Лицензия на розлив алкоголя. Как получить лицензию на продажу алкоголя

Электронные услуги

Полное название услуги

Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой:

    Юридические лица

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    Государственная пошлина - 65000.0 руб.

    Уплачивается государственная пошлина в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, которая составляет 65 000 рублей за каждый год срока действия лицензии.

  • Перечень необходимых сведений:

    Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Запрос оформляется согласно приложению 1 к Административному регламенту. При подаче запроса в электронной форме с использованием Портала запрос заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму.

    Документ, удостоверяющий личность руководителя юридического лица или его представителя (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    Представляется в подлиннике в случае личного обращения при подаче запроса и документов. В случае подачи запроса представителем заявителя представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.

    Копии учредительных документов (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются копии с предъявлением оригинала или нотариально заверенные копии.

    Документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в размере, установленном Правительством Москвы (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    За исключением предприятий общественного питания.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений площадью не менее 50 квадратных метров в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, по каждому месту нахождения обособленного подразделения (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при подаче заявления на розничную продажу алкогольной продукции, в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Требования о наличии отдельных складских помещений не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции магазинами беспошлинной торговли.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания по каждому месту нахождения обособленного подразделения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при подаче заявления на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением бюджетных учреждений) в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Заявителем, являющимся бюджетным учреждением, представляются документы, подтверждающие наличие стационарного объекта общественного питания по каждому месту нахождения обособленного подразделения в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости). Указанные документы представляются за исключением случаев, установленных пунктами 2.5.1.1.2.1.5 и 2.5.1.1.2.1.6 Административного регламента предоставления услуги.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара), водного судна, воздушного судна и (или) права заявителя оказывать в них услуги общественного питания (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при выдаче лицензии, предусматривающей право розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на указанных транспортных средствах.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания, по каждому месту нахождения обособленного подразделения (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции при оказании услуг общественного питания на оптовых и розничных рынках и в нестационарных торговых объектах (за исключением бюджетных учреждений) в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Заявителем, являющимся бюджетным учреждением, представляются документы, подтверждающие наличие у заявителя в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания (в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).
  • Сроки предоставления услуги

    30 календарных дней

    Основания для приостановления предоставления государственной услуги не предусмотрены.

  • Результат оказания услуги

    Выдается:

    • Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции (Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) (оригинал, 1 шт.)

      Лицензия выдается лично заявителю или его уполномоченному представителю в форме документа на бумажном носителе при предъявлении подлинника документа, удостоверяющего личность руководителя юридического лица или его представителя. В случае получения лицензии представителем заявителя представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя. Должностное лицо, ответственное за выдачу (направление) документов: 1. Сообщает заявителю или уполномоченному им представителю о готовности документов способом, указанным в запросе, и (или) через "личный кабинет" заявителя на Портале. 2. Проверяет полномочия лица, получающего готовые документы лично. 3. Передает заявителю или его представителю лицензию, передает (направляет) решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги.

    • Решение о предоставлении государственной услуги по выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) (оригинал, 1 шт.)

      В случае если заявитель не явился за получением конечного результата предоставления государственной услуги, решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги направляется заявителю по почте.

    Происходит:

    • Внесение сведений о конечном результате предоставления государственной услуги в Базовый регистр и Сводный реестр (Новая запись в регистрах, кадастрах, реестрах)
  • Формы получения

    Через законного представителя

    На WEB сайте

  • Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

    Порядок обжалования

    Решение лицензирующего органа может быть обжаловано в лицензирующий орган и (или) в суд.

    Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих

    1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих.

    2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП.

    3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

    3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

    3.2. Требования от заявителя:

    3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

    3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

    3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

    3.4. Отказа заявителю:

    3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

    3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются его руководителем (уполномоченным заместителем руководителя).

    Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, направляются в Правительство Москвы и рассматриваются заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений.

    5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

    5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

    5.2. Почтовым отправлением.

    5.3. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    5.4. Иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    6. Жалоба должна содержать:

    6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

    6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

    6.3. Наименование, сведения о месте нахождения заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

    6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

    6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

    6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    6.7. Требования заявителя.

    6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

    6.9. Дату составления жалобы.

    7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

    Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

    8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

    9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

    9.1. Отказа в приеме документов.

    9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

    10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

    11. Решение должно содержать:

    11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

    11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

    11.3. Наименование и сведения о месте нахождения заявителя.

    11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

    11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

    11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

    11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

    11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

    11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

    11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

    11.11. Порядок обжалования решения.

    11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

    12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

    13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

    13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

    13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

    13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

    13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

    14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

    14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

    14.4. Наличия:

    14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

    14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

    15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

    15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

    15.2. Если текст жалобы (его часть), почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

    15.3. Если в жалобе не указаны наименование заявителя или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

    15.4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

    16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

    17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

    20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

    20.1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.

    20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

    21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

    2. Несоответствие заявителя требованиям статей 2, 8, 11, 16, 19, 20, 25,26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
    Перечень оснований отказа в предоставлении государственной услуги, установленный является исчерпывающим.

    Основания для отказа в приеме документов

    Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для получения государственной услуги, являются:

    1.1. Представленные запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не соответствуют требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным Регламентом.
    1.2. Представленные документы утратили силу.
    1.3. Заявителем представлен неполный комплект документов, указанных в Административном Регламенте в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.
    1.4. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.
    1.5. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги.
    1.6. Запроси иные документы в электронной форме подписаны с использованием электронной подписи с нарушением требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Дополнительными основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при направлении запроса в электронной форме с использованием Портала являются:
    2.1. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса.
    2.2. Наличие противоречивых сведений в интерактивном запросе и приложенных к нему документах.

    Лицензия на алкоголь - 2018 - 2019 требования для кафе предполагает совершенно определенные. В этой статье мы расскажем, каким условиям должно соответствовать кафе, чтобы в нем было разрешено продавать алкоголь.

    Розничная продажа алкоголя в точках общепита

    В соответствии с положениями п. 4 ст. 18 закона «О госрегулировании…» от 22.11.1995 № 171-ФЗ (далее — закон № 171-ФЗ) лицензия на продажу алкоголя в розницу (например, в магазине) и лицензия на алкоголь для общепита (в т. ч. для ресторанов, кафе и пр., см. статью «Правила оказания услуг общественного питания в 2018 — 2019 годах») выдаются отдельно.

    При этом розничная лицензия на алкоголь для его реализации в точках общепита также предусматривает право организации, получившей такую лицензию, на осуществление нижеперечисленных видов деятельности в отношении соответствующей алкогольной продукции:

    • на закупку по договору поставки;
    • хранение (в т. ч. во вскрытой потребительской таре);
    • использование в целях приготовления алкогольных напитков, блюд;
    • продажу во вскрытой потреб. таре или в розлив при оказании услуг общепита.

    При этом розничная продажа не всех видов такой продукции обязывает к получению данного разрешительного документа. Так, без лицензии могут совершаться в кафе продажи (п. 1 ст. 18 закона № 171-ФЗ):

    • пива и пивных напитков;
    • сидра;
    • пуаре;
    • медовухи;
    • спиртосодержащей продукции;
    • виноградного сусла, произведенного сельхозтоваропроизводителями.

    ВАЖНО! В точках, осуществляющих реализацию алкогольной продукции в розницу, обязательно применение контрольно-кассовой техники. Данное правило не содержит исключений (например, для налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, и т. д.), т. к. нормы закона № 171-ФЗ являются специальными по отношению к нормам закона «О применении контрольно-кассовой техники» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47, разъяснения Росалкогольрегулирования от 25.11.2016 № 2-9375/03-04).

    Лицензия на алкоголь для кафе: требования к точке общепита

    Выделим следующие требования, которые должны быть соблюдены в совокупности для того, чтобы кафе (см. ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт…» для определения классификационных признаков кафе как одного из видов объектов общепита) была выдана соответствующая лицензия на алкоголь:

    1. Организационно-правовая форма. Заниматься розничной торговлей алкоголем имеют право только юрлица. Аналогичная деятельность запрещена для ведения индивидуальными предпринимателями (см. п. 1 ст. 16 закона № 171-ФЗ). ИП могут продавать в кафе только пиво и пивные напитки, сидр, медовуху, пуаре.
    2. Помещение. Помещение кафе должно быть стационарным. Однако при оказании услуг общепита разрешается продавать алкоголь в вагонах-ресторанах, на воздушных, морских, речных судах и судах смешанного и внутреннего плавания (п. 4 ст. 16, абз. 7 п. 1 ст. 18 закона № 171-ФЗ).
    3. Вид вещных прав на помещение: собственность, хозведение, оперативное управление или аренда сроком более 1 года (абз. 8 п. 10 ст. 16 закона № 171-ФЗ).
    4. Территориальное расположение точки. У точек общепита требований к размещению относительно тех или иных объектов меньше, чем у розничных магазинов (например, кафе, в котором продается алкоголь, может быть размещено и на территории культурного объекта). Общие требования изложены в пп. 2, 4-6 ст. 16 закона № 171-ФЗ.
    5. Площадь точки не установлена.
    6. Наличие складского помещения необязательно.

    Какие нужны документы

    Разрешительный документ (лицензия на продажу алкоголя в точках общепита) выдается уполномоченным госорганом — Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулированием, п. 5.3.2 Положения… от 24.02.2009 № 154).

    Список документов, которые должны быть представлены хозсубъектом в контролирующий орган для получения лицензии на продажу алкоголя в кафе, регламентирован:

    • п. 1 ст. 19 закона № 171-ФЗ;
    • пп. 14-23 Административного регламента..., утв. приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 № 335.

    Так, в названный перечень документов входят:

    • заявление о выдаче соответствующего вида лицензии с указанием обязательных реквизитов;
    • надлежащим образом заверенные копии учредительной документации;
    • копия документа о госрегистрации заявителя, заверенная регистрирующим органом;
    • копии документов о постановке заявителя и его обособленных подразделений на учет в органах ФНС РФ (могут быть запрошены в порядке межведомственного взаимодействия);
    • копия документа о внесении госпошлины (также может быть запрошен в порядке межведомственного взаимодействия);
    • заключение компетентного органа о соответствии помещения для ведения деятельности всем установленным законом требованиям (также может быть запрошено в порядке межведомственного взаимодействия);
    • документация, подтверждающая, что заявителем оплачен уставный капитал.

    Еще в 1995 году Федеральным законом N 171-ФЗ были заложены основы условий и требований к деятельности, связанной непосредственно с алкогольной и спиртосодержащей продукцией, а также их оборотом. В последующих годах данный закон неоднократно подвергался изменениям, которые, в основном, ужесточали требования к производителям, а также распространителям указанной продукции, что было вызвано острой необходимостью защиты граждан от подделок и попыткой предотвратить иные нарушения со стороны недобросовестных предпринимателей, работающих в данной сфере.

    Еще с 2006 года действует норма, согласно которой только организации, имеющие лицензию, могут осуществлять поставки и реализацию алкогольной продукции. Таким образом, для индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) установлен запрет на данную деятельность, который не касается следующих видов деятельности, которые, кстати, не подлежат лицензированию:

    • розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции;
    • производства, хранения и поставок пива, пивных напитков, сидра и медовухи.

    Требования к ИП при выдаче лицензии на алкоголь

    В 2015 году полностью легально, по лицензии, в качестве ИП бизнесмен сможет заняться исключительно производством и продажей продукции винодельни, но лишь при условии, что он в установленном порядке признается сельскохозяйственным производителем. Для лицензирования такой деятельности нужно кропотливо собрать определенный пакет документов, который, после оплаты государственной пошлины подается на рассмотрение органу исполнительной власти субъекта РФ (например, в г.Москва - Департаменту торговли и услуг). В указанный пакет входят:

    • заявление на выдачу разрешения (лицензии) на алкоголь для ИП;
    • копия свидетельства о регистрации ИП;
    • копия документа, подтверждающего постановку на учет в органах ФНС;
    • квитанцию об уплате государственной пошлины;
    • сертификат собственной лаборатории, осуществляющей химический и технический контроль выпускаемой продукции или договор на услуги с такой лабораторией;
    • свидетельство о праве собственности или же договор аренды на необходимые для данного вида деятельности производственные и складские помещения;
    • свидетельство о праве собственности или же договор аренды на виноградники.

    Следует заметить, что региональные власти вправе включить в этот список дополнительные требования, поэтому, при необходимости уточнить, как получить лицензию на алкоголь для ИП в конкретном регионе, следует изучить местные законы, которые также могут устанавливать дополнительные (региональные) нормы в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    Лицензия может быть выдана на период от одного до пяти лет, причем, чаще всего, срок ей действия зависит от полноты и качества соответствия представленных заявителем документов и сведений в них требованиям, изложенным в законе.

    При принятии решения учитываются все факторы, вытекающие из имеющихся в поданном пакете документов сведений - от площади помещений, срока их аренды до соблюдения ограничений касаемо расстояния от «сухих зон», т.е. различных общественных учреждений. При необходимости может даже проводиться экспертиза, которая сыграет ключевую роль при принятии решения, которое, кстати, принимается в срок до календарных 30 дней (в некоторых муниципальных образованиях - до 23 дней).

    Государственная пошлина за выдачу лицензии на алкоголь в 2014 году составляла 40 000 рублей, но уже с января 2015 года была повышена до 65 000 рублей. Стоимость перерегистрации лицензии - 3500 рублей.

    Продажа алкоголя ИП без лицензии

    Многие ИП считают, что нормы, установившие запрет, ограничивают свободу деятельности, предусмотренную Конституцией, а также нарушают равенство предпринимательской деятельности. Тем не менее, только законодатель имеет право определять порядок и условия предпринимательской деятельности, а также устанавливать правила её осуществления. В связи с этим, представители малого бизнеса делают свой выбор между переводом своей деятельности в иное русло и продолжением работы в знакомой им сфере оборота алкоголя через различные условно легальные схемы.

    Некоторые предприниматели, не смирившись с установленным порядком вещей, совершали попытки оспорить вышеупомянутые запрещающие розничную продажу алкоголя ИП нормы, путем обращения в Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ). К сожалению, вынесенные КС РФ решения (например, Определение от 04.10.2066 года N 456-О или Постановление от 12.11.2003 года N 17-П) четко определили, что суд наивысшей инстанции не обнаруживает никаких нарушений конституционных прав и считает, что запрет ИП на розничную продажу алкогольной продукции не мешает им создать организацию в любой организационно-правовой форме, с тем, чтобы в новом качестве осуществлять данный вид деятельности на равных с другими ООО, ЗАО и т.д.

    С оглядкой на это, сопоставляя плюсы и минусы создания юридической организации, её устава, капитала и главное, неминуемого последующего получения лицензии, некоторые ИП вынужденно прибегают к использованию условно легальных (попросту говоря, полулегальных) схем, которые позволяют им продолжать осуществлять торговлю алкоголем или, по крайней мере, не иметь слишком большого ущерба от запрета на неё.

    Самым простым из существующих сегодня способов не нарушать закон, не теряя при этом посетителей, потребляющих алкогольные напитки, является разрешение приносить в заведение алкоголь с собой. Предполагается, что посетитель приобретет алкоголь в магазине, имеющем лицензию, а в заведении ИП он, после предоставления чека, сможет её выпить. Чек в данной ситуации нужен непосредственно ИП, для того, чтобы в случае внеплановой проверки контролирующими органами избежать обвинений в торговле алкоголем без лицензии. Такая схема не влечет абсолютно никаких нарушений для ИП, при этом, может повлечь нарушения для посетителя, который, употребляя алкоголь в заведении, которое не имеет лицензию на деятельность в сфере оборота, приравнивается к общепиту, то есть заведению общественного питания. Таким образом, посетителя могут даже привлечь к административной ответственности.

    Существует также способ осуществления завуалированных розничных поставок алкоголя для интернет-магазинов ИП, не имеющих лицензии. Действующие Правила продажи товаров дистанционным способом (утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.09.2077 года N 61) устанавливают запрет на торговлю алкоголем путем продаж через интернет, а отсутствие лицензии лишает права на такую торговлю в принципе. Тем не менее, бутылка с алкогольным напитком поставляется не как отдельный товар, а как бонус к товару другого рода, причем цена бутылки, само собой, учитывается в его стоимости.

    Самой распространенной из полулегальных схем торговли ИП алкоголем без лицензии является сдача помещения или его части в аренду лицу, имеющему соответствующую лицензию. Пользуясь его лицензией, ИП осуществляет торговлю алкоголем под видом, например, нанятого работника или же под условия договора о сотрудничестве, в конце месяца проводя инвентаризацию и получая плату за аренду своего помещения в виде % от проданного.

    Лицензия на реализацию алкоголя дает право ресторанам и барам, кафе и магазинам продавать алкогольные напитки. Если вы начинаете бизнес, который предполагает торговлю спиртосодержащими напитками, советуем вам озаботиться оформлением разрешительного документа заранее. Процесс получения лицензии небыстрый, поэтому, если вы не успеете собрать все бумаги к открытию вашего магазина или предприятия общепита, заниматься продажей алкоголя на законных основаниях вы не сможете. Давайте разберемся, какие документы на получение лицензии на алкоголь нужно подготовить и как происходит процедура оформления.

    Общие положения о лицензировании

    Планируя получить алкогольную лицензию, ознакомьтесь с регулирующими данный процесс нормативными документами. Это ФЗ №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 г. и соответствующее местное законодательство. Лицензирование розничной торговли алкоголем находится в ведении субъектов федерации, которые имеют собственные лицензирующие органы и самостоятельно определяют требования к соискателям и перечень необходимых документов.

    Розничная торговля слабым алкоголем или напитками с крепостью выше 15%, на вынос или для употребления на месте – это все разные виды деятельности, каждый из которых требует оформления отдельной лицензии. Например, магазину, продающему и крепкую, и слабоалкогольную продукцию, необходимо получение лицензии на продажу алкоголя для употребления вне торгового помещения.

    Получить розничную лицензию может только юрлицо (не ИП), необходимо иметь это в виду, регистрируя свое предприятие. Лицензия оформляется на срок до 5 лет с возможностью продления и оплатой госпошлины за каждый год действия документа в размере 40 тыс. рублей.

    Условия получения лицензии на алкоголь

    Для оформления лицензии организация должна удовлетворять следующим требованиям:

    • уставной капитал магазина от 500 тыс. руб.;
    • уставной капитал предприятий общепита от 10 тыс. руб.;
    • стационарное помещение, приобретенное в собственность или долгосрочную аренду, зарегистрированную минюстом;
    • площадь помещения от 50 кв.м, обеспечение санитарной и противопожарной безопасности;
    • организация технических средств охраны в торговом зале и на складах, установка сейфов;
    • наличие зарегистрированного налоговиками кассового аппарата;
    • нахождение магазина вне учреждений образования, медицины, культуры и спорта и прилегающих к ним территорий;
    • нахождение торговых точек по торговле крепкими алкогольными напитками на вынос вне объектов общественного транспорта, военного назначения, мест большого скопления народа;
    • для предприятий общепита, реализующих алкоголь для потребления на месте, расстояние до вышеперечисленных объектов – не менее 25 метров.

    Предельные расстояния от алкогольных магазинов или кафе до различных учреждений социального назначения и мест скопления населения в каждом муниципальном образовании или округе определяются самостоятельно на усмотрение местных властей, поэтому данные требования необходимо уточнять по месту нахождения вашего предприятия.

    Порядок получения лицензии на алкоголь

    Заявителям на лицензию необходимо собрать комплект документов, утвержденный местными органами власти.

    Примерный перечень документов таков:

    Такие документы, как справка об отсутствии налоговой задолженности и разрешения санитарных органов и Госпожнадзора, подтверждение обеспечения безопасности помещений, бывшие ранее обязательными для получения розничной лицензии на алкоголь, в данный момент предоставлять не требуется. Сотрудники лицензирующего органа могут самостоятельно запросить необходимые сведения. Соблюдение же всех требований производится при выездной проверке помещения. Однако если есть возможность, такие бумаги желательно все же иметь при подаче заявления. Например, если при запросе выявляется факт задолженности перед бюджетом, следует отказ в выдаче лицензии, а уплаченная пошлина не возвращается.

    К моменту проверки необходимо подготовить копии сертификатов на алкогольную продукцию, оформить уголок потребителя (книгу жалоб, закон о защите прав потребителя, выдержки из актов, регулирующих оборот спиртосодержащих напитков).

    Экспертиза предоставленных документов и проверка организации на месте осуществляется за 30 дней с момента подачи заявления. При выявлении нарушений рассмотрение документов продлевается для устранения недочетов на срок не более 1 месяца. При несвоевременном исправлении недоработок предприятие может получить отказ в лицензии. Лицензирующий орган извещает организацию за срок в три дня об отказе или выдаче лицензии.

    Подавать заявление на продление можно за 90 дней до окончания действующей лицензии.

    Своевременное получение лицензии на торговлю алкоголем позволяет предприятию работать на законных основаниях, деятельность же без лицензии или с нарушением ее условий влечет за собой ответственность по административному, уголовному и гражданскому законодательству.

    Получение лицензии на реализацию алкогольной продукции актуально для всех компаний, решивших заняться торговлей спиртосодержащими напитками вне зависимости от характера торговой точки – оптовой, розничной или пункта общественного питания.

     

    Кто выдает лицензии на продажу алкоголя?

    Выдачей лицензий на алкоголь занимается Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка - Росалкогольрегулирование . В каждом регионе функционирует Управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ведающее выдачей алкогольных лицензий на местах. Именно в это ведомство и подается заявление вместе с прилагаемым пакетом документов.

    Порядок получения лицензии

    Все переданные в лицензирующий орган документы обязательно регистрируются и проверяются экспертами. Решение о выдаче лицензии или об отказе принимается в течение 30 дней с момента регистрации заявления. Этот срок может быть продлен на 30 дней при необходимости проведения дополнительной экспертизы.

    Порядок получения лицензии и перечень документов для торговых организаций и объектов общепита одинаковы. Разница лишь в размере уставного капитала и требованиях к торговым и складским помещениям.

    Пакет документов

    Пакет документов на получение лицензии для розничной продажи алкоголя утвержден п. 3.2. ст. 19 Федерального закона 171-ФЗ от 22 ноября 1995г. и включает в себя следующие позиции.

    • Заявление на выдачу лицензии. В этом документе отражаются все реквизиты юридического лица, претендующего на получение лицензии. В случае реализации пищевой алкогольной продукции в нескольких точках, в заявлении указываются все эти точки. Можно получить одну лицензию с приложением для каждого магазина или точки общепита либо отдельную лицензию для каждого пункта продаж.
    • Нотариально заверенные копии учредительных документов соискателя лицензии.
    • Копия свидетельства о гос. регистрации юридического лица.
    • Копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе.
    • Копия платежного документа об оплате государственной пошлины на получение лицензии.
    • Документы, подтверждающие наличие оплаченного уставного капитала в размере, установленном ст. 16 Федерального закона 171-ФЗ - не более 1 000 000,00 рублей для точек розничной продажи алкоголя.
    • Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии в собственности или в аренде сроком более одного года стационарных торговых и складских помещений.

    Продавать спиртосодержащие в соответствии с вышеуказанным нормативным актом напитки запрещено:

    • На территории детских, медицинских, образовательных и спортивных учреждений.
    • В учреждениях культуры за исключением реализации алкоголя в рамках организации общественного питания.
    • На общественном транспорте и автозаправочных комплексах.
    • На рынках и в местах массового скопления людей, вблизи источников повышенной опасности.
    • На военных объектах.
    • В не стационарных торговых точках.
    • Не совершеннолетним.

    Кроме того, торговая точка, претендующая на получение лицензии, должна иметь соответствующее оснащение.
    Компании, осуществляющие торговлю алкоголем в городской черте, обязаны иметь в собственности или аренде стационарное торговое и складское помещение общей площадью не менее 50м2 и организовать работу контрольно-кассовой техники.

    Это требование справедливо как для торговых компаний, так и для объектов общественного питания. Требования к помещениям для компании, предлагающей алкоголь в сельском поселении, более демократичны - 25 м2 суммарно для торгового зала и склада плюс непременное наличие ККМ.

    Для торговли пивом и пивными напитками наличие стационарного и складского помещения, а также ККМ обязательно, но строгих требований по площади законом не предусмотрено. При реализации пива и пивных напитков в рамках организации общественного питания требования пункт в отношении обязательного наличия в собственности или в аренде стационарного торгового и складского помещения не актуален.

    Основной нормативный акт, регулирующий лицензирование в этой области Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г .

    Дополнение

    Если вам необходима консультация профессионального юриста по получению лицензии на торговлю алкоголем, задайте интересующий вас вопрос через онлайн-сервис "Правовед" (партнер Фабрики Манимейкеров).

Похожие публикации