Порядок отмены актов прокурорского реагирования. Акты прокурорского реагирования

Средства реагирования прокурора на нарушение законов реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых являются протесты, представления и постановления. Закон не устанавливает едино­го письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзора. Для некоторых из них, например, для протестов, вносимых в порядке уго­ловного судопроизводства, установлена письменная форма, для других, таких, как заключения, даваемые прокурором в суде, - устная и письмен­ная формы .

Одним из основных, наиболее последовательно отражающих специ­фику прокурорского надзора полномочий по устранению нарушений за­кона является право опротестования противоречащих закону правовых актов. Принесение протеста следует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Во всех случаях выявления противоречащих закону правовых актов прокурор не должен уклоняться от реагирования на них.

По своему правовому содержанию протест прокурора означает тре­бование об устранении имеющихся в правовом акте положений, противо­речащих закону, приведении акта в соответствие с действующим законо­дательством либо его отмене. Правом принесения протеста наделены толь­ко прокурор и его заместитель. Помощники прокурора, прокуроры отде­лов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить их от своего имени они не вправе.

Протест прокурора в порядке общего надзора - это документ про­курорского реагирования на издание противоречащего закону правового акта. Закон придает этому документу особое значение и поэтому устанав­ливает предельный (не более 10 дней) срок рассмотрения протеста, делая исключение лишь для представительных (законодательных) органов или органов местного самоуправления, которые должны рассмотреть протест на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного ус­транения нарушения, прокурор вправе установить и сокращенный срок рассмотрения протеста. Протест должен быть принесен в определенной форме. Ответ в любом случае должен быть направлен прокурору в письмен­ной форме [Приложение З].

Представление - акт прокурорского надзора, содержащий требова­ние об устранении нарушений законодательства, причин и условий, спо­собствующих этим нарушениям.

Представление прокурора, как правило, вносится в случаях, когда прокурор, проводя проверки соблюдения законности либо обобщение и анализ имеющихся материалов, устанавливает неоднократность нарушения закона, незаконных действий или бездействия со стороны тех или иных должностных лиц, организаций и считает необходимым рассматривать эти вопросы в комплексе с тем или иным органом или должностным лицом. Куда направить представление, решает прокурор в зависимости от имеющихся материалов, характера на­рушений. В представлении прокурор вправе ставить вопрос об отмене конкрет­ных правовых актов, а также о привлечении определенных лиц к дисцип­линарной, материальной или административной ответственности.

При подготовке представления могут быть использованы материалы общенадзорных проверок, а также данные, полученные в ходе прокурор­ской деятельности по другим отраслям надзора [ 3, c. 215].

Особое внимание при подготовке представлений обращается на их юридическую обоснованность, достоверность, грамотность, краткое, но исчерпывающее изложение всех обстоятельств. Все данные, приводимые в представлении, должны быть тщательно проверены.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть при­няты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требо­ваний. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сооб­щено в письменной форме о мерах, принятых по представлению.

Представление составляется в установленной форме, с указанием тех же положений, которые необходимо учитывать при принесении протеста. Оно может быть направлено и параллельно внесению протеста на конкрет­ный акт.[Приложение К]

Постановление - акт прокурорского надзора, содержащий в зависи­мости от характера нарушения закона мотивированное решение прокуро­ра или его заместителя о возбуждении уголовного дела, производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного про­изводства либо о привлечении лица к материальной ответственности.

Постановление содержит следующие реквизиты: наименование акта (Постановление), дату и место его вынесения, должность и фамилию про­курора, описание обстоятельств нарушения со ссылкой на закон, который нарушен, указание конкретного лица или лиц, которыми нарушен закон, предложение прокурора о наложении административного взыскания, наименование органа, куда направляется постановление для исполнения, разъяснение о праве обжа­лования постановления вышестоящему прокурору, указание на сроки рас­смотрения постановления и сообщения о его рассмотрении прокурору, должность, классный чин, фамилию прокурора, его подпись.

Постановление прокурора или его заместителя до его исполнения может быть отозвано вынесшим его прокурором или вышестоящим про­курором [Приложение Г].

Предписание - акт прокурорского над­зора об устранении нарушений законодательства, который выносится про­курором или его заместителем в случаях нарушения законодательства, но­сящего явный характер и могущего причинить существенный вред правам и законным интересам граждан и юридических лиц, общественным и госу­дарственным интересам, если оно не будет немедленно устранено .

Предписание направляется органу или должностному лицу, допустив­шему нарушение законодательства, либо вышестоящему в порядке подчи­ненности органу или должностному лицу, правомочному устранить такое нарушение. Предписание должно содержать указание на акт законода­тельства, который нарушен, характер правонарушения и конкретное пред­ложение о мерах по его устранению. Предписание подлежит немедленно­му исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору или его за­местителю.

Орган или должностное лицо могут обжаловать предписание выше­стоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десяти­дневный срок со дня поступления и о результатах рассмотрения сообщить заявителю. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке [Приложение Л].

Официальное предупреждение - акт прокурорского надзора о недопус­тимости повторного совершения лицом правонарушений, влекущих от­ветственность, установленную законодательством, либо совершения гото­вящихся им противоправных действий, объявляемый такому лицу в целях предупреждения совершения им правонарушений .

Официальное предупреждение, выносимое прокурором или его за­местителем, направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, либо объявляется ему лично под расписку. При несогласии с официальным пре­дупреждением лицо, в отношении которого оно вынесено, вправе обжа­ловать его вышестоящему прокурору, решение которого по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке [Приложение А].

От успешного проведения прокурорского надзора во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законность - неотъемлемый, если не основной его атрибут. Посредством актов прокурорского надзора прокурор влияет на процесс установления законности.

Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представляют собой систему правовых средств, используемых прокурором для восстановления законности, устранения вызванных нарушениями закона негативных последствий.

К числу основных правовых средств прокурора Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» относит следующие акты прокурорского реагирования:

представлениеоб устранении нарушений закона;

постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;

предостережениео недопустимости нарушения закона.

Протест прокурора представляет собой акт прокурорского реагирования на нормативный правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими даннымитребование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом.

Согласност. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или вышестоящему должностному лицу либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Опротестование правовых актов производится прокурорами строго в соответствии с компетенцией. И если вышестоящий прокурор может опротестовать правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, поднадзорных нижестоящему прокурору, то нижестоящие прокуроры ни при каких обстоятельствах не могут реализовывать полномочия вышестоящего прокурора.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ илиоргана местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора об устранении нарушений закона - это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействия) или принятия незаконных решений государственными органамиили их должностными лицами.

На основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится прокурором в том случае, если в ходе проведения прокурорской проверки были выявлены обстоятельства, указывающие на наличие признаков состава административного правонарушения.

Статья 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором по окончании расследования.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях на основании ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона .

Право прокурора объявлять предостережение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности предусмотрено также Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ.

Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Оно объявляется должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям общественных (религиозных) объединений.

Вынесению предостережения в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Средства прокурорского реагирования – это закрепленные в законе полномочия и акты реагирования прокурора, то есть содержание средств реагирования включает:

1) полномочия прокурора – законодательно закрепленные меры возможного и необходимого поведения, которые реализуются путем совершения действий;

пример: ст. 22 ФЗ «О прокуратуре» - требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов и т.п.

2) акты прокурорского реагирования – письменные документы, выносимые прокурором в ходе осуществления надзорной деятельности.

пример: протест

Классификация средств реагирования:

1. по оформлению средств:

a. устного (выступление в суде),

b. письменного характера.

2. по цели:

a. на выявление нарушения (проверки),

b. на устранение последствий (протесты),

c. на предупреждение (антикоррупционная экспертиза – предупреждение коррупционных ситуаций, предостережение).

3. По источнику нормативного закрепления:

a. Процессуальные – регламентированы процессуальным законодательством (представления и жалобы на незаконные судебные решения, постановления прокурора, указания прокурора и др.),

b. Непроцессуальные – регламентированы иными ФЗ – «О прокуратуре», например (протест, представление в порядке надзора)

4. По направлению деятельности:

ü Надзорные – в рамках надзорной деятельности – протест и т.п.,

ü Ненадзорные – например, в рамках уголовного преследования – поддержание обвинения в суде,

û Основные – направлены непосредственно на решение задач прокуратуры – акты прокурорского реагирования, прежде всего,

û Вспомогательные – доклады, информационные письма и т.п..

Полномочия прокурора закреплены (в общем)!наиболее полный перечень! в статье 22 ФЗ «О прокуратуре», а так полномочия установлены в законе в каждом разделе по направлению деятельности и главе по надзору:

1. По предъявлению удостоверения в праве беспрепятственно входить на территории и помещения поднадзорных объектов.

2. Имеет доступ к документам и материалам

3. Требует от руководителей предоставление сведений документов и материалов

В каждом случае необходимо руководствоваться требованиями спец-х нормативных актов регламентирующих вопросы тайны (о гос тайне, о коммерческой тайне, основы законодательства о здравоохранении, о банках и банковской деятельности).

4. Вправе требовать от руководителей выделение специалистов для выяснения возникших вопросов

5. Проведение проверок, ревизий.

6. Вправе вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений (требование)

Акты реагирования – документы, которые исходят от прокурора:

1. Протест – ст. 23 предмет протеста - конкретный документ (не обладает приостанавливающей силой, приносит прокурор или его заместитель).

Протест прокурора представляет собой правовой документ, выносимый должностными лицами органов прокуратуры, направленный на отмену незаконного акта. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Протест прокурора как правовой документ должен отвечать определенным требованиям к его содержанию и форме. Наименование акта должно соответствовать Федеральному закону "О прокуратуре РФ". В протесте должны содержаться:

§ наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействия должностного лица;

§ кем и когда правовой акт издан или совершено действие (бездействие);

§ правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта (действия или бездействия должностного лица), нормы нарушенного закона или иного нормативного акта;

§ предложение прокурора об отмене акта, требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость;

§ предложение о рассмотрении протеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов рассмотрения протеста;

§ должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин;

§ дата принесения протеста.

Срок рассмотрения 10 дней, в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании . При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста .

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Прокурор, принесший протест, обладает правом отозвать протест до его рассмотрения .

2. Требование об отмене нормативно-правового акта – протест гораздо шире. Приносится по итогам анти коррупционной экспертизы НПА. Форма этого документа закреплена Приказом Генпрокурора «О проведении антикоррупционной экспертизы»

3. Представление – ст. 24 – акт комплексного характера, приносится на выявленные нарушения законности,

имеют цель:

Карательную, требуется привлечение нарушителя к ответственности,

Профилактика.

Представление об устранении нарушений закона - это документ, который вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения .

Представление в отличие от протеста подлежит безотлагательному рассмотрению . Срок исполнения – 30 дней , должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

О результатах принятых мер прокурору сообщается в письменной форме. Если представление рассматривается коллегиальным органом, прокурору должно быть сообщено о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

4. Постановления – о возбуждении административного правонарушений.

Положениями ст. 28.4 (например, непредставление итогов голосования, результатов выборов) КоАП РФ перечислен ряд составов административных правонарушений , по которым прокурор прямо уполномочен возбуждать производство по делам об административных правонарушениях. Однако при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ.

Как правило, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении должно содержать :

§ сведения о дате и месте его составления,

§ должность, фамилия и инициалы прокурорского работника, вынесшего его,

§ сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,

§ фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие,

§ место, время совершения и событие административного правонарушения,

§ статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение,

§ объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело,

§ иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом . О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

15 дней – орган, 2 месяца – судья по общему правилу.

Для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурором выносится мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган или орган дознания.

5. Предостережение – в целях предупреждения правонарушение в письменной форме.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона.

Предостережение прокурора должно содержать:

§ указание на конкретный федеральный закон, о недопустимости нарушения которого предупреждается должностное лицо.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

При внесении актов прокурорского реагирования прокурорские работники должны оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, поскольку акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

Перечень актов прокурорского надзора приведен в ст. 18 Закона РК «О Прокуратуре». К ним относятся: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, разъ­яснение закона. Акты прокурорского реагирования представляют собой предусмотренные Законом «О Прокуратуре» формы реализации полномочии прокурора по устранению нарушении закона, пресечению правонарушений, восстановлению законности, ликви­дации вызванных нарушениями Закона негативных последствий.

Как известно, применение того или иного акта прокурорского надзора зависит от характера нарушений законов, их причин, от распространенности нарушений, вредных последствий, степени вины правонарушителей.

Реагирование прокурора на нарушения законности, бесспорно, должно быть своевременным, оперативным, обоснованным, упре­ждающим, комплексным, адекватным и законченным. Только при этом меры прокурорского воздействия будут наиболее результа­тивными.

Нередко в прокурорской практике мы сталкивались с фактами, когда внесенные по результатам проверки акты прокурорского реагирования оставались без надлежащего исполнения. Это ска­зывалось на эффективности работы, серьезно подрывало не только авторитет прокурора, но и в целом отражалось на темпах обеспе­чения и укрепления законности. С внесением новых изменений и дополнений в Закон «О Прокуратуре» полномочия прокуроров значительно усилены, предусмотрены гарантии и меры принуди­тельного исполнения некоторых правовых актов прокурора.

Протест прокурора - это документ прокурорского реагиро­вания на противоречащие Конституции, законам и актам Прези­дента РК нормативные и иные правовые акты, решения и действия государственных органов и должностных лиц.

Протест приносится в орган или должностному лицу, издавшим незаконный или необоснованный акт. Прокурор вправе принести протест в вышестоящий орган или вышестоящему должностно­му лицу. Прокурор определяет это в зависимости от конкретных обстоятельств. Закон придает этому документу особое значение и поэтому устанавливает предельный (не более 10 дней) срок его рассмотрения.

В протесте прокурор требует отмены незаконного акта либо приведения его в соответствие с Конституцией и законами РК, а также прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права. Он вправе также приостано­вить исполнение опротестованного акта либо действия до принятия решения по протесту. Опротестование законов не приостанав­ливает их действия.

Прокурор вправе в апелляционном или надзорном порядке опро­тестовать приговор, решение или иное постановление суда. Если опротестование выходит за пределы его компетенции, соответ­ствующий прокурор обращается с представлением о принесении протеста к вышестоящему прокурору. Сроки рассмотрения проте­ста в суде определяются процессуальным законодательством.

Другим актом прокурорского надзора является постановление . Оно выносится о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства, производства об административном правонаруше­нии, о производстве проверки применения закона, выемки, досмо­тра, наложения ареста, об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера, о приостановлении действия неза­конного правового акта о принудительном исполнении требований прокурора, о доставлении (приводе), а также в иных случаях, пред­усмотренных законом.

В связи с внесенными изменениями в Закон «О Прокуратуре» постановление прокурора в вопросах исполнения приобрело обязательную силу. Оно должно исполняться в установленный законом либо прокурором срок и его неисполнение влечет предусмотренную законами ответственность.

Здесь надо быть особенно внимательными и очень взвешенно подходить к вопросу о вынесении постановлений о принудительном исполнении требований прокурора, а также об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера. Постановления об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера, наложенные государственными органами и их должностными лицами, необходимо выносить при обнаружении явных и грубых нарушений законности.

Другие постановления прокурора,- такие, как о производстве выемки, досмотра, наложении ареста - исполняются с учетом требований, предусмотренных специальным законодательством. Ныне усилены гарантии исполнения требований прокурора. Законом пополнен перечень обязанностей должностных лиц и граждан в связи с требованиями прокуроров, а также ответственность за их умышленное неисполнение, имеющих существенное значение для нашей деятельности.

Обязательному исполнению должностными лицами и гражданами подлежат и требования прокурора о явке в прокуратуру в установленное им время для дачи объяснений по проводимым проверкам. В случае неявки к указанному сроку прокурор вправе своим постановлением обеспечить принудительный привод, осуществляемый органами внутренних дел в течение 24-х часов. Вызов оформляется письменным уведомлением-повесткой и вручается под расписку. Уведомление может быть также направлено в форме телефонограммы, телеграммы или с помощью других средств связи, обеспечивающих его надлежащую доставку.

За невыполнение требований прокурора и уклонения от явки по вызову прокурора в соответствии со ст. 521 и 522 Кодекса РК об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.

Очень важным является дополнение, позволяющее эффективно влиять на пресечение нарушений закона в социально-экономической сфере - это право прокурора назначать экспертизу, а в целях выявления скрытых преступлений - требовать от компетентных органов осуществления оперативно-розыскных мероприятий с последующим уведомлением об их результатах.

Предписание об устранении нарушения закона как акт проку­рорского надзора вносится прокурором и направляется органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нару­шение. В нем должны содержаться указания на нормы Конститу­ции, законов и актов Президента Республики Казахстан, которые нарушены, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по их устранению.

Предписание по новому закону - это иной акт надзора. Оно может вноситься только при совокупности основных признаков, когда:

нарушение закона носит явный характер, т.е. нет никаких со­мнений по поводу нарушения закона;

нарушением создана угроза причинения существенного вре­да правам и свободам человека и гражданина, охраняемым законом интересам юридических лиц, общества и государства, если оно не будет устранено незамедлительно.

При выборе необходимого по ситуации акта надзора и принятии решения в пользу предписания прокурорам необходимо строго руководствоваться данными требованиями. Предписание подлежит обязательному исполнению в срок, установленный прокурором. Об исполнении предписания незамедлительно сообщается проку­рору.

Обжалование предписания вышестоящему прокурору либо в суд не приостанавливает его исполнения, если только оно не будет приостановлено вышестоящим прокурором либо судом. Следует иметь в виду, что предписание не может вноситься на норматив­ные правовые акты.

Заявление - иск прокурора в суд может быть направлен для восстановления нарушенных прав и защиты интересов государ­ства, физических и юридических лиц, а также в связи с отклоне­нием или оставлением без рассмотрения актов прокурорского над­зора. Прокурор вправе своим постановлением приостановить дей­ствие опротестованного акта до рассмотрения заявления судом.

Санкцию прокурор дает на обыск и выемку в случаях, пред­усмотренных уголовно-процессуальным законодательством; от­странение обвиняемого от должности, помещение подозреваемого или обвиняемого в медицинское учреждение для производства экспертизы; проведение оперативно-розыскных мероприятий и след­ственных действий, затрагивающих охраняемые Конституцией и законом тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкос­новенность жилища; задержание иностранцев для выдворения в административном порядке и в иных случаях, прямо предусмо­тренных законом.

Важным шагом в защите прав человека и гражданина является введение законом новых оснований санкционирования, в т. ч. не­гласное прослушивание и запись разговоров с использованием ви­део- и аудиотехники или иных специальных технических средств, а также прослушивание и запись переговоров, ведущихся с теле­фонов и других переговорных устройств; доступ государственных органов и их должностных лиц (за исключением сотрудников На­ционального банка) к документам, содержащим банковскую тай­ну; арест на деньги и другое имущество физических и юридиче­ских лиц, находящихся в банках, и приостановление расходных операций на банковских (за исключением корреспондентских) счетах физических и юридических лиц; объявление международ­ного розыска в отношении лица, совершившего преступление на территории республики и скрывшегося от следствия. Санкция на совершение указанных действий дается либо в ней отказывается в течение 24-х часов.

Важно, чтобы в этих вопросах по республике соблюдалась единая практика, особенно в вопросах порядка и условий санкционирования распоряжений налоговых органов о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщиков.

Указание прокурор дает: органам дознания и следствия в связи с возбуждением и расследованием уголовных дел; органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; в других случаях, установленных законодательством.

Представление прокурора - это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий, лишения неприкосновенности лиц, обладающих этим правом в соответствии с Конституцией Республики Казахстан. Оно подлежит рассмотрению должностным лицом или органом в месячный срок с обязательным принятием мер по устранению нарушений законности, а также причин и условий, способствующих им. Прокурор вправе участвовать при рассмотрении представления. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах должно быть сообщено прокурору.

При наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание законов может повлечь его ненадлежащее применение органом или должностным лицом, либо гражданином, прокурор разъясняет содержание закона, а в необходимых случаях сообщает и о предусмотренной ответственности за нарушение закона. В случаях несоответствия закону проекта правового акта прокурор разъясняет требования закона органу или должностному лицу, принимающему акт.

Законом предусматривается возможность принудительного исполнения некоторых актов надзора. К ним относятся предписания и постановления прокурора. В случае их неисполнения в добровольном порядке прокурор в соответствии со ст. 26-1 Закона «О Прокуратуре» вправе в пределах своей компетенции обратить их к принудительному исполнению. Статья 520 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответ­ственность должностных лиц за оставление без рассмотрения представления прокурора или несвоевременный ответ на него. Обязанность по исполнению предписаний и постановлений прокурора возлагается на судебных исполнителей. Однако следует иметь в виду, что нельзя обращать к принудительному исполнению требования, предусматривающие принудительное лишение имущества, так как такое оно может быть произведено не иначе как по решению суда. Необходимость принудительного исполнения постановлений и предписаний прокурора обусловлена наличием таких жизненных ситуаций, когда только незамедлительное устранение нарушений закона может предотвратить тяжкие последствия.

К примеру, несмотря на запрет отключения от электроэнергии объектов, имеющих стратегическое значение, энергетики нередко за долги прекращают подачу электричества на военные объекты или в больницы в тот момент, когда на операционном столе находятся люди. В последнем случае администрация больницы, конечно, может обратиться в суд, однако судебная процедура занимает недели и месяцы, тогда как создавшаяся ситуация грозит смертью людей.

Другой пример. Коммерческими структурами за пределы Казахстана порой за бесценок вывозится стратегическое сырье. Предписание прокурора о приостановлении такого экспорта не всегда исполняется своевременно. И хотя впоследствии судом действие коммерческих структур признается незаконным, однако стратегическое сырье вернуть в Казахстан уже становится невозможным. В таких ситуациях только прокурор может оперативно вмешаться и устранить нарушение закона.

Не менее важным явилось и такое нововведение, усиливающее полномочия прокурора, как ответственность государственного органа за не уведомление или несвоевременное уведомление прокурора о действиях требующих такого уведомления. Введение обязательного уведомления прокурора контролирующими и надзорными органами при принятии ими мер запретительно-ограничительного характера, затрагивающих права предпринимателей (приостановление или запрещение эксплуатации отдельных производственных объектов, видов работ, производства и т.д.) - это новые нормы в нашем законодательстве. Такие уведомления должны направлять.

Работа прокурора представляет собой один из видов государственной деятельности, направленный на охрану правопорядка. Задачей каждого профессионала в этой сфере является обеспечение законности и соблюдение прав, свобод и интересов человека по всей территории Российского государства. Прокурорский надзор полностью регламентируется федеральным законодательством, поэтому осуществляется только в пределах правовой сферы.

Что такое прокурорский контроль и какова роль актов реагирования?

Стоит отметить, что контроль со стороны государства осуществляется многими другими органами. Каждый из них имеет свою компетенцию, объем полномочий, четко определенный нормативно-правовыми документами. У данных органов имеются также свои очерченные области надзора и контроля, т. е. сферы деятельности. В отличие от этих государственных структур, надзор имеет практически безграничные сферы влияния во всех спектрах общественных отношений, если говорить о пределах единой территориально целостной страны.

Акт прокурорского реагирования - это документ, имеющий достаточную юридическую силу, являющийся фактически «инструментом» деятельности данных органов. Не допускать нарушений законов и устранять уже состоявшиеся нарушения - основные задачи, которые стоят перед ними в ходе реализации должностных полномочий каждым сотрудником.

Актами прокурорского реагирования являются несколько видов документов:

  • протест;
  • представление;
  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • предостережение о недопустимости нарушения закона.

Детальное рассмотрение прокурорского протеста: цель документа

К первому относится протест. Это один из актов, который подготавливается самим государственным обвинителем или его прямым заместителем, ни в коем случае не противоречит действующей Конституции РФ, другим законам и не нарушает права человека. Протест прокурора является ответным актом на противоправный документ, изданный должностным лицом или органом. Подан он может быть нарушителю, в вышестоящие инстанции либо в судебном процессуальном порядке, предусмотренном законодательной базой.

Как правило, протест прокурора несет в себе требование срочного устранения противоречий и несоответствий «букве закона», присутствующих в изданном нормативно-правовом акте. Кроме того, государственный обвинитель вправе потребовать от органа или лица, издавшего противоправный акт, приведения документа в максимальное соответствие с федеральным законодательством или его окончательной отмены.

Все виды прокурорского реагирования, применяемые в деятельности органов, являются публичными требованиями, заявлениями, доказыванием. Поэтому задача принести протест к органу-нарушителю или издавшему акт, согласно законам РФ, стоит непосредственно перед обвинителем и его прямым заместителем. В случае необходимости подачи документа в суд или вышестоящему должностному лицу в соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами сделать это могут только вышеуказанные лица.

Кратко о структуре прокурорской иерархии при вынесении протестов

Решение государственного обвинителя федерально-окружного звена о вынесении протеста на правовые акты центральных ведомств и министерств невозможно. Только Генеральный прокурор РФ, а также лица, замещающие его, вправе опротестовать такие акты, не соответствующие законам государства. Соответственно, обвинители наделены полномочиями опротестования правовых документов исполнительных органов соответствующего субъекта, контролирующих структур соответствующего звена.

Причем акты реагирования прокурорского надзора свыше являются обязательными для выполнения всеми нижестоящими прокурорами. В этом случае государственный прокурор имеет право в пределах своей компетенции приносить протесты как к органам своего уровня, так и к нижестоящим. Наоборот быть не может. Между тем допускается возможность подготовки проекта нижестоящим прокурором в случае обнаружения им незаконного акта должностных лиц или органа, находящихся в компетенции прокурора вышестоящего уровня.

Что представляет собой представление прокурора?

Следующий акт прокурорского реагирования - Целью данного документа является устранение законных нарушений, провоцирующих их факторов, а также обстоятельств и условий, им сопутствующих. Мощная законодательная база и целый перечень документов, изданных Генеральной прокуратурой РФ, в частности Приказ ГП РФ от 1999 года «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготовляемых преступлениях», позволяет использовать такой метод борьбы с нарушениями закона, как представление.

Все образцы актов прокурорского реагирования на нарушения госорганов имеют утвержденную форму. Они вносятся так же, как и протест, прокурором или лицом, замещающим его. Приносят представление в госорган или человеку, занимающему соответствующую должность или наделенному полномочиями в рассмотрении и устранении допущенных нарушений. Представление прокурора в любом случае рассматривается без отлагательств, в ближайшие 3 дня. Чтобы вынести представление, государственный обвинитель должен быть готов к изучению материалов предшествующей проверки. Единственным основанием для предъявления прокурорского представления можно считать установленные факты нарушений.

Что включает в себя представление прокурора?

В любом из представлений, внесенных прокурором, независимо от федерального уровня, содержится следующая информация:

  1. Указывается должностное лицо или орган, которому направляется акт прокурорского реагирования.
  2. Информационные источники, в которых присутствуют данные о конкретных нарушениях закона.
  3. Непосредственная характеристика нарушений, включающая рассмотрение и анализ причин, условий и обстоятельств, способствовавших допущению ошибок в нормативно-правовых актах.
  4. Прокурорские требования об устранении нарушений и основополагающих обстоятельств, факторов.
  5. Указания прокурора касаемо процедуры и контрольных сроков рассмотрения органом или лицом-нарушителем представления.

Дополнительное содержание представлений прокурора

В тексте представления могут иметь место и рекомендации прокурора по поводу ликвидации нарушения. В любом случае они должны обладать правовой направленностью, не нести характер действия, посягающего на процесс управления в той или иной сфере деятельности, обозначенной зачастую как оперативно-хозяйственная.

От прокурора могут исходить также предложения по устранению обстоятельств, спровоцировавших нарушение закона. Здесь речь идет в большинстве случаев о правовых «нестыковках» технической, организационно-управленческой и экономической областей.


Такие акты прокурорского реагирования (виды таких документов относят к числу второстепенных нормативно-правовых документов) оформлены в соответствии с заключениями узкопрофильных специалистов соответствующих сфер, других материалов проверок, ревизий и т. д.

Особенности включения прокурором контрольных сроков

Что касается требований прокурора, направленных на скорейшее устранение причин правонарушений, то нередко в них содержится постановка вопроса о привлечении к материальной или дисциплинарной ответственности виновных в произошедшем лиц. Естественно, что в действиях нарушителей признаки или уголовного преступления отсутствуют.

Если изучить некоторые образцы актов прокурорского реагирования, особенно представление, то в большинстве из них нельзя найти подробного описания и процедуры рассмотрения внесенного документа. Однако о том, что документ рассматривается без отлагательств, говорить, пожалуй, не стоит. Срок, предоставляемый для рассмотрения, также точно не установлен. Между тем четко обозначено, что конкретные меры по устранению состоявшихся правонарушений, а также сопряженных с ними факторов, должны быть приняты в течение ближайших 30 дней.

Месяц, отведенный на принятие каких-либо решений и действий для органа или лица-нарушителя, как правило, воспринимается отвечающей стороной как срок для рассмотрения. Избежать длительной бумажной волокиты можно только в случае включения в представление четкого разъяснения о сроках и датах. Только при умышленном игнорировании требований прокурор может иметь достаточно веские основания для возбуждения производства об административном правонарушении.

Характерные черты и сфера применения постановления прокурора

Акты прокурорского реагирования, виды которых заслуживают подробного рассмотрения, многообразны. Список можно продолжить следующим необходимым документом, являющимся результатом деятельности органов прокуратуры. В данном случае речь идет о постановлении. Нормативно-правовой акт этого типа прокурор вправе выносить в ходе реализации надзора в различных сферах хозяйственной, здравоохранительной, социально-культурной, транспортной и других сферах общественных отношений. Постановление прокурора - немаловажный акт, незаменимый в случае участия в процессуальной деятельности по производствам уголовных дел.

Ведь прокурор, осуществляя свои функции надзора над соблюдением законодательной базы РФ государственными органами высшего звена, комитетами, службами, органами исполнительной власти, местного самоуправления, военного управления, органами контроля, имеет все полномочия для того, чтобы вынести постановление о возбуждении уголовного дела или начале производственного процесса об административном правонарушении.

Решение прокурора по уголовному делу, а также первые результаты рассмотрения принимаются правоохранительными органами, о чем должно быть изложено в письменной форме.

Прокуроры или должностные лица, их замещающие, обязаны вынести образец постановления в случае необходимости освобождения незаконно содержащегося под стражей лица в местах лишения свободы принудительного характера, а также в судебно-психиатрическом учреждении при незаконном необоснованном помещении.

Прокурорское постановление обязательно для выполнения администрацией учреждения, исполнительными судебными органами, работающими с лицами, приговор которых не связан с лишением или ограничением свободы. Стоит также отметить, что прокурор имеет достаточно полномочий для самостоятельного принятия любого процессуального решения в ходе уголовного производства на любой из досудебных стадий.

Образец постановления может совмещать в себе решения, требующие от участников процесса выполнения определенных действий. Например:

  • признать гражданским ответчиком гражданского истца;
  • приобщить к уголовному делу важные ;
  • применить объективную, по мнению обвинителя, меру пресечения.

Что такое предостережение прокурора

Еще одним средством прокурорского надзора следует назвать предостережение, направленное на недопущение нарушений законов. При наличии данных о запланированных противоправных действиях лицам, занимающим ответственные посты, объявляется предписание. Образец документа имеет конкретную утвержденную законодательством форму. В письменном виде от прокурора или его заместителя предостережение чаще всего направляют с целью предупреждения актов экстремистской деятельности.

Только при наличии объективных, достоверных и подтвержденных информационных данных о предстоящих противоправных действиях прокурор или его заместители, а также прокуроры нижестоящего звена направляют лицам предостережение. Документ в себя включает:

  • подтвержденные сведения о планируемом преступном деянии;
  • конкретные основания для объявления данного акта прокурорского реагирования;
  • перечень допущенных нарушений, а также срок для их устранения (не менее 2 месяцев).

В 1999 году Генеральной прокуратурой РФ было направлено указание «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона». В этом документе подробно описаны всевозможные условия вынесения предписания. Этот нормативно-правовой акт прокуроры всех звеньев, а также военные и специализированные используют как основную меру для профилактики проступков.

Так же, как и протест, постановление и представление, предостережение осуществляется исключительно главными работниками прокуратуры. Стоит отметить, что предостережение как таковое прокуроры используют для того, чтобы осуществить надзор за полноценным воплощением законов и подзаконных правовых актов.

В чем заключается необходимость актов прокурорского реагирования?

Независимо от того, какой конкретный акт прокурорского реагирования и надзора направлен к тому или иному органу, организации и т. д., он должен быть выполнен в установленный срок, поскольку подлежит неукоснительному исполнению.

Сферы деятельности и надзора прокурора достаточно широки. К ним относят:

  • контроль над исполнением законов;
  • надзор с целью соблюдения прав и свобод человека;
  • контроль за деятельностью следственных оперативно-розыскного сектора;
  • надзор над беспрекословным выполнением нормативно-правовых актов администрациями районов, городов;
  • контроль за исполнением законодательной базы администрациями мест лишения свободы и учреждений содержания принудительного характера.

В случае умышленного невыполнения прокурорских требований, обоснованных достаточными полномочиями, любой из проигнорированных актов реагирования - протест, постановление, предписание (образец каждого из них можно найти в качестве приложения к соответствующему законодательному акту) чреват для нарушителя наложением штрафа, средний размер которого составляет 1-3 тысячи рублей (согласно КоАП РФ).

Похожие публикации