражданского права можно проследить через принципы частного права. Никаких особых принципов коммерческого права не существует, имеются лишь особенности проявления принципов частного права в сфере торговли. Только такой подход соответствует представлениям о единстве частноправового регулирования, несмотря на все имеющиеся особенности правового регулирования хозяйственной деятельности. Рассмотрим принципы частного права и особенности их проявления в сфере торговли.

    В юридической науке число и наименование принципов частного права определяются по-разному. Легальное закрепление они нашли в ст. 1 ГК. К ним относятся: принцип дозволительной направленности частноправового регулирования; принцип равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений; принцип неприкосновенности собственности; принцип свободы договора; принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела; принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав; принцип восстановления нарушенных прав; принцип судебной защиты нарушенных прав.

    Принцип дозволительной направленности частноправового регулирования означает возможность для субъектов частного права действовать по своему усмотрению, т.е. возможность свободно распоряжаться принадлежащими им правами, в частности осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом (ст. 18, 49 ГК). Этот принцип можно выразить формулой «дозволено все, что не запрещено законом», в которой воплощена суть частного права и в том числе коммерческого права. Напомним, сущность публичного права выражается прямо противоположной формулой -- «дозволено только то, что прямо разрешено законом».

    Принцип дозволительной направленности частноправового регулирования направлен на обеспечение свободы торговли, и в частности неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела хозяйствующего субъекта, беспрепятственного осуществления им гражданских прав.

    Принцип равенства участников частноправовых отношений, составляющих предмет частноправового регулирования. Он обусловлен самой сущностью имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений (п. 1 ст. 2 ГК). Субъекты частноправовых отношений, будь то физические или юридические лица, в том числе предприниматели, взаимно не подчинены и в этом смысле обладают принципиально равными правовыми возможностями. Применительно к предпринимателям прямо установлено правило о том, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (п. 1 ст. 2 ГК). Поэтому предприниматели равны по отношению к другим субъектам частного права, включая государство как участника частноправовых отношений.

    Указанный принцип, воплощающий равенство участников регулируемых частным правом отношений, означает также равенство среди предпринимателей независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, на базе которой они функционируют, и направлен на достижение практического, функционирования рыночной экономики, на создание единого рынка, на котором выступают все предприниматели: физические и юридические лица, в том числе иностранные. Таким образом, создаются условия для развития их инициативы и конкуренции, применения механизма имущественного воздействия, включая устранение с рынка тех предпринимателей, которые, не выдержав требований конкуренции, становятся банкротами.

    Вместе с тем следует иметь в виду, что принцип равенства участников частноправовых отношений не означает наличия у них равного объема прав и обязанностей. Он означает, что субъекты частного права не подчинены друг другу, что они не обладают какими-либо преимуществами друг перед другом, если иное прямо не предусмотрено законом (Спросить примеры).

    В зависимости от объективных факторов реальные условия деятельности различных предпринимателей могут отличаться, что учитывается законодателем. Так, например, государственные и муниципальные унитарные предприятия в силу прямого указания закона могут заниматься определенными видами деятельности, т.е. обладают специальной правоспособностью (п. 1 ст. 49, п. 1 ст. 113 ГК); законодательство содержит определенные ограничения для иностранных предпринимателей по сравнению с российскими и т.д. В сфере предпринимательства принцип равенства участников частноправовых отношений проявляет себя в более строгих требованиях, предъявляемых законодателем к предпринимателю и его деятельности. В частности, это проявляется в требованиях государственной регистрации предпринимателя, учета его деятельности и периодической отчетности, лицензирования определенных законом видов деятельности, определения организационно-правовых форм предпринимательства, ограничения монополистической деятельности, установления специального налогообложения и т.д. Неприкосновенность собственности -- фундаментальный принцип частного права. В соответствии с ним нормы частного права обеспечивают собственникам возможность стабильного осуществления своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом. В соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда и только в случаях, прямо предусмотренных законом. Многие нормы ГК направлены на обеспечение принципа неприкосновенности собственности. Одной из важнейших является норма ст. 235 ГК, устанавливающая исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности помимо воли собственника.

    Принцип свободы договора нашел закрепление, помимо ст. 1 ГК, также в ст. 421 ГК. Он предоставляет возможность самостоятельно решать вопросы заключения договора, выбора партнеров по договору, определения вида и условий договора, поскольку это не противоречит закону.

    В определенных законом случаях в общественных интересах могут устанавливаться ограничения свободы договора. Так, в целях обеспечения и защиты прав потребителей не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, выполнить работу, оказать услугу (п. 3 ст. 426 ГК). Имеются ограничения свободы договора также в целях обеспечения конкуренции (п. 1 ст. 10 ГК) и ряд других.

    Принцип беспрепятственного осуществления частных прав закреплен в п. 1 ст. 34 Конституции РФ и ст. 9 ГК. В соответствии с ним каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Субъекты частного права не только приобретают гражданские права своей волей и в своем интересе, но и осуществляют их по своему усмотрению.

    Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и защиты интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

    Следует обратить внимание также на п. 3 ст. 1 ГК, который вслед за ст. 8 Конституции РФ устанавливает, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74 Конституции РФ, п. 3 ст. 1 ГК) (спросить примеры).

    Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Свобода предпринимательства не безгранична. Ее пределы заданы законодательством, главным образом законом, например, предусматриваются запреты и ограничения, (лицензирование) определенных видов деятельности; определяются перечни видов товаров (работ, услуг), свободная реализация которых запрещена либо ограничена; устанавливаются запреты и ограничения недобросовестной конкуренции и др. Необходимость таких запретов и ограничений в случаях, предусмотренных законодательством, не вызывает сомнений. Это соответствует интересам как общества в целом, так и самих хозяйствующих субъектов, создавая цивилизованные правила игры на рынке. Благодаря взаимодействию норм публичного права и норм частного права определяется баланс общих и частных интересов.

    Другое дело -- произвольное, нерегламентированное законодательством вмешательство кого-либо в частные дела. Оно в соответствии с действующим законодательством недопустимо. Запрет на произвольное вмешательство в частные дела сформулирован широко (ст. 23 Конституции РФ), но, прежде всего он касается органов государственной власти и местного самоуправления. Гарантией от такого вмешательства является, в частности, норма ст. 13 ГК, в соответствии с которой ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы частного лица, может быть признан судом (спросить каким) недействительным со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Принцип восстановления нарушенных прав субъектов частного права вытекает из присущей этому праву восстановительной функции. Действительно, равенство участников частноправовых отношений, значительной частью которых являются коммерческие отношения, и их широкая самостоятельность, выражающаяся в возможности действовать по своему усмотрению, предполагает их ответственность за результаты собственных действий. Если эти действия причиняют убытки другим лицам или иным образом умаляют их имущественную сферу, нарушают частные права и охраняемые законом интересы, то эти убытки должны быть полностью возмещены правонарушителем, имущественная сфера потерпевшего, его частные права и охраняемые законом интересы восстановлены. Восстановление нарушенных прав обеспечивается применением способов их защиты (ст. 12 ГК) Статья 12. Способы защиты гражданских прав. Защита гражданских прав осуществляется путем:

    признания права;

    восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

    признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

    признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

    самозащиты права;

    присуждения к исполнению обязанности в натуре;

    возмещения убытков;

    взыскания неустойки;

    компенсации морального вреда;

    прекращения или изменения правоотношения;

    неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

    иными способами, предусмотренными законом.

    При этом следует иметь в виду, что восстановление нарушенных прав является односторонне обязательным -- обязательным для правонарушителя. Что касается потерпевшего, то требование о восстановлении нарушенных прав -- это его право, а не обязанность. Осуществление и защита частных прав, как известно, зависят от усмотрения их обладателей, поэтому никто не вправе понуждать участников частноправовых отношений к осуществлению или защите их субъективных прав.

    Особенности применения принципа восстановления нарушенных частных прав в сфере торговли проявляются в более строгой имущественной ответственности хозяйствующих субъектов. В частности, по обязательствам коммерческих организаций взыскание может быть обращено, по общему правилу, на все их имущество; меры имущественной ответственности хозяйствующего субъекта применяются независимо от его вины; широко применяется штрафная неустойка; имеется возможность объявления несостоятельным (банкротом) и т.п.

    Принцип судебной защиты нарушенных частных прав. Этот принцип нашел прямое закрепление в ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод», и в ст. 11 ГК. Защита нарушенных или оспариваемых частных прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, определяемой процессуальным законодательством, судом общей юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом, кроме случаев защиты частных прав в административном порядке, прямо предусмотренных законом. Однако решение, принятое в административном порядке, может быть также обжаловано в суд.

    Судебную власть при разрешении возникающих в процессе коммерческой деятельности споров осуществляет арбитражный суд. В отличие от судов общей юрисдикции разрешение споров в арбитражных судах носит менее формальный характер; здесь менее детальная регламентация процесса, чем в обычном гражданском процессе, что направлено на скорое разрешение споров в арбитражном суде. Таким образом, в самом характере арбитражной судебной процедуры проявляются свойства коммерческого права, обусловленные требованиями торгового оборота -- быстрота и отсутствие излишних формальностей.

    В определенных законом случаях предпринимательский спор, подведомственный арбитражному суду, по соглашению сторон может быть передан на разрешение третейского суда. Выбор способа разрешения спора проявляется также в том, что стороны вправе принять меры к разрешению спора либо самостоятельно путем переговоров, либо через посредника, выбираемого ими по взаимному согласию.Исключениями из принципа судебной защиты нарушенных частных прав являются случаи самозащиты, допускаемые действующим законодательством (ст. 14 ГК); защиты нарушенных прав путем применения оперативно-хозяйственных санкций к правонарушителю без обращения к юрисдикционным органам, например удержание кредитором имущества должника (ст. 359 ГК); защиты нарушенного права путем списания потерпевшим в бесспорном порядке задолженности со счета плательщика (ст. 854 ГК); защиты нарушенного права путем предъявления претензии к правонарушителю и некоторые другие.

    Похожие публикации