Административный иск об оспаривании решения органа власти. Сроки оспаривания действий органов государственной власти

Здравствуйте. В настоящее время действует Кодекс административного судопроизводства который как раз и регулирует положения об обжаловании решений и действий органов гос. власти.

КАС РФ, Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса
1. Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Сроки следующие:

Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд
1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в судв течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
2. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

Спасибо. У меня в иске будет речь также о возмещении убытков в связи с неадекватным рассмотрением. Убытки возмещаются тоже на основании этого кодекса? А по какой статье?

    • получен
      гонорар 50%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,6 рейтинг
      • эксперт

      также о возмещении убытков в связи с неадекватным рассмотрением
      Елена

      Елена, добрый день! Если речь о нарушенном праве на судопроизводство в разумный срок то в соот. с главой1 26 КАС

      1. Лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее также - административное исковое заявление о присуждении компенсации).
      2. Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, по которому допущено нарушение.

      Если речь о взыскании убытков, причиненных незаконным действием (бездействием) госоргана в порядке ст. 16 ГК то это в порядке искового производства по ГПК РФ при условии что есть решение о признании соответствующего действия (бездействия) незаконным, вынесенное в порядке КАС

      ст. 16 ГК РФ

      Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления,подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Спасибо. Да, у меня второй вариант. Что такое "в порядке КАС"?

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Иркутск

      Общаться в чате

      Спасибо. У меня в иске будет речь о возмещении убытков в связи с неадекватным рассмотрением. Не нашла в статье ничего об убытках. Тем не менее, убытки возмещаются тоже на основании этой статьи?
      Елена

      Убытки Вам придется возмещать в рамках гражданского судопроизводства. То есть сначала нужно будет признать решение гос. органа незаконным в порядке, предусмотренном КАС РФ, а затем уже обращаться с этим решением в суд с иском в порядке, предусмотренном ГПК РФ.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Спасибо. У меня речь не совсем о незаконном решении. Я задавала Департаменту образования вопрос, а он на него не ответил. Задала вновь - и опять не ответил. В результате я понесла убытки. Тут наверное надо говорить о признании незаконным бездействия?

      получен
      гонорар 50%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,6 рейтинг
      • эксперт

      Тут наверное надо говорить о признании незаконным бездействия?
      Елена

      Да, имеет место бездействие. Вопрос ответов на обращения граждан урегулирован в основном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Так или иначе вам должен был быть дан ответ в сроки установленные данным законом если более короткие сроки не предусмотрены правовым актом субъекта РФ. Однако для взыскания убытков вам нужно будет доказать (после признания бездействия незаконным) причинно-следственную связь между непредоставлением ответа и понесенными убытками

      1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией,
      подлежит обязательному рассмотрению.
      1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения , за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
      1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
      2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Иркутск

      Общаться в чате

      Да, Вы правы в Вашем случае речь будет идти о бездействии государственного органа.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Горюнов Евгений

      Юрист, г. Ивантеевка

      • 6149 ответов

        3120 отзывов

      Я задавала Департаменту образования вопрос, а он на него не ответил. Задала вновь - и опять не ответил. В результате я понесла убытки. Тут наверное надо говорить о признании незаконным бездействия?
      Елена

      Здравствуйте Елена, а у Вас есть доказательства взаимосвязи между отсутствием ответа от Департамента образования и причененными Вам убытками?

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Мне кажется, взаимосвязь следует из самой сути событий. Мой ребенок имел право на посещение детского сада в июне. Это выяснилось только из третьего ответа Департамента, уже в августе. А на первые два обращения мне отвечали неконкретно. И без конкретного ответа Департамента заведующая дет.садом не имела права меня принять. В результате в июне ребенок ходил в частный детский сад, плата за который намного больше, чем за государственный. Есть ли здесь пл-Вашему причинно-следственная связь?

      получен
      гонорар 50%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,6 рейтинг
      • эксперт

      «в порядке КАС»?
      Елена

      Кодекс административного судопроизводства выдержки из которого привел в первом ответе коллега Панков

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Горюнов Евгений

      Юрист, г. Ивантеевка

      • 6149 ответов

        3120 отзывов

      Есть ли здесь пл-Вашему причинно-следственная связь?
      Елена

      Нет, нету, так как прием в детский сад никак не может быть причиной, а уж тем более основанием к приему (отказу в приеме) ребенка в детский сад, все эти письма и ответы, носят разъяснительно-рекомендательный характер и ни на что не влияют.

      Вам надо было получать у заведующей детским садом письменный отказ в приеме ребенка в детский сад и обжаловать его, вот тогда вы могли бы говорить о взыскании убытков, а в Вашем случае я не усматриваю ни одного основания к удовлетворению Ваших требований.

      Кроме того, Вы сами указываете что:

      А на первые два обращения мне отвечали неконкретно.
      Елена

      То есть все таки отвечали, соответственно о бездействии выразившемся в нерассмотрении обращения опять же говорить нельзя.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Да, мне отвечали, но только в смысле "присылали в ответ некую бумагу", при этом конкретных ответов на мои вопросы в бумаге не было (см. мой коммент ниже). Я надеюсь, суд будет анализировать кокретику ситуации, а не формальную сторону, или я чего-то недопонимаю?

      получен
      гонорар 50%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,6 рейтинг
      • эксперт

      Мой ребенок имел право на посещение детского сада в июне. Это выяснилось только из третьего ответа Департамента,
      Елена

      Елена, в данном случае, если право на посещение детсада не связано с необходимостью согласования Департаментом зачисления вашего ребенка в конкретный садик, а ответ Департамента просто содержит разъяснения действующего законодательства, то тут взыскать убытки именно в связи с поздним ответом будет маловероятно. Если есть возможность прикрепите ответ Д. к вопросу без личных данных

  • Административно-правовые нормы и отношения в механизме административно-правового регулирования
  • Административно-процессуальные нормы и отношения
  • Способы защиты административно-правовых отношений
  • Основания и виды систематизации норм административного права
  • 3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
  • 4. Место и роль науки административного права в системе наук об управлении (наук управления)
  • Основания и виды систематизации норм административного права
  • 3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
  • 4. Место и роль науки административного права в системе наук об управлении (наук управления)
  • Субъекты административного права
  • 2. Правовой статус и структура Администрации Президента рф
  • Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция
  • Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции
  • 2. Организационно-правовые основы построения системы органов исполнительной государственной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры
  • 3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления)
  • 4. Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации
  • 5. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления)
  • Тема 9. Административно-правовой статус муниципальных органов местного самоуправления
  • Система и правовой статус муниципальных органов в конституционной модели местного самоуправления
  • 2. Взаимоотношения муниципальных образований и их органов с государственными органами исполнительной власти
  • Тема 10. Административно-правовой статус предприятий и социально-культурных учреждений
  • Понятие и виды предприятия, социально-культурного учреждения. Административно-правовой статус предприятий и учреждений
  • 2. Органы внутреннего управления предприятием (учреждением), порядок их формирования и основы взаимоотношений со своими учредителями и работниками
  • Тема 11.
  • 2. Виды службы и служащих по действующему законодательству
  • 4. Понятие государственной и муниципальной службы и служащего. Категории и группы должностей государственной и муниципальной службы
  • 5. Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочиям. Должностные лица
  • 6. Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе
  • 7. Прохождение службы и аттестация государственных и муниципальных служащих
  • 8. Управление реализацией государственной кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы
  • 9. Меры поощрения и стимулирования деятельности государственных и муниципальных служащих
  • 10. Ответственность служащих за служебные проступки. Дисциплинарная ответственность служащих за служебные (должностные) проступки и ее виды
  • 11. Основания и порядок прекращения служебных полномочий (увольнение со службы)
  • Формы и методы управленческой деятельности (реализации компетенции субъектов исполнительной власти)
  • 2. Понятие правовых актов государственного управления как основной формы реализации компетенции субъектов исполнительной власти. Классификация правовых актов
  • 3. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления, и последствия их несоблюдения
  • Тема 13. Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти
  • Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления
  • 2. Содержание и взаимосвязь убеждения, стимулирования, принуждения как всеобщих основных методов управления
  • Тема 14. Административное принуждение и административная ответственность
  • Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью
  • 2. Понятие и структура административной ответственности
  • 3. Основания и условия административной ответственности
  • 4 Субъекты административной ответственности
  • 5. Административные наказания (санкции)
  • 6. Производство по делам об административной ответственности (понятие и стадии)
  • Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности субъектов административного права как часть системы правоохранительной деятельности государства
  • 2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства
  • Тема 16. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности)
  • Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования
  • 2. Понятие и виды способов обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности)
  • 3. Виды и формы контрольной деятельности государства
  • 4. Виды и формы надзорной деятельности государства
  • 5. Контрольно-надзорная деятельность государства и ее виды
  • Глава 21. Обеспечение законности в государственном управлении
  • 1. Понятие законности в государственном управлении и способы ее обеспечения
  • 2. Государственный контроль и его виды
  • 3. Прокурорский надзор
  • 4. Административный надзор
  • 5. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц
  • Государственное управление в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности Глава 22. Основы организации государственного управления
  • 1. Понятие организации государственного управления
  • 2. Организация государственного управления в современных условиях
  • Раздел VIII. Управление в экономической сфере Глава 23. Управление в области экономического развития
  • 1. Содержание управления в области экономического развития
  • 2. Правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области экономического развития
  • Глава 27. Управление в области сельского и рыбного хозяйства
  • 1. Содержание управления в области сельского и рыбного хозяйства
  • 2. Правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области сельского и рыбного хозяйства
  • Глава 31. Управление в области природопользования и охраны окружающей среды
  • 1. Содержание управления в области природопользования и охраны окружающей среды
  • 2. Правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области природопользования и охраны окружающей среды
  • 5. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц

    Большую роль в обеспечении законности в управлении играет и такой способ ее обеспечения, как обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц. Согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

    Вопросы, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, определяются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" *(138) .

    В данном Федеральном законе под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложения, заявления или жалобы, а также устные обращения гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

    Предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

    Под заявлением понимается просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

    Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

    По окончании рассмотрения гражданину дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо гражданин уведомляется о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение направляется по почтовому адресу, указанному в обращении и подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

    В Федеральном законе предусмотрен и порядок рассмотрения необщепринятых случаев обращений граждан.

    Судебный порядок обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц определяется Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", а также главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".

    В соответствии с названным Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы*(139) .

    В суд могут быть обжалованы действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц (государственных служащих), в результате которых:

    - нарушены права и свободы гражданина;

    - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

    Незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

    Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, предприятий, объединений, должностных лиц (государственных служащих), если оно повлекло за собой перечисленные выше последствия.

    Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, организации или должностному лицу.

    Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

    Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

    Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, организации, должностного лица (государственного служащего). Гражданин вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.

    Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

    - три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;

    - один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

    Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

    Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц (государственных служащих) рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных данным Законом. При этом на государственные органы, органы местного самоуправления, организации, должностных лиц (государственных служащих), действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

    По результатам рассмотрения жалобы суд выносит следующие решения.

    1. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации о государственной службе, вплоть до представления об увольнении. Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке.

    2. Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

    Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц (государственных служащих) и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, государственному служащему, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

    Эксперт Центра, к.ю.н., Александр Гаганов

    Что делать, если чиновники нарушили Ваши права? Как обжаловать их незаконные действия и бездействие? Как это сделать по новому административному кодексу?

    Нередко можно услышать, как люди жалуются на несправедливость законов, на нарушения их прав чиновниками и органами власти. Вероятно, многие граждане знают о том, что статья 46 Конституции РФ позволяет им обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Но не все знают о том, как это сделать.

    Судебная и несудебная защита прав. Что такое жалоба?

    Пожаловаться на неправомерные действия чиновников можно двумя способами: вышестоящему чиновнику (органу) или в суд. Процедура подачи жалоб в вышестоящий орган (административный порядок обжалования) и их рассмотрения описана в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

    Жалоба – это один из видов обращений наряду с предложениями и заявлениями. Согласно закону, жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

    Жалобы лучше подавать в письменном виде. В жалобе надо указать:

    Госорган или фамилию, имя и отчество должностного лица, которому адресуется жалоба;

    Свой почтовый адрес, на который придет ответ;

    Обстоятельства дела (кто и как нарушил Ваши права);

    Свои фамилию, имя и отчество, подпись в конце жалобы.

    Бывают случаи, когда должностные лица отказываются принимать жалобы, тогда жалобы надо отправлять почтой ценными отправлениями с описью вложений и уведомлением о вручении. С момента вручения письма и его регистрации в госоргане у чиновников есть 30 дней на ответ. В исключительных случаях срок рассмотрения продлевается еще на 30 дней, о чем заявителя должны уведомить письменно.

    За нарушение порядка рассмотрения жалоб (необоснованное увеличение срока, отсутствие ответа) установлен административный штраф в размере 5 – 10 тысяч рублей.

    Как правило, органы власти отвечают на обращения и делают это в срок. Однако рассчитывать на содержательный ответ по существу приходится не всегда. В таких случаях лучше обращаться с жалобой в суд, можно это сделать после получения неудовлетворительного ответа от госоргана.

    Сразу оговоримся, что подавать в административном порядке жалобы на правонарушающие законы и иные нормативные правовые акты нет смысла. Для обжалования нормативных правовых актов, в том числе законов, установлен особый судебный порядок. В этой статье мы не рассматриваем вопросы обжалования нормативных правовых актов.

    Что можно обжаловать?

    Закон предусматривает три категории объектов для обжалования: это действия, бездействие и решения.

    Обжалование действия может быть уместным, например, в такой ситуации. Вы обратились в госорган с пакетом документов, госорган должен выдать Вам какой-то правоустанавливающий документ. Вместо этого он отправляет Ваши документы в какую-то комиссию, которая должна подтвердить правильность составления поданных Вами документов. Все это затягивает сроки. Как правило, сейчас все процедуры оказания госуслуг (выдачи гражданам тех или иных документов) очень подробно прописаны в административных регламентах. И если регламент не предусматривает проверку документов какой-то комиссией, то действия госоргана незаконны, их надо обжаловать.

    Пример второй . Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам дубликата утерянного документа, Вы приложили все необходимые для этого справки. Вместо того чтобы исполнить Вашу просьбу, госорган молчит, либо говорит, что Вам надо обратиться в другое учреждение или в министерство, или принести еще какие-то справки. Иными словами, он не исполняет свою обязанность. Это бездействие. Его надо обжаловать.

    И третий пример – правонарушающее решение. Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам документа. Госорган рассмотрел Ваше заявление и, уложившись в 30 дней, выдал Вам свое решение: отказать в выдаче документа. Такое решение также можно обжаловать.

    Закон называет требования к действиям (бездействию) и решениям, которые можно обжаловать . В результате таких действий или решений должны быть:

    Нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы;

    Созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов;

    Незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Чьи действия и решения можно обжаловать?

    Необходимо уточнить, что в принципе в суд можно обжаловать правонарушающие действия и решения любых лиц, но в особом порядке будут рассматриваться лишь дела в отношении действий и решений определенного круга лиц и органов (глава 25 ГПК РФ, глава 22 КАС РФ).

    Старый Закон 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» называл государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностных лиц, государственных служащих, принявших правонарушающие решения, которые можно было обжаловать. Юридически это расширяло возможности обжалования действий и решений практически любых органов и организаций.

    Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) говорит о том, что обжаловать можно действия и решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Таким образом, круг «источников» правонарушающих действий и решений ограничивается только государственно-властными субъектами.

    Новый Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) называет несколько иной состав органов и лиц, чьи действия и решения можно обжаловать : орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями , должностные лица, государственные или муниципальные служащие. Что здесь принципиально нового? Появились организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, действия и решения которых можно обжаловать. В качестве примеров таких организаций можно привести государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

    Как обжаловать в суде действия органов власти?

    Статью 46 Конституции РФ, гарантирующую судебную защиту прав и свобод, нельзя было бы применять, если бы не было соответствующей процедуры. Такая процедура была установлена Гражданским процессуальным кодексом РФ. Однако с 15 сентября этого года будет применяться процедура, установленная новым Кодексом административного судопроизводства РФ. Глава 22 КАС РФ описывает процедуру оспаривания действий и решений публично-правовых субъектов подробнее, чем аналогичная глава 25 ГПК РФ (11 статей в новом Кодексе против четырех в старом).

    Как и прежде, обратиться за защитой своих прав можно не позднее трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, в суд по месту нахождения органа или должностного лица-нарушителя.

    Новый КАС РФ вводит понятие административного искового заявления. Статья 220 КАС РФ устанавливает перечень обязательных требований к такому заявлению. В заявлении должны быть указаны :

    1) наименование суда, в который подается заявление;

    2) фамилия, имя и отчество гражданина, его место жительства, дата и место его рождения, номера телефонов, адреса электронной почты гражданина;

    3) орган, организация, лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

    4) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

    5) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация или должностное лицо);

    6) сведения о правах, свободах и законных интересах гражданина, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием);

    7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

    8) сведения о невозможности приложения к заявлению обжалуемого решения и ходатайства об истребовании документов;

    9) сведения о предшествующем обжаловании в административном порядке;

    10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица;

    11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

    К заявлению прилагается квитанция об уплате государственной пошлины. На сегодняшний день размер госпошлины для граждан составляет 300 рублей.

    Если гражданин решил воспользоваться в суде помощью представителя, то в заявлении также указываются сведения о представителе. Представитель должен иметь высшее юридическое образование, копия диплома также представляется в суд. Заметим, что зачастую гражданам трудно разобраться во всех процессуальных тонкостях и хитросплетениях законодательства, поэтому юридическая помощь может потребоваться даже на стадии составления заявления в суд. Ужесточение требований к представителю формально ограничивает права граждан: им придется обращаться за помощью к профессиональным юристам и платить за это деньги , тогда как ранее представителем мог быть любой человек (друг или знакомый заявителя), который, например, имел практику по определенной категории дел.

    Если все требования закона соблюдены, суд принимает заявление к рассмотрению. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к гражданину. Если во время процесса по делу решение, на которое жаловался гражданин, было отменено, суд вправе прекратить производство по делу.

    Дела об оспаривании действий и решений будут рассматриваться судом в течение месяца, тогда как по ГПК РФ такие дела должны были рассматриваться в течение 10 дней.

    На что обращает внимание суд?

    Новый Закон устанавливает вопросы, которые должен разрешить суд в процессе рассмотрения дела об оспаривании решения, действия (бездействия):

    1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

    2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

    3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

    а) полномочия органа на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

    б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

    в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

    4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

    Обязанность доказать нарушение прав и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на гражданина-заявителя. Обязанность доказать правомочность принятия решения или совершения действия и его законность возлагается на ответчика.

    Суд может удовлетворить заявление полностью или в части и возложить на ответчика обязанность устранить нарушение прав, либо отказать в удовлетворении заявления. Решение суда вступает в силу через месяц после изготовления в окончательной форме. Не вступившее в силу решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, вступившее в силу – в порядке кассации или надзора.

    Какова вероятность выиграть дело?

    На вопрос о вероятности выиграть конкретное дело об оспаривании действия или решения госоргана можно ответить, только ознакомившись с его материалами. Вместе с тем нередко заведомо выигрышные на взгляд заявителя и даже юриста дела могут быть проиграны.

    Обратимся к судебной статистике жалоб на неправомерные действия и бездействия (в том числе на нарушение избирательного законодательства).


    Рис.1. Рассмотрение районными судами жалоб граждан на неправомерные действия и бездействие (в том числе на нарушение избирательного законодательства) в 2014 году.

    За год в суды поступило 162 410 жалоб, из них было рассмотрено 119 438 жалобы, то есть примерно две трети. Из рассмотренных жалоб было удовлетворено 56 510 требований, то есть примерно треть от поступивших и почти половина от рассмотренных заявлений.

    Что же случилось с третью жалоб, которые не были рассмотрены? Видимо, они были поданы с какими-то нарушениями (например, не уплачена госпошлина, заявление не подписано, нет копии обжалуемого решения или ходатайства о его истребовании), и поэтому суд оставил их без движения или прекратил производство по делу по каким-то другим основаниям.

    Таким образом, статистика показывает, что треть жалоб не проходит даже стадии подачи заявления: граждане допускают ошибки в оформлении документов для суда или подают заведомо негодные жалобы. Получается, что даже сама подача заявления в суд превращается в проблему для трети заявителей. Те счастливчики, которые преодолели первый бюрократический барьер, имеют серьезные шансы выиграть дело против госоргана: почти каждое второе такое дело выигрывается. Надо отстаивать свои права, тогда государство будет уважать и соблюдать права своих граждан. Новый КАС РФ оставляет все возможности для оспаривания неправомерных действий и решений государства.

    Государственный орган это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

    Признаки:

      Государственный орган – это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата ; он занимает в государственном аппарате свое место и прочно связан отношениями координации и субординации с другими государственными органами;

      Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру) . Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей;

      Государственный орган состоит из государственных служащих ;ФЗ

    «О государственной гражданской службе РФ» 2004 г.

      Государственный орган имеет определенную компетенцию , то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов;

      Государственные органы тесно взаимодействуют между собой . Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

      Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права , а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

      Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.

      Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).

    Виды государственных органов

    I . По способу возникновения:

      Первичные (выборные) государственные органы никакими другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные законодательные органы - парламент);

      Производные (назначаемые) государственные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);

    II . По объему властных полномочий или по предмету ведения :

      Федеральные органы распространяют свою власть на территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Прокуратура РФ);

      Органы субъектов федерации функционируют в административно-территориальные единицах (округах, областях). Их властные полномочия распространяются только на эти регионы.

    Например, Законодательное Собрание Нижегородской области.

    III . По широте компетенции:

      Государственные органыобщей компетенции решают широкий круг вопросов (например, Президент РФ, Правительство РФ);

      Государственные органыспециальной компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

    IV . По способу принятия решений или осуществления компетенции:

      Коллегиальные государственные органы принимают решения большинством голосов (Федеральное Собрание РФ);

      Единоначальные государственные органы принимают решения единолично (глава государства, Уполномоченный по правам человека);

    V . По правовым формам деятельности:

    1. Правотворческие (Парламент);

    2. Правоприменительные (Суд);

    3. Правоохранительные (Прокуратура);

    VI . По принципу разделения властей:

      Законодательные (Федеральное Собрание РФ);

      Исполнительные (Правительство РФ);

      Судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

    3. Принципы организации и деятельности современного государственного аппарата .

    Принципы организации государственного аппарата – это исходные, основополагающие начала, идеи, на основе которых функционирует государственный аппарат.

      Принцип демократизма (народовластия) – это принцип, в соответствии с которым граждане государства прямо или через своих представителей принимают участие в организации и деятельности государственного аппарата.

    Народовластие - принцип организации и деятельности современного государства, в соответствии с которым народ страны признается носителем суверенитета и единственным источником власти.

    В соответствии с этим принципом единственным источником власти в стране признается ее народ. Ему принадлежит верховная власть, вся полнота суверенитета, его воля – решающая по всем государственным делам. Государственная власть рассматривается как производная от власти народа, а государственные органы и отдельные их представители действуют по поручению народа.

    Государственная власть с точки зрения этого принципа только тогда является легитимной (законной), когда она сформирована по воле народа и реализует его интересы. Поэтому любые действия, направленные против точно выраженной государственной воли народа, расцениваются как захват или присвоение власти и преследуются по закону, в том числе уголовному.

    Правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 Конституции РФ: “1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”.

    По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную.

    Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. В рамках этой формы народ страны или какая-либо его часть (население региона, города, района, поселка, села) самостоятельно выступает в качестве источника суверенной власти, принимает на себя бремя решения государственных дел. Вопрос, разрешенный через непосредственные формы демократии, не нуждаются в подтверждении или признании его государственными органами или органами местного самоуправления.

    Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

    Представительная демократия – это реализация власти народа через представителей (депутатов), избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

    Путем выборов население страны вручает власть соответствующим государственным органам, тем самым подтверждая ее производность от воли народа и, следовательно, легитимность (законность).

    Помимо формирования соответствующих государственных органов, население участвует в осуществлении представительной демократии путем определения их политики через различные общественные организации и прежде всего политические партии; путем общественного контроля за деятельностью органов власти; подотчетности их населению; возможности перевыборов в случае невыполнения воли народа.

    Референдум - как высшее непосредственное выражение власти народа, демократии в цивилизованном обществе, представляет собой всенародное голосование, которое проводится по процедуре близкой к выборам.

    На референдум обычно выносятся конкретные вопросы внутренней или внешней политики, а также наиболее важные законы, которые принимаются или отклоняются в целом. Принятое на референдуме решение не требует утверждения каким-либо государственным органом и вступает в силу с момента его принятия населением.

    2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (принцип гуманизма) означает, что признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью, смыслом и содержанием деятельности государства, его органов (ст. 2 Конституции РФ). Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина государством, его органами является основным критерием оценки их деятельности.

    3. Разделение властей – это принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 10 Конституции РФ “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа государственных органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета ведения. Ни одна из ветвей власти не имеет ни формального, ни фактического верховенства. Разделение властей предполагает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность контролировать и ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.

    Разделения властей - принцип организации и деятельности государства, определяющий распределение единой суверенной государственной власти между тремя самостоятельными ветвями органов: законодательными, исполнительными и судебными.

    Принцип разделения властей в качестве ведущего при построении государственного аппарата был обоснован в период борьбы в Европе против абсолютных монархий. Впервые на конституционном уровне был закреплен в Конституции США 1787 года. В России отвергался как в период самодержавной монархии, так и в советский период, когда вся полнота власти формально закреплялась за органами народного представительства.

    Как показала историческая практика, последовательная реализация принципа разделения властей препятствует сосредоточению государственных полномочий в руках какой-либо одной государственной структуры, и, поэтому, является необходим организационным дополнением принципа народовластия. Как своеобразная форма “разделения труда” внутри государственного аппарата, реализация принципа разделения властей обеспечивает наибольшую эффективность его работы.

    В современном понимании принцип разделения властей включает в себя

    во-первых , разделение всех органов государства на группы по принадлежности к трем основным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной;

    во-вторых , формальную независимость их друг от друга как по источнику формирования (избранию или назначению), так и предметам ведения; каждый орган реализует свои полномочия в рамках функциональных задач соответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномочия других ветвей;

    в-третьих , возможность органов каждой из ветвей власти ограничивать действия других ветвей в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий (система сдержек и противовесов).

    Система сдержек и противовесов реализуется, в частности, путем

    закрепления за главой государства, возглавляющего исполнительную власть, возможности распускать в определенных случаях парламент и налагать “вето” на его законы;

    закрепления за парламентом права на выражение недоверия правительству и требование его отставки, а также права путем “импичмента” добиться отстранения от должности главы государства;

    закрепления за судебной властью права объявить недействительным любой акт законодательной или исполнительной ветвей власти, если он противоречит конституции страны или другим актам более высокой юридической силы.

    4. Принцип верховенства права означает, что организация и деятельность государственного аппарата строится на основе и во исполнение права. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Подзаконные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но и само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потребностям общества.

    5. Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов.

    6. Принцип профессионализма означает необходимость использования в деятельности государственных органов наиболее квалифицированных, образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы профессионального образования и переподготовки кадров.

    7 . Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой – в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.

    8. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности заключается в обеспечении оптимального соотношения соответствующих начал в процессе формирования и деятельности государственных органов.

    9. Принцип иерархичности заключается в том, что государственные органы занимают в государственном аппарате разные уровни, одни государственные органы подчинены другим.

    10. Принцип выборности и назначаемости .

    Отношения человека и государства сегодня очень распространены. А с постепенным ужесточением порядка совершения тех или иных действий человеку все чаще будет необходимо общаться с государственными органами и отдельными чиновниками.

    В России отношения человека и государства всегда были сложными. И хотя для либерализации бюрократических процедур в последние годы сделано немало, все равно ряд должностных лиц воспринимают подведомственную сферу как свою кормовую базу. А потому получение того или иного документа (разрешения, лицензии, справки, выписки) может сопровождаться совершенно необоснованными отказами и чисто формальными придирками, цель которых не соблюдение закона, а набивание кармана отдельных чиновников.

    Попадая в такие ситуации, гражданин всегда имеет выбор-либо умасливать конкретное должностное лицо, либо искать возможность оспорить незаконные действия или бездействие чиновника или целого государственного органа.

    На сегодня все больше граждан предпочитают второй способ. Однако для того, чтобы добиться справедливости, необходимо знать, как материальные нормы права в конкретной отрасли, так и процессуальные. Поскольку обычный человек редко владеет такими знаниями и опытом, то на помощь всегда готовы прийти наши специалисты и оказать всю необходимую правовую помощь.

    Чем мы можем помочь

    Оспаривание решения государственных органов или отдельных чиновников — дело весьма не простое даже для опытного юриста. Ведь, помимо знаний законодательства, необходимо знать особенности чиновничьей среды, порядка принятия управленческих решений, процедур выдачи различных документов. Наши специалисты много лет работают с этой сферой, а потому им хорошо знакомы все тонкости работы государственных органов.

    Наше бюро готово предложить вам следующие услуги:

    • Исчерпывающую юридическую консультацию по тому вопросу, с которым пришлось обращаться в государственные органы.
    • Проверку правильности действий гражданина и обоснованности отказа в выдаче необходимого документа (получения разрешения и так далее). В ряде случаев складываются ситуации, когда документы оформлены с грубыми ошибками, а потому хотя человек и имеет субъективное право, то отказ в совершении того или иного действия вполне обоснован.
    • Помощь в уяснении ситуации и выбора наиболее эффективного способа оспаривания решения, действия или бездействия чиновников, при этом окончательный выбор способов разрешения ситуации всегда остается за нашим клиентом. Наши специалисты лишь покажут плюсы и минусы каждого и порекомендуют наиболее перспективный вариант.
    • Подготовку документов (обращений, жалоб, заявлений) в вышестоящие инстанции, а также при необходимости в суд или Арбитражный суд. Некоторые граждане готовят такие документы самостоятельно, а потому в таких случаях решение их вопросов значительно затягивается, и они попадают в ситуацию, когда на их обращения приходят десятки бесполезных отписок.
    • Юридическое сопровождение всего процесса оспаривания, оказание всей необходимой оперативной помощи, которая может потребоваться клиенту в ходе процесса.
    • Ведение административного дела в суде первой инстанции, грамотное представление позиции клиента, помощь в сборе доказательств, поиске свидетелей.
    • Ведение дела в судах апелляционной (кассационной) инстанции, в порядке надзора и в случае возникновения новых обстоятельств.
    • Оказание всей необходимой правовой и фактической помощи на стадиях исполнения судебного решения.

    Способы оспаривания решений государственных органов

    Юридическая практика выработала несколько механизмов для того, чтобы оспорить решение того или иного чиновника. В большинстве случаев используются административные приемы обжалования незаконных решений. Однако в ряде случаев административные методы работают неэффективно, а потому единственным способом решить проблему является обращение в судебные органы.

    Наиболее распространенный и самый оперативный метод оспорить решение государственного служащего - это подача жалобы на его действия (бездействие) в вышестоящий орган или вышестоящему чиновнику. Российская система управления трехуровневая. Она включает в себя местный, региональный и федеральный уровни. Как показывает практика нашего бюро, большинство неправомерных действий местных чиновников пресекаются уже на региональном уровне. Если и он не помогает, то в дело вмешиваются федеральные органы.

    Однако далеко не всегда гражданам легко добиться необходимого решения и от вышестоящего чиновника. Объясняется это чрезвычайно просто - элементарным неумением написать обыкновенную жалобу или заявление. Многие наши специалисты начинали свою работу в государственных органах, и их опыт показывает, что очень сложно помочь человеку, когда его обращение написано на 15-20 листах бумаги формата А4 мелким почерком, притом из всего прочитанного непонятно, а что же вообще гражданин хочет от должностного лица.

    Далеко не все граждане могут аргументировать причину своего несогласия с решением чиновника. А часто жалуются не потому, что решение незаконно, а потому, что оно по каким-то причинам не устраивает конкретного гражданина.

    Наши же специалисты готовят обращения и заявления только после тщательного изучения ситуации и делают это настолько квалифицированно и аргументировано, что даже самый матерый отписчик и бюрократ вынужден принимать меры, так как в противном случае меры могут быть приняты в отношении него. А потому административные методы оспаривания незаконных решений являются наиболее эффективными в умелых руках.

    Есть и еще один внесудебный способ оспаривания незаконного решения или действия. Хотя о нем в последнее время забывают, тем не менее в ряде случаев он вполне может быть эффективен. Речь о прокурорском реагировании и надзоре. Несмотря на реформу Прокуратуры, большинство надзорных функций за ней сохранилось, а потому у прокурора достаточно способов повлиять на отмену незаконного решения, действия или бездействия отдельных чиновников. Кроме того, многие граждане не знают о том, что прокурор вправе обращаться в любые государственные органы, в том числе и судебные, в целях защиты закона и нарушенных прав любого гражданина.

    Особенно данная мера эффективна, если нарушения носят массовый характер или от них пострадало много людей. В этом случае прокурор просто обязан принимать все необходимые меры. Наши же специалисты помогут представить для прокурора ситуацию настолько убедительно и грамотно, чтобы дать ему максимальные правовые возможности для решения проблемы нашего клиента.

    Оспаривание решений государственных органов в суде

    Большинство наших сограждан считают суд самым эффективным органом для решения всех спорных ситуаций. В некоторых случаях это действительно так. Однако при обращении в суд необходимо учитывать целый ряд требований, без соблюдения которых исковое заявление будет либо не принято (оставлено без рассмотрения), либо решение суда вряд ли устроит истца.

    Прежде всего, все споры, вытекающие из отношений с государственными органами, будь-то жалоба на незаконные действия работника ГИБДД или отказ компетентного органа выдать разрешение на строительство или специальную лицензию, оспариваются в судах общей юрисдикции в рамках гражданского процесса.

    Но гражданам следует помнить, что далеко не все спорные ситуации между человеком и государством решаются в административном порядке в рамках гражданского судопроизводства. А многолетняя практика выработала ряд критериев, которые позволяют отличать административные споры от всех прочих, в том числе и тех, в которых человек вынужден оспаривать, например, нормативные акты или решения отдельных должностных лиц.

    К ним относятся ситуации, когда решением, действием или бездействием чиновника или государственного органа нарушены или нарушаются права гражданина.

    Первая группа административных споров возникает в том случае, если в связи с действиями или бездействием должностных лиц создаются препятствия человеку осуществлять свои права и реализовывать законные интересы. В эту группу потенциальных споров включают всевозможные отказы в выдаче документов (паспортов, свидетельств, справок, выписок, разрешений, лицензий), без которых человек не может реализовать свои даже порой элементарные права. Также сюда можно отнести отказ в совершении необходимых гражданину процедур и действий (регистрации по месту жительства, объекта недвижимости, гражданского состояния и так далее).

    Другая группа затрагивает все вопросы, когда гражданина или организацию необоснованно привлекают к ответственности (административной, финансовой), а также когда на них возлагаются дополнительные обязанности совершить определенные действия или наоборот отказаться от совершения тех, которые им разрешены законом, установление неправомерных запретов, ограничений.

    Все описанные нами категории споров в значительной степени сходны по порядку разрешения с обычными гражданскими делами и рассматриваются они точно в таком же порядке. А для защиты своей позиции от заявителя требуется предоставление доказательств, свидетельских показаний, документов, которые подтверждают законность и правомерность требований гражданина.

    Ответчиком по таким делам будет выступать должное лицо или орган, который отказывается совершить определенные действия или иными своими действиями (бездействием) нарушает права заявителя.

    Стоит отметить, что для таких споров установлен довольно короткий срок исковой давности, который составляет 3 месяца. Кроме того, по некоторым делам сроки могут быть еще жестче. Например, если речь идет о нарушении избирательных прав граждан или спорах о правомерности привлечения гражданина к административной ответственности.

    Пределы оспаривания решений государственных органов

    Этому вопросу уделяется очень мало внимания. А потому очень часто обращения граждан приходят просто не по адресу. Кроме того, для решения специфических вопросов имеются соответствующие узкие механизмы.

    Самая частая проблема в этой связи - это попытка граждан оспорить незаконные, по их мнению, нормативные акты государственных органов. Причем круг этих документов настолько широк (от конституционных законов до самых простых приказов, регламентов или инструкций), что разобраться гражданину самому без квалифицированной помощи, где и как следует оспаривать конкретный документ, невозможно. Так, например, специфическая ситуация возникает в случае, если нормы федерального закона нарушают права человека и гражданина, которые предусмотрены Конституцией. В этом случае имеется только один орган, который уполномочен рассматривать такие вопросы, - Конституционный суд РФ, а если речь идет о соответствии нормативных актов законодательных собраний регионов (в том числе уставов и конституций субъектов федерации) Конституции РФ, то это также подведомственность Конституционного суда.

    Если нарушаются права и законные интересы юридических лиц, то, как правило, такие споры рассматриваются в Арбитражном суде по правилам арбитражного судопроизводства.

    Очень часто граждане пытаются оспаривать действия или бездействие отдельных должностных лиц, например, следователя или дознавателя, работников, производящих оперативно-розыскные мероприятия. Следует отметить, что следователь и сотрудники, работающие в рамках уголовного процесса, это не чиновники в общепринятом смысле этого слова, так как их компетенция осуществляется сугубо в рамках проведения расследования и регулируется уголовно-процессуальным кодексом. А потому все споры по их деятельности рассматриваются судом по правилам уголовного процесса.

    Отдельный вопрос - это обжалование действий судей. Причем если гражданин не согласен с решением суда, то его необходимо обжаловать в вышестоящую судебную инстанцию. Но если же речь идет о деятельности конкретного судьи, закон предусматривает право гражданина обратиться в квалификационную коллегию судей - единственный орган, который уполномочен рассматривать подобные споры. Причем решение квалификационной коллегии будет являться окончательным, так как обжаловать его в вышестоящей инстанции может только лицо, в отношении которого принято решение, то есть конкретный судья.

    Как показывает наша практика, неподготовленному человеку очень сложно разобраться в хитросплетениях закона, а потому во избежание волокиты и отписок лучше всего обратиться за помощью к профессионалам.

    Похожие публикации