Понятие "должностное лицо": неоднозначность в толковании. Административное право

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Исходя из данного понятия, можно выделить следующие три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:

1. Характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает расширительное толкование субъекта этой группы преступлений.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми.

Для административно-хозяйственных функций признак руководства людьми не обязателен. Главным являются контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска, получения, ответственного хранения, реализации и т.п.

Для должностных лиц - субъектов рассматриваемой группы преступлений - обязательно совершение при выполнении названных в законе функций действий, имеющих юридическое значение, т.е. устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности физических и юридических лиц.

Иные названные в законе признаки не являются определяющими.

2. Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность.

Лица, не назначенные на соответствующие должности, но фактически выполняющие функции должностного лица, в соответствии с примечанием к ст. 285 могут признаваться должностными, если они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию. Специальное полномочие предоставляет управомоченный на это орган, должностное лицо, трудовой коллектив. Специальное полномочие оформляется приказом, решением трудового коллектива и т.п.

3. Самостоятельным признаком является принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится должностное лицо.

По закону это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования РФ. Не являются должностными лица, работающие в общественных объединениях различной ориентации, коммерческих организациях (производственных и потребительских кооперативах, иностранных фирмах, хозяйственных товариществах и т.п.). Они несут ответственность по ст. 201-204 УК.

Названные признаки должностного лица присущи всем четырем категориям работников, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК.

Первая категория - лица, отвечающие признакам, названным в примечании 1 к ст. 285. Они могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 285; ч. 1 и 3 ст. 286; ч. 1 и 3 ст. 287; ст. 289; ч. 1, 2 и 4 ст. 290; ст. 292; ч. 1 и 2 ст. 293 УК.

Вторая категория - лица, занимающие государственные должности РФ. В соответствии с примечанием 2 к ст. 285 УК - это лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, федеральные министры и т.д.). Перечень государственных должностей РФ содержится в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих.

Третья категория - лица, занимающие государственные должности субъектов РФ. К ним в соответствии с примечанием 3 к ст. 285 относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы краев, областей, депутаты законодательной (представительной) власти и т.д.).

Должностные лица - второй и третьей категорий могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 2 и 3 ст. 287; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.

Четвертая категория - лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления (мэр, префект). Они избираются на территории муниципального образования и наделяются полномочиями для решения вопросов местного значения.

Глава органа местного самоуправления может быть субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.

Исполнителями преступлений со специальным субъектом являются только лица, обладающие их признаками. Организаторами, подстрекателями и пособниками могут быть и иные лица.

Ряд административно-правовых отношений по законодательству РФ осуществляется с участием в качестве властной стороны специально указанных в нормативных правовых актах отдельных должностных лиц. Должностное лицо является одной из разновидностей государственных служащих.

Важно отделить понятие должностного лица от понятия органа государства, т.е. определять случаи, когда должностное лицо должно действовать от своего имени, а не от имени какого-либо государственного органа. В определении, данном в п. 5 ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", понятие должностного лица четко отделяется от понятия государственного органа, и оно определяется как лицо, выполняющее определенные функции в органе.

Специфические определения должностного лица содержатся в УК РФ, в КоАП РФ. Определение должностного лица дано также в п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. В науке административного права было высказано мнение, что понятие должностного лица относится ко всем перечисленным выше структурам, т.е. понимается широко. Представляется, что эта оценка профессора Н. Ю. Хаманевой исходит из совершенно правильной, самой широкой трактовки понятия государственного служащего и должностного лица в плане возможности их судебной ответственности за нарушения прав граждан.

Примечания к ст. 285 УК РФ "Злоупотребление должностными полномочиями" содержат понятие должностного лица:

  • 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы" признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
  • 2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
  • 3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
  • 4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями".

В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ и именно для целей данного Кодекса дается определение должностного лица как лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющего функции представителя власти, т.е. наделенного в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лица, выполняющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К перечисленным категориям должностных лиц данный Кодекс добавляет и другие: "Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное" (ст. 2.4) КоАП РФ. То, что предприниматель для целей КоАП РФ является субъектом административной ответственности как должностное лицо, может быть, и разумно, однако в область государственной службы такое определение не вписывается.

С понятием должностного лица связана важнейшая классификация, имеющая важные правовые последствия. Именно отдельным, прямо названным должностным лицам КоАП РФ вменяет применение мер административной ответственности и принуждения. Отсюда велико значение этой классификации. Но, как верно отметил К. Л. Засов, компромисс относительно дефиниции должностного лица так и не достигнут. Единого понятия должностного лица в российском законодательстве и правовой науке пока нет. Это обусловлено тем, что в законодательстве преобладает отраслевой и ведомственный подход к пониманию данной категории, что ведет к односторонности ее раскрытия. К. Л. Засов предлагает собственное определение должностного лица: "Должностное лицо - это гражданин Российской Федерации, состоящий на государственной службе, занимающий в порядке, предусмотренном действующим законодательством, должность в органе государственной власти, имеющий специальные властные полномочия, выражающиеся в обладании правом совершать действия, вызывающие юридические последствия, постоянно, временно или по специальному полномочию наделенное правом единолично рассматривать и разрешать административные дела, принимать административные акты, а также наделенное правом по занимаемой должности выполнять организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах и несущее в случаях, предусмотренных законодательством, повышенную юридическую ответственность". Представляется, что это определение включает наиболее полный набор элементов, верно отражающий с некоторыми комментариями обсуждаемую категорию. Но отраслевая привязка здесь тоже есть.

Кроме того, в законодательстве отражается непоследовательность в понимании отличия административного права от гражданского, публичного от частного.

Общее для всех случаев понятие должностного лица закреплено в п. 5 ст. 4 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации": "Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления". Данное определение уже приведенных ранее.

Для того чтобы определить субъектный состав должностных лиц, в том числе при специфике правового статуса воинских частей, необходимо определить, что можно понимать под представителем власти, организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, которые выполняют должностные лица.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" разъясняет соответствующую норму УК РФ. Представитель власти - работник государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (п. 2), например наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД России и ФСБ, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями. К организационно-распорядительным функциям относится, например, руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий (п. 3). К административно-хозяйственным функциям относятся, в частности, полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. (п. 3).

Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не предусматривает уравнения статуса государственного органа со статусом государственного учреждения и государственного предприятия, но, например, Инструкция о присвоении квалификационных категорий сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Минюста России от 5 сентября 2006 г. № 283, совершенно явно уравнивает статус таких лиц вне зависимости от категорий субъекта государственной власти: орган или учреждение, а в некоторых других документах уравнивается статус работников и государственных предприятий.

Интересен в этом отношении следующий судебный казус.

Приговором Омского областного суда от 10 января 2001 г. оправданы Каменев в получении взяток, а Кузнецова - в даче взятки, поскольку в соответствии с мотивировкой суда, управляющий Омским отделением Пенсионного фонда РФ Каменев не являлся представителем власти и не подпадает под действие ст. 290 УК РФ, так как не осуществлял законодательную, исполнительную или судебную власть и не был работником государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенным распорядительными полномочиями в отношении не находящихся от него в служебной зависимости лиц либо наделенным правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями. Каменев выполнял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в некоммерческой организации, не относящейся к органам государственной власти или местного самоуправления, к государственным или муниципальным учреждениям. В обоснование суд сослался на Положение о Пенсионном фонде РФ (утв. постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1), из содержания п. 1 и 15 которого следует, что Пенсионный фонд РФ - юридическое лицо, самостоятельное финансово-кредитное учреждение, выполняющее отдельные банковские операции. Оно не относится к государственным органам, органам местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждениям. При таких обстоятельствах, независимо от правоспособности руководителя отделения Пенсионного фонда РФ, он не является должностным лицом применительно к примечанию к ст. 285 УК РФ. Поэтому Каменев не признан судом субъектом должностных преступлений.

С таким выводом не согласился Президиум Верховного Суда РФ, 26 июня 2002 г. удовлетворивший протест заместителя Генерального прокурора РФ. Он указал, что управляющий отделением Пенсионного фонда РФ является субъектом должностных преступлений. Среди аргументов Президиума Верховного Суда РФ были следующие. Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ данный Фонд по своему юридическому статусу и организационно-правовой форме является государственным учреждением со специальной правоспособностью, установленной Верховным Советом РФ. Отношения Пенсионного фонда РФ с работодателями и индивидуальными предпринимателями, обеспечивающие целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, направляемых на пенсионное обслуживание, носят административно-властный характер и являются для указанных лиц обязательными. Отделение Пенсионного фонда РФ, а соответственно и Каменев как его руководитель вправе осуществлять распорядительные и властные действия в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Следовательно, Пенсионный фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий именно законом. Такие полномочия по смыслу ч. 2 ст. 7, ст. 10, ч. 1 ст. 11, ч. 2 ст. 15, ст. 39, ч. 1 ст. 45, п. "в", "ж" ст. 71, п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч. 1 ст. 78, ст. 110, п. "в", "г", "е" ч. 1 ст. 114 и ст. 115 Конституции РФ относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов. Приговор суда отменен, и дело передано на новое судебное рассмотрение.

Неопределенность понятия должностного лица, тем более должностного лица на государственной службе, приводит к вынесению судебными органами противоречивых решений.

Следует поддержать предложение М. В. Ермоленко, считающей, что очередной задачей, стоящей перед наукой административного права, и соответственно следующим шагом в нормотворчестве должно стать формирование единого общеправового понятия должностного лица. В связи с этим, по ее мнению, необходимо принять специальный федеральный закон о должностных лицах в Российской Федерации.

В заключение обсуждения статуса должностного лица приведем пример из международной практики. Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций (Стамбул, 21 ноября 1997 г.), в ст. 1 "Подкуп должностных лиц иностранных государств как уголовное преступление", в частности, гласит:

"Для целей данной Конвенции... термин "должностное лицо иностранного государства" означает любое лицо, занимающее назначаемую или выборную должность в органе законодательной, исполнительной или судебной власти иностранного государства; а также любое лицо, отправляющее государственные функции для иностранного государства, в том числе для государственного агентства или государственного предприятия, равно как и любое должностное лицо или представитель государственной международной организации". В данном документе используется, как видим, наиболее широкое определение должностного лица.

Так же как статус должностного лица, в Российской Федерации неопределенным является и статус чиновника.

В континентальной системе права статус должностного лица часто связывают с понятием "чиновник". "Служащий, обладающий чином, назывался чиновником", - считает М. А. Ковальчук. Но важнее для определения понятия статуса чиновника является мнение В. Е. Чиркина. Он считает, что чиновники относятся к "классифицированной государственной службе", которая характеризуется:

  • - привилегией несменяемости;
  • - обладанием особыми правами, некоторыми привилегиями и дополнительными обязанностями: дискреционными полномочиями, повышенным материальным обеспечением;
  • - дополнительными обязанностями, среди которых: принцип лояльности (верности) государству, запрещение участвовать в забастовках и ограничение политических прав.

Закон № 79-ФЗ вместе с чинами, очевидно, узаконил категорию "чиновник" в законодательстве РФ. Из ругательства, каковым считалось это слово во времена СССР, оно превратилось в законный символ государственной власти. Но наиболее характерным для понимания института чиновничества законодательством о чиновниках является законодательство Германии. И статус чиновника в ФРГ значительно отличается от статуса нового чиновника в Российской Федерации.

Действующий в ФРГ Рамочный закон об унификации законодательства о чиновниках 1957 г. даже в самом названии употребляет термин "чиновник", но фактически им регулируются основные положения государственной службы и статуса государственного служащего вообще. В отличие от иных государственных служащих в Германии исторически основной чертой чиновника являлась гарантия его устойчивости даже в случаях противоречия своему патрону в принятии решений о государственных делах. Такой гарантией для чиновника служит его несменяемость.

Черты самостоятельности российского чиновника мы можем найти в тех положениях законодательства о государственной службе РФ, где государственному служащему запрещается выполнять незаконный приказ начальника под страхом личной за него ответственности. Однако такое предписание не содержит в себе какой-либо гарантии устойчивости статуса такого должностного лица в случае, если он таким правом воспользуется. В качестве примера можно привести случай с генералом ГРУ Корабельниковым, который, по сообщениям печати, в апреле 2009 г. оспорил приказы министра обороны РФ Сердюкова как неграмотные, но дело закончилось тем, что Корабельников вынужден был подать рапорт об отставке.

Понятие должностного лица

Определение понятия должностного лица вытекает из норм главы 30 Уголовного кодекса РФ, так как именно нормы уголовного права регламентируют данное понятие в силу наличияглавы о должностных преступлениях.

В частности, под должностным лицом понимается лицо, которая постоянно и временно или по специальному полномочию реализует функции в сфере представительства власти, а также выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в различных органах, в том числе и сфере вооруженных сил.

Данное положение позволяет выделить ряд специфических признаков, свойственных должностному лицу:

  • особый характер выполнения лицом своих функций, то есть наличие у него особых полномочий, прав и обязанностей;
  • специфическое правовое регулирование деятельности должностного лица;
  • особый перечень органов, в которых могут работать должностные лица.

Не любые работники госорганизаций являются должностными лицами, а только те из них, которые соответствуют указанным выше требованиям.

Так как должностное лицо является представителем власти, соответственно, оно обладает специфическими полномочиями. Должностное лицо имеет ряд специфических обязанностей в силу тех правомочий, которыми он владеет. Так, должностные лица имеют право принимать решения, которые обязательны для граждан, круга общественных отношений, организаций, других субъектов.

В рамках своей компетенции должностные лица имеют право принимать специфические акты по вопросам своего ведения. Кроме того, исходя из тех полномочий, которые реализуют органы, должностные лица обладают рядом особых, специфических полномочий, так, например, сотрудник полиции имеет право проверять документы, удостоверяющие личность лица.

Замечание 1

Все лица, которые выполняют технические или производственные функции, даже если имеют отношение к перечисленным органам или их имуществу, не являются должностными. Закон предусматривает реализацию административно-хозяйственных функций должностными лицами, однако договор о полной материальной ответственности между работником и работодателем не является основанием предположить, что данное лицо является должностным.

Категории должностных лиц

Как понятно из определения, указанное лицо должно занимать определенную должность государственной или муниципальной организации, также в вооруженных силах и иных информированиях, например, в железнодорожных войсках, во внутренних войсках МВД РФ. Те лица, которые занимают должности в общественных организациях, в коммерческих объединениях, не могут быть отнесены к должностным.

Нужно отметить, что должностные лица разделяется на четыре категории:

  • 1 категория - те должностные лица, которые занимают государственные должности РФ,
  • 2 категории – должностные лица на уровне субъекта федерации,
  • 3 уровень - должности на уровне муниципального образования,
  • 4 категория - иные должностные лица.

Замечание 2

Первые три категории характеризуется некоторыми общими признаками, например, данное лицо, занимающее должность, должно достигнуть возраста 16 лет, быть физическим, вменяемым, деликтоспособным. Однако в отношении ряда лиц могут устанавливаться особые требования, например касающиеся возраста, так например, на должность судьи может быть назначено лицо не моложе 25 лет.

По нормам Уголовного кодекса РФ за совершение должностных преступлений несут ответственность только должностные лица, в случае организованной преступности подстрекателями, пособниками могут быть и иные категории лиц, не являющихся должностными. Их действие лежит квалифицировать по соответствующей статье Уголовного кодекса РФ, предусматривающие соучастие.

Что такое "Должностное Лицо"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Должностное Лицо специальный субъект должностных преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ. Помимо общих признаков субъекта преступления (вменяемость, достижение 16-летнего возраста), специальный субъект обладает особенными признаками. Определение Д. л. дано в прим. к ст. 285 УК РФ, согласно которому Д. л. признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Отнесение лица к числу Д. л. происходит на основании функций, вытекающих из его служебного положения или временно занимаемой должности. Функции представителя власти означают осуществление представителем власти функций федеральной государственной власти, власти субъектов Федерации, а также властных полномочий органов местного самоуправления. Представители власти в пределах своей компетенции наделены правом предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности, подчиненности и форм собственности. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с широким кругом лиц, не находящихся в его служебной подчиненности. Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов государственной власти соответствующего уровня (Федерации и субъектов Федерации). Исполнительную власть представляют и осуществляют Правительство РФ и правительства субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, а также работники тех властных структур, которые осуществляют надзор за исполнением законов, поддержанием общественного порядка, ведут борьбу с преступностью, обеспечивают государственную, радиационную, пожарную, противоэпидемиологическую и иную безопасность (криминальная милиция и милиция общественной безопасности, Федеральная служба безопасности, прокуратура, Государственная таможенная служба, Департамент налоговой полиции, Государственная налоговая служба, Федеральный антимонопольный орган, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности, Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор, Федеральный горный и промышленный надзор, Государственный архитектурно-строительный надзор, Государственная лесная охрана и т. д.). Судебная власть осуществляется судьями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, территориальных судов и арбитражных судов всех уровней. К числу лиц, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителей власти, относят также народных и присяжных заседателей в судах. Организационно-распорядительные функции - это функции по руководству трудовым коллективом, участком работы, отдельными работниками (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, контроль и проверка исполнения, поддержание трудовой дисциплины и т. д.). Всякий работник учреждения, имеющий в своем служебном подчинении других сотрудников, руководящий их деятельностью, направляющий и организующий их работу, является Д. л. в связи с наличием у него организационно-распорядительных обязанностей (например, руководители министерств, комитетов, департаментов, ведомств, заведующие учреждениями науки, культуры, образования, ректоры, проректоры и т. д.). Административно-хозяйственные функции - это полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, учет и контроль над расходованием материальных ценностей, получение и выдача денежных средств и документов и т. п. Такими полномочиями обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители и основании и в соответствии с учредительными документами или иными локальными нормативно-правовыми актами и состоящие в принятии, в необходимых случаях, решений, либо непосредственно влекущих правовые последствия, либо выступающих как одно из оснований наступления таких последствий, но связанные с распоряжением деятельностью других работников организации. Порядок принятия организационно-распорядительных решений должен определяться законом, регламентирующим деятельность организаций определенной организационно-правовой формы (например, Федеральным законом об акционерных обществах от 26 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. ¦ 1. Ст. 1), и подзаконными актами, которые устанавливают особенности принятия решений, определяя при этом правомочия отдельных категорий участников юридического лица и органов юридического лица. Административно-хозяйственные - это обязанности, в соответствии с действующими законами и подзаконными актами, учредительными документами и локальными актами вытекающие из реализации правомочий по управлению имуществом, в частности по совершению сделок, связанных с деятельностью по извлечению прибыли, распределению обязанностей подчиненных лиц, контролю за ними.

Должностное Лицо - по советскому праву лицо, постоянно или временно, по назначению или на основе выборов, за в... Большая Советская энциклопедия

Должностное Лицо - ДОЛЖНОСТНОЕ лицо - по российскому праву лицо, по назначению или в силу выборов занимающее в государс...

В российском законодательстве часто используется понятие "должностное лицо". Однако определение данного, казалось бы, не вызывающего никаких сомнений в толковании понятия приведено лишь в нескольких законах. Полагаем, что понятие "должностное лицо" не следует применять к различным правоотношениям в единообразном понимании. Каждый тип отношений, регулируемый нормами определенной отрасли законодательства, имеет свою специфику, и понимание одних и тех же категорий зачастую должно детерминироваться особенностями конкретной сферы правоприменения.

В законодательстве не содержится единого понятия должностного лица, которое могло бы применяться ко всем отраслям права. Однако определенные акты все же содержат дефиницию данной правовой категории. В Уголовном кодексе РФ <1>, в Кодексе РФ об административных правонарушениях <2> приводится толкование понятия должностного лица. Также определение содержится в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" <3>. Согласно примечанию к ст. 285 УК РФ, "должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации". Приведенное определение относится к главе 30 "Преступления против государственной власти, интересов государства и службы в органах местного самоуправления". В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ приведено следующее определение: "Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное". Как видим, в КоАП практически то же понимание должностного лица, что и в УК, только в ст. 2.4 КоАП уточняется, что значит "осуществляющее функции представителя власти": "наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица", а также в КоАП РФ нет "государственной корпорации", но по-видимому, скоро в КоАП внесут поправку насчет государственной корпорации, так как в примечание к ст. 285 УК такая поправка была внесена в 2007 г. К лицам, выполняющим организационно-распорядительные функции, можно, например, отнести начальника отдела кадров, госинспекторов и др.; административно-хозяйственные (полномочия по управлению и распоряжению госимуществом) - начальников финансовых, планово-хозяйственных, снабженческих отделов. В ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" приводится следующее определение: "Должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих; выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения".

<1> Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.05.2008).
<2> Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.05.2008).
<3> ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (ред. от 10.06.2008).

В Гражданском кодексе также используется понятие должностного лица. Больший интерес вызывают нормы, посвященные ответственности публично-правовых образований за вред, причиненный их органами и должностными лицами. Имеются в виду ст. ст. 1069 и 1070 ГК. По ст. 1069 ГК РФ <4> учитываются незаконные деяния (действия или бездействие) не любого работника государственных органов и органов местного самоуправления, а лишь должностного лица. Есть мнение, что применительно к гражданско-правовой ответственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возможно использование дефиниций понятия "должностное лицо", которые содержатся в приведенных выше актах <5>. Но верным представляется мнение, согласно которому определения, данные в актах отраслей публичного права, слишком широки и применительно к гражданским правоотношениям нуждаются в корректировке.

<4> Гражданский кодекс РФ (ч. 2) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 06.12.2007).
<5> См.: Прус Е. Нерушимая стена государства // ЭЖ-Юрист. 2004. N 1; Комментарий к ГК РФ. Ч. 2 / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Изд. дом "ИНФРА-М", 2004; Комментарий к ГК РФ. Ч. 2 / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Изд-во "Юрайт", 2004; Гражданское право: Учебник. Ч. 2 / Отв. ред. В.П. Мозолин. М.: Юристъ, 2004; Семенова Е. Власть бизнесу не товарищ? // Бизнес-адвокат. 2004. N 11.

Применительно к рассматриваемому вопросу под должностными лицами следует понимать только тех государственных и муниципальных служащих, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, по службе им не подчиненным. Иными словами, речь идет лишь о тех служащих, которых обычно именуют представителями власти в узком смысле <6>.

<6> См.: Гражданское право: Учебник. Ч. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1998; Токанова А.В. Право гражданина на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2001. N 11. С. 98 - 107.

К должностным лицам относятся граждане, постоянно или временно, в том числе по специальному полномочию, осуществляющие функции представителя власти (например, в области охраны общественного порядка) либо занимающие во властных органах должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций вне этих органов <7>.

<7> См.: Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. 2. Полутом 2. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2005. С. 398.

Иные организации, в том числе государственные и муниципальные учреждения, не являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления (учреждения в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и т.д.), а также государственные корпорации (некоммерческие организации, учрежденные Российской Федерацией для осуществления социальных, управленческих и других общественно полезных функций) и их должностные лица отвечают за причиненный ими вред по правилам ст. 1068 (ответственность работодателя за вред, причиненный его работником), ч. 2 ст. 120 (ответственность учреждений) ГК РФ. Это же относится и к случаям причинения вреда работниками государственных органов и органов местного самоуправления, не обладающими властными функциями вне этих органов (например, начальник охраны министерства или ведомства, завхоз управления), либо не являющимися должностными лицами (например, водитель служебного автомобиля).

Государство должно отвечать лишь за деяния, совершенные должностным лицом, наделенным в установленном порядке полномочиями представителя власти, и касающиеся сфер, функции по регулированию которых взяло на себя государство.

Таким образом, нормы гражданского законодательства, касающиеся рассматриваемого вопроса, нуждаются в собственном определении должностного лица, так как здесь неприменимо определение этого понятия, приведенное в законодательстве отраслей публичного права. Ведь отношения, которые регулируются соответствующими нормами уголовного и административного права, имеют свою специфику, которая не позволяет отождествлять многие понятия этих отраслей права с понятиями гражданского права. Понятие "должностное лицо" используется и в ГК, и в УК, и в КоАП. Но содержание этого понятия не одинаково. Природа ответственности по УК и КоАП в принципе схожа, "имеет единые корни", поэтому и содержание многих понятий в них совпадает. ГК же в ст. ст. 1069 - 1071 регулирует абсолютно иную ответственность. Здесь должностное лицо не является субъектом ответственности, так как ответственность возлагается на соответствующие публично-правовые образования, от имени которых действует должностное лицо. И субъекты этой ответственности обязаны отвечать за поведение лишь своих "представителей", которые в силу предоставленных им полномочий вправе каким-либо образом властно воздействовать на лиц, находящихся "вне" данного органа, если деяния совершаются ими в связи с исполнением возложенных на них функций. Определения, приведенные в УК и КоАП РФ, являются вполне удачными. В КоАП дано более развернутое определение, оно формирует лучшее представление о том, что такое "функции представителя власти". Однако эти дефиниции не следует считать универсальными. Они должны применяться лишь при наличии оснований для уголовной или административной ответственности. Расширенное понимание рассматриваемого понятия говорит о том, что государство резко негативно относится к проявлениям наказуемых деяний в структурах, имеющих с ним непосредственную связь, лицами, которые наделены какими-то особыми полномочиями и специфическими функциями. Определение, сформулированное в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", также является достаточно широким. Оно применимо преимущественно к сфере конституционного права, но не является подходящим для регулирования ответственности по ст. 1069 ГК, так как, подобно определениям в УК и КоАП, заключает в себе не только властные отношения и полномочия.

В целях единообразной правоприменительной практики и терминологической точности ст. 1069 ГК целесообразно дополнить примечанием: "Должностным лицом признается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными и организационно-распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица".

Похожие публикации