К информации ограниченного доступа относится информация. Информация с ограниченным доступом

Для общедозволительного типа правового регулирования характерно тщательное прописывание исключений из правила - запретов. Теоретической базой для введения запретов в информационной сфере является понятие информационной безопасности. Информационная безопасность - это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства (Закон «Об участии в международном информационном обмене», ст. 2). Немаловажное для нашей темы наблюдение сделано западными специалистами: в обеспечении информационной безопасности удельный вес правовых методов составляет 60%, а программно-технических и организационных соответственно 30 и 10%.

9 сентября 2000 г. Президентом Российской Федерации была утверждена Доктрина информационной безопасности. Этот документ лишь определяет общие направления политики в соответствующей сфере, не имея нормативной силы, однако и законодательной, и исполнительной властями он оценивается как чрезвычайно важный. Согласно Доктрине «интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.



Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества».

Исключения из дозволительного режима в информационной сфере могут быть классифицированы на абсолютные запреты (запрещается создание и распространение ложной информации) и общие запреты (без соблюдения соответствующих процедур запрещается доступ к тайнам этих субъектов). Абсолютные запреты многообразно проявляются в зависимости от сферы общественных отношений, содержания ложных сведений, мотивов предоставления информации, не соответствующей действительности, и т. д. Один из видов ложной информации - ложная информация, наносящая ущерб репутации субъекта, - будет нами рассмотрен специально, иные - по необходимости в соответствии с логикой наших рассуждений. Общие запреты независимо от субъекта охраняемого права (т. е. и в отношении государства, и в отношении общества, и в отношении личности) выражаются в понятии информации с ограниченным доступом.

Согласно ст. 10 Закона «Об информации» информация с ограниченным доступом делится на государственную тайну и конфиденциальную информацию (схема 1),

Отношения, связанные с государственной тайной, регулируются Законом «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. Его ст. 2 определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В ст. 5 приводится полный перечень сведений, составляющих государственную тайну.

Закона о конфиденциальной информации в России нет. В его отсутствие само понятие конфиденциальной информации остается неясным . Закон «Об информации» определяет конфиденциальную информацию как вид государственных информационных ресурсов Российской Федерации. Вместе с тем Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г., утверждающий перечень сведений конфиденциального характера, относит к конфиденциальной информации врачебную, нотариальную, адвокатскую тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почто вых отправлений и пр. Не прослеживается сколько-нибудь строгого употребления этого понятия и в других нормативных актах.

Комментируя схему 1, следует отметить несколько принципиальных моментов.


1. Если порядок отнесения к государственной тайне строго определен, то порядок отнесения к конфиденциальной информации специально не оговаривается. Фактически единственным документом, вводящим регулирование в этой сфере, является «Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. Таким образом, для того чтобы информация могла считаться конфиденциальной, необходимо выполнение двух условий:

а) наличие соответствующего содержания;

б) осуществление заинтересованным лицом некоторых действий для предотвращения неконтролируемого распространения этой информации. Так, если вы говорите по телефону из своей квартиры, то, очевидно, предполагаете, что содержание вашего разговора составляет тайну, но если вы выходите с трубкой на балкон, возможность ссылаться на конституционно защищенную тайну телефонных переговоров утрачивается.

2. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. Если суд признает необоснованность засекречивания сведений, они подлежат рассекречиванию в установленном порядке (ст. 15 Закона «О государственной тайне»). Обоснования отнесения сведений к конфиденциальной информации не требуется.

Следует отметить также, что существуют некоторые виды информации, не отнесенные к информации с ограниченным доступом, свобода распространения которых тем не менее ограничена. Согласно Закону «Об участии в международном информационном обмене» ограничивается вывоз из Российской Федерации документированной информации, отнесенной:

♦ к государственной тайне или иной конфиденциальной информации;

♦ общероссийскому национальному достоянию;

архивному фонду;

Возможность вывоза такой информации определяется Правительством Российской Федерации в каждом отдельном случае.

Данные ограничения распространяются и на перемещение с территории России документированной информации при предоставлении доступа пользователям, находящимся за пределами территории Российской Федерации, к информационным системам, сетям, находящимся на территории Российской Федерации.

Право ввоза иностранных информационных продуктов, которые могут быть использованы для осуществления каких-либо противоправных действий, предоставляется юридическим лицам, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Так, например, Постановлением Правительства от 10 марта 2000 г. № 214 утверждено Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и список видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию.

Государственная тайна

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что субъектами отношений, возникающих в сфере государственной тайны, является относительно небольшая группа лиц. В отношении физических лиц это означает, что ответственность за неразглашение государственной тайны несут только должностные лица и граждане Российской Федерации, добровольно вступившие с государством в правоотношения по защите государственной тайны. К этой категории могут быть отнесены служащие военных ведомств, работники закрытых предприятий, участники судебных процессов, в ходе которых возникла необходимость в раскрытии секретной информации, переводчики в той же ситуации и т. д. Разглашение государственной тайны пресс-секретарем соответствующих структур, безусловно, должно повлечь его ответственность, но распространение этой информации журналистом уже не является правона рушением. Это положение особенно важно для толкования ст. 4 Закона «О СМИ», которая устанавливает недопустимость использования СМИ для разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Так, В. Познер, обучая студентов, предлагает им выбрать вариант «правильного» поведения в следующей ситуации. Журналист берет интервью у министра обороны, неожиданно у того возникает необходимость покинуть кабинет, в котором он оставляет журналиста. Оставшись один, интервьюер замечает на столе чиновника секретный документ, в котором говорится о скором вступлении страны в военные действия. С точки зрения В. Познера, профессиональный долг журналиста состоит в немедленном сообщении этой информации обществу. Не комментируя этический аспект этих действий, отметим, что позиция мэтра отечественного телевидения вполне соответствует цивилизованному правомерному толкованию Закона «О государственной тайне», Уголовного кодекса и Закона «О СМИ». Иное дело, если речь идет об аккредитованном (см. с. 54 наст, изд.) при Министерстве обороны журналисте. Скорее всего, правилами аккредитации, которые он добровольно обязуется исполнять, предусмотрена невозможность разглашения ставшей ему известной государственной тайны. В этом случае при обнародовании им содержания указанного документа ответственность должна наступить в полной мере.

Статья 283 Уголовного кодекса определяет мер}" ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения были правомерно получены разгласившим их лицом, а при разглашении отсутствуют признаки государственной измены. При этом первая часть статьи устанавливает наказание за разглашение государственной тайны, не повлекшее за собой никаких последствий, и лишь вторая - наказание за разглашение, по неосторожности повлекшее тяжкие последствия.

УК РФ предусматривает также ответственность за разглашение данных предварительного расследования (ст. 310), а также сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311) и в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320). Эти сведения, хотя и не всегда относятся к государственной тайне, несомненно, являются предметом государственного интереса.

Закон «Об информации» устанавливает список сведений, не подлежащих отнесению к информации с ограниченным доступом:

¨ законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

¨ документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

¨ документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением отнесенных к государственной тайне;

¨ документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Аналогичный список с поправкой на специфику регулируемого предмета содержит ст. 7 Закона «О государственной тайне». Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

¨ о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

¨ о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

¨ о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

¨ о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

¨ о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

¨ о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

¨ о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Неправомерное отнесение информации к государственной тайне может повлечь кару по ст. 237 Уголовного кодекса. Она определяет ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, которые создают опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, если сокрытие и искажение информации совершены лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией (от штрафа в 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) до лишения свободы на срок до пяти лет). Впрочем, под действие этой статьи подпадают лишь нарушения в отношении двух первых пунктов списка сведений, не подлежащих засекречиванию, содержащегося в ст. 7 Закона «О государственной тайне», а статьи, регулирующей эту ситуацию в общем случае, в Уголовном кодексе нет.

Конфиденциальная информация

Вопрос сведений о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его личность (персональные данные), регулируется различными нормативными актами.

Статья 137 УК посвящена нарушению неприкосновенности частной жизни. Состав преступления определяется здесь следующим образом: это незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан. Так же, как и в случае с отказом в предоставлении информации, следует отметить, что для привлечения нарушителя конституционной нормы к ответственности необходимо еще доказать, что его действия преследовали некоторую выгоду и причинили вред правам и законным интересам граждан. При отсутствии хотя бы одного из этих условий юридические гарантии соблюдения конституционного права не обнаруживаются.

Статья 138 УК определяет наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан. Представляется, что формулировка статьи необоснованно сужает круг потенциальных потерпевших, поскольку адресантами сообщений вполне могут являться юридические лица. В качестве положительного момента подчеркнем, что при нарушении тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений не требуется ни доказательства заинтересованности виновного, ни наличия вреда для какого-либо конкретного лица. В самом деле, в этом случае действия виновного являются посягательством на основы конституционного строя, и поэтому в них наличествует состав уголовно наказуемого деяния. Но ведь то же самое можно сказать и о нарушении права на неприкосновенность частной жизни!

Кроме того, УК РФ предусматривает ответственность за разглашение тайны усыновления/удочерения (ст. 155).

Солидный вклад в дело защиты персональных данных внес Трудовой кодекс, в котором этому вопросу посвящена глава 14 (ст. 85-90).. Здесь, в частности, устанавливаются ограничения на сбор сведений о работнике его работодателем; необходимость под расписку ознакомить работника с порядком сбора и обработки персональных данных, принятых в организации, и т. д. Работодатель может сообщать ставшие ему известными персональные данные работника третьим лицам лишь в трех случаях:

¨ для предупреждения угрозы жизни и здоровью данного работника;

¨ в случаях, установленных федеральным законом (например по решению суда);

¨ при наличии письменного согласия работника (ст. 88).

Ответственность за сохранность предоставленных ему персональных данных возлагается на работодателя. Таким образом, следует иметь в виду, что простое сообщение номера домашнего телефона или даты рождения работника третьим лицам или не слишком тщательное сохранение их в тайне может повлечь наказание. Административная ответственность за нарушения предусмотренных в ТК обязанностей наступает по статьям Кодекса об административных правонарушениях. Статья 13.11 «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)» определяет в качестве мер ответственности предупреждение или штраф до 10 МРОТ для должностных лиц. Статья 13.14 «Разглашение информации с ограниченным доступом» устанавливает штраф до 50 МРОТ. Впрочем, эти меры ответственности не исключают для пострадавшего возможности требовать компенсации понесенного ущерба в гражданско-правовом порядке.

Гражданский кодекс (ГК РФ) определяет коммерческую и служебную тайны как одно и то же понятие: «Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности» (ст. 139.1). Отметим, что признак коммерческой ценности довольно четко отличает коммерческую и служебную тайну от государственной, определяемой на основании военной безопасности. Вместе с тем в литературе высказывалось мнение, что служебная тайна должна определяться иными условиями. Так, сведения о системе организации охраны на предприятии должны входить в перечень информации, содержащей служебную тайну: вряд ли организация охраны представляет коммерческий интерес для других предприятий. Но конкретный порядок и правила, применяемые на данном предприятии для обеспечения и сохранности материальных и нематериальных ценностей, не должны быть известны даже собственным работникам, за исключением сведений о тех объектах, которые охраняются ими непосредственно. Нельзя не согласиться с резким замечанием авторов комментария к Закону «О государственной тайне»: «Заложенное в статье 139 Гражданского кодекса фактическое отождествление понятий служебной и коммерческой тайны ничего, кроме путаницы, не внесло».

Согласно второй части той же ст. 139 лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Кроме того, согласно ст. 81 п. 6 в Трудового кодекса РФ работодатель может расторгнуть трудовой договор в случае разглашения работником охраняемой законом тайны, ставшей ему известной в связи с, исполнением трудовых обязанностей. Но при этом работодатель должен быть готов доказать, что работник знал о факте охраны.

Статья 727 Гражданского кодекса устанавливает, что, если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна, сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон. Охране конфиденциальной информации посвящены ст. ГК 857 «Банковская тайна» и 946 «Тайна страхования».

Сведения, относимые к конфиденциальной информации, могут стать известными государственным органам в силу исполнения ими своих функций. В связи с этим законодательство определяет недопустимость разглашения или использования для деятельности, не связанной с несением государственной службы, сведений, ставших известными указанным путем. Характерна в этом отношении ст. 102 Налогового кодекса. Налоговая тайна определяется ею как любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами.

Налоговая тайна не подлежит разглашению за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например по решению суда).

Кроме того, собственник информации может обжаловать действия государственного органа или органа местного самоуправления, если предполагает, что они выходят за пределы компетенции последнего.

Наконец, ст. 183 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну. Поскольку в данном случае речь идет об уголовном преследовании, действует презумпция невиновности, т. е. обвинителю еще предстоит доказать, что обвиняемый получил доступ к информации, используя способы, которые либо прямо запрещены законом (проникновение в жилище, вскрытие корреспонденции и т. д.), либо противоречат общим принципам добросовестной конкуренции (например приобретение информации у контрагента обладателя права на коммерческую тайну). Привлечение к уголовной ответственности конкретных виновников преступления не исключает заявления потерпевшим гражданско-правовых требований о возмещении причиненного вреда. В частности, в тех случаях, когда сведения, составляющие коммерческую тайну, были разглашены или незаконно использованы государственными служащими, соответствующие требования могут быть адресованы прямо государству (ст. 16 ГК РФ).

Для всех шести видов конфиденциальной информации списков сведений, которые не могут быть засекречены, не существует. Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. утвержден лишь список сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся:

учредительные документы;

♦ документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;

♦ сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

♦ документы о платежеспособности;

♦ сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда;

♦ документы об уплате налогов и других обязательных платежей;

♦ сведения о загрязнении окружающей среды, несоблюдении, безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения.

Раскрытие этой информации регламентируется целым рядом законов и подзаконных актов. Так, например, ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливает обязанность раскрыть некоторую информацию в отчете для Федеральной комиссии по ценным бумагам; Налоговый кодекс (НК РФ) устанавливает штраф за непредставление налоговому органу необходимых сведений в размере от 50 руб. за каждый непредставленный документ до 5000 руб. в зависимости от состава правонарушения (ст. 126); согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденному Министерством финансов 29 июля 1998 г., годовая бухгалтерская отчетность должна предоставляться по требованию всех заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.

Вместе с тем представляется, что законодательство в этом вопросе не вполне отвечает уровню современных потребностей. С одной стороны, не все исключения из режима коммерческой тайны выглядят оправданными: вред, который может принести разглашение информации о заработной плате и условиях труда, можно было наблюдать в апреле 2001 г., когда органы прокуратуры оповестили всю страну о размерах кредита, предоставлявшегося работникам НТВ для приобретения жилья. Сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, относятся законодательством к налоговой тайне; таким образом, налицо противоречие, которое должно разрешаться в пользу Налогового кодекса (см. с. 32-33 наст. изд.). С другой стороны, действующее регулирование позволяет российским предприятиям не отвечать одному из важнейших показателей развитой экономики - открытости.

Случай из практики

В качестве практической ситуации в конце главы о правовом режиме информационной сферы автор - единственный раз в книге - решил привести случай из американской жизни. Почему? Потому что достаточно сесть в вагон метро, чтобы вам предложили купить CD с персональными данными, о способах получения которых мы можем делать довольно правдоподобные предположения. С другой же стороны, использование общедоступной информации, как, например, чтение газет, может привести вас за решетку (см. дела Гр. Пасько, А. Никитина, И. Сутягина - список, кажется, не закрыт).

Ситуация

Скандал Клинтон-Левински начался с передачи в прокуратуру кассеты с записью признаний Моники ее подруге Линде Трипг;. Журналисты, освещавшие скандал, обратились в Пентагон, чтобы поподробнее узнать о его сотруднице Трипп, и Пентагон поделился имевшейся у него информацией. В результате журнал New Yorker рассказал всему свету, что во время учебы в школе Линда имела привод в полицию за воровство.

Действия сторон

Линда Трипп обратилась в суд с иском к оборонному ведомству США с требованием компенсации морального ущерба в связи с нравственными страданиями, причиненными ей фактом распространения персональных данных.

Пентагон предпочел не доводить дело до вынесения судебного решения и выплатил Трипп компенсацию в размере $590 000 (!).

К информации ограниченного доступа (см. Приложение 1) относятся государственная тайна и конфиденциальная информация , на которую так любят ссылаться госорганы и должностные лица.

Государственная тайна (секреты) охраняется Конституцией РК и законом «О государственных секретах РК». Понятие и степень секретности документов определены в законе «О государственных секретах». Статья 17 этого закона перечисляет сведения, которые не подлежат засекречиванию:

1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

3) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам и организациям;

4) о фактах нарушения прав и свобод гражданина;

5) о размерах золотовалютных активов Национального банка Республики Казахстан и правительственного (бюджетного) резерва драгоценных металлов и драгоценных камней;

6) о фактах нарушения законности государственными органами и организациями, их должностными лицами;

7) о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящиеся в архивах.

Статьи 22-24 устанавливают порядок и основания рассекречивания сведений.

Особо отметим, что сведения о состоянии здоровья и личной жизни Президента РК и членов его семьи также отнесены к государственным секретам.

Незаконное получение и разглашение госсекретов влечет ответственность по ст. 172 Уголовного кодекса РК.

Конфиденциальная информация условно делится на три категории. Первая оговаривает права государственных структур.

1. Информация, обеспечивающая осуществление демократических процедур и функционирование госорганов и организаций . Эта информация включает в себя ряд так называемых тайн, охраняемых законом:

- служебная тайна . Это коммерческая информация, разглашение и утрата которой может нанести ущерб интересам органов и организаций РК. Такая информация тщательно охраняется, и журналист может получить ее только с согласия владельца. Если вы добыли ее незаконным путем (например: подкуп, угроза, шантаж) и после ее опубликования госоргану или организации нанесен ущерб, то будьте готовы понести ответственность по 126 Гражданского кодекса РК (возмещение убытков и морального ущерба);

- тайна голосования . Согласно Закону «О выборах в Республике Казахстан» голосование в нашей стране является тайным, исключающим возможность какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателя. Информацию о том, как проголосовал тот или иной избиратель, можно получить только от него или с его согласия;

- тайна следствия . Информация о данных дознания или предварительного следствия охраняется законом, потому что ее разглашение может затруднить или даже сделать невозможным установление объективной истины. Следователь или дознаватель уполномочен сам решать, какой объем сведений по делу можно предоставлять журналистам. В следствии и дознании также участвуют много других лиц, обладающих информацией по делу. Это защитники, свидетели, потерпевшие, истцы и ответчики, эксперты, переводчики, специалисты, понятые и др. У них отбирается подписка о неразглашении сведений, и, следовательно, если кто-то из этих лиц расскажет журналисту что-то лишнее, то ответственность за разглашение тайны следствия ложится на него, а не на журналиста;

- тайна совещания судей . Тайна совещательной комнаты судей обеспечена нормами процессуального законодательства. Информация о том, что происходило в ней, не подлежит оглашению. Любая попытка проникновения в совещательную комнату является незаконной, будет расценена как неуважение к суду и наказана по ст.513 Кодекса об административных нарушениях РК;

- тайна сведений о мерах безопасности в отношении судьи и участников уголовного процесса . Не стоит объяснять, что разглашение такого рода информации может повлечь для них самые трагические последствия;

- налоговая тайна . В обязанности органов налоговой службы входит соблюдение налоговой тайны (ст. ст.17, 518 Налогового кодекса). Информацию о налогах какого-либо субъекта (физического или юридического лица) вы можете получить у самого субъекта либо с его письменного согласия в налоговых органах.

2. Информация, обеспечивающая нормальную деятельность коммерческих структур и иную профессиональную тайну, охраняемую законом :

- коммерческая тайна . Это информация, имеющая коммерческую ценность, которой владеют физические и юридические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Так же, как и в случае со служебной тайной, ее обладатель принимает меры к ее конфиденциальности. Если вы получили такую информацию незаконными методами и разгласили ее, в результате чего коммерческой структуре или предпринимателю нанесен ущерб, то вы понесете ответственность по статье 126 Гражданского кодекса РК (возмещение убытков и морального ущерба). Мало того, за незаконный сбор (шантаж, угроза, подкуп) и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, вы можете быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 200 Уголовного кодекса РК;

- банковская тайна . Это информация о наличии, владельцах и номерах банковских счетов, депозиторов, клиентов и корреспондентов банка, об остатках и движении денег на этих счетах и счетах самого банка, об операциях банка (за исключением общих условий проведения банковских операций), а также сведения о наличии, владельцах, характере и стоимости имущества клиентов, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка. Банковская тайна гарантируется и охраняется ст. 745 Гражданского кодекса РК и ст.50 Закона «О банках и банковской деятельности в РК». Такую информацию журналист может получить у ее владельца (физического и юридического лица) или в банке с письменного согласия владельца. За незаконный сбор (шантаж, угроза, подкуп) и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, вы можете быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 200 Уголовного кодекса РК;

- тайна страхования . Включает в себя информацию о размерах страховой суммы, выкупной суммы и оплаченных страховых премий, иных условиях договора страхования (перестрахования), относящихся к личности гражданина (страхователя, застрахованного или представителя страхователя). Сохранность этой тайны гарантирована ст. 830 Гражданского кодекса РК. Не относятся к тайне страхования сведения о заключенных договорах страхования (перестрахования) страховой (перестраховочной) организацией, находящейся в процессе ликвидации. Тайна страхования может быть раскрыта журналисту самим гражданином, либо органом страхования на основании письменного согласия гражданина (застрахованного, представителя страхователя). Эти положения применимы и к юридическим лицам;

- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца . Статья 994 Гражданского кодекса устанавливает, что автору изобретения, полезной модели, промышленного образца принадлежит право авторства, а значит, информацию об изобретении журналист может получить у него. Если изобретение запатентовано, то журналист вправе получить сведения о патенте, но не технические и технологические данные изобретения, модели, образца. Такие данные могут быть отнесены к коммерческой тайне и охраняемы владельцем. А за незаконный сбор и разглашение коммерческой тайны, как вы уже знаете, вас могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 200 Уголовного кодекса РК.

- адвокатская охраняется законом «Об адвокатской деятельности». Адвокат обязан хранить втайне сведения, ставшие ему известными в связи с оказанием юридической помощи. Он не имеет права разглашать их без согласия лица, обратившегося к нему за помощью. Получить такую информацию вы можете у самого гражданина, либо у его адвоката, но с согласия гражданина. Ответственность за разглашение адвокатской тайны будет нести адвокат, а не журналист;

- медицинская - это сведения о заболевании или результатах медицинского свидетельствования пациента. Медицинский работник обязан сохранять их в тайне. Такую информацию вам может предоставить только сам пациент. В случае, если сведения получены и распространена без его согласия, за разглашение медицинской тайны ответственность будет нести медицинский работник, а не журналист;

- аудиторская охраняется законом «Об аудиторской деятельности». Органы аудита и аудиторы обязаны соблюдать конфиденциальность результатов аудита, а также сведений, полученных при проведении аудита и составляющих предмет коммерческой или иной, охраняемой законом, тайны. Информацию о результатах аудита вы можете получить у проверяемого лица или у аудитора с согласия проверяемого. За разглашение аудиторской тайны без согласия проверяемого ответственность несет аудитор, а не журналист;

- тайна нотариуса охраняется законом «О нотариате». Она представляет собой сведения, ставшие известными нотариусу в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Информацию о нотариальных действиях вы сможете получить у гражданина, обратившегося в нотариат, либо у нотариуса с согласия гражданина. За разглашение нотариальной тайны без согласия гражданина ответственность будет нести нотариус, а не журналист;

- журналистская тайна – это тайна авторства и источника информации. Согласно п.10 ст. 20 Закона «О средствах массовой информации» такая тайна обнародуется только по требованию суда;

- тайна актов гражданского состояния касается гарантированного Конституцией РК права гражданина на неприкосновенность частной жизни (например, тайна усыновления, рождения). Такая информация может быть вам предоставлена самим владельцем тайны. Ответственность за ее разглашение будет нести не журналист, а должностное лицо, которому тайна стала известна в связи с исполнением служебных обязанностей;

- тайна исповеди (личная тайна) – представитель духовенства любой из конфессий не вправе разглашать сведения, полученные им на исповеди. Такую информацию вам может дать только сам исповедующийся. В светском государстве эта тайна не охраняется законом, но из морально-этических соображений журналисту вряд ли стоит интересоваться такой информацией, а уж тем более распространять.

3. Ограничения свободы информации, направленные на защиту прав и свобод личности:

- тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений . Эта тайна охраняется п.2 ст.18 Конституции РК. Нарушение тайны переписки, переговоров и иных сообщений имеет место в случае, когда эта информация становится достоянием других лиц без согласия гражданина – владельца тайны (адресата). Если вы не заручились таким согласием, то незаконное нарушение тайны может повлечь ответственность по ст.143 Уголовного кодекса РК. Но имейте в виду, если эти сведения получены вами от третьего лица, то уголовную ответственность понесет именно это лицо, а не вы;

- неприкосновенность (тайна) жилища гарантирована ст. 25 Конституции РК. Незаконное вторжение в жилище влечет уголовную ответственность по ст. 145 Уголовного кодекса РК. Под вторжением следует понимать любой способ самовольного проникновения в ваш дом: открытого, вопреки воле хозяев, или тайного, в момент их отсутствия. Поэтому сбор информации в доме интересующего вас лица стоит согласовать с ним;

- персональные данные (личная тайна) . Это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. К таким данным относятся, например, фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, пол, адрес, номер удостоверения или иного документа, удостоверяющего личность и т.д. Если опубликованные вами сведения о человеке (например, о его социальном происхождении, расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности) против его воли и причинили ему имущественный или моральный вред, то вы согласно законодательству понесете ответственность. Информацию о персональных данных можно получать и распространять только с согласия гражданина;

- личная и семейная тайна . Эта тайна охраняется п.1 ст. 18 Конституции РК. Если вы незаконно (например, путем похищения) собрали сведения, составляющие чью-то личную и семейную тайну, и распространили их без его согласия, то готовьтесь понести уголовную ответственность по ст. 142 Уголовного кодекса РК. Однако следует помнить, что уголовная ответственность наступает только в том случае, если вы нанесли вред правам и интересам гражданина;

- тайна мнения (личная тайна) . Свобода иметь собственное мнение проистекает из гарантии прав и свобод гражданина, закрепленных конституциями всех демократических стран, в том числе и нашей. Право высказывать или не высказывать свое мнение принадлежит только самому гражданину. Согласно Уголовному и Гражданскому кодексам ответственность наступает за распространение порочащих сведений, именно сведений, а не мнений;

- тайна национальности и религиозная тайна . Статья 19 Конституции РК указывает, что каждый гражданин вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность. Более того, о принятом решении никто не обязан сообщать публично в документах, становящихся достоянием общественности. Конституция РК запрещает ограничение и использование этих прав против человека. Так, ст. 164 Уголовного кодекса РК устанавливает уголовную ответственность за возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой и религиозной вражды.

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. Информация пронизывает все сферы человеческой жизни и деятельности. Моральные и этические суждения о событиях, фактах, лицах зависят от качества информации о них, от надежности источника информации, от своевременности ее получения и использования. Информация составляет основу нашего мировосприятия, поведения.

С развитием информационного общества все большее значение приобретают проблемы, связанные с защитой информации с ограниченным доступом. В настоящее время в российском законодательстве данные вопросы полно и системно не решены. Данная дипломная работа является попыткой анализа наиболее острых проблем, связанных с определением понятия и видов такой информации.

Что же есть информация? В латинском языке "informatio" означает разъяснение, изложение, осведомление. С.И. Ожегов дает следующее определение информации - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова. . Сведения же он определяет как познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представления о чем-либо. Легальное определение этого понятия дано в ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и защите информации": информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В соответствии с положениями вышеуказанного закона всю информацию можно разделить на открытую (или свободно распространяемую), информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях, информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению и информацию ограниченного доступа (то есть такую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законом для защиты прав и законных интересов ее обладателей). В литературе имеются и другие определения информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации), например, А.В. Семашко определяет данный вид информации как объективно выраженные секретные сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, неизвестные широкому кругу лиц, имеющие средства правовой охраны и защиты, доступ к которым ограничен законом на федеральном уровне в силу того, что их использование или распространение нарушит права и законные интересы собственника информации и (или) иных лиц.

Именно информации с ограниченным доступом и посвящено данное исследование.

Информация с ограниченным доступом определяется двумя признаками:

доступ ограничен в соответствии с законом;

цель ограничения - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Для характеристики информации с особым режимом доступа используется еще термин "конфиденциальная информация". В ст.2 Закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" есть понятие "конфиденциальности информации", под которым понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации.

С точки зрения этимологии, слово "конфиденциальный" происходит от латинского "confidentia" - доверие, и в современном русском языке означает "доверительный, не подлежащий огласке, секретный". В словаре В. Даля также названы аналогичные значения: "конфиденциальная" - "откровенная, по особой доверенности, неоглашаемая, задушевная". Даль В. И.. Толковый словарь Даля, 1863-1866.

В законодательстве для определения конкретных видов конфиденциальной информации используется понятие тайны. "Тайна" - "кто чего не знает, то для него тайна, все сокрытое, неизвестное, неведомое". Таким образом, можно сделать вывод о равнозначности понятий конфиденциальная информация и тайна. Поэтому, говоря об особых правовых режимах информации, правомерно также использовать термин "режим тайны".

Информация, находящаяся в ограниченном обороте, встречается во многих сферах общественной жизни. Однако существуют определенные признаки, позволяющие выделить информацию, находящуюся в ограниченном обороте, из всего массива информации.

К таким признакам относятся:

Информация не является государственной тайной. Изъятие из оборота сведений, составляющих государственную тайну, направлено на предотвращение ущерба безопасности государства, в то время как вводимые государством ограничения на оборот вышеуказанных видов информации направлены на обеспечение стабильности общества и на защиту прав, свобод и законных интересов собственников и владельцев информации от неправомерных действий других лиц по распространению этой информации.

Меры по охране и защите информации, принимаемые ее собственником или законным обладателем.

В юридической литературе существует несколько определений понятия "тайна". Например, А.А. Фатьянов определяет тайну как сферу объективной реальности, скрытую от нашего восприятия либо понимания. С одной стороны, пишет он, это то, что на данный момент не осознано человеческим интеллектом, а с другой - это нечто, уже известное, но с определенной целью скрытое от других людей.

Законодательством РФ охраняется несколько видов тайн.

Так, В. Лопатин указывает, что в российском законодательстве обозначено около 40 видов тайн. Он предлагает сделать шесть основных видов и определить этот перечень в соответствующем законе, а не Указом Президента, как это сделано в настоящее время (это государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна и персональные данные как институт охраны права неприкосновенности частной жизни). Кроме этого, по его мнению, в информации как объекте права должен быть выделен третий сегмент, который нельзя отнести ни к информации без ограничения доступа, ни к информации с ограниченным доступом. Особенностью этой информации является то, что ее распространение наносит объективный вред интересам общества, законным интересам и правам граждан. Сюда относится порнография; информация, разжигающая национальную, расовую и другую рознь; пропаганда и призывы к войне. Сюда можно относить и то, что называется ложной рекламой, а также информацию, деструктивно воздействующую на психику человека. Это так называемая "вредная" информация. Сегодня в законодательстве установлены основания для отнесения информации к вредной информации. Но они разбросаны по всему законодательству и поэтому этот сегмент нужно определить в Законе "О праве на доступ к информации".

Следующую классификацию тайн дает А.А. Снытников:

  • 1. тайна частной жизни - это личная тайна и семейная тайна, тайна телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, тайна почтовых отправлений, тайна исповеди, тайна голосования, персональные данные;
  • 2. профессиональная тайна - банковская тайна, врачебная тайна, журналистская тайна, редакционная тайна, тайна совещательной комнаты, тайна страхования, секреты мастерства, налоговая тайна, сведения о мерах безопасности судей, должностных лиц правоохранительных органов, служебная информация о рынке ценных бумаг, геологическая информация о недрах;

коммерческая тайна - конфиденциальные данные и сведения, имеющие коммерческую ценность, "ноу-хау";

государственные секреты - это служебная тайна, государственная тайна.

Н.Н. Ковалева выделяет следующие виды информации с ограниченным доступом Ковалева Н.Н. Информационное право России: учебное пособие - Н.Н. Ковалева / М.: Дашков и К, 2007. - 341 с. :

государственная тайна;

конфиденциальная информация, которая, в свою очередь, подразделяется:

  • а). коммерческая тайна,
  • б). тайна частной жизни;
  • в). служебная тайна;
  • г). профессиональная тайна.

А.А. Фатьянов классифицирует подлежащую защите информацию по трем признакам: по принадлежности, по степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) и по содержанию.

По принадлежности владельцами защищаемой информации могут быть органы государственной власти и образуемый ими структуры (государственная тайна, служебная тайна, в определенных случаях коммерческая и банковская тайны); юридические лица (коммерческая, банковская служебная, адвокатская, врачебная, аудиторская тайны и т.п.); граждане (физические лица) - в отношении личной и семейной тайны, нотариальной, адвокатской, врачебной.

По степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) в настоящее время можно классифицировать только информацию, составляющую государственную тайну. Согласно ст.8 Закона РФ "О государственной тайне", устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений Закона РФ «О государственной тайне». . В США и ряде стран НАТО грифы секретности схожи с установленными отечественным законодательством - "конфиденциально (confidential)", "секретно (secret)", "совершенно секретно (top secret)". Для остальных видов тайн данное основание классификации пока не разработано, при этом согласно ст.8 Закона РФ "О государственной тайне", использование названных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Следует отметить, что вышеизложенные классификации не являются исчерпывающими и их разработка еще предстоит науке и законодательству. Отсутствие четкой классификации конфиденциальной информации, неоформленность их правовых режимов в законодательстве приводит к значительному числу противоречий и пробелов.

Ограничения доступа к информации на основе закона.

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
примечание - По вопросу, касающемуся порядка обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, см. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 .
4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.
8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

5. Понятие и структура информации с ограниченным доступом. Институт тайны как правовой режим информации с ограниченным доступом. Конфиденциальность информации. Классификация видов тайн.

Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну. Она состоит из государственной тайны и конфиденциальной информации. Конфиденциальная информация в свою очередь включает в себя то множество тайн, которое предлагается свести к пяти основным видам: коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна, персональные данные, служебная тайна.



Законодательство РФ устанавливает ряд обязательных признаков и условий охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом. Первым обязательным признаком,при котором возможна правовая охрана информации с ограниченным доступом, должна быть ее защита.

Целями защиты информации с ограниченным доступом при этом заявляются:

Предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки такой информации;

Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

Реализация прав и законных интересов на государственную тайну и конфиденциальную информацию их обладателей.

При этом ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" указывает, что режим защиты информации устанавливается в отношении:

Сведений, отнесенных к государственной тайне, -уполномоченными органами на основании Закона РФ "О государственной тайне";

Конфиденциальной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона;

Персональных данных - федеральным законом. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.

Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах возложен на органы государственной власти.

Собственник информации или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.

Другим признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом в соответствии с законодательством является то, что защите подлежит лишь документированная информация (зафиксированная на материальном носителе).

Под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (ст. 1 ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», ст. 1 ФЗ «О библиотечном деле»).

Третьим признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом выступает ее соответствие ограничениям, установленным в законодательстве.

В ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" приведен общий перечень случаев, когда не могут быть отнесены (запрещено относить) к информации _ с ограниченным доступом следующие сведения:

Законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

Документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

Документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

Документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интересов или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Наряду с этим, в каждом конкретном случае закон может устанавливать специальные перечни сведений, которые не могут быть отнесены к конкретному виду информации с ограниченным доступом (например, в Законе РФ "О государственной тайне" - ст. 7). Такой подход в целом соответствует принципу приоритетности установления правовых запретов перед разрешительной практикой нормотворчества.. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. (в п. 2 ст. 13), установлено, что «право искать, получать и свободно распространять информацию может ограничиваться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности». При этом, только перечень сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованием Декларации, должен быть установлен законом, что позже было закреплено в Конституции РФ (п.4 ст.29). Из этого следует, что при принятии законов по каждому из видов информации с ограниченным доступом (кроме государственной тайны) не требуется законодательно закреплять перечень сведении, составляющих конфиденциальную информацию.

Игорь Агурьянов

Наиболее адекватная (на мой взгляд) классификация информации по видам доступа приведена на схеме ниже. Она полностью соответствует российскому законодательству, но существует множество нюансов...


name="more">

Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации " определяет подразделение информации (в зависимости от категории доступа к ней) на общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (Ст.5).

В той же статье информация классифицируется по способу распространения. Важным здесь является обособление информации, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению. Т.е. доступ к этой информации ограничивать... противозаконно. О какой информации идет речь:

Информация, к которой нельзя ограничивать доступ

Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в Ст.10 того же ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 149 "Об информации...":

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Эта "иная информация" устанавливается в федеральных законов, касающихся некоторых специфических сфер деятельности, например, в законах о благотворительной деятельности и некоммерческих организациях или в законах об акционерных обществах (пример для акционерных обществ).

Государственная тайна

Регулирование вопросов, связанных с этим видом тайн возложено на Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I " О государственной тайне ". Перечень сведений составляющих государственную тайну определен в Ст.5, где они сгруппированы по следующим направлениям:

  • сведения в военной области
  • сведения в области экономики, науки и техники
  • сведения в области внешней политики и экономики
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму

Конфиденциальная информация

Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 « Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера ». К видам конфиденциальной информации, согласно этому указу относятся:

  • Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные ), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
  • Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства , а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ " О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства " и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна ).
  • Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
  • Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна ).
  • Сведения о сущности изобретения , полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

На самом деле зачастую одни и те же сведения могут относится к различным категориям тайн. Например, сведения составляющие врачебную тайну, наверняка являются чьими-то персональными данными. Некоторые виды тайн, определенных в федеральных законах РФ будут расписаны ниже.

Виды тайн в российском законодательстве

Коммерческая тайна

Сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

  • N 98-ФЗ " О коммерческой тайне "

Банковская тайна (тайна банковских вкладов)

Сведения об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией

Служебная тайна

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами

  • Указ Президента от 6.03.1997 №188
  • 139 ГК РФ
  • ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"
  • Постановление Правительства РФ от 3.11.94г. № 1233

Тайна кредитной истории

Информация, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй

Тайна страхования

Сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц

  • 946 ГК РФ

Тайна завещания

Сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены

  • 1123 ГК РФ

Налоговая тайна

Любые полученные налоговым органом,органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (за рядом исключением)

  • 146-ФЗ "Налоговый кодекс РФ"

Тайна усыновления ребенка

Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

Врачебная тайна

Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья

Медицинская тайна

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе заболевания, иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина, а также сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора. Результаты обследования лица, вступающего в брак.

  • Основы законодательства РФ обохране здоровья граждан
  • 223-ФЗ Семейный кодекс РФ

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи

  • 176-ФЗ "О почтовой связи"
  • 126-ФЗ "О связи"
  • УПК РФ

Тайна частной жизни (личная тайна)

Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

  • Конституция РФ
  • 150 ГК РФ

Аудиторская тайна

Любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг (за рядом исключений)

  • 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

Тайна судопроизводства (тайна следствия и судопроизводства)

Данные предварительного расследования не подлежат разглашению… могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается

  • 241 УПК РФ
  • 10 ГПК РФ
  • 11 АПКРФ
  • 166 УПК РФ
  • Указ Президентаот 6.03.1997 №188

Адвокатская тайна (тайна судебного представительства)

Любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю

  • 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ"

Тайна нотариальных действий (нотариальная тайна)

Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с его профессиональной деятельностью. Суд может освободить нотариуса от этой обязанности сохранения тайны, если против него возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Поскольку нотариусы предоставляют информацию о совершенных ими нотариальных действиях нотариальным палатам, должностные лица этих палат также обязаны сохранять нотариальную тайну.

  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате

Тайна исповеди

Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

Тайна голосования

Подсчет избирательных бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.

Тайна сведений о мерах безопасности в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью

  • 311 УК РФ

Журналистская (редакционная) тайна

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

  • 2124-1-ФЗ "О средствах массовой информации"

Тайна вероисповедания

Сведения об отношении к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, об участии или неучастии в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, о деятельности в религиозных объединениях, об обучении религии

  • 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Тайна сведений о военнослужащих внутренних войск МВД

Сведения о местах дислокации или о передислокации соединений и воинских частей внутренних войск, а также сведения о военнослужащих внутренних войск,принимавших участие в пресечении деятельности вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а также сведений о членах их семей

Другие виды тайн

Вообще Лукацкий нашел целых 65 видов тайн в нашем законодательстве. Проблема в том, что некоторые из них означают одно и то же понятие, некоторые являются частными случаями других (или пересекаются), а другие вообще рудиментарны...

Похожие публикации